Максим Пратусевич: почти треть наших выпускников выбирают СПбГУ
Какие занятия проводят для школьников ведущие российские математики? Всегда ли ученики математических школ становятся программистами? Об этом и многом другом рассказал директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич.
Максим Яковлевич, лицей № 239 ― одна из сильнейших физико-математических школ на территории СНГ, но ваши выпускники поступают в вузы не только по программам своего основного профиля?
Да, в последнее время среди наших обучающихся усилился интерес к химико-биологическому направлению. В этом году выпуск — 197 человек, большинство из них действительно поступили на математические и инженерные дисциплины, однако, по нашим данным, 15 выпускников будут обучаться специальностям, связанным с химией, биологией, медициной. Кроме того, каждый год у нас всегда выпускаются несколько гуманитариев — будущие экономисты, юристы и другие специалисты.
В этом году свыше 60 ребят, окончивших вашу школу, стали студентами СПбГУ. В какие вузы обычно планируют поступать обучающиеся лицея № 239?
Почти треть наших выпускников выбирают Санкт-Петербургский университет — в этом смысле СПбГУ лидирует, чему мы очень рады. Также довольно много ребят поступает в Московский физико-технический институт и в Высшую школу экономики. Надеюсь, что эта тенденция изменится в связи с открытием в Университете специализации «Современное программирование», поскольку теперь ребята смогут получить необходимое образование здесь и им не придется ехать для этого в Москву. В СПбГУ наши выпускники в основном выбирают программы бакалавриата «Математика», а также «Математика, алгоритмы и анализ данных» — сейчас, когда в ней появился поток, связанный с программированием, она стала привлекать еще больше поступающих.
Каким вам видится взаимодействие между вашим лицеем и СПбГУ? Что бы вам хотелось улучшить в нем?
Сейчас у нас периодически проходят дни открытых дверей, которые посещают представители разных вузов, чтобы пообщаться с нашими учениками 10–11 классов, а те в свою очередь могут узнать все о поступлении. Мы находимся в плотном контакте с Управлением по организации приема Университета и всегда уведомляем его о проведении таких встреч.
Наш лицей — партнер СПбГУ по проведению олимпиады школьников по разным предметам, и мы взаимодействуем с Университетом в области проведения городских олимпиад — в частности, по математике и физике.
Мы являемся соорганизаторами Всероссийской олимпиады по математике, а также занимаемся кружковой работой и вместе готовим ребят к Международной олимпиаде по астрономии. Помимо взаимодействия в области конкурсной работы лицей № 239 сотрудничает с СПбГУ в области профориентации. После 10 класса всем ученикам предлагается пройти в июне практику на базе предприятий работодателей и вузов — в их перечень входят, например, физическое научно-учебное подразделение Университета и междисциплинарная исследовательская лаборатория имени П. Л. Чебышева СПбГУ. И в будущем мы планируем расширять наше сотрудничество с Санкт-Петербургским университетом.
Есть ли среди ваших преподавателей научно-педагогические работники СПбГУ?
Большая часть наших сотрудников, причем не только физико-математического направления, является выпускниками Университета. В свое время здесь работал лауреат премии Филдса Станислав Смирнов и руководил математическим кружком. Преподавателей СПбГУ довольно много среди педагогов дополнительного образования: сейчас занятия для школьников у нас проводят Дмитрий Карпов и Алексей Пастор, а Александр Фрадков, заведующий кафедрой теоретической кибернетики СПбГУ, является научным руководителем нашего научного направления «Робототехника».
У вас есть собственные онлайн-курсы, что довольно редко встречается в средних учебных заведениях. На ваш взгляд, будет ли абитуриенту достаточно их для подготовки к экзаменам или ему стоит ознакомиться и с университетскими курсами?
Первый собственный онлайн-курс мы создали уже в 2013 году, причем мы сразу задали планку качества: он был снят на базе нашей школы для нужд Калифорнийского университета Сан-Диего в рамках мегагранта СПбГУ по биоинформатике. Дальше работа в этом направлении стала развиваться, и, судя по всему, мы производим достаточно качественный продукт, поскольку многие вузы пользуются нашими услугами и заказывают нам те или иные курсы. В нашем лицее был создан первый в мире профориентационный онлайн-курс для школьников, также мы снимаем курсы широкого профиля для студентов и педагогов.
На мой взгляд, обучающимся будет полезно посмотреть университетские курсы. Конечно, они ни в коей мере не заменяют и не дублируют школьное образование, у них изначально другая задача: познакомить ребят с преподавателями и дать возможность уже сейчас послушать их лекции. Я видел онлайн-курсы СПбГУ и считаю, что какие-то из них вполне можно порекомендовать школьникам. Например, в Университете есть вполне доступные курсы в области биологии. В следующем году мы планируем открыть химико-биологический класс, выпускники которого будут поступать на биологическое направление СПбГУ и обучаться по программам, способствующим развитию современной биоинформатики, чтобы в будущем работать в российском фармацевтическом кластере.