Материалы ректорского совещания

№275
от 24.10.2016

Повестка совещания

    Дорожная карта развития общего образования в СПбГУ

    Сегодня в СПбГУ по образовательным программам общего образования обучается 360 гимназистов. С ними работают около 100 преподавателей Университета. В 1960-е годы Академическая гимназия начинала работать как физико-математическая школа. Позже, в 1990-е годы, структура специализаций в гимназии была изменена, появились специализированные гуманитарные классы. И родители стали рассматривать поступление детей в гимназию как один из эффективных способов решения проблемы поступления в Университет на престижные высококонкурсные гуманитарные направления подготовки. Процент выпускников гимназии, поступивших в год окончания программ среднего общего образования в СПбГУ, стал одним из показателей, регулярно звучавших в Университете на отчетных собраниях. В 2010 году ректором было принято решение вернуться к первоначальному предназначению гимназического образования в Университете: развитию физико-математических и естественнонаучных направлений обучения гимназистов Университета. В 2015 году решением ректора СПбГУ Академической гимназии присвоено имя члена-корреспондента РАН, профессора Университета Д. К. Фаддеева, одного из основателей гимназии.

    И сегодня существенное конкурентное преимущество образовательных программ общего образования в СПбГУ в том, что Университет может обеспечить углубленное комплексное изучение физико-математических, естественных и гуманитарных наук (не только физики, химии, биологии, географии, но и литературы, истории, обществознания), обеспечивая более комплексную и качественную подготовку учащихся по сравнению с обычными физико-математическими школами. О привлекательности программ общего образования, реализуемых Университетом, свидетельствует рост числа абитуриентов, как из Санкт-Петербурга, так и из других регионов России.

    В рамках реализации программы развития общего образования в СПбГУ был обсужден проект «Дорожная карта развития общего образования в Университете», рекомендованной методическим советом Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева. «Дорожная карта» ориентирована на дальнейшее усиление активности преподавателей Университета в части развития программ общего образования, а также на рост интереса гимназистов к продолжению своего образования в СПбГУ. Деканам и директорам было поручено представить предложения для доработки проекта «Дорожная карта развития общего образования в Университете».

    ВКР в репозитории СПбГУ

    Завершено размещение текстов выпускных квалификационных работ выпускников СПбГУ 2016 года в репозитории СПбГУ. Из 4 687 выпускников 2016 года 53 % дали согласие на размещение своих работ в открытом доступе. ВКР всех остальных выпускников будут размещены в локальной университетской сети. Для участников совещания (на примере ВКР их студентов) была продемонстрирована демоверсия страницы репозитория СПбГУ и показаны его возможности. Были найдены и продемонстрированы ВКР студентов, чьими научными руководителями были профессора Л. А. Петросян, Н. Г. Скворцов, И. А. Балова (в том числе, например, и текст работы на английском языке, и название работы, размещение которой в репозитории отложено из-за подготовки публикации в международном научном журнале).

    См. Материалы ректорского совещания от 23.01.2017, п. 3​

    Система позволяет осуществлять поиск по фамилии научного руководителя или студента, по направлению подготовки / специальности, по тематике работы. Система предоставляет доступ к текстам работ, а также к информации об отказах в размещении работ или предоставленных отсрочках в связи с подготовкой научных публикаций. После завершения тестирования будет открыт общий доступ к системе через Интернет. Открытость информации о ВКР студентов не только позволит универсантам больше узнать об исследованиях коллег, но также позволит защитить авторские права на ВКР.

    Правила зачета периодов обучения в зарубежных вузах

    Проректором по учебно-методической работе издан приказ о порядке зачета в СПбГУ результатов освоения образовательных программ и периодов обучения студентов в зарубежных вузах при организации академической мобильности. В нем перечислены образовательные организации, имеющие международное признание, периоды обучения в которых засчитываются Санкт-Петербургским государственным университетом без проведения процедуры экспертизы:

    • если образовательная организация входит в число 300 лучших по международным рейтингам Academic Ranking of World Universities, The Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings
    • если СПбГУ заключил с образовательной организацией соглашение об академическом обмене
    • если образовательная организация включена в перечень, установленный правительством Российской Федерации

    В случаях если студент не предоставляет в Университет полный комплект документов об обучении в другом вузе или если вуз не входит ни в одну из перечисленных категорий, заместителем начальника Управления образовательных программ СПбГУ проводится учебно-методическая экспертиза, состоящая в сопоставлении учебных планов образовательных программ, реализуемых СПбГУ, и сведений из документов, подтверждающих результаты освоения образовательных программ или их части в другом вузе.

    Итоги приема иностранцев в СПбГУ

    Проанализированы результаты и особенности приема иностранных граждан в СПбГУ в этом году на программы бакалавриата / специалитета, магистратуры и аспирантуры. На программы бакалавриата / специалитета, магистратуры и аспирантуры в 2016 году в рамках квоты на образование в Российской Федерации, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 № 891, СПбГУ было выделено для приема иностранных граждан 514 бюджетных мест (из них 315 мест — на самостоятельный отбор СПбГУ, а 199 мест — на прием в рамках отбора, проводимого Россотрудничеством). Эти цифры такие же, как в 2015 году. Конкурс при поступлении иностранных граждан в СПбГУ на бюджетные места вырос по сравнению с 2015 годом (в бакалавриате / специалитете — до 6, в магистратуре — до 2,2, в аспирантуре — до 1,5; в среднем по всем образовательным программам конкурс составил 6,6), количество поданных иностранными гражданами заявлений увеличилось по всем образовательным программам. Количество иностранных граждан, желающих обучаться на платной основе, также увеличилось по сравнению с прошлым годом, однако рост этого показателя был не очень значительным.

    Расширилась география подавших заявки и поступивших в СПбГУ иностранцев (в 2015 году абитуриенты были из 65 стран, в 2016 — из 87). Больше всего поступающих из стран СНГ и КНР, но есть принятые на обучение из Германии, Латвии, Эстонии, Сербии, Ирака, Таиланда. Самыми популярными программами среди иностранцев в этом году были: «Лечебное дело», «Международные отношения», «Юриспруденция», «Лингвистика», «Журналистика», «Экономика», «Менеджмент», «Психология»; также увеличился интерес к физико-математическим и естественнонаучным программам СПбГУ, таким как «Прикладная математика и информатика», «Биология» и др.

    Было отмечено, что вступительные испытания, проводимые в форме конкурса документов (портфолио), более эффективны, чем обычные письменные и устные экзамены, они позволяют большему количеству иностранных граждан принять участие в конкурсе, делают программы СПбГУ более доступными, а процедуру приема более открытой. В связи с этим было дано поручение директорам и деканам: направить предложения по совершенствованию процедуры приема иностранных граждан в СПбГУ, чтобы сделать образовательные программы еще более привлекательными и доступными для иностранных граждан.

    Публикационная активность ученых СПбГУ

    Проведен анализ публикационной активности ученых СПбГУ (по данным Scopus) в сравнении с данными об ученых других российских и зарубежных вузов. Отмечен невысокий (на фоне некоторых российских вузов) рост публикационной активности ученых СПбГУ за период 2005–2015 годов. Вместе с тем, этот прирост в основном обеспечивается не столько за счет увеличения количества ученых, имеющих публикации в изданиях, индексируемых в Scopus, сколько за счет роста числа публикаций тех, кто и ранее был зарегистрирован в международных базах. Значительное количество научно-педагогических работников СПбГУ (в том числе среди профессоров, ведущих научных сотрудников, доцентов) по-прежнему не имеет публикаций, индексированных в международных базах.

    При этом средний уровень публикационной активности тех, чьи публикации индексируются в Scopus, достаточно высок. Так, среди профессоров, главных и ведущих научных сотрудников он превышает три статьи в год в расчете на 1 работника. А среди доцентов и старших научных сотрудников уровень публикационной активности превышает две статьи в год.

    Директорам и деканам рекомендовано провести анализ причин отсутствия публикаций у значительной части научно-педагогических работников и спланировать работу по представлению результатов научных исследований, проводимых учеными СПбГУ, в индексируемых в Web of Science и Scopus изданиях.

    Куда уходят с должностей научно-педагогических работников?

    Научно-педагогическим работникам, у которых возникли трудности при прохождении конкурсных процедур, СПбГУ предоставляет различные варианты дальнейшего взаимодействия с Университетом:

    • соглашение о сотрудничестве (например, профессора А. В. Тулуб, А. А. Спартаков, В. Ф. Бойцов, Р. И. Семенов)
    • переход на административную должность (например, ассистент В. В. Мельников, перешедший на работу в Управление по организации приема; доцент И. П. Коломиец, перешедший на работу в ЦСОПиНИ; доцент А. О. Козин, перешедший на должность начальника ЦТСОП)
    • переход на должность профессора-консультанта (например, профессора Д. И. Баркан, В. Г. Марахов)
    • переход на должность доцента-практика (например, доценты Т. Л. Ким, Т. А. Сергеева)

    А некоторые универсанты, ранее занимавшие административные должности, возвращаются к академической работе (первый проректор по экономике И. П. Бойко, проректоры С. П. Туник, К. К. Худолей, Н. В. Каледин).

    Директорам и деканам было предложено учитывать эти возможности при рассмотрении использования потенциала каждого научно-педагогического работника.

    Последствие решения Комиссии по этике — отстранение от выполнения обязанностей

    Комиссия по этике СПбГУ признала нарушение этических норм доцентом П. А. Таракановым, ответственным секретарем комиссии по приему документов. Ему объявлено дисциплинарное взыскание (замечание), и принято решение: не привлекать его к работе в комиссии по приему документов летом 2017 года.

    Детективная история

    В 2011–2012 годах по настоятельной просьбе членов коллектива одной из лабораторий было приобретено несколько компьютеров и планшетов на общую сумму более 130 тысяч рублей. Как утверждали сотрудники, компьютеры и планшеты им «очень нужны для обеспечения научной работы». Как теперь стало известно, техника в здании по адресу: ул. Выборгская, д. 8, «пропала» в августе 2012 года. Обнаружил эту пропажу сотрудник Университета, который работал с оборудованием. Он сообщил об этом своему заведующему лабораторией и обратился в полицию, которая возбудила уголовное дело. Однако работа по поиску виновных лиц не была проведена эффективно, поскольку уполномоченные лица СПбГУ никакой активности не проявляли. И через полтора года предварительное следствие (дознание) было приостановлено...

    Нетрудно догадаться, что сотрудников служб ректората решили «не расстраивать», а потому они о пропаже имущества, о возбужденном и приостановленном уголовном деле узнали только недавно, по результатам плановой инвентаризации имущества Университета (поскольку материально ответственное лицо не смогло предъявить инвентаризационной комиссии числящееся в его подотчете имущество). По факту пропажи проводится служебное расследование. Конечно же, время для принятия действенных мер по возврату имущества упущено.

    Права научно-педагогических работников СПбГУ

    В разделе «Университет. Перезагрузка» портала СПбГУ опубликован материал под названием «Основные права научно-педагогических работников СПбГУ». Это и права, прямо предусмотренные в федеральном законодательстве, и дополнительные права, которые появились в нашем Университете в соответствии с Уставом и локальными актами СПбГУ. Директорам и деканам предложено представить к 31 октября 2016 года предложения по совершенствованию перечня прав научно-педагогического работника СПбГУ.