Сначала женщины, потом дети. Сопротивляться и мечтать в воюющих городах: «Рим — открытый город» Росселлини и «Шуша» Де Сика
В рамках совместного проекта онлайн-семинаров Представительства СПбГУ в Италии и Университета для иностранцев города Сиена пройдет онлайн-лекция Стефании Карпичечи «Сначала женщины, потом дети. Сопротивляться и мечтать в воюющих городах: "Рим — открытый город" Росселлини и "Шуша" Де Сика».
Сопротивление в городах, находящихся в состоянии войны, особенно в Риме во время Второй мировой войны, когда столица оказалась в нацифашистской оккупации, ложилось прежде всего на плечи простых женщин, таких как Пина, которую играет Анна Маньяни. В фильме Роберто Росселлини «Рим — открытый город» (1945 год), прежде чем быть убитой пулеметной очередью во время облавы в районе Пренестино, главная героиня восстает против голода, который обрушился на римлян, и совершает одно из частых в те времена нападений на пекарню, описанное также Мириам Мафаи в ее воспоминаниях «Pane nero. Donne e vita quotidiana nella seconda guerra mondiale» (Черный хлеб. Женщины и повседневная жизнь во время Второй мировой войны). Гражданское сопротивление затрагивает и детей, на которых режиссер в финале фильма возлагает надежды на будущий мир. Однако, Рим послевоенного периода, освобожденный, но вместе с тем и занятый союзниками 4 июня 1944 года, еще не дает особых надежд детям и подросткам, несмотря на отчаянную попытку героев фильма «Шуша» (1946 год) Витторио Де Сика убежать от действительности, мечтая о покупке белой лошади, точнее, убежать от непригодного для них по рождению социального статуса, превратившего их не только в военных сирот, но и в бродяг, нищих и чистильщиков обуви американских солдат вдоль Виа Венето. Через чтение архивных документов, просмотр фотографий, архивных материалов и отрывков из выбранных фильмов, лекция позволит слушателям погрузиться в реальность тех дней, а также в художественный мир, созданный двумя великими шедеврами итальянского неореализма.
Лектор
Профессор Сиенского университета для иностранцев Стефания Карпичечи преподает Историю кино. Она вела исследовательскую работу и предоставила редакционные консультации для издания Экспериментального центра кинематографии в Риме «История итальянского кино» (2002–2014 годы). Стефания Карпичечи является членом Университетского совета кино и Национального синдиката итальянских кинокритиков, куратором мероприятий и ретроспектив фильмов, членом редакции отраслевых журналов итальянской ассоциации Amici Cinema d’Essai, Massenzio/Estate Romana и университетов Витербо и Рима. Она написала множество эссе и статей для «Энциклопедии кино» и «Биографического словаря итальянцев» (Треккани), и сотрудничала с журналами «Fata Morgana», «Allegoria», «Bianco e Nero», «Quaderni del CSCI», «Carte di Cinema», «Cinema/Studio», «Filmcronache». Профессор Карпичечи также имеет несколько монографий, в том числе «Amara terra mia / io vado via. Cinema italiano e canti della grande emigrazione del Novecento» (Итальянское кино и песни великой эмиграции ХХ века, 2020 год).