Элио Кассара «Левкас»
В СПбГУ пройдет персональная выставка итальянского художника Элио Кассара «Левкас».
В своих живописных работах художник исследует баланс между сферическими полями цвета и формы, передающий наиболее точные ощущения от того или иного ландшафта. Важную роль в создании абстрактных композиций, чрезвычайно сложных по структуре, но в то же время минималистичных и неосязаемых, играет свет. Он, кажется, исходит от холстов, заставляя пространство вокруг вибрировать.
В новом выставочном проекте представлено 18 работ, созданных в период с 2021 по 2022 год в Москве.
Эти абстрактные образы с особенным внутренним свечением передают впечатления Элио Кассарa от места, от его энергетики. Сквозь призму своего творчества художник приглашает зрителя совершить путешествие, которое откроет для него и пейзажи Сицилии, и необычайное множество оттенков Венецианской лагуны, и жизнерадостные цвета русской природы.
Экспозиция дополнена комментариями из текстов Андрея Хлобыстина и Серены Рибаудо, а также эссе Томмазо Эванджелиста «Четыре очерка об образе для Элио Кассарa».
«В отличие от титанов русского авангарда Элио Кассарa не ищет истинного революционного метода, призванного изменить магистральные пути искусства. Это художник философического созерцания, поглощенный чудесными видениями, превращениями и спиритуальными путешествиями на грани видимого и невидимого, а название выставки "Левкас" отсылает нас к технологической мистике иконописи. Элио обладает редким в наше время лирическим талантом и изысканным чувством цвета. Его произведения ясным голосом говорят о красоте мироздания, несут оптимизм и радость жизни, столь необходимые в тревожные для всего мира дни», — рассказал — Андрей Хлобыстин, заведующий отделом «Музей современных искусств имени С. П. Дягилева» СПбГУ.
«Работы Элио Кассарa отличают кристальная чистота, радужная красота, редкий ритм. Искорки Аквамарина и Мадженты, Белого и Зеленого, Синего и Оранжевого, Золотисто-Желтого и Фиолетового цветов, поблескивающие в искренней грации его живописи, преображаются в космические явления, как бы воплощая труднопереводимое чувство природы, квинтэссенцию стихий. Создавая очаровательные пейзажи, яркие видения, в которых находит выражение восхитительно чувственное великолепие цветов, Кассарa добивается несравненно прекрасных результатов. Рассмотрим весь спектр его последних произведений. И прислушаемся к ним. Перед нашими глазами разворачиваются картины, чьей застенчивой фиолетовой красоте присуще качество Chansons Bas — песен, исполняемых тихим голосом. Другие преисполнены оглушительной, теллурической мощи сицилийской земли, откуда родом Элио Кассарa. Третьи цепляются за сапфировое небо России и переплавляют его в личную и любящую мелодию. Всю сущность, все чудеса живописи Элио изливает в беспрерывное, необычное перемещение мирских вещей мира в царство метафизики, где он единственный Творец», — поделилась Серена Рибаудо, искусствовед.
«Кассарa посредством аналитической деконструкции и синтетической реконструкции материала освобождается от протокубистских, постсезанновских матриц или матриц лирически-детских в стиле Клее и обращается к супрематизму, к алогической конфигурации, в которой движение цвета, проистекающего от чисто естественного впечатления, создает необычные структуры. Есть здесь и попытка переосмысления отдельных частей полотна через применение интервалов и расстояний, через взаимодействие аналитической конфигурации и противоречивой морфологии, ведущее к избытку ассимиляций и взаимосвязей, благодаря которым произведения обретают постоянную „открытость“ и последовательность. В этом столкновении естественного и искусственного рождается гипотеза живописи, которая создается за счет расширений и эквивалентов, параллельных амплитуд, превращающих цветовой спектр в ризоматичное и стохастическое расположение. Конечно, такое видение пейзажа представляется комплексным, но оно характеризуется и как внутренняя вибрация, как личное и поэтическое восприятие пространственной структуры, воспринимаемой как хрупкий и размытый порог и ветер», — говорит Томмазо Эванджелиста, историк, искусствовед.
Элио Кассарa (1974 год) родился в городе Мадзара-дель-Валло, Италия. После обучения в Пьемонте в 1997 году он переехал в Венецию, а затем в 2001 году — в Берлин, где прожил несколько лет. Именно здесь он заинтересовался пейзажной живописью, которая с годами все больше синтезировалась в чистые абстрактные формы. Вернувшись в Венецию, Кассарa завершил серию картин, вдохновленных его пребыванием в Германии, которые были представлены публике в последующие годы. В конце 2020 года он переехал в Москву, чтобы завершить исследование русского средневекового искусства и обобщить свои впечатления в ряде абстрактных работ. В 2021 году в Великом Новгороде прошла его первая в России персональная выставка «Прозрачный свет», где были показаны некоторые полотна из «московского» цикла, в последующей выставкой «Цвет ветра» в Москве в 2022 году в роскошных залах библиотеки-читальне имени А. С. Пушкина, в том же году «Московский музей современного искусства» включил в постоянную коллекцию Музея знаковое произведение 51.21.
В 2023 году Фонд Орестиади (город Джибеллина, Сицилия) включил в постоянною коллекцию музея одну из масштабных работ Элио Кассарa, которую можно увидеть сейчас на персональной выставке в городе Палермо.
Его творчеством интересовались многие критики, в том числе Стефано Чеккето, Томмазо Эванджелиста, Илона Лебедева, Анна Мария Рута, Серена Рибаудо, Франческо Галло Маццео, Эцио Пагано, Нина Погарчич, Виктор Арельяно Рей, Гаэтано Салерно, Ингрид Мария Торварт.
Элио Кассарa ведет активную выставочную деятельность. Его работы находятся во многих государственных и частных коллекциях, как в России, так и за рубежом.