Материалы ректорского совещания

№ 316
от 18.09.2017

Повестка совещания

    Какими принципами и правилами руководствуется директор Института ВШЖиМК при решении вопроса о премировании членов коллектива

    Продолжается обсуждение принципов и правил, которые применяют руководители коллективов институтов и факультетов при определении стимулирующих выплат научно-педагогическим работникам (Материалы ректорского совещания от 25.07.2017). Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» А. С. Пую рассказал о том, как он выстраивает работу по определению объемов премирования членов коллектива института, и о достигнутых результатах при решении задач, стоящих перед коллективом.

    Он сообщил, что в коллективе работает 120 научно-педагогических работников, в том числе 37 докторов наук (два — моложе 40 лет) и 56 кандидатов наук (20 — моложе 35 лет).

    В 2016 году в структуре стимулирующих выплат первые места по объемам занимали:

    • организационная работа (28 %)
    • учебная работа (27 %)
    • публикационная активность (21 %)
    • научная деятельность (16 %)

    Организационная работа теперь исключена из показателей работы коллектива (Материалы ректорского совещания от 10.07.2017).

    Публикационная активность членов коллектива института растет (число публикаций в журналах, индексированных в Scopus, в 2015 году выросло до 53, доля публикующихся научно-педагогических работников — до 38 %. Число публикаций в журналах, индексированных в WoS CC, в 2016 году выросло до 26, доля публикующихся научно-педагогических работников — до 31 %. Число публикаций в журналах, индексированных в РИНЦ, в 2015 году выросло до 255, доля публикующихся научно-педагогических работников — до 50 %). В 2016 году показатели немного снизились в связи с тем, что коллеги стали публиковать статьи в журналах с более высоким импакт-фактором. А в 2011 году большая часть коллектива не могла готовить публикации на английском языке, поэтому по инициативе директора института было организовано обучение в сотрудничестве с преподавателями кафедры иностранных языков и кафедры международной журналистики. И теперь публикационная активность членов коллектива Института ВШЖиМК выше, чем в среднем по Университету.

    Привлечение внешнего финансирования тоже растет: количество заявок на гранты выросло в 2016 году до 25, доля научно-педагогических работников, подавших заявки, — до 21 %, объем привлеченных средств — до 10,46 млн рублей.

    В структуре стимулирующих выплат за учебную работу значительную часть занимает интернационализация образовательного процесса (51 %). В том числе число курсов на иностранных языках выросло в 2016 году до 23, количество преподавателей, читающих эти курсы, — до 25, а доля иностранных студентов — до 17 %. Число активных курсов в системе Blackboard выросло в 2016 году до четырех, а количество преподавателей, читающих эти курсы, — до 21. А объем контактной нагрузки преподавателей уменьшился: у профессоров — до 241 часа в год, у доцентов — до 321, у старших преподавателей — до 366 (все цифры меньше, чем в среднем по Университету).

    Директор института также проанализировал структуру стимулирующих выплат за научную, экспертную и учебно-методическую работу, назвал лидеров коллектива по общему объему премирования и по отдельным категориям стимулирующих выплат. А. С. Пую подробно ответил на вопросы директоров и деканов (Подробнее читайте в интервью ректора: Сделать из хорошего – отличный, ответ 4-5, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 6).

    О трудоустройстве выпускников

    Министерство образования и науки РФ в последние три года осуществляет мониторинг трудоустройства выпускников вузов. Методика мониторинга включает несколько этапов, при этом используются сведения вузов о выданных документах об образовании с информацией о выпускниках, информация Пенсионного фонда России о факте работы выпускников и др. (Материалы ректорского совещания от 10.07.2017). При этом напомнили, что «репутация среди работодателей» является одним из критериев составления рейтинга QS Graduate Employability Ranking.

    В этом году СПбГУ стал лучшим в России и занял 20 место в мире в номинации «Взаимодействие представителей работодателей со студентами вуза», а в номинации «Поддержка со стороны выпускников» — 34 место среди 400 ведущих университетов мира.

    На основе анализа позиций СПбГУ в рейтинге трудоустройства выпускников были выявлены причины относительно невысокого уровня трудоустройства выпускников некоторых образовательных программ:

    • отсутствие или слабая работа совета образовательной программы
    • низкая доля тем ВКР, предложенных работодателями
    • малое число договоров об организации практик
    • низкая доля ВКР в репозитории СПбГУ

    Также проведен анализ предложений директоров и деканов по обеспечению трудоустройства выпускников с учетом сведений, полученных по итогам мониторинга трудоустройства выпускников вузов. Подчеркивалась необходимость дальнейшего привлечения работодателей к участию во всех сферах деятельности Университета: участие в ГЭК, членство в советах образовательных программ, увеличение количества партнеров для организации практик обучающихся, организация внеучебных карьерных мероприятий и т. д.

    Кроме того, подчеркивалось, что успешность трудоустройства выпускников напрямую связана с учетом требований профессиональных стандартов в образовательных программах. На сегодняшний день утверждено 1080 профессиональных стандартов, из них применительно к сфере высшего образования — более 700. В образовательных программах СПбГУ учтено не более 50 % утвержденных профстандартов. Новые профессиональные стандарты утверждаются постоянно, в связи с этим необходимо проводить их регулярный мониторинг и ориентировать на них образовательные программы Университета (Подробнее читайте в интервью ректора: Ректорский прием, ответы 5, 7 и 8, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответ 3, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 4).

    Разграничение академических и административных функций

    Сокращается число запросов, не относящихся к разряду академических, которые адресуются научно-педагогическими работниками директорам институтов, деканам факультетов, заведующим кафедрами. С целью продолжения политики разграничения академических и административных функций и получения более полной картины предложено расширить круг руководителей учебно-научных подразделений, которым дано поручение: регулярно отчитываться ректору об адресованных им вопросах, выходящих за пределы их компетенции как руководителей академических коллективов.