Креативные технологии СПбГУ покоряют китайскую аудиторию
В феврале‑мае 2024 года силами преподавателей Университета, а также студентов Центра креативных технологий в сфере международных отношений СПбГУ совместно с сотрудниками Управления маркетинга и медиакоммуникаций была организована работа по запуску и верификации канала СПбГУ на китайском языке на крупнейшей в Китае платформе WeChat.
Торжественная церемония открытия новой университетской клиники — Центра креативных технологий в сфере международных отношений СПбГУ состоялась в рамках Санкт‑Петербургского международного научно‑образовательного салона в ноябре прошлого года. Студенты второго курса магистратуры СПбГУ (программы «Связи с общественностью в сфере международных отношений» и «Искусственный интеллект и международная безопасность») еще до официального открытия новой клиники реализовали целый ряд креативных проектов. Например, видеоинтервью «Диалог с нейросетью», в создании которого участвовали восемь различных нейросетей; чат‑бот «Фома», который в доступной форме знакомит с полезной информацией об обучении по программе «Международные отношения».
Руководитель центра Роман Петрович Лисеев рассказал, что идея нового проекта по запуску и верификации канала СПбГУ в одной из китайских социальных сетей возникла на совещании с сотрудниками Управления маркетинга и медиакоммуникаций СПбГУ в конце прошлого года. Открыть аккаунт в другой стране непросто, тем более в КНР, где имеются существенные ограничения для работы иностранцев. Контент аккаунта СПбГУ стали создавать студенты в рамках клинической практики. Была сформирована студенческая редакция, которой руководила Екатерина Попова, магистрант второго курса СПбГУ, обучающаяся по программе «Связи с общественностью в сфере международных отношений».
«На этой программе традиционно много китайских студентов (больше половины), и они приняли участие в формировании контента на китайском языке. А посты, которые готовили русскоязычные студенты, переводились на китайский язык», — объяснил Роман Лисеев.
Екатерина Попова планировала и координировала работу студенческой редакции, давала задания, собирала материалы, редактировала их, каждую неделю подводила итоги. Китайские студенты занимались переводами текстов, фото- и видеосъемкой сюжетов. Для них это была практическая работа по специальности, организованная в формате клиники, а Роман Лисеев был для них руководителем учебной практики.
В бакалавриате СПбГУ я училась на программе «Международная журналистика», эта деятельность мне хорошо знакома, и Роман Петрович привлек меня к работе редакции. В этом проекте студенты-международники работали по трем направлениям: «Академическая среда», «Культурная дипломатия» и «Студенческое творчество» (моя рубрика). Мы писали посты об увлечениях, природе, досуге, свои впечатления о Петербурге, готовили фото- и видеоматериалы.
Мария Роскина, магистрант первого курса СПбГУ, обучающаяся по программе «Связи с общественностью в сфере международных отношений»
«На занятиях по предметам "Текст в публичной коммуникации" и "Цифровой медиа‑проект: нарративные технологии", которые вел Роман Петрович Лисеев, мы планировали предстоящую работу на каждую неделю (по тематике, формату и объемам текстов), участвовали в составлении контент‑плана. За каждую рубрику отвечали несколько человек. Некоторые новости о событиях мы брали на портале СПбГУ, но перерабатывали их для китайской аудитории. И пытались понять, какие темы для них более интересны», — рассказала Мария Роскина, магистрант первого курса СПбГУ, обучающаяся по программе «Связи с общественностью в сфере международных отношений».
Клиническая практика Марии закончилась в мае, она успешно сдала экзамены и перешла на второй курс. По ее мнению, магистранты‑международники этой программы получили универсальное образование в сфере пиар, она научилась большему, чем в бакалавриате, овладела многими практическими навыками. Мария умеет самостоятельно организовать полное информационное сопровождение любого мероприятия (от новостного репортажа до режиссуры и видеомонтажа). Это помогает ей и в работе волонтера в комитете по внешним связям Санкт‑Петербурга, куда она устроилась после экзаменов в Университете.
А деятельность по наполнению аккаунта СПбГУ на китайской платформе WeChat продолжается, и круг участников постоянно расширяется. Весной в Центре креативных технологий в сфере международных отношений столкнулись с проблемой: студенты успешно готовили контент для этого канала (тексты, видеоролики, фоторепортажи), но они не могли — чисто технически — зарегистрировать аккаунт на китайской платформе. Ведь канал должен был стать официальным университетским: таково было изначальное условие. Роман Лисеев посоветовался с коллегами из Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций и пригласил в клинику студента четвертого курса бакалавриата Сергея Пасичника, обучавшегося по программе «Международная журналистика».
Судьба Сергея во время учебы в Университете сложилась удачно: он был единственным русскоговорящим, попавшим в группу с китайскими студентами. Это случилось из‑за того, что он тоже был иностранцем — приехал в Петербург из Казахстана. За четыре года в Университете он подружился с одногруппниками и глубоко погрузился в китайскую тематику. Настолько, что, закончив бакалавриат СПбГУ, поступил в магистратуру Уханьского университета по направлению «Журналистика и массовые коммуникации».
«Сергей выполнил основную техническую работу по регистрации аккаунта на платформе WeChat, — рассказал Роман Лисеев. — На внутреннем рынке КНР немало подводных камней для иностранцев, довольно сложная система верификации аккаунта. Есть многочисленные нюансы и особенности, которые необходимо учитывать. Сергей успешно преодолел эти трудности: вел переговоры и переписку с независимой китайской компанией, которая проводила верификацию канала СПбГУ. Необходимые документы в Университете ему помогали получить сотрудники Управления маркетинга и медиакоммуникаций. В мае аккаунт был зарегистрирован, и материалы, подготовленные студентами, были опубликованы на платформе WeChat».
Вначале аккаунт СПбГУ хотели зарегистрировать в китайской социальной сети Sina Weibo. Придя в клинику, я предложил выбрать самую большую в Китае платформу WeChat (ее аудитория составляет 1,3 млрд пользователей) и провел техническую регистрацию официальной страницы СПбГУ на этой платформе. Вел переговоры с китайской компанией по‑английски, собирал необходимую документацию, отправлял партнерам. Создание и верификация канала заняли около двух месяцев. Наша страница появилась недавно, но мы уже опередили коллег‑конкурентов по суммарному показателю просмотров.
Сергей Пасичник, выпускник бакалавриата по направлению «Международная журналистика»
В апреле‑мае в проект по созданию аккаунта включились и другие студенты‑журналисты, Сергей их привлек и организовал их работу. В студенческой редакции он занял лидирующие позиции, стал выполнять функции неформального главного редактора. «Редакция эта консолидированная и по сути "цифровая" — студенты разных направлений обучения общаются виртуально: и планируют свою работу, и сдают материалы, и публикуют их. У студентов (и международников, и журналистов) их работа для аккаунта СПбГУ была организована в рамках клинической практики», — объяснил Роман Лисеев.
К лету магистранты‑международники завершили работу в клинике, получив зачеты. Но аккаунт — детище живое, его надо поддерживать постоянно, и на смену им пришли студенты‑журналисты, для них началась летняя практика. Руководителем студенческой редакции, состав которой изменился, стала Чжан Юй, заканчивающая аспирантуру молодой ассистент кафедры американских исследований. Канал СПбГУ продолжает развиваться: китайская аудитория постоянно расширяется, практически каждый день прибавляются новые подписчики.
Сейчас материалы для аккаунта готовят 25 студентов‑журналистов в ходе практики в клинике. Берем с портала СПбГУ актуальные новости, интересные для китайской аудитории (например, о сотрудничестве Университета с вузами и организациями КНР, о студенческой жизни, о выпускниках), переводим их. В августе будем писать материалы о заселении в общежития, о регистрации иностранцев в России, о начале учебы первокурсников.
Чжан Юй, ассистент кафедры американских исследований СПбГУ
«Мы организовали работу над текстами попарно: один русскоязычный студент и один китайский. Это удобно, помогает учитывать интересы аудитории, ведь у китайцев и русских разный менталитет, разная культура. Например, на днях русскоязычные студенты‑практиканты предложили темы для материалов, а я немного исправила их, добавила комментарии — чтобы учитывать интересы нашей аудитории.
За два месяца к аккаунту СПбГУ на платформе WeChat присоединились уже более 1300 подписчиков. Большинство из них — китайские студенты СПбГУ и других вузов, их родители, а также немало выпускников, которые продолжают следить за университетской жизнью. Это три основные группы. Но уже начинают присоединяться преподаватели вузов‑партнеров из КНР. Аудитория растет», — поделилась Чжан Юй, ассистент кафедры американских исследований СПбГУ.
В Центре креативных технологий в сфере международных отношений постоянно занимаются изучением запросов аудитории. И обнаружили, что в Китае другое, свое отношение к информации — не такое, как у нас в России. «Есть новости, которые, как нам казалось, должны получить у них отклик, но не пользуются спросом. И наоборот. Это самое сложное в работе над аккаунтом, — сообщил Роман Лисеев. — Невозможно угадать менталитет в другой стране — даже для профессионала. Ведь мы не живем в Китае, не общаемся с аудиторией — только с китайскими студентами и преподавателями здесь. Есть материалы, которые имеют по несколько тысяч просмотров! Например, ролик к 300‑летию СПбГУ, переведенный на китайский язык, — более 3000 просмотров (вместе с перепостами в соцсетях). Новости про запуск ракеты с логотипом СПбГУ и про поздравления с МКС тоже им понравились. А про участие СПбГУ в открытии фонтанов в Петергофе мы два видеоролика сделали (в том числе интервью с китайскими студентами) и получили лишь несколько десятков просмотров. Репортаж о встрече с представителями китайской Академии международных проблем, которая состоялась в Университете, — сотни просмотров... Мы изучаем аудиторию, чтобы понять специфику готовящихся материалов и сделать их интересными. В этом нам помогают китайские студенты. Но и они не всегда могут угадать интересы аудитории».
В осеннем семестре для поддержки аккаунта будет сформирована новая студенческая редакция: опять включатся студенты‑международники, но не только они. Интерес к этому проекту проявили в Высшей школе менеджмента, коллеги тоже будут участвовать в совместной работе — есть предварительная договоренность. Кроме того, в Центре креативных технологий в сфере международных отношений планируют пригласить и студентов‑востоковедов, которые занимаются изучением языка, истории и культуры Китая.
Подключиться к каналу можно после установки приложения WeChat при помощи специального QR‑кода.