Качественное образование совместными усилиями
Как в СПбГУ поддерживается высокий уровень образования? Чем работодатели помогают Университету в решении проблем в сфере образовательного стандарта? Почему необходимо участие студентов в работе учебно-методических комиссий? Первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова и начальник Управления образовательных программ Университета Мария Соловьева рассказали о принципах работы УМК — одного из важнейших экспертных органов СПбГУ.
С октября 2018 года УМК работают в новом формате — по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. Мария Соловьева подробнее рассказала о том, что именно изменилось в их деятельности.
Раньше УМК создавались в рамках факультетов или институтов. Их формирование по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки позволило объединить экспертов по программному принципу.
Начальник Управления образовательных программ СПбГУ Мария Соловьева
«УМК анализируют содержание образовательной деятельности, которая реализуется в СПбГУ, рассматривают проекты учебно-методической документации и материалов, а также для подготовки аналитических материалов и экспертных заключений, в том числе в области международного образовательного сотрудничества», — рассказала Мария Александровна.
В состав УМК входят научно-педагогические работники Университета, которые являются представителями коллективов учебно-научных подразделений СПбГУ и участвуют в разработке и реализации образовательных программ, входящих в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки. Дополнительно в комиссию включаются: представитель коллектива научно-педагогических работников по направлению «Иностранные языки», представители студенческих советов, профессиональных сообществ и организаций-работодателей.
Для решения тех или иных задач при УМК создаются различные рабочие группы. Например, комиссии контроля качества образовательного процесса проводят анализ рабочих программ дисциплин и рабочих программ практик в части фонда оценочных средств и контрольно-измерительных материалов, а также анализируют результаты промежуточной аттестации и представляют председателю УМК аналитический отчет и рекомендации по совершенствованию учебно-методической документации.
Включение в УМК представителей профессиональных сообществ и организаций-работодателей является важной формой взаимодействия с профессиональными сообществами. Оно позволяет учитывать в образовательном процессе профессиональные стандарты и формулировать профессиональные компетенции выпускников СПбГУ. Работодатели участвуют в экспертизе учебно-методической документации, в формировании тем выпускных квалификационных работ и их рецензировании, а также в государственной итоговой аттестации. Некоторые работодатели входят в состав УМК уже не первый год.
Еще одной важной особенностью работы УМК является участие студентов в их деятельности. Это одна из форм взаимодействия со студенческим сообществом для учета мнения обучающихся и соблюдения их прав. Члены студсоветов Университета включаются в состав комиссии по представлению председателей студенческих советов.
Свое мнение о том, почему универсанты наравне с преподавателями и работодателями должны работать над повышением качества образования, высказал Виталий Прусаков, студент программы «Клиническая психология», участвующий в работе УМК.
«На мой взгляд, основная задача представителя студентов в УМК — это отслеживание вопросов, напрямую касающихся обучающихся, активное участие в их обсуждении и решении, — рассказал Виталий. — Не менее важно проводить среди студентов мониторинг удовлетворенности учебным процессом, содержанием образовательных программ, взаимодействием с преподавателями, системой оценки знаний, обеспеченностью учебной литературой и организацией практик. При выявлении проблем по этим направлениям от меня требуется донести эту информацию до членов УМК, а также инициировать работу над решением возникающих вопросов».
Важно и то, что студенты видят учебный процесс иначе, чем административный аппарат и профессорско-преподавательский состав. У них возникают предложения по совершенствованию образовательной деятельности. Например, в области содержания дисциплин или соотношения практических и теоретических занятий в курсе.
Качественное образование можно создать только совместными усилиями заинтересованных людей.
Первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова
«От каждого в этой работе зависит очень многое. Хотелось бы, чтобы студенты видели себя активными участниками этого диалога и не боялись высказываться. Участие студентов в работе комиссий необходимо, поскольку именно они могут предложить старшим коллегам новый, нестандартный взгляд на сложные вопросы в методической работе», — рассказала Марина Юрьевна.
На встрече со студентами в феврале 2019 года Марина Юрьевна предложила универсантам высказаться и внести предложения о том, какие проблемы поднять на заседаниях УМК. В число наиболее важных вопросов вошло получение обратной связи от обучающихся — в частности, проведение анкетирования о качестве преподавания. Студенты попросили информировать, каким образом учитывается их мнение при дальнейшей реализации конкретных дисциплин, и направлять им результаты опроса в полном объеме. Также участники встречи предложили пригласить студентов — прикладных математиков СПбГУ к работе с настройками электронной системы Blackboard.
Подводя итоги, Марина Лаврикова призвала студентов действовать в составе учебно-методических комиссий более активно и не оставлять без внимания вопросы, возникающие в ходе заседаний, — их можно задать председателям студсовета или самой УМК, а также направлять первому проректору по учебной и методической работе. «Это достаточно непростая работа, поэтому главное — выстроить конструктивное взаимодействие», — подчеркнула Марина Юрьевна.