Материалы ректорского совещания

№ 291
от 06.03.2017

Повестка совещания

    Составы ГЭК в 2017 году

    По предложениям директоров и деканов определен процентный состав соотношения преподавателей и работодателей в ГЭК по всем направлениям подготовки в этом учебном году. В комиссии будет включено разное число работодателей в рамках разных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки:

    • 100 % («Химия»)
    • 75 % («Юриспруденция», «Философия», «Этика и религиоведение», «Культуроведение и социокультурные проекты», «Сценическое искусство и литературное творчество», «Музыкальное искусство», «Изобразительные и прикладные виды искусства», «Социология и социальная работа», «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело»)
    • 60 % («Науки о Земле»; «Биологические науки»; «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия»; «Психологические науки»; «Языкознание и литературоведение»)
    • 50 % («Математика и механика», «Компьютерные и информационные науки», «Физика и астрономия», «Информатика и вычислительная техника», «Клиническая медицина», «Экономика и управление», «Политические науки и регионоведение», «Сервис и туризм», «История и археология», «Искусствознание»)

    Медали РАН — молодым ученым СПбГУ

    По итогам конкурса 2016 года присуждены медали Российской академии наук с премиями для молодых ученых России, в том числе только двое (к сожалению) сотрудников СПбГУ — кандидаты химических наук М. А. Кинжалов и С. А. Каткова — получили премии за цикл научных работ «Молекулярный дизайн катализаторов нового поколения для синтеза функционализированных органических соединений посредством реакций кросс-сочетания».

    Студенческий рейтинг вузов России

    Международное информационное агентство «Россия сегодня» представило результаты очередного исследования о 85 вузах России, основанного на студенческих отзывах в соцсетях («интернет-сливах»). В этом рейтинге СПбГУ занимает третью строчку. На совещании были проанализированы вопросы, которые волнуют российских студентов, что им нравится, и чем они недовольны.

    Отмечено, что студентов по-прежнему волнуют заинтересованность, профессионализм и опыт преподавателей, позиции вуза в рейтингах и именитые выпускники, атмосфера в вузе, университетские традиции, состояние общежитий, месторасположение вуза, а также уровень коррупции, цены в столовых, наличие свободного времени и оправданные ожидания. В этот раз 35 % «сливов» были «отрицательными», 43 % — «положительными» и 22 % — «нейтральными». По вопросу об уровне сложности учебы у студентов нет единого мнения: этот критерий фигурирует и в списке, что нравится, и в списке, что не нравится студентам.

    Уважайте правила

    При обсуждении на заседании Студенческого совета СПбГУ 17 февраля 2017 года проекта приказа о внесении изменений в правила пользования библиотечно-информационными ресурсами студенты поддержали меры, которые с марта будут применяться к должникам библиотеки, и предложили свою помощь в работе с должниками.

    Зачетная книжка скоро станет электронной

    В связи с обращениями обучающихся были запрошены мнения директоров и деканов о переходе на электронные зачетные книжки, большинство директоров и деканов высказалось о целесообразности введения электронных зачетных книжек. Но были озвучены и аргументы против: чтобы на руках у студента была информация о его оценках, и чтобы преподаватель во время приема экзамена мог узнать, как ранее учился студент (его высказала декан филологического факультета Л. А. Вербицкая); зачетку надо сохранить в бумажном виде, поскольку «бумажная» зачетка — это символ студенчества (считает первый заместитель декана факультета искусств И. Г. Уралов). Технически введение электронных зачетных книжек в Университете возможно в течение 2017/2018 учебного года, при этом реквизиты электронного документа должны соответствовать требованиям, установленным действующими правилами.

    См. Материалы ректорского совещания от 06.02.2017

    Участие сотрудников СПбГУ в работе ГЭК других вузов

    В Университет поступило около ста обращений руководителей других вузов с просьбами об участии научно-педагогических работников СПбГУ в работе государственных экзаменационных комиссий этих вузов в качестве членов и председателей комиссий. Сейчас идет процесс подготовки и заключения договоров между СПбГУ и этими вузами. Директорам и деканам дано поручение: направить предложения В. В. Еремееву о том, как следует правильно организовать эту экспертную работу, сделать ее результаты более открытыми для всех универсантов. Тем более что такая работа для сотрудников СПбГУ является работой не только в интересах Университета, но и в интересах другого вуза. Раньше фактически требовалось только согласие Университета на такую работу, теперь же интересы Университета будут защищены договором.

    См. Материалы ректорского совещания от 15.06.2015

    Стоит отметить, что работа в ГЭК другого вуза — это не единственный случай необходимости учета и баланса интересов разных организаций (иногда эту ситуацию называют «конфликтом интересов»). Такие случаи бывают при организации совместной работы над исследовательскими проектами, реализации совместных образовательных программ. Не редки такие случаи и при работе одного и того же человека в различных организациях. Один из недавних примеров — случай, когда заведующий кафедрой теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук СПбГУ В. М. Монахов работал одновременно заведующим кафедрой UNESCO РГПУ имени А. И. Герцена. Сферы интересов и области знаний, в которых работают коллективы этих кафедр, близки друг другу, но, несмотря на требования трудового договора, В. М. Монахов не проинформировал должностных лиц Университета о своей новой работе на аналогичной руководящей должности в другом вузе. После проведенных с В. М. Монаховым переговоров о необходимости сделать выбор В. М. Монахов был освобожден от исполнения обязанностей заведующего кафедрой в СПбГУ.

    Кто и как оформляет протоколы заседаний коллективов кафедр?

    На фоне постоянного роста интереса к работе в Университете, уровня университетских возможностей, привлекательности университетских образовательных программ, открытости работы Университета и объемов академической свободы преподавателей решения, принимаемые коллегиальными органами (такими как заседания кафедр, учебно-методических или научных комиссий или ученых советов), приобретают все большее значение. Одним из ключевых вопросов в организации работы этих коллегиальных органов является оформление принятых решений протоколами заседаний. На совещании обсуждались правила оформления протоколов заседаний коллективов кафедр. Кто является ответственным за ведение протокола, за его содержание и оформление, за сдачу в архив? Возможно ли использование системы электронных сервисов для оформления такого рода протоколов? Обсуждался и вопрос о включении в трудовые договоры с заведующими кафедрами обязанности по обеспечению протоколирования заседаний коллектива кафедры. Директорам и деканам поручено направить В. В. Еремееву предложения по организации этой работы. (подробнее Материалы ректорского совещания от 25.07.2017, п.3)

    О бюджетном финансировании

    С 10 февраля 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 171, которым предусмотрено снижение общих объемов бюджетных субсидий на реализацию так называемого проекта «5 — 100». Вузам, участвующим в этом проекте, бюджетное финансирование на 2017–2019 годы в рамках проекта будет уменьшено почти на треть: на 28,9 % от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию проекта в 2017–2019 годах (см. Ведущим вузам России сократили финансирование на ближайшие три года, РБК, 14.02.2017). Указанные изменения уже были учтены при подготовке Федерального закона от 19.12.2016 № 415–ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Но это сокращение финансирования не коснулось СПбГУ, наравне с МГУ не принимающего участия в проекте «5 — 100» в силу своего особого статуса, который закреплен законом «о двух университетах».

    Финансирование программ развития СПбГУ и МГУ тоже будет сокращено, но на меньший процент. Так, сокращение финансирования Программы развития СПбГУ в 2017 году происходит лишь на 8,6 %.

    Утвержден план финансово-хозяйственной деятельности

    В соответствии с требованиями законодательства в Университете утверждены план финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ, план закупок и план-график закупок для нужд СПбГУ.

    Доступ к электронным базам СПбГУ

    Дополнительные рабочие места для обеспечения свободного доступа научно-педагогических работников и приглашенных партнеров Университета к электронным базам СПбГУ оборудованы в 20 помещениях Университета. Требует ремонта помещение в здании по адресу: Университетский пр, д. 26, оно включено в план ремонтных работ на 2017 год. Остальные помещения в хорошем состоянии, в них обеспечен доступ в Интернет и WiFi, в нескольких помещениях необходимо дополнить компьютерное оборудование.

    См. Материалы ректорского совещания от 16.01.2017

    Перечень помещений для оборудования доступа преподавателей к электронным ресурсам (на 22.03.2017)
    Объект СПбГУ в Петербурге № помещения (ПИБ) Число рабочих мест Наличие оборудования
    1 Волховский пер., д. 3, лит. А 123 (82) 6 Wi-Fi, 6 ПЭВМ
    2 Санкт-Петербургское ш., д. 109, лит. А 2214 (408) 8 Wi-Fi, 2 ПЭВМ
    3 1-я линия, д. 26 409 10 Wi-Fi, 3 ПЭВМ
    4  Менделеевская линия, д. 5 81 (405) 21 Wi-Fi, 1 ПЭВМ
    5 Университетская наб., д. 7–9–11, лит. В 304 (305) 13 и 10 Wi-Fi, 15 ПЭВМ
    6 9-я линия, д. 2/11, лит. А 221 (18Н12) 6 -
    7 6-я линия, д. 15, лит. А 105 (1Н50) 6 -
    8 Смольный проезд, д. 1, лит. Б, подъезд 7 134 (34–Н) 4 Wi-Fi, 1 ПЭВМ
    9 Смольный проезд, д. 1, лит. Б, подъезд 8 235 (43–Н) 12 Wi-Fi, 12 ПЭВМ
    10 Смольный проезд, д. 1, лит. Б, подъезд 8 302–303 (43–Н) 14 Wi-Fi, 10 ПЭВМ
    11 Смольный проезд, д. 1, лит. Б, подъезд 8 307 (43–Н) 10 Wi-Fi, 10 ПЭВМ
    12 21-я линия, д. 8, лит. А 221 (82) 8 Wi-Fi, 8 ПЭВМ
    13 Галерная ул., д. 58–60, литер. А 224 4 Wi-Fi, 4 ПЭВМ
    14 Чайковского ул., д. 62 203 (11Н7) 11 Wi-Fi, 12 ПЭВМ
    15 22-я линия, д. 7, лит. А Читальный зал открытого доступа 76 Wi-Fi, 8 ПЭВМ
    Отдел «Президентская библиотека» 20 Wi-Fi, 20 ПЭВМ
    16 Петергоф, Ульяновская ул., д. 5, лит. А 209 (94) 13 Wi-Fi, 12 ПЭВМ
    17 Петергоф, Университетский пр., д. 35 пом. 111 21 Wi-Fi, 4 ПЭВМ
    18 Петергоф, Ульяновская ул., д. 3, лит. А 423 (860) 6 Wi-Fi
    19 Петергоф, Университетский пр., д. 26 123 (в плане ремонтных работ 2017 года) 6 Wi-Fi, 6 ПЭВМ
    20 211 16 Wi-Fi, 16 ПЭВМ

    Эксплуатация вендингового оборудования: прошлое и настоящее

    До 2008 года инфраструктура СПбГУ в части размещения вендинговых устройств находилась, с точки зрения законности и экономической целесообразности, в крайне запущенном состоянии, не оценив которое, невозможно проследить правильность выбранного пути исправления ситуации, оценить достигнутые результаты, а также увидеть перспективу развития.

    Кофейные и вендинговые аппараты (порядка 50 единиц) размещались на территории СПбГУ по так называемым «хозяйственным договорам», которые были заключены с 14 компаниями. Эти «хозяйственные договоры» зачастую не предусматривали даже компенсации затрат на электричество, потребляемое аппаратами, не говоря уже об арендной плате. Эти действия являлись незаконными, договоры заключались в нарушение п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса РФ и действующего на тот момент Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества», а также приказов и распоряжений Рособразования и Росимущества.

    Это было не просто предоставление государственных площадей в скрытую аренду, правоприменительная и судебная практика рассматривает эти действия как преступления не только в случаях, когда эти нарушения сопровождались взятками и подлогами документов, но и в тех случаях, когда такое «хозяйствование» причиняет значительный материальный вред юридическому лицу или государству. В СПбГУ в заключении таких «хозяйственных договоров» особенно преуспели начальник Главного управления МТБ Н. В. Куксо, заместитель проректора И. А. Миронов.

    Даже если договоры и предусматривали взимание с операторов вендинговых аппаратов какой-либо платы, размер этой платы по никому не известной причине оказывался в несколько раз ниже реальной рыночной стоимости. Что характерно, такое искусственное занижение платы не приводило к уменьшению цен на отпускаемую продукцию. Ценовая политика не контролировалась, мониторинг цен не велся.

    Например, договор от 23.01.2004 № 009–АХ между СПбГУ и ООО «Премакса-Вендинг Санкт-Петербург», подписанный Н. В. Куксо, позволил установить в зданиях СПбГУ кофейные автоматы в количестве 17 штук, причем три из них почему-то не были включены в договор. Фиксированная арендная плата за первое место установки была определена в 500 рублей, включая НДС, коммунальные и эксплуатационные расходы. При действующей на тот момент рыночной ставке подобных установок в размере 2500–3000 рублей за одно место несложно подсчитать ущерб, нанесенный СПбГУ, — порядка 35,5 тысяч рублей в месяц. В год эта сумма составит 426 тысяч рублей, а за период с 2004 года до момента расторжения указанного договора сумма ущерба — 2 млн 130 тыс. рублей. Напомним, что за установку трех аппаратов плата вообще не взималась. Конкурсные торги на право установки кофейных и снековых аппаратов, впервые проведенные в СПбГУ в апреле 2009 года, позволили выявить масштаб занижения цен по всем «хозяйственным договорам»: в 4–5 раз по сравнению с ценами, установленными на торгах! Такой ущерб причинялся Университету многие годы.

    Распоряжением Н. В. Куксо от 30.03.2004 № 1 ряд инженеров ГУ МТБ СПбГУ был наделен правом проведения расчетов арендной платы и стоимости услуг, а также контроля за поступлением средств, подготовкой счетов, счетов-фактур. Таким образом, учет поступления платежей по договорам «хозяйственной деятельности» был выведен из-под контроля и практически отсутствовал. Имитация учета поступающих средств осуществлялась работниками ГУ МТБ путем подбора платежных поручений, якобы оплаченных контрагентами. Что интересно, сверка взаимных расчетов не проводилась. Видимо, Университету деньги тогда были не нужны.

    С 2008 года в СПбГУ действуют единые правила сдачи в аренду помещений (в том числе для установки и модернизации вендингового оборудования). Новой администрацией СПбГУ были проведены структурные изменения, задача исправления ситуации, связанной с расстановкой вендингового оборудования, выправления ценовой политики была возложена на коллектив вновь образованного отдела договоров аренды управления недвижимости и земельных ресурсов (УНЗР). Учитывая длительность процесса подготовки к конкурсным торгам и необходимость наведения должного порядка в определении мест установки вендинговых аппаратов и их оплате, были предприняты первоочередные решительные меры по расторжению договоров «хозяйственной деятельности», а, учитывая ходатайства руководителей подразделений (деканов и руководителей центров), в чьем ведении фактически находились объекты договоров, с рядом контрагентов были сохранены отношения на условиях договора аренды до даты определения победителя конкурса на право размещения торговых аппаратов с установлением рыночной цены арендной платы в размере 2 700 рублей в месяц.

    Для организации конкурсных торгов, а также для определения потребностей в указанном оборудовании были разосланы соответствующие запросы. Помимо прочего, с целью организации максимально удобной эксплуатации оборудования студентами и сотрудниками СПбГУ, в запросе предлагалось определить места установки оборудования. После сбора необходимых данных, с учетом положений нормативных документов, регламентирующих передачу в аренду частей нежилых помещений, расположенных в учебно-научных и административных зданиях СПбГУ, сотрудниками УНЗР была проделана следующая работа:

    • приказами проректора по правовым вопросам определен состав и порядок работы экспертной и конкурсной комиссий
    • Юридическим управлением согласована разработанная и утвержденная проректором по правовым вопросам конкурсная документация
    • подготовлены и согласованы в уполномоченных организациях комплекты технической и кадастровой документации
    • по итогам работы экспертной комиссии получено согласие Федерального агентства по образованию на передачу в аренду недвижимого имущества (Федеральный закон от 24.07.1998 № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»)
    • в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135–ФЗ «Об оценочной деятельности» от ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге получено задание на оценку рыночной ставки арендной платы и организована оценка объектов, подлежащих передаче в аренду
    • ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге были рассмотрены отчеты об оценке и представлено положительное письменное мотивированное мнение
    • извещения о проведении конкурсных торгов размещены на официальном сайте РФ, а также в региональной газете «Реклама-шанс»
    • получено распоряжение ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге от 24.03.2010 № 165–р «О проведении торгов на право заключения договоров аренды»
    • состоялось вскрытие конвертов с заявками участников конкурса по лотам: № 1 — установка кофейных аппаратов, № 2 — установка копировальных аппаратов, № 3 — установка снековых аппаратов. В результате победителями конкурса, согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 05.04.2010 № 5 «О результатах проведения конкурса» признаны ООО «Той стори» (лоты № 1 и № 3) и ООО «Арт телеком» (лот № 2), отвечающие требованиям конкурсной документации и предложившие наиболее высокую арендную плату

    Амбициозность победителей конкурсных торгов, выразившаяся в достаточно высокой предложенной цене, к сожалению, не оказалась подкрепленной возможностями ее реализации. К моменту начала действия заключенных по результатам торгов договоров аренды коллективом управления недвижимости и земельных ресурсов был восстановлен контроль поступления денежных средств в виде арендной платы, проводилась сверка взаимных расчетов с контрагентами, что позволило оперативно принять меры, в том числе включающие претензионную работу, по недопущению роста задолженности. В адрес контрагента ООО «Той стори» были направлены претензии от 25.04.2011 № 01–115–981 и № 01–115–976 с требованием погашения задолженности в сумме 136 800 рублей и 94 050 рублей. Кроме того, к указанному контрагенту имелись претензии в части использования площади помещений для складских нужд, что не было включено в договор аренды. В совокупности, указанное привело к расторжению договора аренды с ООО «Той стори». Одновременно, с соблюдением требований нормативных документов, регламентирующих передачу в аренду частей помещений, был заключен договор аренды между СПбГУ и ООО «Вендэкс ритэйл» на установку вендинговых аппаратов.

    Указанные меры не только позволили безболезненно передать функции установки и обслуживания вендинговых аппаратов в зданиях СПбГУ, но и (с 2012 года) дали возможность приступить к осуществлению пилотного перспективного проекта по организации полноценного и доступного питания обучающихся и сотрудников СПбГУ. Целью этого проекта явилось максимальное удовлетворение потребностей студентов и сотрудников на основе организации современного и актуального сервиса с использованием инновационных технологий.

    При изучении востребованности отмеченных в проекте вендинговых услуг поступали как положительные, так и отрицательные отзывы. Обеспечению максимальной эффективности реализации предложений по установке и расширению ассортимента услуг, обеспечивающих потребности обучающихся и сотрудников СПбГУ в горячем питании, предшествовали различного рода запросы: о предполагаемых местах установки аппаратов, их количестве и типах. В результате обращений обучающихся, представителей студенческих советов, профкома студентов и аспирантов, председателя профкома сотрудников СПбГУ и др. проректором по экономическому развитию вносились изменения в договор аренды. Аппараты перемещались в места, пользующиеся наибольшим спросом, устанавливались дополнительные аппараты, в том числе аппараты с разогревом, сэндвичами, свежевыжатым соком. Указанные меры позволили в 2016 году продолжить работу по исследованию потребностей универсантов о качестве и видах услуг, которые могут быть предоставлены через вендинговое оборудование.

    По итогам опросов универсантов, было установлено новое оборудование и в ряде случаев модернизировано ранее установленное, например:

    • В результате опроса универсантов была выявлена потребность в доукомплектовании вендингового оборудования платежными терминалами, принимающими к оплате банковские карты. В здании по адресу: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9–11, лит. А (здание 12 коллегий) был запущен пилотный проект — на одном из автоматов установлен терминал по оплате банковскими картами. Данный проект оказался достаточно успешным. Каждая третья покупка в аппарате совершается с использованием банковской карты. Это устройство особенно востребовано в местах, где нет банкомата, либо он значительно отдален от автомата. С учетом положительной практики использования модернизированного оборудования в течение 2017 года будет запущена установка аналогичного оборудования в ряде зданий, переданных СПбГУ (например, в зданиях по адресу: Университетская наб., д. 7—9—11, лит. В; Менделеевская линия, д. 5, лит. А; Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, лит. А и др.).
    • С учетом опроса универсантов было закуплено оборудование, при использовании которого можно осуществлять зарядку различного рода техники (телефонов, планшетов и пр.) — автоматическая камера хранения для зарядки мобильных устройств. Длительное тестирование оборудования в различных зданиях, переданных в пользование СПбГУ, показало его невостребованность. Оборудование планируется снять и в дальнейшем не использовать.
    • По результатам исследования спроса на продукцию, реализуемую через вендинговое оборудование
      • расширен ассортимент в кофейных аппаратах, появились новые напитки: глинтвейн безалкогольный, капучино ванильный и капучино карамельный
      • в снековых аппаратах проведена загрузка новой продукции, ориентированной на здоровое питание универсантов, которая оказалась востребованной (батончики-мюсли «Здоровый перекус» с различными вкусами; злаковая полоска «Корни биг» с молочным шоколадом и кокосом; витаминизированный напиток «LifeLine» со вкусом арбуза и яблока и др.)
      • расширен ассортимент в автоматах по продаже готовых блюд
    • На 30 % обновлен парк торговых автоматов. В результате обновления установлены инновационные торговые автоматы KikkoMaxtoGo, которые позволяют выдавать напитки большего объема (в среднем — в два раза больше) и брать данные напитки с собой за счет удобных больших стаканов и специальных крышек. Исследование спроса на продукцию, реализуемую через подобное оборудование, показало отличный результат по соотношению цена-качество. Предлагаемый объем напитка (250 мл) по ценам гораздо ниже городских можно назвать одним из самых успешных проектов, реализуемых посредствам вендингового оборудования. Оборудование установлено, например, по адресу: ул. Таврическая, д. 21–23–25, лит. А.
    • Оборудование, расположенное по адресу: г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, лит. А, брендировано в стилистике СПбГУ, такой подход позволяет сделать оборудование привлекательным для пользователя с точки зрения единого подхода к оформлению.
    • Несмотря на очевидные успехи в области установки вендингового оборудования, остается необходимость дальнейшей работы над улучшением качества предоставляемых услуг и расширения ассортимента реализуемой продукции. В целях достижения наилучшего результата планируется следующее:
      • автоматы по адресам: Университетская наб., д. 7–9–11, лит. В; Менделеевская линия, д. 5, лит. А; Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, лит. А; Петергоф, ул. Ульяновская, д. 3, лит А — будут модернизированы посредством установки на них терминала по оплате банковскими картами
      • будет продолжена работа по обновлению парка торговых автоматов; по мере исследования количества потребляемой продукции и тестирования уже установленного оборудования будут установлены инновационные торговые автоматы Kikko Maxto Go, которые позволяют выдавать напитки большего объема и брать данные напитки с собой; адреса установок: Петергоф, Санкт-Петербургское ш., д. 109, лит. А; 1-я линия, д. 26, лит. А; ул. Радищева, д. 39, лит. Д; ул. Чайковского, д. 62, лит. А; Менделеевская линия , д. 5, лит. А; Университетская наб., д. 7–9–11, лит. В; наб. Макарова, д. 6, лит. А
      • в срок до 1 июня 2017 года весь парк торговых автоматов будет брендирован в стилистике СПбГУ

    Таким образом, очевидные успехи в работе по совершенствованию вендинга в СПбГУ объясняются в том числе правильным выбором компании «Вендэкс Ритэйл», работающей в СПбГУ на протяжении многих лет, в течение которых она не допускала просрочки внесения арендных платежей, составляющих по рыночным величинам значительную сумму, превышающую 310 тысяч рублей в месяц. Линейка имеющейся у контрагента вендинговой техники, а также наличие ее запасов либо возможности приобретения модифицированных аппаратов, позволяет оперативно реагировать на пожелания потребителей вендинговых услуг в СПбГУ. Необходимо отметить, что в адрес СПбГУ продолжают поступать от компаний, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц сомнительные предложения «договориться» об установке одного или нескольких вендинговых аппаратов. Но указанные выше преимущества позволяют сделать вывод о целесообразности работы с крупным надежным проверенным контрагентом, имеющим возможность проведения скидочных акций, удержания цен на отпускаемую продукцию ниже уровня цен, установленных в других вузах Санкт-Петербурга, что неоднократно отмечалось при проведении проверок контролирующими органами. В Виртуальную приемную также поступали положительные отзывы о работе данного оператора вендинговых установок.

    Электронные сервисы в действии

    Каждый универсант сталкивался с необходимостью получения справки в службах Университета (2–НДФЛ, справку с места работы, о полученной заработной плате и т. д.). Такие справки требуются при обращении в банки, при оформлении виз и загранпаспортов, для получения имущественных налоговых вычетов и т. д. До недавнего времени для получения таких документов необходимо было выяснить ФИО ответственного сотрудника, его телефон (для заказа по телефону) либо прийти непосредственно к сотрудникам УБУ и ФК, управления кадров — сначала для заказа справки, а затем еще и для личного получения. С учетом вынужденной территориальной разобщенности Университета такой порядок явно не отвечал требованиям экономии времени универсантов. Кроме того, такая практика не позволяла организовать необходимый учет и статистику выдаваемых документов.

    В целях повышения качества предоставляемых сервисов ректором был издан приказ от 13.01.2015 № 4/1 «Об электронных сервисах», согласно которому была введена в опытную эксплуатацию ИС «Электронные сервисы». Работа этой системы организована по принципу, аналогичному порталу государственных и муниципальных услуг. Универсанту достаточно на сайте СПбГУ для входа в ИС ввести свои данные университетской учетной записи (логин, пароль) и заказать нужный документ (с указанием количества экземпляров). Если сообщить контактный телефон, то для уточнения деталей с универсантом свяжется сотрудник профильной службы. Статус заявки, плановый срок ее получения можно также видеть в этой информационной системе.

    Сегодня существенно расширен перечень справок (бухгалтерских, кадровых, архивных), которые универсанты могут заказать с помощью системы «Электронные сервисы» на портале СПбГУ. Для получения оригиналов документов теперь можно прийти в профильную службу СПбГУ один раз и быть уверенным в готовности документа. Сроки подготовки документов, ответственные должностные лица также определены. При возникновении спорных ситуаций необходимо обращаться к главному бухгалтеру, начальнику ГУОРП или заведующему объединенным архивом соответственно.

    Учет научного оборудования

    Издан приказ от 01.03.2017 № 1770/1 «Об организации работы по учету оборудования СПбГУ, используемого в научных целях», и создана рабочая группа для учета оборудования, не входящего в состав ресурсных центров Научного парка СПбГУ.

    См. Собрать разбросанное и использовать

    Ищите решения в Виртуальной приемной

    Виртуальная приемная СПбГУ была открыта осенью 2011 года. С тех пор ее работа постоянно совершенствовалась, становясь все более востребованной у тех, кто интересуется жизнью Университета или хочет получить ответы на вопросы, связанные с деятельностью СПбГУ. На совещании был проведен анализ работы Виртуальной приемной за три последних года (2014–2016). В настоящее время в среднем появляется 10–12 обращений в день. В связи с тем, что в университетских приказах указывается норма о возможности обращения в Виртуальную приемную за разъяснениями по сути локального акта, увеличивается количество обращений по вопросам текущей деятельности Университета, по содержанию приказов, совершенствованию правил, работе служб Университета. С декабря 2015 года в университетской системе электронного документооборота введен строгий контроль за подготовкой и направлением ответов на обращения в Виртуальную приемную.

    Виртуальная приемная давно стала инструментом быстрого и эффективного решения вопросов жизни Университета. В последнее время меняется характер обращений: все больше становится вопросов комплексного характера. При необходимости детально разобраться с проблемой, иногда далеко не полно обозначенной в обращении, должностные лица организуют прием заявителя. И число таких обсуждений постоянно растет (со 124 в 2014 году до 169 — в 2016).

    География просмотров материалов Виртуальной приемной включает не только Россию и ближнее зарубежье, но также другие страны (в том числе США, Германию). Самая активная возрастная группа: 18–24, следующая: 25–34. В среднем фиксируется несколько тысяч просмотров материалов Виртуальной приемной в день. В период приемной кампании это число возрастает до 10 тысяч посещений в день. Самые востребованные — ответы первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк, первого проректора по экономике Е. Г. Черновой, начальника ГУОРП В. В. Еремеева и раздел «Результаты обращений». Однако улучшение работы Виртуальной приемной требует участия всех заинтересованных лиц. Директорам и деканам предложено направлять предложения о совершенствовании работы Виртуальной приемной.