Материалы ректорского совещания

№293
от 20.03.2017

Повестка совещания

    Ориентир — Стратегия научно-технологического развития России

    Продолжается анализ Стратегии научно-технологического развития России. Основы государственной политики, заложенные в стратегии НТР, соответствуют тем принципам, что заложены в Программу развития Университета (свобода научного и технического творчества, системность поддержки, концентрация интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов, рациональный баланс между финансированием исследований, направленных на решение значимых задач в рамках приоритетов и задач, инициированных самими учеными и обусловленных внутренней логикой развития науки, открытость научной и образовательной деятельности, адресность поддержки и справедливая конкуренция за ресурсы). Университет развивается в соответствии с этими принципами с 2010 года, что, безусловно, дает нам некоторые конкурентные преимущества в современных условиях. Необходимо, правда, понимать, что многие российские организации, которые ранее не использовали эти принципы в своей работе, теперь начнут более активно трансформироваться в соответствии с этими принципами.

    См. Материалы ректорского совещания от 19.12.2016

    Стоит, тем не менее, обратить внимание на то, что в стратегии НТР особый акцент делается на работу с квалифицированным заказчиком, реальную (отражаемую в количественных показателях) конкурентоспособность на образовательном рынке и рынках НИР и НИОКР, активное привлечение молодежи. Теперь эти задачи стали общими для всех образовательных и научных организаций, а опыт показывает: когда все начинают двигаться в одном направлении, возрастает конкуренция. Поэтому Университету нужно ускорить свое движение в реализации Программы развития.

    Карта исследовательских компетенций исследовательских коллективов

    Завершен первый этап создания «Карты исследовательских компетенций» — информационной системы, аккумулирующей сведения об исследовательских коллективах СПбГУ, направлениях их работы, квалификации руководителей и членов коллективов, а также уже проведенных и проводимых исследованиях и их основных результатах, опубликованных в научных изданиях. Сведения были получены как от самих ученых, так и из доступных данных о научных публикациях и грантах.

    Всего на сегодняшний день собрана и обобщена информация о 462 исследовательских группах Университета. Эти группы неравномерно «распределены» по коллективам институтов и факультетов: например, в коллективе Филологического факультета таких исследовательских групп 64, а в коллективе Факультета искусств — три, в коллективе Факультета свободных искусств и наук — всего одна. Естественно, что процесс дополнения и расширения этой информации будет продолжаться, и каждый может представить дополнительную информацию о себе проректору по научной работе.

    Проведен анализ собранных данных на соответствие приоритетным направлениям Программы развития, а также на соответствие уровня квалификации руководителей этих коллективов требованиям конкурсов РНФ и открытых конкурсов СПбГУ. Как выяснилось, из 462 научных групп деятельность 120 коллективов нельзя отнести ни к одному из шести приоритетных направлений Программы развития СПбГУ. Уровень квалификации далеко не всех руководителей этих научных коллективов соответствует требованиям конкурсов РНФ (только 285 руководителей смогут подать заявки на гранты РНФ) и открытых конкурсов СПбГУ (только 140 руководителей соответствуют, например, требованиям конкурса по Мероприятию 4). Реализация Стратегии научно-технологического развития России — удобный момент, чтобы взглянуть новыми глазами на развитие научных коллективов, придать ему новый импульс.

    Сотрудничество в области генетики

    В связи с обращением академика РАН С. Г. Инге-Вечтомова с предложениями о формах реализации сотрудничества с другими научными и научно-образовательными организациями Санкт-Петербурга в области генетики организовано обсуждение этих вопросов с привлечением руководителей не только всех исследовательских коллективов СПбГУ, работающих в данном направлении, но и представителей всех сторонних организаций. В настоящее время это направление исследований активно развивается во всем мире. В СПбГУ работает несколько научных групп, в последние годы публикации об этих исследованиях появились в Science и Nature, зарегистрированы патенты в США. В ходе обсуждений с представителями других научных и научно-образовательных организаций выяснилось, что таких обсуждений коллегам остро не хватает, и они готовы к тому, чтобы организовать сотрудничество при ведущей роли СПбГУ. Кроме того, каждый из представителей сторонних организаций высказался за сотрудничество, которое помогает выигрывать соревнование за ресурсы в условиях усиливающейся конкуренции. Директорам и деканам дано поручение: направлять предложения об организации сотрудничества в других научных областях.

    Насколько выгодны онлайн-курсы?

    Проанализированы первые результаты использования онлайн-курсов СПбГУ в других вузах, на платформах «Открытое образование» и Coursera. В частности в рамках договора о сотрудничестве СПбГУ с Тольяттинским государственным университетом организовано обучение студентов ТГУ по онлайн-курсу СПбГУ «История России». В ходе обучения студенты прошли пять промежуточных тестирований и итоговое (для зачета за него нужно было получить 250 баллов, а всего, вместе с текущими тестами — 480 баллов). В самом начале курса обучения было зарегистрировано 190 слушателей из числа студентов ТГУ, из них активными участниками процесса обучения стали 92, итоговое тестирование прошли 50 студентов, а зачет получили 46.

    Онлайн-обучение предполагает участие преподавателей не только в процессе создания онлайн-курса, но и работу с обучающимися, которые его проходят (они отвечают на вопросы студентов, готовят комментарии и т. п.). В настоящее время идет работа по утверждению формы сертификата. Обучение по данной программе было платным, поэтому каждый преподаватель получит часть дохода Университета от реализации онлайн-курса.

    Сегодня из 19 онлайн-курсов СПбГУ, представленных на платформе «Открытое образование», один курс («Введение в биоинформатику») представлен также и на платформе Coursera. Наиболее востребовано пять онлайн-курсов СПбГУ: «Китайский язык для начинающих» (записались более 13 тысяч человек), «История России IX–XXI веков» (12 тысяч), «Психология сознания» и «Психолингвистика» (по 11 тысяч), «Базы данных» (4 тысячи). Есть договоренность, что эти онлайн-курсы в ближайшее время будут представлены и на Coursera.

    В 2016 году Университет вложил 28,25 млн рублей в разработку 19 онлайн-курсов и создание инфраструктуры для их производства. В СПбГУ создан специальный центр электронного обучения для помощи преподавателям — авторам курсов. На 2017 год запланировано финансирование, необходимое для разработки еще 49 онлайн-курсов. Мировая практика показывает, что такие курсы приносят высокий доход. Значительная часть заработанных средств будет направлена на доплаты авторам курсов и преподавателям, которые будут обеспечивать реализацию этих курсов.

    Об эффективности финансовой деятельности вузов

    Семинар-совещание «Повышение эффективности финансовой деятельности образовательных организаций» под председательством министра образования и науки О. Ю. Васильевой был посвящен новациям в сфере бюджетирования государственных учреждений. О. Ю. Васильева подчеркнула, что вузы самостоятельны в расходовании средств бюджета.

    Министр выделила трт основные проблемы, стоящие перед вузами.

    • Недостаточное качество планирования финансово-хозяйственной деятельности. В 2016 году некоторые вузы израсходовали субсидию на выполнение госзадания к середине ноября, а один — все средства стипендиального фонда. Чтобы не допустить задержки зарплат / стипендий, эти вузы были дофинансированы. В 2017 году Минобрнауки не намерено мириться с такими ситуациями, и оставляет за собой право принятия организационно-управленческих решений. Рекомендовано увеличивать оперативность реакции на внешние вызовы, имеющие финансовые последствия.
    • Финансирование расходов, не обеспеченных источниками финансирования (в том числе чрезмерных обязательств по софинансированию). Порождение кредиторской задолженности, роста долговой нагрузки. Возникают проблемы с выплатой налогов, коммунальных платежей.
    • Недостаточное финансовое обеспечение обучающихся по контракту, порой приводящее к неоправданному изъятию средств из субсидии на выполнение госзадания для дофинансирования обучения платных студентов. Плата за обучение «коммерческих» студентов не должна быть ниже нормативной (не базовой, а рассчитанной с применением соотношения численности преподавателей и студентов, зафиксированного Дорожной картой в сфере образования). Следует уделить внимание показателям соотношения численности и фонда оплаты труда основного и неосновного персонала; не нарушать законодательство по платной деятельности и не принимать на себя заведомо не реальные обязательства по софинансированию. Минобрнауки будет тщательнейшим образом следить за выполнением задач по заработной плате, поставленных перед вузами президентом РФ и правительством РФ, в том числе с привлечением департамента контроля.

    И, может быть, самое неожиданное и главное — министр предупредила: качество финансового менеджмента будет влиять на объемы выделяемого государственного финансирования.

    Кредиторская (дебиторская) задолженность: прошлое и настоящее

    В Университете продолжается работа по повышению контроля за состоянием дебиторской задолженности. За последние два года (2015–2016) удалось добиться положительных результатов, как по взысканию неуплаченных ранее сумм в пользу СПбГУ, так и по минимизации рисков возникновения таких ситуаций в будущем.

    Вот лишь некоторые итоги. В результате работы, организованной начальником Юридического управления Ю. В. Пеновым, выиграны 42 дела, в судебном порядке неуплаченные ранее суммы взысканы и присуждено в пользу СПбГУ 11 349 956,75 рублей (по состоянию на 1 февраля 2017 года). Сейчас принудительным исполнением этих решений занимаются сотрудники Службы судебных приставов. Остается актуальным вопрос о низком проценте добровольного исполнения судебных решений.

    С целью минимизации рисков возникновения таких ситуаций в будущем проводятся внутренние контрольные мероприятия, тотальные сверки до отчисления обучающегося, до окончательного расчета при увольнении сотрудника. Члены коллективов учебного управления (в отношении обучающихся) и управления кадров (в отношении сотрудников) обеспечивают информирование руководителей профильных подразделений СПбГУ о предстоящем отчислении либо о предстоящем увольнении, а именно:

    • начальника Управления бухгалтерского учета и финансового контроля (УБУ и ФК) или его заместителей — для сверки расчетов по оплате обучения; по оплате проживания в общежитии; по оплате отпусков (в том числе оплаченных авансом); по авансовым отчетам по командировкам; по иным обязательствам, одной из сторон которых выступает обучающийся или сотрудник
    • начальника ГУЭМТБ — для проверки сохранности имущества, переданного в пользование в общежитии; для проверки возврата имущества, переданного сотруднику по сохранной расписке (планшеты, ноутбуки и т. п.); а также для организации работы по проведению внеплановой инвентаризации в отношении увольняющегося материально ответственного лица
    • директора Научной библиотеки имени М. Горького — для проверки задолженности по несданным книгам

    Тем самым реализована идея «виртуального обходного листа», при этом обучающиеся и все другие универсанты освобождены от обязанности собирать подписи об отсутствии долгов перед СПбГУ (проверка происходит без их участия, в автоматическом режиме). В результате можно констатировать положительную динамику по сокращению просроченной и / или безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

    Приведем статистику только по дебиторской задолженности по услугам за обучение и по издательской деятельности.

    По состоянию на 1 января 2015 года размер просроченной дебиторской задолженности:

    • за обучение по основным программам — 5 658 842,93 рублей
    • за обучение по дополнительным программам — 2 936 232,00 рублей
    • по издательской деятельности — 18 692 962,69 рублей

    По состоянию на 01.01.2017 размер просроченной дебиторской задолженности:

    • за обучение по основным программам — 2 541 757,79 рублей (сокращение объема просроченной задолженности по сравнению с 1 января 2015 года на 55,1 %)
    • за обучение по дополнительным программам — 492 938,50 рублей (сокращение задолженности на 83,2 %)
    • по издательской деятельности — 4 881 958,95 рублей (сокращение задолженности на 73,9 %)

    Такие показатели стали результатом системной перестройки работы членов коллективов всех основных служб ректората (Учебного управления, УБУ и ФК, отдела поселения, издательства, ГУЭМТБ, Управления недвижимости и земельных ресурсов и т. д.).

    В настоящее время каждое должностное лицо, заключившее от имени СПбГУ так называемый доходный договор (по которому СПбГУ рассчитывает на получение дохода от оказания услуг по обучению, проживанию и т. д.), в обязательном порядке контролирует соблюдение плательщиком по договору установленного порядка оплаты (в том числе посредством проведения совместных сверок с сотрудниками УБУ и ФК).

    В свою очередь должностное лицо, заключившее расходный договор, контролирует сроки, объем и качество исполнения по договору и при необходимости принимает меры по возврату уплаченного аванса, по взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение договора контрагентами СПбГУ и т. д. При обнаружении просроченной задолженности указанное должностное лицо в обязательном порядке проводит претензионную работу с неплательщиком. При исчерпании возможностей по закрытию долга материалы передаются начальнику Юридического управления для организации взыскания в судебном порядке. Указанный порядок в общем виде нашел отражение в изданном Положении по работе с дебиторской задолженностью СПбГУ.

    В случае необходимости должностные лица издают локальные акты по отдельным типам договоров, устанавливая особенности работы с дебиторской задолженностью. Так, в частности, уточняющий регламент был издан:

    • для установления взаимодействия членов коллективов Управления бухгалтерского учета и финансового контроля и Учебного управления (в отношении договоров об образовании)
    • для установления взаимодействия членов коллективов УБУ и ФК, управления недвижимости и земельных ресурсов и заместителя ректора по безопасности (в отношении договоров аренды имущества СПбГУ)

    С учетом проведенной перестройки работы служб можно отметить, что в настоящее время работа с дебиторской задолженностью строится с учетом:

    • регулярности сверки расчетов с контрагентами СПбГУ
    • обязательности претензионной работы при возникновении просроченной дебиторской задолженности
    • формирования и хранения до полного погашения задолженности письменных доказательств просроченной дебиторской задолженности
    • недопустимости прощения долга
    • своевременности передачи дел начальнику Юридического управления для взыскания просроченной дебиторской задолженности в судебном порядке (в пределах срока исковой давности и с учетом предварительно проведенной претензионной работы)

    О Факультете иностранных языков

    По инициативе декана Филологического факультета Л. А. Вербицкой прошла ее встреча с заведующими кафедрами иностранных языков (английского, французского, немецкого), члены коллективов которых преподают иностранный язык студентам, обучающимся по образовательным программам «Химия», «Физика», «Биология», «Юриспруденция», «Экономика», «История» и др. Во встрече принял участие и ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. На встрече заведующие кафедрами высказались по целому комплексу жизненно важных академических и организационных вопросов, которые волнуют членов коллективов этих кафедр: состояние и эффективность организации учебно-методической и научной работы; качество и организация входного и итогового тестирования знаний студентов по иностранным языкам; организационное и информационное обеспечение работы этих коллективов в составе коллектива Филологического факультета; участие членов коллективов этих кафедр в работе ученого совета, методической и научной комиссий Филологического факультета; обеспечение гласности и публичности в коллективе Факультета.

    Известно, что коллективы большинства этих кафедр направили декану Филологического факультета обращения с предложением поддержать создание в Университете еще одного факультета, объединяющего все эти кафедры. В конце встречи (которая продолжалась почти три часа) декан Факультета сказала, что она поддержит на заседании ученого совета факультета предложение членов коллективов кафедр иностранных языков о создании нового факультета. В свою очередь ректор Н. М. Кропачев поблагодарил всех участников встречи за откровенный и содержательный обмен мнениями и подчеркнул, что обсуждение этого вопроса открыто происходило в коллективе Филологического факультета с октября 2016 года, то есть вопрос даже публично обсуждается уже довольно давно. Кроме того, ректор напомнил, что в соответствии с Уставом СПбГУ решение о создании нового структурного подразделения может быть принято только после обсуждения вопроса на заседании Ученого совета Университета, и сказал, что и он, и все члены Ученого совета Университета с уважением относятся и будут внимательно анализировать позиции по вопросу о создании нового факультета и членов коллективов кафедр иностранных языков, и членов ученого совета Филологического факультета, учебно-методической и научной комиссий Ученого совета Университета.