Картограф — универсальный солдат
Картография сейчас — это сочетание самых передовых цифровых технологий и научных достижений. Однако так было не всегда, тематические карты и топографические планы составлялись вручную, и сегодня они стали предметом интереса коллекционеров.
Как происходило становление этого направления в Санкт-Петербургском государственном университете и как оно достигло современного этапа своего развития, рассказал доцент, заведующий кафедрой картографии и геоинформатики СПбГУ Евгений Паниди.
«Картограф должен уметь все» — главный принцип подготовки специалистов, который был заложен еще основателем данного профиля, профессором ЛГУ Алексеем Васильевичем Грауром, и которому преподаватели СПбГУ следуют до сих пор.
Тогда, в 1931 году, к разработке первого учебного плана по картографии и топографии были привлечены ведущие ученые разных направлений: океанограф Юлий Михайлович Шокальский, гидрограф и геодезист Виктор Викторович Ахматов, статистик Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский и другие. Именно комплексный подход при обучении будущих специалистов отличает картографическую школу Санкт-Петербургского университета.
Евгений Александрович, как на ранних этапах происходило внедрение передовых технологий в образовательный и научный процессы СПбГУ?
Подготовка студентов в области специализированного программирования и автоматизации процесса составления карт началась еще в 1980-х годах. Позже, с появлением персональных компьютеров в 90-х годах прошлого столетия, ученые СПбГУ стали решать самые разнообразные картографические задачи в рамках отдельных проектов или заказов от производства. К началу 2000-х годов появляются программные продукты с графическим интерфейсом, для работы с которыми не требовалось углубленных знаний программирования — «ГеоГраф ГИС», MapInfo, ArcGIS, что позволило шире внедрять новые технологии в образовательный процесс.
В то же время картографы СПбГУ занимались разработкой собственного программного обеспечения. Среди такого ПО можно выделить разработанный под руководством доцента СПбГУ Владимира Щербакова программный комплекс «Признак», предназначенный для решения задач автоматизированного экспертно-оценочного картографирования. Применять этот продукт можно было не только для решения сугубо картографических задач, но и для более широкого спектра работ, в частности для автоматизации выполнения экспертных оценок в условиях отсутствия строгих критериев оценки и сравнения каких-либо объектов. Если, например, необходимо провести сравнительный анализ регионов по определенному сложно формализуемому критерию — индекс развития территории или состояния транспортной системы, «Признак» позволял достаточно эффективно решать задачи ранжирования объектов благодаря заложенным в программный комплекс методам статистической обработки.
Поворотным моментом на современном этапе не только для университетского образования, но и в целом для индустрии стало появление свободно распространяемого геоинформационного программного обеспечения с открытым исходным кодом, например GRASS GIS, SAGA, Quantum GIS. Тогда же, в 2010-х годах, стали появляться студенты, заинтересованные в использовании именно открытых программных средств и активно участвующие в их использовании в учебном процессе и при реализации научных проектов.
Каким образом сейчас строится процесс подготовки будущих специалистов по данному направлению?
Обучение включает в себя четыре основных блока дисциплин: геодезия, картография, геоинформатика и дистанционное зондирование. Таким образом, формируется учебный план, который позволяет осветить все этапы создания карт и геоинформационных систем — от сбора и обработки полевых данных до непосредственного создания готового продукта, а также практически весь спектр вспомогательных методов, связанных с использованием средств компьютеризации и автоматизации в науках о Земле. Компьютерные средства при этом являются неотъемлемой частью почти всех производственных и научно-исследовательских технологических цепочек в связи с тем, что пространственные данные, накапливаемые при создании карт, проведении полевых геодезических измерений, обработке материалов дистанционного зондирования, представляют собой данные значительных объемов, обрабатывать которые часто невозможно без применения инструментов big data. Так, при выполнении лазерного сканирования геодезисты получают миллионы и миллиарды измеренных трехмерных координат объектов местности, а накопленные архивы спутниковых снимков по объему данных не отстают от таких гигантов как YouTube.
Другое важное направление — распознавание образов (например, объектов на местности при дешифрировании спутников снимков), процесс, который можно автоматизировать с помощью, например, нейронных сетей. Подобные технологии активно разрабатываются и внедряются в области современного дистанционного зондирования.
Важно понимать, что, учитывая стремительное развитие технологий, задача преподавателей — это не столько научить частному применению нейронных сетей или других ультрасовременных технологий, сколько найти и продемонстрировать студентам точку, в которой сходится понимание того, где и для чего эти технологии применимы, чтобы выпускники СПбГУ могли далее самостоятельно развиваться профессионально, применяя современные методы в комплексе. Однако нельзя забывать, что мало просто уметь «нажимать правильные кнопки», чтобы получить необходимые результаты, критически важной оказывается способность выпускников уметь анализировать, насколько правильно сработал вычислительный алгоритм. Именно поэтому важно продолжать включать в учебные планы базовые дисциплины, которые формируют прочную основу для дальнейшего профессионального развития и широкий кругозор. И тут мы опять возвращаемся к главному конкурентному преимуществу наших выпускников — универсальности.
Какие самые интересные проекты по сочетанию различных методов современной картографии реализуются сейчас?
Одним из первых опытов по созданию серии цифровых карт стал проект «Невский край», реализованный при поддержке Русского географического общества. В 2012 году ученые Университета, собрав обширный архив геодезических, физико-географических и социально-экономических характеристик, начали разработку «Геопортала», на котором собраны тематические карты Ленинградской области.
Также совсем недавно наши партнеры-работодатели из компании «Геоскан» провели детальную аэрофотосъемку баз полевых практик СПбГУ при помощи беспилотных летательных аппаратов. Полученные данные были переданы Университету. На основе этих материалов под руководством старшего преподавателя СПбГУ Натальи Поздняковой и ассистента Марии Литвиновой ведется обновление карты учебного полигона в Крыму.