Титаническая слаженная командная работа: доцент Виктор Титов об образовательной и научной деятельности в «эпоху пандемии»

Пандемия вынудила универсантов адаптироваться к удаленной работе и гибридному формату обучения. Об успешном опыте цифровизации учебного процесса в кризисной ситуации, об итогах непростого учебного года, о важности психологического комфорта обучающихся, а также о том, как отразится опыт «эпохи коронавируса» на образовательной и научной сферах, с нами поделился заместитель декана экономического факультета СПбГУ Виктор Титов.

Завершившийся в условиях пандемии учебный год стал беспрецедентным для всех универсантов. Как бы вы могли его охарактеризовать, чем он вам запомнился?

Это был непростой и эмоционально сложный учебный год. Он требовал от нас нестандартного мышления, креативности, принятия взвешенных решений, ответственного отношения к происходящему. Сейчас могу с уверенностью сказать, что мы достойно ответили на вызов колоссальной сложности и, на мой взгляд, получили устойчивое конкурентное преимущество, тем самым подтвердив особый статус уникального научно-образовательного комплекса, первого университета России, центра образования и науки.

Прежде всего этот учебный год запомнился технологическим прорывом в образовательном процессе, эффективным внедрением всего многообразия существующих дистанционных технологий, а также разработкой и успешной апробацией нового механизма проведения аттестации. Это невозможно было бы реализовать без объединения универсантов, взаимной поддержки и помощи друг другу.

Думаю, что возврат к привычной жизни, какой мы ее помним до пандемии, уже вряд ли возможен. Мы перешли на новый уровень цифрового прорывного мышления. Оцениваю это исключительно положительно, так как прежде всего это дает толчок к развитию сменившейся парадигмы образования, новых возможностей в обеспечении образовательного процесса, коммуникаций и коллабораций между участниками. Нам еще многое предстоит сделать. Это касается не только технических вопросов, но и учебно-методических, а также психологических и финансовых.

Каким планируется начало нового учебного года, учитывая по-прежнему не очень стабильную эпидемиологическую обстановку?

Все будет зависеть от эпидемиологической обстановки к концу августа, поэтому мы активно готовимся к трем сценариям — «традиционному», онлайн и смешанному, акцентируя особое внимание на последнем. И это не только связано с необходимостью ограничить от проведения очных занятий основную группу риска, наиболее подверженную заражению коронавирусом, в которую входят преподаватели старше 65 лет, а также имеющие хронические заболевания. Считаю, что в связи со стремительным ростом цифровой периферии образования и науки, постепенным признанием новой реальности перед мировой высшей школой стоит задача внедрения оптимального мультиинструментального гибридного механизма. На мой взгляд, в новой модели выиграет не только тот, у кого выше работоспособность и сила воли, но и тот, кто сможет найти гибкий баланс цифровых и классических форм, позволяющий на более высоком содержательном уровне формировать и развивать soft и hard skills у обучающихся.

При переходе на дистанционный формат у обучающихся были сомнения и опасения, часть студентов высказывали мнение об излишнем стрессе. Как удалось справиться с напряжением и не допустить распространения паники?

Поначалу было очень трудно, к сожалению, большинство обучающихся боялись нового, а некоторые и вовсе не хотели его принимать. Но регулярное взаимодействие не только с представителями студенческого совета факультета, но и наиболее активными обучающимися разных курсов позволило оперативно справиться с напряжением. Благодаря Виртуальной приемной и проводимым опросам выявлялись проблемы в организации учебной деятельности, а также сложности взаимодействия с отдельными преподавателями. Такое общение оказалось весьма эффективным. Все вопросы старались с коллегами решить незамедлительно, происходило информирование о текущих и предстоящих событиях, оказывалось содействие в решении иных задач. В группе студсовета в одной из соцсетей появилась информация об этом и благодарность. Обучающиеся почувствовали поддержку, знали, что администрация факультета доступна 24/7, и в любой момент обращались по телефону, WhatsApp, электронной почте и даже в социальной сети «ВКонтакте». Впоследствии с представителями студсовета проводились регулярные совещания в системе Zoom.

Что было самым сложным в процессе организации итоговой аттестации?

Думаю, что самой сложной оказалось разработка и внедрение совершенно нового эффективного механизма аттестации в дистанционном формате. Это была титаническая слаженная командная работа, но мы с ней успешно справились (Материалы ректорского совещания № 429 — «Об организации промежуточной аттестации» и «Об организации государственной итоговой аттестации», а также «Санкт-Петербургский университет сокращает число государственных итоговых испытаний в связи с пандемией COVID-19», «Из-за пандемии выпускники СПбГУ — 2020 смогут сдать госэкзамены в следующем году»).

Первыми в СПбГУ по инициативе декана факультета такой механизм протестировали обучающиеся-экономисты. В ходе проверки были зафиксированы различные технические ошибки и сбои. Именно они помогли выявить все многообразие сложностей, с которыми могут столкнуться обучающиеся, и принять соответствующие решения с целью усовершенствования нового механизма. Это испытание показало, что все технические и программные вопросы могут быть решены в кратчайшие сроки. Внесенные изменения в техническую, информационную и организационную поддержку нового механизма значительно повысили качество процесса аттестации, что подтвердилось в ходе успешного проведения второго и последующих его тестирований обучающимися-экономистами.

Опыт разработки, внедрения и первых испытаний нового механизма не только выявил низкие риски с точки зрения качества предстоящих на тот момент аттестационных мероприятий и их стабильности, но и дал уверенность в успешном проведении итоговой аттестации, соответствующей всем требованиям, способствующей соблюдению интересов выпускников и их права на объективное оценивание, членов ГЭК и других участников процесса.

Хотел бы отметить, что также очень много времени и сил было потрачено на разработку регламента, процедур и инструкций для участников государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме защиты ВКР и государственного экзамена (для направлений «Юриспруденция» и «Медицина»). Несмотря на то, что в их основе был заложен уже апробированный механизм, необходимо было дополнительно учесть обязательное обеспечение требований устойчивости, контролируемости, независимости, доступности для всех участников, а также комфортной среды и простоты доступа к ее возможностям.

Не могу не сказать, что первая пробная защита ВКР состоялась у бакалавров-экономистов, что дополнительно позволило «отшлифовать шероховатости» перед предстоящими итоговыми испытаниями.

В мае в адрес экономического факультета поступило обращение от членов ГЭК, в котором критиковался предлагаемый формат аттестации и, в частности, шла речь о нецелесообразности отмены государственного экзамена. Как изменилось мнение членов комиссий?

На тот момент участники итоговой аттестации еще не могли понять для себя всего многообразия положительных сторон разработанных механизма, регламента и процедур.

С целью проверки технических возможностей прохождения аттестации, адаптации к работе в новой системе, решения организационных вопросов для обучающихся были организованы анкетирование, тестовые сессии, круглосуточный доступ в специальную службу ServiceDesk для получения консультаций и индивидуальной настройки оборудования. Более того, мы провели цикл консультационных вебинаров для координаторов ГИА, которые осуществляли организационное и информационное сопровождение работы ГЭК. Поэтому у членов ГЭК не возникло каких-либо сложностей в привыкании к подобному формату аттестации. Многие отметили не только дружелюбный по отношению к пользователю интерфейс, который не был перегружен излишними деталями, адаптировался подо всех участников аттестации в зависимости от их роли и эксплуатируемых ими устройств, но и в целом осознали простоту и удобство выбранного формата — как для обучающихся, так как аттестацию они проходили в привычной обстановке, с домашнего компьютера, ноутбука и даже смартфона (поддерживался широкий перечень устройств), что помогало справиться со стрессом, — так и для себя.

Члены ГЭК были под впечатлением от высокого уровня контроля процесса аттестации, который носил индивидуализированный и непрерывный характер, обеспечивал доверие, уменьшая риск несамостоятельной работы. Им не нужно было следить за тем, что происходит у каждого обучающегося, поскольку все можно было просмотреть в документах, фиксирующих результаты прокторинга, или в случае необходимости на видеозаписи по завершении аттестации. Система ежесекундно подсчитывала суммарный «индекс доверия» к каждому обучающемуся на основе более 20 параметров. Любые значимые решения, связанные с возможным его снижением, принимались не самой системой, а членами ГЭК в процессе проверки и после ознакомления со всеми обстоятельствами. Всегда можно было определить с большой долей вероятности степень самостоятельности работы при ответах на вопросы, что существенно повышало объективность и прозрачность процедуры аттестации, защищая права самого обучающегося, к которому не предъявлялись требования, отличные от поведения, соответствующего аттестации в очном формате.

Членам ГЭК понравилось то, что обучающиеся могли проявить себя не только в рамках письменных ответов на вопросы, постоянный доступ к текстам ВКР позволял им по существу раскрыть научную и практическую новизну работы, но и загрузить в систему любые дополнительные материалы (презентацию, текст доклада, в том числе ссылку на видеозапись своего выступления или презентацию с видеокомментариями). У членов ГЭК было достаточно времени ознакомиться со всеми материалами и принять объективное и обоснованное решение.

Хочу отметить, что соблюдение регламента и процедуры позволило сократить продолжительность защит ВКР, несмотря на то, что время, выделяемое обучающемуся на ответы на вопросы, было не ограничено, а также достичь нового уровня взаимодействия всех участников итоговой аттестации.

Сейчас могу с уверенностью сказать, что участники итоговой аттестации поняли, что если бы защиты ВКР проводились в формате видео-конференц-связи или онлайн-чата, то мы бы обязательно столкнулись с техническими сбоями видео- и голосовой связи, разрывом интернет-соединения. Подобное могло привести не только к созданию у них негативных впечатлений, но и к возможности оспаривания результатов защиты. Обеспечение же непрерывной связи было необходимо для соблюдения всех требований.

Так, на одном из ректорских совещаний профессор Татьяна Владимировна Черниговская, исполняющая обязанности декана факультета свободных искусств и наук СПбГУ, рассказала о том, что некоторые из их студентов заранее подготовили исковые заявления об отмене результатов итоговых испытаний, в которых прямо указывали, что основанием для этого являлись технические сбои видео- и голосовой связи, а также даже кратковременный разрыв интернет-соединения у кого-либо из участников.

Не могу не сказать и о положительных моментах проведения ГИА в форме государственного экзамена на направлениях «Юриспруденция» и «Медицина». В дополнение к вышесказанному члены ГЭК отметили возможность гибкой настройки формата заданий на принципах вариативности и случайного выбора, что усилило качество проверки сформированности компетенций обучающихся. Возможно было изменять множество настроек системы — например, установить соответствующие разрешающие опции по запуску программных продуктов, скачиванию файлов, что актуально для практических заданий. Уже в процессе итогового тестирования в любой момент обучающийся мог задать вопрос в чате или активировать голосовое и видеосообщение, что в отличие от очного формата не мешало другим обучающимся и не отвлекало принимающих экзамен от наблюдения за остальными.

Решение об отмене государственного экзамена в образовательных программах, где предусмотрена защита ВКР, было связано прежде всего с необходимостью охраны здоровья и психоэмоционального состояния обучающихся в условиях сложной эпидемической ситуации. Ведь к тому моменту все службы Университета уже были готовы провести государственные экзамены на высоком качественном уровне.

На ректорском совещании было сказано прямо: «Студенты не наши дети. Но они, конечно же, еще дети. И все эти порой нелогичные рассуждения и обоснования просьб об отмене одной из двух итоговых аттестаций однозначно говорят о том, что студенты испугались, им очень страшно. Давайте не будем в этом году проводить госэкзамены. Несомненно, нас за такое решение никто не похвалит. А часто ли дети благодарят — к тому же не своих родителей? Но мы должны помочь детям». И это предложение поддержали все участники ректорского совещания. Кроме того, когда на ректорском совещании обсуждались последствия отмены госэкзаменов, прямо в ходе совещания ректор предложил разрешить каждому желающему из числа обучающихся пройти в 2021 году государственные итоговые аттестационные испытания, которые в форме государственного экзамена в 2020 году были отменены (И это предложение было единогласно поддержано всеми).

Многое было сказано о потенциальных недостатках дистанционного формата, а какие преимущества можете отметить вы, о каких говорили преподаватели, студенты?

Уверен, что имеющаяся у вас информация о недостатках обусловлена больше стрессом участников образовательного процесса, нежели реальным состоянием дел. Сегодня ведущие работодатели находятся в непрерывном поиске специалистов будущего, способных полноценно действовать в различных ситуациях, работать в условиях стресса, проявлять нестандартное мышление, креативность, решать сложные задачи, быть в постоянном доступе и делать свою работу на расстоянии. Считаю, что именно эти компетенции приобрели обучающиеся в течение прошедшего семестра, не удивлюсь, если им будет проще не только найти достойную работу, но и адаптироваться к любым новым вызовам в рабочей атмосфере.

Не могу не отметить, что нам фактически удалось реализовать по форме дистанционное, но по сути очное общение преподавателей и обучающихся. Сегодняшние возможности такого онлайн-обучения позволяют сформировать индивидуальные образовательные траектории, учитывающие личные предпочтения каждого обучающегося, с вариативными и гибкими курсами, способными максимально вовлечь в учебный процесс и сформировать в том числе новые, уникальные профессиональные компетенции. Наверное, это и есть то самое ключевое преимущество дистанционного формата, из которого вытекают множество частных: индивидуальный темп, гибкость, доступность, мобильность, технологичность, объективность, вовлеченность, адаптированность и т. д.

СПбГУ первым открыл доступ к своим онлайн-курсам для обучающихся всей страны. Коллектив экономического факультета принимал активное участие в разработке курсов. Какие курсы вы могли бы порекомендовать?

«О свободном и бесплатном доступе к электронным образовательным ресурсам СПбГУ», «Онлайн-курсы СПбГУ стали доступными на сервисе Coursera for Campus», «СПбГУ поможет российским студентам зачесть онлайн-курсы Петербургского университета в их вузе»

Без всякого сомнения, онлайн-курсы сегодня не уступают традиционным занятиям по образовательным результатам. В связи с этим за последние несколько лет мы постарались активизировать работу в этом направлении. Коллективом экономического факультета было разработано около 30 онлайн-курсов, более 20 реализовано под моим личным руководством. Прежде всего хотел бы порекомендовать те онлайн-курсы, которые обучают не только профессиональным, но и надпрофессиональным навыкам, речь идет о лидерских качествах, стрессоустойчивости, формировании нестандартного мышления, умениях работать в команде и принимать решения и т. д. В сегодняшних условиях именно такие курсы обладают высокой продуктивностью, потому что помогают как повышать профессиональную эффективность, так и обеспечивать востребованность в разных сферах деятельности.

Среди них — онлайн-специализация «Искусство ведения бизнеса», состоящая из шести онлайн-курсов («Экономика предприятия», «Современный менеджмент», «Основы бизнес-планирования и маркетинга», «Основы бухгалтерского учета и аудита», «Основы налогообложения бизнеса в России», «Правовое обеспечение бизнеса в России»), а также отдельные онлайн-курсы: «Искусство продаж», «Основы бизнеса», «Особенности ведения бизнеса в Арктической зоне РФ», «Подготовка экспертного заключения», «Стартап: как вырасти в успешный бизнес», «Цифровая трансформация бизнеса», «Практики цифровой трансформации». Хочу отметить, что многие из перечисленных онлайн-продуктов доступны не только на международной образовательной платформе Coursera, но и на портале «Открытое образование». Последние же три также переведены на английский и китайский языки и появятся в ближайшее время в составе онлайн-специализации «Стартап versus цифровая трансформация», в том числе на азиатской образовательной платформе XuetangX.

Не могу не проанонсировать новые интересные, динамичные, практико-ориентированные онлайн-курсы, развивающие прежде всего навыки, необходимые для успеха в эру цифровизации, записаться на которые можно будет уже к концу этого года: «1С: компьютерный бухгалтерский учет», «Логистика и управление цепочкой поставок: современные вызовы», «Искусство налогового планирования», а также «Основы экономических знаний».

Отдельно хотел бы обратить внимание на несколько, на мой взгляд, уникальных для рынка образовательных услуг онлайн-проектов, над которыми сейчас активно ведется работа. Во-первых, Mini-MRA — междисциплинарная дополнительная образовательная программа (ДОП) повышения квалификации, предназначенная для формирования и развития компетенций по руководству научными и научно-техническими проектами, а именно — для приобретения уникальных знаний и навыков в области менеджмента таких проектов, защиты интеллектуальной собственности, экспертного и финансового сопровождения научно-исследовательских и научно-технических работ, эффективной профессиональной коммуникации. Она реализуется при участии практикующих специалистов в области руководства научными проектами, в том числе ведущих ученых мирового уровня, что позволяет учесть потребности рынка и актуальные тенденции в сфере научного менеджмента. На ее базе в дальнейшем планируется запуск первой в России основной образовательной программы магистратуры MRA.

Во-вторых, «Школа бизнеса» — ДОП профессиональной переподготовки, разработка которой ведется на основе уже зарекомендованных и ежегодно набирающих популярность очных ДОП повышения квалификации «Школа бизнеса», «Стартап-школа». В рамках этой программы за достаточно короткий срок люди с высшим или средним профессиональным образованием любых специальностей полностью в онлайн-формате смогут получить знания, которые помогут в открытии успешного бизнеса, а для тех, у кого он уже есть, — в усовершенствовании бизнес-процессов, повышении качества управленческих и лидерских характеристик. Она сочетает традиции классического университетского образования в подготовке экономистов и управленцев с современными инновациями российского и зарубежного бизнес-образования. На основе данной программы в 2021 году планируется запуск онлайн-магистратуры «Искусство делового администрирования», предполагающей практико-ориентированное проектное обучение с синхронным и асинхронным способами реализации учебных дисциплин.

В онлайн-формат перешла не только научная и академическая жизнь, но и деловая: состоялся IV Международный экономический симпозиум — 2020. Поделитесь, пожалуйста, опытом участия в таком мероприятии. Как вы считаете, есть ли будущее у такого формата после нормализации эпидемиологической обстановки?

Прежде всего хочется подчеркнуть, что этот год особенный, мы отмечаем 80-летие нашего первого экономического факультета. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, считаю, что запланированный цикл мероприятий удалось провести на достойном уровне. Это не только конференции IV Международного экономического симпозиума — 2020, но и первый конкурс научных статей в ведущих научных журналах среди обучающихся и выпускников 2020 года по нашему направлению.

Дистанционный формат в научной сфере, как, собственно, и в образовательной, не краткосрочное прошлое, а долговременное будущее. В подтверждение своих слов хотел бы привести пример недавнего успешного опыта. Казалось бы, перед нами, советом молодых ученых факультета, стояла нереальная задача — разработать интересную «праздничную» программу конференции молодых ученых-экономистов и привлечь как можно больше участников. И все это необходимо было сделать не выходя из дома, в конце июня, когда у большинства обучающихся уже наступили каникулы.

Каким же было наше удивление, когда мы увидели количество поданных заявок. Это говорит о том, что в «эпоху пандемии» у молодых ученых появилось больше времени для проявления высокой научной активности. Мы получили более 150 полноценных исследований в контексте развития и реализации направлений Национальной программы «Цифровая экономика России 2024» и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Более того, за достаточно короткий срок удалось собрать команду из ведущего мирового ученого и лучших специалистов-практиков для проведения пленарного заседания, которое вызвало серьезный интерес у слушателей. На этом «фантастика дистанта» не завершилась. Оживленные дискуссии между спикерами позволили нам оперативно сформировать и подать заявку на конкурс на получение мегагранта Правительства РФ по теме «Тенденции деглобализации, платежные технологии и COVID-19», привлечь гарантийные письма о софинансировании, а также продолжить дальнейшее сотрудничество по возможному запуску других совместных проектов. Высокая результативность команды подтвердила эффективность дистанционных коммуникаций.

Пандемия коронавируса отразилась на многих сферах, в том числе и на экономической: как показала практика, далеко не все сегменты рынка были готовы к обстоятельствам непреодолимой силы такого масштаба. Будут ли внесены на основе опыта пандемии коррективы в образовательные программы (основные, дополнительные или MBA) с точки зрения антикризисного менеджмента, управления рисками?

Мы просто обязаны ежедневно совершенствоваться, поэтому с содержательной точки зрения — однозначно. Прежде всего, постепенное внедрение гибридного формата проведения занятий, зарекомендовавших себя дистанционных технологий и электронного обучения в действующие основные и дополнительные образовательные программы позволит не только диверсифицировать образовательные услуги, но и легко привлечь к проведению занятий ведущих мировых ученых и специалистов, достигших высоких карьерных результатов. Первыми это почувствуют обучающиеся основных образовательных программ «Математические методы в экономике» и «Цифровая трансформация с использованием технологий распределенных реестров». В основе последней лежит междисциплинарный подход — обучение реализуется лучшими преподавателями и практиками из семи учебно-научных подразделений СПбГУ при поддержке Центра технологий распределенных реестров СПбГУ в форме консорциума высокотехнологических игроков цифровой экономики. Он обеспечивает наличие диверсифицированной базы для практического ознакомления обучающихся с различными компонентами цифровой экономики на примере реальных проектов.

В целом опыт пандемии позволил нам провести качественный аудит существующих образовательных продуктов, а также запланировать запуск в 2021 году новых, уникальных для образовательного рынка программ магистратуры — «Финансовая экономика», «Россия и Китай в международных финансах и торговле» (программа двойного диплома на английском языке совместно с Китайским народным университетом), «Экономические системы» (программа двойного диплома на английском языке совместно со Свободным университетом Берлина), «Информационная бизнес-аналитика» (программа двойного диплома на английском языке совместно с Технологическим университетом Лаппеэнранты), «Искусство делового администрирования» (онлайн-формат). Также продолжается разработка программы двойного диплома совместно с Университетом Цинхуа.

За это время мы смогли наладить плодотворное сотрудничество с нашими корпоративными партнерами. Например, в сентябре-ноябре компания «Мегафон», лидер телекоммуникационного рынка России, проведет цикл открытых онлайн-мастер-классов «OracleDataVisualization. Анализ и визуализация данных» и «Управление WorkingCapital» для обучающихся и преподавателей. Прорабатывается внедрение аналогичных практико-ориентированных цифровых образовательных компонентов, в том числе кейсов, конкретных практических ситуаций, в дисциплины учебных планов программ, а также круглые столы / панельные дискуссии международных конференций и семинаров с компаниями «PricewaterhouseCoopers Аудит» и «Сбербанк».

Вы также участвуете в деятельности Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию — как «эпоха пандемии» отразилась на ней?

Прежде всего, более активно начал развиваться ключевой онлайн-проект Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию «Я в науке», направленный на привлечение и закрепление молодежи в научно-технологической сфере, в рамках которого молодые ученые в социальных сетях рассказывают о своих успехах, достижениях, научной и учебной работе. За это время было опубликовано более 70 историй о молодых ученых военной эпохи. Их талант, мужество, самоотверженность, огромный вклад в науку и достижения, безусловно, вызвали огромнейший интерес, чувство радости и гордости у нынешней молодежи, которая должна равняться на этих героев.

В рамках второго, не менее важного проекта — ScienceID, национальной идентификационно-коммуникационной сервисной платформы для молодых ученых, уникальной площадки взаимодействия представителей органов управления государством, научных организаций, сообществ молодых ученых и бизнеса, была проведена серия вебинаров во всех федеральных округах России по особенностям подачи заявок на соискание премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых. Появился и новый сервис — «Президент, у меня есть идея!», в рамках которого можно быстро и просто поделиться своей идеей или предложением и получить поддержку. Сегодня на ScienceID уже более 12 000 пользователей, идет активная работа по выявлению молодых лидеров науки, содействию их объединению для совместного решения задач научно-технологического развития России.

С целью формирования и координации сети сообществ молодых ученых, охватывающей все субъекты РФ, были проведены дистанционные совещания с представителями региональных советов молодых ученых. На них обсуждались вопросы актуализации информации о действующих советах, информирования молодых ученых о заявочной кампании на премию президента России в области науки и инноваций для молодых ученых, совместной реализации ключевых проектов координационного совета, научно-исследовательской деятельности и прочие организационные проблемы.

В первый месяц «эпохи пандемии» был проведен экспресс-опрос молодых ученых России для оценки условий реализации научной деятельности в ситуации, связанной с угрозой распространения COVID-19 по следующим оцениваемым параметрам: форма занятости, бюджет времени, барьеры для реализации научной и образовательной деятельности, меры организационной поддержки, оценка возможностей развития. Результаты были опубликованы на официальном портале координационного совета и представлены на заседании Общественного совета Министерства образования и науки России. Сейчас запущен повторный опрос с целью сравнить ощущения и опыт, изменения условий деятельности молодых ученых.

Не так давно совместно с Министерством образования и науки России была организована встреча молодых ученых с министром Валерием Николаевичем Фальковым. Валерий Николаевич ответил на вопросы, связанные с цифровой защитой диссертаций, единой научной онлайн-платформой, поддержкой молодых ученых в части грантов, новых программ и международного сотрудничества, развитием экспортного потенциала российского образования, созданием центра компетенций международного сотрудничества, подготовкой кадров для мегасайенс и вовлечением молодых исследователей в подобные проекты, популяризацией науки и повышением престижа исследовательской деятельности, научной экспертизы, стимулированием студенческого предпринимательства и другими актуальными темами. В рамках подготовки к мероприятию было собрано более 200 предложений и вопросов от молодых ученых разных регионов России, а также проведена экспертиза оценки их значимости, актуальности, степени проработанности. Валерий Николаевич любезно согласился провести аналогичную встречу осенью.

Мне, как и другим коллегам по координационному совету из Санкт-Петербурга, выпала возможность представить предложения к концепции научно-технологического развития нашего города вице-губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Николаевичу Княгинину. Было проведено исследование проекции «больших вызовов РФ» на региональную повестку Петербурга, а также представлены существующие заделы и возможные прорывные направления в разных областях знаний и сферах деятельности в Санкт-Петербурге в формате SWOT-анализа.

«Время пандемии» позволило дистанционно собраться с коллегами и проработать другие не менее важные вопросы: создание на базе научно-образовательных организаций гуманитарного профиля прогнозно-аналитических центров, нацеленных на проведение анализа текущей обстановки в стране с учетом исторической ретроспективы и разработку прогнозно-аналитических рекомендаций для органов государственной власти; запуск и сопровождение образовательного кластера по обучению и развитию уникальных исследовательских, предпринимательских, управленческих, лидерских компетенций молодежи. Ключевая цель второго вопроса — популяризация и закрепление молодежи в научно-технологической сфере, а также повышение качества их исследовательских работ, публикаций, наукометрических показателей, проводимых экспертиз, создание благоприятной среды для повышения конкурентоспособности результатов деятельности молодежи на глобальных рынках.

Но особенно это время запомнилось полученной благодарностью от Министерства науки и высшего образования РФ за активное участие в подготовке специализации «Наука» всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России». В этом году мне выпала большая честь стать одним из сертифицированных консультантов конкурса по формированию сообщества лидеров научно-технологического развития страны. Это моя первая высокая награда. Очень благодарен коллегам за предоставленную возможность.