Экономика vs искусство

16–18 июня 2022
Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 58–60, ауд. 152

В СПбГУ состоится X ежегодная международная конференция Центра исследований экономической культуры СПбГУ «Экономика vs искусство».

Современность во многом задается отказом от классических бинарных оппозиций центра и периферии, глубины и поверхности, высокого и низкого. Скольжение по поверхности производств, идей, ценностей, самого человеческого означает, что больше не существует отдельно взятых феноменов экономики и искусства. Так, эстетический жест разворачивается в пространстве экономического, политического, этического, а экономический обретает измерение и задает стандарт прекрасного. Матрица современности, предложенная Фуко (биология, лингвистика, экономика), может быть переписана и прочитана через линию напряжения «экономика vs искусство».

Наука и искусство представляют собой разные способы познания и описания мира. С известными оговорками можно сказать, что если наука стремится к максимально объективному, беспристрастному, точному и верифицируемому отражению реальности, то отражение мира в искусстве субъективно, эмоционально, нацелено не на точное воспроизведение, но на творческое преломление. Однако и наука, и искусство неоднородны и многообразны, они могут частично пересекаться и взаимодействовать как применительно к конкретному объекту познания, так и применительно к способам познания и отображения мира. Экономика как общественно-гуманитарная дисциплина во многих своих аспектах оказывается ближе к искусству, чем к (точным) наукам. Определить существующие и перспективные направления взаимодействия экономики и искусства предстоит в ходе конференции.

Искусство как сфера, максимально открытая для всех им интересующихся и в то же время наделенная невероятным потенциалом трансформации культуры и повседневности в их, в том числе экономической составляющей, в крайних своих проявлениях способно постулировать и радикальный отказ от капиталистических отношений, и абсолютное слияние с системой экономического обмена. Среди художников двух последних столетий были и те, кто последовательно стремился к нестяжательству, и те, кто считал искусство идеальной сферой предпринимательства. При этом последующая капитализация искусства нестяжателей зачастую бьет рекорды, установленные теми, кто всеми возможными средствами добивался финансового успеха при жизни. Искусство обозначает собственные границы в диалоге с экономикой и тем самым открывает символическую природу экономики. Невероятные цены на произведения, редуцирующие художественный опыт до минимума, — интереснейший феномен, который делает привлекательным арт для крупного предпринимательства. Этот круг проблем также было бы полезно обсудить в рамках конференции.

Данная тема предполагает целый ряд эмпирических вопросов, связанных с различными аспектами взаимоотношений экономики и искусства как двух специфических сфер деятельности.

  • Какие экономические проблемы возникают в связи с искусством и как они решаются (ценообразование на рынках искусства, финансирование художественных проектов и художественного образования)?
  • Каким образом и по какими принципам предметы искусства становятся предметом капитализации и инвестиций?
  • Какое влияние оказывает художественная сфера (практики искусства, художественное мышление и восприятие, образ жизни художника) на экономическую деятельность (ее цели, мотивацию, привлекательность)?
  • В какой мере допустимо применение художественных (эстетических) критериев для оценки состоятельности экономической деятельности — и наоборот, в каких границах оправдано применение экономических критериев при оценке художественных проектов, практик, произведений?
  • К каким радикальным изменениям смысла экономики и искусства в их традиционном понимании приводят в итоге взаимоотношения этих двух сфер, которые характерны именно для сегодняшнего дня?
  • Подтвердился ли уже упомянутый диагноз Бодрийяра о нашей эпохе как «эстетической стадии политической экономии», и если да, то в какой мере?

Для участия в мероприятии в качестве докладчика или слушателя необходимо пройти регистрацию до 18:00 15 июня 2022 года.

Предварительная программа

16 июня

14:00–15:00 Регистрация участников, приветственный кофе

15:00–15:30 Открытие конференции: Алексей Кудрин (СПбГУ), Данила Расков (Леонтьевский центр)

15:30–17:00 Пленарная сессия. Модератор — Денис Скопин

  • Владимир Автономов (НИУ ВШЭ) «Экономическая наука и романтизм: некоторые пересечения»
  • Рафаэль Оклер (Католический институт Вандеи, Франция) «Между кофемолкой и самоваром: троянский конь, или Кто выиграл холодную войну?»

17:00–17:20 Кофе-брейк

17:20–19:00 Вечерняя сессия. Модератор — Погребняк Александр (СПбГУ). Презентация книги Йозефа Фогля «Расчет и страсть: поэтика экономического человека». Участники дискуссии: Александр Белобратов, Иван Болдырев, Денис Кадочников, Кирилл Лощевский, Александр Погребняк, Данила Расков, Юрий Тулупенко

19:00 Торжественный ужин

17 июня

9:00–10:00 Регистрация участников

10:00–11:40 Утренняя сессия. Модератор — Станислав Савицкий

  • Роман Григорьев (ЕУСПб; Государственный Эрмитаж) «Рембрандт и деньги: художник между патронажем и рынком»
  • Наталья Фёдорова (СПбГУ) ​​«Зависит ли стиль от экономики. Сравнительный анализ природы различных цифровых вещей: нет-арт, цифровое искусство и NFT»

11:40–12:00 Кофе-брейк

12:00–14:00 Параллельные сессии

Художник как предприниматель — предприниматель как художник (на английском языке). Модератор — Станислав Савицкий

  • Алексей Парыгин (РГПУ имени А. И. Герцена) «Искусство — это бизнес проект
  • Евгения Горобец (НИУ ВШЭ, Москва) «Художник-предприниматель в российской действительности — это возможно? В поисках стратегии профессионального развития в мире искусства»
  • Илья Малахов (Музей «Собрание»; ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва) «Особенности корпоративной политики П. П. Рубенса и их влияние на художественный рынок XXI века»
  • Марина Симакина (Московский гуманитарный университет) «Ф. В. Булгарин — журналист, писатель, предприниматель»
  • Томас Баумерт (Университет Небриха, Испания) «Деньги и музыка: об экономике великих музыкантов»
  • Джон Тейлор (СПбГУ) «Был ли прав Арнольд Хаузер в том, что экономика определяет возникновение изобразительного искусства?»

Междисциплинарные аспекты экономики. Модератор — Андрей Заостровцев

  • Александр Дубянский (СПбГУ) «Этический аспект российских финансов в начале XIX века»
  • Татьяна Сергиевич (Белорусский национальный технический университет, Беларусь) «Коммерциализация культурного капитала в условиях становления общества знакового потребления»
  • Антонио Санчез-Баyон «Фолкономика и американские утопии: социально-экономическая история коммунитаризма в США и его роль в развитии Запада»

Экономика культуры. Модератор — Наталья Макашева

  • Павел Игнатьев (Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина) «Считать дельфина за оленя. Функционирование индустрии социалистического реализма в 1970-е годы»
  • Елена Дианова (Петрозаводский государственный университет) «Литературная репрезентация советского общепита: картины изобилия и дефицита»
  • Андрей Заостровцев (НИУ ВШЭ) «Политико-экономическая утопия как российская реальность: Войнович, плюс, Сорокин»
  • Мария Воробьёва (Институт философии и права Уральского отделения РАН, Екатеринбург) «Экономика сквозь призму советской государственной сатиры: случай киножурнала "Фитиль"»

Нестяжательство, дар, праздник. Модератор — Татьяна Шишкина

  • Анна Тонковидова (Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар) «Нестяжательство в аспекте эстетического и экономического: религиозная социальность, светская социальность, религиозно-светская социальность (на материалах учения С. Н. Булгакова)»
  • Константин Голубев (Белорусский государственный экономический университет, Беларусь) «Институциональный подход к пониманию идеи нестяжательства в искусстве и экономике»
  • Рустем Нуреев (Финансовый университет при Правительстве РФ) «Русские православные монастыри: роль в духовной, материальной и художественной культуре»
  • Елена Юдина (Московский городской педагогический университет) «Искусство больших народных гуляний: организация увеселений в Московском городском манеже в последней трети XIX века»
  • Татьяна Долженкова (Советский социально-аграрный техникум имени В. М. Клыкова) «Монументальные дары В. М. Клыкова»

Арт-рынок и NFT-искусство. Модератор — Наталья Фёдорова

  • ЕленаРассолова, Константин Галкин (Социологический институт РАН) «Возможности "экспериментального" искусства: развитие сайнс-арт индустрии на российском рынке»
  • Самат Рахматуллин (Казанский государственный энергетический университет) «Актуальные тенденции коммерциализации и коллекционирования NFT-искусства»
  • Квачев Вадим (Российский эконмический университет имени Г. В. Плеханова), Юлия Лежнина «Цена и ценность произведения искусства: о главном философском вопросе политической экономии творчества»
  • Александр Николаев (СПбГУ) «Подделки и фальшивки: эстетика и экономика антиискусства»
  • Татьяна Шоломова (РГГУ имени А. И. Герцена) «Безвкусное на арт-рынке в контексте этики арт-бизнеса»

14:00–15:00 Обед

15:00–16:45 Дневная сессия. Модератор — Погребняк Александр

  • Савченкова Нина (СПбГУ) «Landscapers: опыт экономики Возвышенного»
  • Тульчинский Григорий (СПбГУ; НИУ ВШЭ) «Экономика и искусство: встреча в цифре»

16:45–17:15 Кофе-брейк

17:15–19:00 Параллельные сессии

Экономика и искусство как область видимости. Модератор — Скопин Денис

  • Леонид Салмин (Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург) «До и после "Черного квадрата". Заместительные практики авангарда в контексте конвергенции экономики и искусства»
  • Елена Кащенко (СПбГУ) «"Ассистентка" (2019) Китти Грин как образец призрачной двойственности киноиндустрии»
  • Инна Калита (Университет имени Яна Евангелисты Пуркине в Усти-над-Лабем, Чехия) «Черные лебеди в сером болоте, или Язык в креативной роли»

Прекрасное и возвышенное в экономике. Неконвертируемый образ. Модератор — Савченкова Нина

  • Олег Горяинов (Академия для одаренных детей (Наяновой); СПбГУ) «Господин Тест и деньги: о некоторых следствиях картезианства Поля Валери»
  • Ольга Давыдова, Лариса Муравьёва (СПбГУ) «Экономика любви и эксцессы сторителлинга в комиксах Лив Стрёмквист»
  • Сергей Кропотов (Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург), «"Либидинальная экономика" Ж.-Ф. Лиотара и феномен интенсивности художественного текста»
  • Евгений Малышкин (СПбГУ) «Эстетика своего»

Искусство сопротивления экономическому насилию. Модератор — Кадочников Денис

  • Андрей Верников (Институт экономики РАН, Москва), Анна Курышева (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону) «Жизнь в долг: кино как канал продвижения этой институции»
  • Кирилл Серебряков (СПбГУ) «Экономика страхов: дискуссия о японской идентичности по итогам "экономического чуда" и ее отражение в массовой культуре (на примере аниме "Эксперименты Лэйн")»
  • Валерия Путинцева-Арданская (Тюменский государственный университет; Московский музей современного искусства) «Добавочное удовольствие постсоветского субъекта: потребление вещей и роль искусства»

Символические измерения искусства и экономики. Модератор — Наталья Фёдорова

  • Кирилл Шадчнев (Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва) «Фиксация экономических преобразований средствами пластических искусств»
  • Ващилло Клавдия (Школа Лувра, Франция; Гейдельбергский университет, Германия) «Влияние самопрезентации художника на символическую ценность и рыночную стоимость произведения искусства»
  • Елена Дробышева (Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой) «Аксио(логика) художественного производства / потребления в эпоху метамодерна: "аромат потлача"»

Экономика памяти. Модератор — Мария Чернышёва

  • Валерий Фёдоров (МГИМО, Одинцово) «Памятники культуры: стимулы к возвращению в экономический оборот»
  • Мария Чернышёва (СПбГУ) «Сбор средств на первый памятник И. А. Крылову. Публичная подписка как государственный проект»
  • Елена Савенкова (Самарская гуманитарная академия) «Искусство помнить. Экономический аспект»
  • Ирина Климовицкая (Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства) «Цена дружбы с искусством (от мецената до Всемирной федерации друзей музеев)»

18 июня

9:00–10:00 Регистрация участников

10:00–11:40 Утренняя сессия. Модератор — ДанилаРасков

  • Денис Скопин (СПбГУ) «Вальтер Беньямин о коллекционировании и коллекционере»
  • Вячеслав Корнев (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов) «Искусство на рынке: цена абстракции»

11:40–12:00 Кофе-брейк

12:00–14:00 — Параллельные сессии

Рынки искусства (театр, музыка, кино). Модератор — Самат Рахматуллин

  • Самат Рахматуллин (Казанский государственный энергетический университет) «Экономическая трансформация азиатской киноиндустрии в эпоху стремительного развития китайской кинематографии»
  • Виталий Познин (Российский институт истории искусств) «Отечественное кино: между госбюджетом и рынком»
  • Елена Жбанкова (МГУ) «Кинопредприниматели дореволюционной России: художники или нет?»
  • Ольга Славинская, Никита Бураков (Институт экономики РАН; Государственный институт искусствознания, Москва) «Региональный анализ креативных индустрий в России: рынок труда и экономический рост»
  • Илидио Салтейро (Центр исследований в области изящных искусств, Португалия) «Оценка и ценности современного искусства»
  • Екатерина Полякова, Полина Кряжева-Чёрная (ЕУСПб) «Особенности сектора исполнительских искусств»

Цифровизация в искусстве и ее экономические аспекты. Модератор — Григорий Тульчинский

  • Александр Сарна (Белорусский государственный университет, Беларусь) «Сетевой капитал в цифровом искусстве»
  • Михаил Розенфельд («Аскрин») «Музей на рынке: репрезентация экспозиционного пространства посредством теплового следа посетителя»
  • Константин Галкин (Социологический институт РАН) «Цифровизация работы театров, музеев, библиотек и креативных пространств Санкт-Петербурга в период COVID-19. Спасение? Альтернатива? Или новые возможности?»
  • Анастасия Пестрякова (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна) «Цифровое искусство как новая форма коммуникации»
  • Алексей Пряхин (РГПУ имени А. И. Герцена) «Наука о данных в деле автоматизации кинопроизводства и анализа кинопроизведений»
  • Татьяна Лукичева, Олеся Вередюк (СПбГУ) «Фрилансер как свободный художник: возможности и ограничения»

Искусство сопротивления экономическому насилию. Модератор — Денис Скопин

  • Андрей Воробьёв (СПбГУ) «Ассоциативное поведение vs оппортунистическое поведение как способ противодействия экономическому насилию»
  • Никита Яценко (СПбГУ) «Монадология совместности: о разделяющем производстве и досужем соприсутствии»
  • Александр Николаев (СПбГУ) «В чем трагичность "Трагедии общественного"?»
  • Жанна Николаева (СПбГУ) «"Медленная архитектура" между экономикой и искусством»
  • Вэнь Су (Университет Тунцзи, Китай) «Вздох на руинах: посмотрите на мусор процесса пространственной экономики»

Коллекционирование произведений искусства и капитализация. Модератор — Андрей Воробьёв

  • Наталья Фролова (Белорусский государственный университет, Беларусь) «Феномен развития коллекционного дизайна»
  • Богдан Жаворонков (СПбГУ) «Произведения искусства как товары демонстративного потребления: плюсы и минусы»
  • Юрий Малик (Воронежский государственный университет) «Музеефикация: ликвидация прошлого или становление непосредственного настоящего?»
  • Екатерина Шекова (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) «Затратная болезнь: пандемия Covid-19 и художественные музеи в Америке и России»
  • Наталья Ирза (Российский государственный социальный университет, Москва) «Георгий Костаки: стратегия успешного коллекционирования»

Можно ли говорить о стилях экономики. Модератор — Денис Кадочников

  • Павел Терещенко, Полина Вишневская (Центрально-Европейский университет, Венгрия) «От рационального к аффективному: цикличность в экономике и искусстве»
  • Денис Кадочников (СПбГУ) «Экономические идеи и эстетические идеалы»
  • Никита Теплоухов (СПбГУ) «Логика технологического прогресса и категория "нового" в искусстве и экономике в Европе раннего Нового времени и сегодня»
  • Ирина Лисовец (Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина, Екатеринбург) «Взаимодействие экономики и искусства в неклассической и постнеклассической культуре»
  • Татьяна Шишкина (СПбГУ) «Экономическая антропология и пресмитиаты»
  • Наталия Макашева (НИУ ВШЭ, Москва) «Zeitgeist и экономическая наука: поиск объяснений или упражнение в эрудиции?
  • Данила Расков (Леонтьевский центр) «Барочный стиль в экономике»

14:00–15:00 Обед

15:00–16:30 Дневная сессия. Модераторы: Наталья Фёдорова, Дарья Меркурьева. Круглый стол «Как работают сообщества NFT-художников?». Участники: Авила Итан, Артур Константинов, коллектив 404 Not Found, Brickspacer

16:30–17:00 Кофе-брейк

17:00–18:30 Параллельные сессии

Экономика как искусство и политика. Модератор — Кадочников Денис

  • Кирилл Серебряков (СПбГУ) «Искусство лоббирования в госкорпоративном секторе экономики КНР: есть ли оно и по каким каналам осуществляется?»
  • Глеб Лапшаков (СПбГУ) «Легитимация политики модернизации Японии посредством символов (на примере банкнот периода Мэйдзи)»
  • Вольчик Вячеслав, Елена Маслюкова (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону) «Нарративы о прошлом и будущем российской инновационной системы»

Самоорганизация художественной жизни. Модератор — Наталья Фёдорова

  • Евгения Чайка (Музей андеграунда, Екатеринбург) «Эстетические критерии для экономической модели художественной резиденции»
  • Клюшкин Игорь (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина) «Самоорганизация художников как модель функционирования художественных институций»
  • Светлана Петрова, Александра Федоскина (Российский университет дружбы народов, Москва) «Краудфандинг и иллюстрированное издание. Особенности ведения проекта независимым автором»
  • Наталья Каш (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна) «"10.203" — русское поле экспериментов: практики солидарной экономики и уличное искусство»

Необходимо ли эстетическое воспитание экономического человека. Модератор — Павел Лукичёв

  • Надежда Башкирова (МГУ), Софья Лесовая (СПбГУ) «Финансы в зеркале общественной жизни и искусства»
  • Павел Лукичёв (ВГТУ «Военмех» имени Д. Ф. Устинова), Кузекова Сабина «Антиутопия как несветлое будущее взаимоотношений человечества и искусственного интеллекта»
  • Дарья Пушкина (СПбГУ) «Преподавание междисциплинарных курсов в эпоху цифровизации как искусство»
  • Александр Погребняк (СПбГУ) «Почему необходимо эстетическое воспитание экономического человека»

Эстетизация экономики: за и против. Модератор — Сергей Кропотов

  • Арсений Кустов (РАНХиГС, Москва) «Культурный капитал как ключевой аспект экономической системы современного постиндустриального общества»
  • Владимир Вайнгорт («Кардис», Эстония) «Повышение роли креативного класса в развитии постиндустриального общества обуславливает рост взаимосвязи искусства и экономики»
  • Петренко Валерия (Томский государственный университет) «Диспозитив эстетизации и феномен "человека экономического"»

18:10–19:00 Вечернее заседание. Подведение итогов

Для участия в мероприятии в качестве докладчика или слушателя необходимо пройти регистрацию до 18:00 15 июня 2022 года.