«Найти ответы на вызовы цифровизации»: в день рождения СПбГУ ректор Николай Кропачев рассказал, какие изменения ждут универсантов в ближайшие 10 лет

Санкт-Петербургский государственный университет находится на пороге празднования своего 300-летия, которое будет отмечаться 8 февраля 2024 года. И сегодняшний день рождения СПбГУ уже наполнен предвкушением грандиозного юбилея. В честь торжественного события ректор СПбГУ Николай Кропачев ответил на вопросы о пути российского высшего образования за трехвековую историю, актуальных профессиях ближайшего будущего и о том, как СПбГУ удается уже почти 300 лет оставаться флагманом науки.

Полуденный выстрел в честь дня рождения Санкт-Петербургского университета

Основатель Университета Петр I был человеком идей, неутомимым управленцем, реформатором. Какие задачи он ставил перед Университетом?

К тем свойствам Петра Великого, которые вы упомянули, я хочу добавить удивительный дар предвидения. Он смог оценить роль науки и образования для становления и развития того великого государства, каким он мечтал видеть Россию, и это стало причиной издания указа 1724 года, который дал начало Академии наук и Университету. В нем говорится, что «Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким младых людей обучают». Именно так Санкт-Петербургский университет, как бы он ни назывался в разные годы своей трехвековой истории, видел и видит свою государственную и общественную миссию.

Еще об истории: в XVIII веке в России слово «университет» было почти неизвестно. Что вкладывал в это понятие простой человек того времени? Каким было и как трансформировалось во времени представление о науке?

Слово «университет» входило в обиход и в умы населения России постепенно и достаточно долго. Надо иметь в виду, что в петровские времена — и даже в начале XIX века — меньше двух процентов населения считались грамотными — на основании того, что вместо крестика могли нацарапать фамилию, представление о науке простиралось от ломоносовского «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» до фамусовского «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Приверженцы последнего мнения преобладали даже среди дворянства — ведущего сословия государства.

В первые годы после основания в Университете учились всего несколько юношей, проявивших наибольшую склонность к наукам. При этом в первой четверти XIX века в России было шесть университетов, в которых обучались менее 2000 студентов.

Сегодня только в нашем университете обучается более 25 000 студентов, работают 18 факультетов и девять институтов, два колледжа и академическая гимназия. В Университете реализуются образовательные программы едва ли не во всех областях знаний. Более 80 % выпускников школ 2020 года, согласно опросам, собирались получить высшее образование в вузе. Санкт-Петербургский университет традиционно привлекает лучших абитуриентов — мы уверенно держим самый высокий средний балл Единого государственного экзамена среди всех классических университетов России.

Одновременно Санкт-Петербургский государственный университет уже несколько лет подряд становится самым востребованным университетом России среди иностранных граждан (по данным о количестве заявлений, поданных абитуриентами с использованием электронных систем Россотрудничества). Несмотря на сложности, связанные с преодолением международных границ, общее количество заявлений о поступлении в СПбГУ от иностранных граждан в прошлом году составило почти 21 000 на 1000 бюджетных мест.

И вот сегодня вузов в нашей стране немало, а Петербург и вовсе называют образовательной столицей, здесь более 300 тысяч студентов. В чем же уникальность Университета?

Давайте попробуем дать некоторые характеристики нашего университета.

Образовательная деятельность — реализуется более 490 основных образовательных программ, а за последние 12 лет было разработано почти 2000 программ, около половины из которых реализуются в текущем учебном году.

Научная деятельность — более 500 исследовательских коллективов, более 20 лабораторий под руководством ведущих ученых, более 17 000 публикаций в научных журналах ежегодно, из которых, например, в 2021 году наши ученые опубликовали более 4300 в международных журналах, индексируемых международными наукометрическими базами Web of Science и Scopus. Из них более 2300 — в ведущих журналах первого и второго квартиля, в том числе 42 публикации в журналах Science и Nature Publishing Group.

В Петербургском университете работает Научный парк — современный центр исследований и разработок, в состав которого входят 23 ресурсных центра. Он функционирует по принципу открытого доступа, который подразумевает использование возможностей и оборудования ресурсных центров всеми заинтересованными лицами, вне зависимости от того, являются ли они сотрудниками, учащимися СПбГУ или нет, при соблюдении ряда общих правил. Задачи пользователей могут выполняться одновременно (или последовательно) на оборудовании нескольких ресурсных центров. Многие РЦ проводят исследования междисциплинарного характера — «на стыке наук».

Площадь помещений Научного парка составляет свыше 30 000 квадратных метров. Здесь размещены более 1400 единиц современного высокотехнологичного оборудования — научного, учебного и вспомогательного. Среди них — более 130 уникальных измерительных комплексов стоимостью более 10 млн рублей каждый. Общий объем инвестиций в оборудование Научного парка к концу 2021 года составил 7,5 млрд руб.

Кадровое обеспечение — коллектив из 12 000 сотрудников, включая около 4700 отечественных и иностранных научно-педагогических работников.

Открытость — Университет реализует политику открытости уже более десяти лет, что находит беспрецедентный отклик среди универсантов и представителей общественности. Любой студент или сотрудник СПбГУ имеет возможность ознакомиться с материалами ректорских совещаний, наблюдать за конкурсными процедурами, участвовать в приеме ремонтных работ и многом другом. Университет стал первым российским вузом, внедрившим такую практику.

Кроме того, еще в 2015 году (приказ от 26.11.2015 № 9066/1 «О реализации требований законодательства к языку локальных нормативных актов СПбГУ») СПбГУ первым в России ввел практику дополнения всех приказов пунктом, согласно которому любой желающий может направить свои предложения о совершенствовании этого документа. Возможность принимать участие в различных сферах университетской жизни как преподавателям и научным работникам, так и обучающимся не только создает здоровую конкуренцию, но и позволяет проявить себя в работе на благо всего Университета лучшим из лучших.

Сотрудничество — у нас заключены договоры с более чем 590 зарубежными компаниями и вузами-партнерами, а также подписано более 1600 соглашений о сотрудничестве и договоров о практической подготовке обучающихся с российскими и зарубежными партнерами. Представительства СПбГУ сегодня работают в Китайской Народной Республике, Республике Корея, Испании, Италии, Греции, Турции. Недавно мы открыли представительство в Германии — на базе Свободного университета Берлина. В этом году откроется филиал Университета в Ташкенте. В Китае строится совместный кампус СПбГУ и Харбинского политехнического университета.

Прибавьте к этому сочетание академических свобод с ответственностью перед государством и обществом, высокую репутацию в стране и в мире, развитие корпоративного духа и поддержку университетских традиций, уникальные возможности позитивной самореализации в волонтерской, творческой, культурно-просветительской, досуговой, предпринимательской и других видах деятельности — все вместе это определит уникальность Санкт-Петербургского государственного университета.

Николай Михайлович, назовите, пожалуйста, один или несколько самых необычных фактов об Университете: что удивило когда-то вас, о чем мало кто знает. Какие тайны есть у Университета?

В Университете с богатой историей, конечно, много необычного. Например, он занимает более 400 зданий. Учебно-научные базы за пределами Санкт-Петербурга образуют на карте России своего рода «университетский меридиан» — от Морской биологической станции на севере Карелии через базы «Саблино» и «Кузнечное» в Ленинградской области и «Лес на Ворскле» в Белгородской области до учебно-научной базы «Крымская» в Крыму.

Теперь об удивительном. Я не раз говорил о своем восхищении большим коридором главного здания. Он производит неизгладимое впечатление на каждого, кто сюда попадает. Ряды книжных шкафов с уникальными изданиями по одной стороне, портреты выдающихся универсантов между огромными окнами с другой и длина 275 метров. Открою вам тайну, которую знают немногие даже среди универсантов. Если ранним утром или поздним вечером, когда большой коридор тих и пуст, остановиться ровно посередине и хлопнуть в ладоши — звук улетит к концам коридора и вернется эхом справа и слева почти через секунду. Это поразительно, можете сами попробовать.

Николай Михайлович, вы уже не раз говорили о тех решениях, которые в условиях ковидных ограничений Университет принимал для обеспечения эффективной учебной и научной работы внутри СПбГУ. А что можно сказать о внешнем вкладе ведущего российского вуза в преодоление пандемии и ее последствий?

Естественно, наш университет не стоит в стороне от решения проблем, возникших из-за пандемии на вузовском, региональном, национальном и международном уровнях. Приведу примеры из основных направлений университетской деятельности.

Во-первых, в части образования. В разгар пандемии Санкт-Петербургский государственный университет первым из российских вузов сделал получение сертификатов о прохождении наших онлайн-курсов в период пандемии COVID-19 бесплатным для обучающихся всех российских образовательных организаций. Онлайн-курсы СПбГУ позволили не только облегчить переход к дистантной форме обучения в СПбГУ, но и были использованы сотней российских вузов и более чем 400 тысячами российских студентов. Кроме того, СПбГУ предоставил открытый доступ к лекциям и семинарам известных профессоров всем желающим, внося вклад в реализацию государственной политики Российской Федерации по обеспечению доступности образования в течение всей жизни.

Во-вторых — в части научных достижений. Алгоритм для расшифровки геномов, разработанный учеными СПбГУ, позволил на раннем этапе собрать и расшифровать геном российского штамма возбудителя ковидной пандемии — вируса SARS-CoV-2. На базе Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ был открыт первый в мире Центр по изучению аутоиммунных заболеваний, вызванных последствиями коронавирусной инфекции.

Наши ученые приняли участие в международном исследовании позитивных последствий вакцинирования населения, результаты которого должны привести к снижению рисков летальных исходов при хирургических операциях для десятков тысяч человек. Математическая модель, разработанная исследователями Центра интеллектуальной логистики СПбГУ, дает прогнозы развития пандемии, которые наиболее точно совпадают с реальными цифрами Санкт-Петербургского оперативного штаба. Эффективность этой модели буквально на днях обсуждалась едва ли не всеми новостными агентствами нашей страны. («Ученые СПбГУ — о том, каким будет пик пандемии в России» — «РБК», «Ученые СПбГУ создали математическую модель распространения COVID-19» — «НТВ.Ru» и др.).

Немного о будущем. Ученые говорят, что искусственный интеллект скоро заменит многие профессии. А какие профессии появятся и как готовится к этому Университет сегодня?

Конечно, профессии изменятся, но думаю, что изменения не будут катастрофическими, как их иногда рисуют фантасты и журналисты. Сегодня объектом психологии является поведение человека, а завтра, возможно, поведение искусственного интеллекта. Роботы сменят человека в области физического труда и повторяющихся действий. Очень многие профессии будут трансформированы под воздействием информационных технологий. Например, сегодня традиционная медицинская специальность — терапевт, а завтра понадобится онлайн-терапевт. В онлайн могут уйти большинство инженеров, разработчики программного обеспечения. Но есть направления деятельности, которые не могут и никогда не смогут существовать без непосредственного участия в них человека. И в их числе преподавание в университетах. Пандемия показала, что уход в онлайн возможен, но и студентам, и профессорам при этом катастрофически не хватает непосредственного, живого общения.

Что мы делаем в Университете, чтобы встретить информационно-технологические перемены во всеоружии? Важным компонентом Программы развития СПбГУ до 2030 года является цифровая трансформация Университета. Она затронет все сферы нашей деятельности. В части организационно-управленческой работы — развитие цифровой инфраструктуры и цифровых сервисов СПбГУ, организационная и технологическая трансформация бизнес-процессов. В сфере научной деятельности — мы уже внедрили на площадке Научного парка (кстати, первыми в России!) сквозную единую цифровую систему управления научными проектами Research Information Management System (RIMS). В образовательной деятельности — с одной стороны, цифровизация учебного процесса, а с другой (и это самое главное) — ориентация содержания обучения на подготовку кадров для цифровой экономики.

«Оскар» в мире науки — это, конечно, Нобелевская премия. Насколько богат Университет нобелевскими лауреатами?

Великие ученые, чья деятельность была связана с Санкт-Петербургским университетом, получили Нобелевские премии в разные годы. Их имена хорошо известны — биологи Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, физики Николай Николаевич Семенов, Лев Давыдович Ландау, Александр Михайлович Прохоров, экономисты Леонид Витальевич Канторович, Василий Васильевич Леонтьев. В одной из университетских научных экспедиций принимал участие будущий нобелевский лауреат в области литературы Иосиф Бродский. Нобелевские лауреаты приезжали и приезжают в Университет работать, выступать с гостевыми лекциями, среди них создатель модели ДНК Джордж Уотсон, экономист Джон Нэш, писатель и общественный деятель Орхан Памук и многие другие.

Наш университет окончил выдающийся математик современности, доказавший гипотезу Пуанкаре, Григорий Перельман. С Университетом тесно связан лауреат премии Филдса (а это аналог Нобелевской премии, но в области математики) Станислав Смирнов. В прошлом он выпускник нашего университета, а сегодня осуществляет научное руководство лабораторией, которая носит имя другого выдающегося математика из нашего университета — Пафнутия Львовича Чебышёва.

В Университете работают более 50 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук и Российской академии образования. Среди всего шести российских ученых, вошедших в 2021 году в мировой список наиболее цитируемых авторов, есть профессор СПбГУ Николай Кузнецов — заведующий кафедрой прикладной кибернетики, руководитель научной школы, получившей статус ведущей в России; а также Геннадий Леонов — выдающийся математик, основатель кафедры прикладной кибернетики в СПбГУ, который, к сожалению, покинул нас в 2018 году.

Государства и крупные корпорации разрабатывают стратегии на 30 лет вперед. Как изменится мир СПбГУ к 2050 году?

На мой взгляд, «30 лет вперед» — это тема для писателей-фантастов. Государственные стратегические документы, определяющие в том числе цели и задачи Университета, оперируют более реалистичными сроками: Стратегия научно-технологического развития РФ — до 2035 года, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации — на период до 2036 года. Программа развития нашего университета рассчитана на период до 2030 года — давайте ограничимся этим сроком.

Что главное произойдет за это время? В своем вопросе вы использовали очень удачный слоган — «мир Университета». Мир СПбГУ за эти годы расширится, в первую очередь территориально. В прошлом году была подготовлена архитектурно-планировочная концепция «Территории развития СПбГУ». Для детальной проработки инфраструктуры специалисты архитектурного бюро «Студия 44» проанализировали более тысячи предложений универсантов, большая часть из которых была учтена. Сегодня определено расположение главных построек: учебно-лабораторных корпусов с виварием и криогенным центром, спортивных комплексов, университетской клиники, общественного центра, академической гимназии с общежитием, библиотеки, конгресс-центра и других построек.

По соседству с университетским городком появится инновационный научно-технологический центр СПбГУ «Невская дельта», который позволит создать все необходимые условия для внедрения научных разработок Университета в реальное производство. После реализации модели, которая обеспечивает единение науки, образования и инноваций, будет создан новый высокий стандарт для российских — и не только — вузов.

Чего точно не произойдет? В СМИ сегодня много говорят о том, что тотальная цифровизация убьет классическую модель университета. Не верю. Давайте оглянемся назад. Сколько потрясений было в Европе за пять прошедших веков — Великие географические открытия, эпидемии чумы, соперничество религий, смена общественно-экономических укладов, локальные и мировые войны. При этом из 58 старейших университетов, основанных до XV столетия, большинство продолжают существовать самостоятельно или в составе более молодых университетов, причем 12 входят в топ-200 и семь — в топ-100 лучших университетов мира.

В 2024 году Санкт-Петербургский университет будет отмечать грандиозное событие — 300-летний юбилей. И за три века своей истории он вместе со своей страной тоже пережил немало потрясений, каждое из которых сказалось на развитии общества, науки и образования. Но каждый раз Университет и универсанты с честью и достоинством выходили из них, отвечая на вызовы приобретением новых качеств и сохраняя за Университетом позицию ведущего вуза страны. Уверен, что этот исторический опыт позволит найти ответы и на вызовы цифровизации, и через 10 лет мы сможем убедиться в этом.