«Без хороших преподавателей не возникнет интереса к предмету». Ученики Академической гимназии о победе во Всероссийской олимпиаде школьников по географии
На базе Северо-Кавказского федерального университета в Ставрополе состоялся заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии 2021/22 учебного года. По его итогам в число победителей и призеров вошли пять обучающихся Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ. Это лучший показатель из всех общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области и один из лучших по стране.
Среди победителей — учащиеся 10 «Г» класса Федор Денисов и Иван Шереметьев, ученица 11 «Г» класса Елена Агапова. Призерами стали Иван Сенин и Григорий Рунов из 11 «Г» класса.
Россия вошла в десятку ведущих стран по качеству общего образования
Мы встретились с ребятами после их возвращения в Санкт-Петербург и попросили поделиться впечатлениями от учебы в Академической гимназии имени Д. К.Фаддеева СПбГУ.
Расскажите немного о своем опыте обучения в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ. Как давно вы здесь учитесь? Почему решили поступить? Оправдались ли ожидания? Отличается ли уровень преподавания от вашего прошлого места обучения?
Елена Агапова, ученица 11 «Г» класса, победитель Всероссийской олимпиады школьников по географии 2021/22 учебного года: «Я поступила в Академическую гимназию после девятого класса. Вообще идея учиться здесь пришла от моего хорошего знакомого, который поступил в профильный класс гимназии по направлению "География". Он тоже был олимпиадником по географии и участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников. Он много рассказывал о гимназии, о преподавателях и учениках. Из его рассказов у меня сложилось ощущение, что здесь я смогу найти много единомышленников. Эти ожидания оправдались в полной мере и довольно быстро. Нужно сказать, что моя предыдущая школа тоже была очень сильной и входила во всевозможные рейтинги, как и Академическая гимназия, поэтому мне было немного легче адаптироваться к уровню. Безусловно, качество преподавания профильного предмета — географии — здесь лучшее в городе. Непрофильным предметам уделяется чуть меньше времени в силу особенностей учебного плана, но и по ним уровень довольно высокий. Уверена, что Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ абсолютно заслуженно занимает самые высокие места в рейтингах».
Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ занимает 22-е место в топ-100 лучших школ России по конкурентоспособности учеников и четвертое место в топ-20 школ Северо-Западного федерального округа по количеству поступивших в ведущие вузы России в 2021 году (по данным рейтингового агентства RAEX).
Федор Денисов, ученик 10 «Г» класса, победитель Всероссийской олимпиады школьников по географии 2021/22 учебного года: «Поступил в Академическую гимназию только в этом году, узнал о ней от своего преподавателя. До девятого класса я жил и учился во Всеволожском районе Ленинградской области, в поселке Кузьмоловский. Постепенно складывалось понимание, что географией нужно заниматься уже более плотно и углубленно, после довольно долгого изучения разных петербургских школ понял, что Академическая гимназия СПбГУ — лучшая в городе. Сейчас могу однозначно сказать, что с выбором не прогадал. Думаю, мой результат на Всероссийской олимпиаде школьников — лучшее тому подтверждение. В прошлом году я стал призером, а в этом победителем. К тому же учиться здесь намного интересней, лучше удается поддерживать себя в тонусе и успевать больше делать».
АСИ запустило программу образовательного туризма для школьников «Классная страна»
Иван Шереметьев, ученик 10 «Г» класса, победитель Всероссийской олимпиады школьников по географии 2021/22 учебного года: «Я окончил девять классов, затем поступил в Академическую гимназию имени Д. К. Фаддеева СПбГУ. Узнал о ней по "сарафанному радио": друг здесь учится с восьмого класса, и я с ним согласен, что здесь более интересно. Если сравнивать со знаниями, полученными в прошлой школе, то качество моих знаний по всем основным предметам, особенно по географии, значительно улучшилось».
Иван Сенин, ученик 11 «Г» класса, призер Всероссийской олимпиады школьников по географии 2021/22 учебного года: «Я узнал о гимназии в восьмом классе и тогда же решил, что хочу сюда поступить. Интерес к географии у меня появился в начале средней школы: нравилось изучать карты, читать про разные страны, тогда же начал пробовать свои силы в решении олимпиадных задач. К восьмому классу понял, что хочу глубже погрузиться в эту науку, нашел в интернете информацию о том, что в Академической гимназии есть профиль "География", почитал отзывы и понял, что мне обязательно нужно сюда. Сейчас, когда осталось учиться чуть больше месяца, могу с уверенностью сказать, что сделал правильный выбор».
Несколько слов о вашем участии во Всероссийской олимпиаде школьников по географии. Насколько трудным был путь к успеху? Сколько заняла подготовка? Участвовали ли вы в других олимпиадах по географии?
Стартовал прием заявок на конкурс Минпросвещения для учителей начальных классов
Елена Агапова: «К Всероссийской олимпиаде школьников по географии я начала готовиться с лета 2018 года, поэтому путь был очень долгий и тернистый. Заниматься этим я решила потому, что у меня появилось много знакомых, увлеченных географией, в частности олимпиадами по географии. В 2019 году я уже ездила на Всероссийскую олимпиаду по географии, где получила статус призера: в Академическую гимназию имени Д. К. Фаддеева я уже пришла в качестве призера. Времени понадобилось очень много. Причем речь идет не только о самостоятельной подготовке, которой иногда посвящался весь день (буквально от моего пробуждения утром до отхода ко сну), но и различные кружки, дополнительные лекции, ну и, конечно, школьные занятия. Безусловно, самостоятельная работа играет очень большую роль в подготовке к олимпиаде, но я считаю, что если у человека нет хорошего педагога по выбранному предмету, то не произойдет стимула и не возникнет интереса к предмету. Уверена, что любого человека, который приходит в олимпиаду, в первую очередь заинтересовал педагог. В нашей гимназии с этим все в полном порядке. В других олимпиадах по географии я участвовала. Первой перечневой олимпиадой (олимпиадой, входящей в перечень Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. — Прим. ред.) была Олимпиада школьников СПбГУ. Это было в 2020 году, я тогда стала победителем. В этом году я стала первым из призеров, мне не хватило одного балла до статуса победителя. В целом я не игнорирую перечневые олимпиады. Существует мнение, что если ты участвуешь во Всероссийской олимпиаде школьников, то не нужно участвовать в перечневых олимпиадах, потому что ты занимаешь чужие места, и это не совсем корректно с точки зрения конкуренции. Я с этим не совсем согласна: эта точка зрения верна, если ты участвуешь в олимпиадах только ради поступления, а если тебе интересно, ты хочешь получить дополнительные знания и опыт, то почему бы и нет».
Как мы выяснили уже после нашей беседы, Елена скромно умолчала о том, что в 2021 году она завоевала серебряную медаль в индивидуальном зачете XVII Международной географической олимпиады, что позволило сборной России занять первое место в общекомандном зачете.
Федор Денисов: «Я участвую во Всероссийской олимпиаде школьников по географии второй раз и могу сказать, что, на мой взгляд, основную часть подготовки составляет самостоятельная работа. Я бы сказал, что это в большей степени связано с увлеченностью. Ты узнал какую-то информацию на уроке, и она тебя настолько заинтересовала, что ты приходишь домой и начинаешь погружаться. Соглашусь с Еленой, что здесь срабатывает в том числе умение преподавателя увлечь, интересно рассказать, но дальше ты уже сам. Из перечневых олимпиад я смог поучаствовать в этом году только в олимпиаде "Высшая проба", в Олимпиаде школьников СПбГУ очень хотел, но, к сожалению, не получилось по срокам. Главный акцент был сделан на подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников, перечневые олимпиады скорее воспринимались мной как тренировка».
Иван Шереметьев: «Вновь соглашусь с мнением ребят: ключевую роль играет самостоятельная подготовка к олимпиаде. Преподаватели формируют очень хорошую базу, дают основу, но без самостоятельной подготовки шансов на успех мало. При этом, как я уже говорил ранее, качество преподавания в гимназии на очень высоком уровне, поэтому дело не в нем, а именно в специфике олимпиады. Готовиться к олимпиаде я начал летом и стабильно уделял этому один-два часа в день: чтение научных статей, изучение электронных карт в интернете, анализ различных статистических данных, факультативные занятия и самостоятельное решение заданий прошлых лет. В перечневых олимпиадах я участвовал, в том числе в Олимпиаде школьников СПбГУ, но успехов в них не добился. Мне кажется, это связано со спецификой заданий: во Всероссийской олимпиаде школьников важны не только знания, но и логический подход, а в перечневых упор делается на фактологию».
Иван Сенин: «Мне кажется, что лучшая подготовка к олимпиаде — это опыт. Я участвую в олимпиадах по географии с пятого класса. Это помогает держать себя в тонусе, получать новые знания, расширять круг общения — все это в совокупности приводит к итоговому успеху. Когда тебя постепенно начинают окружать люди, с которыми обычные разговоры сводятся к разговорам о географии, когда ты можешь вдруг задуматься над тем, как решить ту или иную задачу, тогда твои шансы на успех кратно возрастают».
На вопрос о своих планах на будущее все ребята отвечают довольно уклончиво — вероятно, не хотят раскрывать всех карт. Сходятся в одном: их дальнейшее обучение в вузе точно будет связано с географией — любовь к этой науке навсегда. Желаем удачи и ждем в стенах Санкт-Петербургского государственного университета!