Собственные ученые степени СПбГУ: прошлое и настоящее

В январе 2017 года в Университете состоялись первые защиты диссертаций на соискание ученой степени СПбГУ, признаваемой государством. Впервые в России эти защиты прошли по собственным правилам вуза.

Соискателями стали аспиранты Университета, историк Бахтиёр Алимджанов и филолог Софья Ямпольская. В нашем университете восстановлена давняя традиция присуждения собственной ученой степени СПбГУ, которая существовала почти сто лет назад.

Руководству СПбГУ удалось добиться восстановления академической свободы в вопросе организации и проведения защит диссертаций, которая существовала в нашем университете c 1830-х годов вплоть до 1918 года. 23 мая 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"». В соответствии с этим законом с 1 сентября 2016 года МГУ и СПбГУ получили право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, которые имеют статус государственных. При этом самостоятельно установленные МГУ и СПбГУ правила по присуждению ученых степеней включают требования к диссертациям и к научной квалификации членов диссертационных советов, которые должны быть не ниже аналогичных требований, установленных Правительством Российской Федерации в рамках действующей в настоящее время государственной системы научной аттестации.

Давняя история

«В XVIII веке ученых степеней в России еще не существовало. Подготовкой научных кадров в России занимались Академия наук и университет, находящийся в ее составе. Наиболее распространенным способом подготовки высококвалифицированных кадров было отправление наиболее талантливых студентов за границу для завершения образования. Например, М. В. Ломоносов был направлен в Марбургский университет, другие студенты также посылались преимущественно в немецкие университеты», — сообщил директор Музея истории СПбГУ доктор исторических наук И. Л. Тихонов.

20 января 1819 года Комитет министров утвердил «Положение о производстве в ученые степени», которым устанавливались четыре степени:

  • действительного студента — для всех окончивших университет
  • кандидата — для окончивших университет с дипломом первой степени и специальной работой (кандидатской диссертацией, аналогичной современной дипломной работе)
  • магистра — для сдавших по окончании университета специальные магистерские экзамены и защитивших магистерскую диссертацию (аналог современной кандидатской диссертации)
  • доктора — для защитивших после магистерской также и докторскую диссертацию

Это положение просуществовало до 1884 года, когда по новому университетскому уставу были оставлены только две ученые степени: магистра и доктора, которые приобретались последовательно, одна за другой. Вплоть до 1918 года, когда ученые степени были вообще отменены, право их предоставления имели только университеты. Ни Академия наук, ни другие высшие учебные заведения этим правом не обладали.

В Санкт-Петербургском университете первая защита состоялась 8 февраля 1835 года

Диссертацию на степень доктора права «О философии законодательства у древних» защитил Константин Алексеевич Неволин (1806–1855), вскоре назначенный профессором энциклопедии права во вновь открытый университет Св. Владимира в Киеве.

По уставу 1863 года факультетским советам (они состояли из всех профессоров данного факультета) было предоставлено право выбора лиц для оставления при университете и посылке за границу для приготовления к профессорскому званию. Обычный срок оставления был 2–3 года, иногда больше, но все это решалось индивидуально, применительно к каждому конкретному случаю. Тем самым была официально создана система подготовки кадров будущих преподавателей, которая без особых изменений действовала вплоть до революции 1917 года и являлась аналогом современной аспирантуры.

Эта система подготовки высококвалифицированных кадров преподавателей была разрушена в ходе реформы высшей школы 1918 года и постепенно стала восстанавливаться начиная с середины 1920-х, когда была открыта аспирантура. В 1927 году во всех университетах СССР числилось 375 аспирантов, а в 1934 году только в Ленинградском университете было около 300 аспирантов. Итогом деятельности аспирантов в это время была квалификационная работа, выполненная под руководством научного руководителя — одного из преподавателей вуза.

Ученые степени и звания были восстановлены постановлением СНК СССР 13 января 1934 года и окончательно узаконены постановлением об ученых степенях и званиях от 20 марта 1937 года. В сущности, новая система (кандидат наук и доктор наук) скопировала дореволюционную систему. Из 835 специалистов, окончивших в 1940 году Ленинградский университет, 90 были оставлены в аспирантуре.

Не очень давняя история

В 2008 году, во время встречи кандидата на должность ректора с сотрудниками Университета, универсанты поставили перед Н. М. Кропачевым вопрос о возвращении академических свобод:

  • права работать по собственным образовательным стандартам; реализовано в 2010 году (Федеральный закон от 10 ноября 2009 года № 259ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», ст. 4, п. 1)
  • права иметь собственные дипломы об образовании. Реализовано в 2010 году (Федеральный закон от 10 ноября 2009 года № 259–ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», ст. 4, п. 5)
  • права проводить конкурсы на должности научно-педагогических работников по собственным правилам. Реализовано в 2015 году (постановление Правительства РФ от 16.06.2015 № 594)
  • права присуждать собственные университетские звания (доцент СПбГУ и профессор СПбГУ, главный научный сотрудник СПбГУ и старший научный сотрудник СПбГУ). Вопрос находится на рассмотрении в Госдуме РФ
  • введение процедуры собственных защит ученых степеней СПбГУ

Было понятно, что вначале Университет должен продемонстрировать успешную работу действующих диссертационных советов — перед тем, как предоставить свободу, будут дотошно проверять... Между тем в те годы почва для «неправильной» работы советов существовала во многих вузах страны. Публикации сетевого сообщества «Диссернет» наглядно показывают механизм функционирования «диссеродельных» фабрик (МГУ и фальшивые диссертации: текущая сводка, Всегда готовы на подлог?, Эффект Черниковой. Часть II и Часть III, все материалы опубликованы в газете «Троицкий вариант — Наука»). В этих публикациях нет сведений о диссоветах при СПбГУ.

Как правило, декан каждого факультета определял, кто будет председателями профильных диссертационных советов. Нередко его друзья и единомышленники попадали в совет, а недруги не попадали. То есть порой отбор в советы шел не по принципу квалификации кандидатов или их научной значимости, а по принципу лояльности к руководству. Некоторые председатели диссоветов при СПбГУ были экспертами в ВАКе. Следовательно, могли лоббировать решения своих советов (была почва для конфликта интересов). Для защиты «своего» диссертанта подбирались соответствующие рецензенты, оппонент и научный руководитель. И опять отбор шел по принципу лояльности к руководству... По данным сообщества «Диссернет», больше всего некачественных защит (с плагиатом, то есть с не оформленными надлежащим образом заимствованиями в диссертациях) было в сферах экономики (35 %), педагогики (23 %), права (15 %), истории (7 %).

При этом в СПбГУ обнаружено меньше всего нарушений по сравнению с другими российскими вузами. (Российские вузы под лупой Диссернетаоссийские вузы под лупой Диссернета, Диссеропедия российских вузов).

Но руководство Университета, понимало необходимость убрать возможности для нарушений и выбрало для этого путь открытости и гласности. В 2010 году по решению ректора в Университете ввели видеозапись защит диссертаций в диссоветах, работающих на базе СПбГУ, и размещение этих видеозаписей на портале СПбГУ для всеобщего сведения. Эту инициативу поддержал премьер-министр РФ В. В. Путин. Как выяснилось, это эффективный способ защитить не только права диссертантов, но и престиж Университета. Появилась и возможность проведения проверок на основе анализа видеозаписей (Материалы ректорского совещания от 27.06.2011, п. 6).

Как рассказал профессор Н. Г. Скворцов (в 2008–2013 годах он был проректором по научной работе СПбГУ), был случай: диссертант жаловался, ссылаясь на видеозапись, на то, что некоторые члены диссертационного совета по политологии покидали зал заседаний во время обсуждения диссертации, но в голосовании участвовали. Была проведена проверка, этот факт подтвердился. И хотя эти действия членов диссовета не повлияли на отрицательный результат защиты, было ясно, что процедура защиты нарушена. Поэтому пришлось защиту отменить, а проректор по научной работе получил взыскание.

Еще один пример использования видеозаписи. Один из аспирантов в марте 2012 года не защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Он пожаловался ректору СПбГУ на необъективное, с его точки зрения, решение и на нарушения процедуры защиты. Во время приема граждан ректором в июне 2012 года он получил разъяснения и. о. ректора И. А. Дементьева и действовал в соответствии с ними: обратился в Высшую аттестационную комиссию Министерства образования и науки РФ. В феврале 2013 года президиум ВАК признал недействительным решение диссертационного совета от 01.03.2012 в связи с допущенными процедурными нарушениями, а также объявил предупреждение диссертационному совету. Бывший аспирант попросил ректора пересмотреть состав диссертационного совета по этой научной специальности (Материалы ректорского совещания от 08.04.2013, п. 1). Ректор дал поручение проректору по научной работе С. П. Тунику направить в ВАК предложения СПбГУ об изменениях в кадровом составе этого диссертационного совета (Материалы ректорского совещания от 18.03.2013, п. 6).

Кроме того, именно в СПбГУ впервые на сайте вуза с согласия авторов стали публиковаться отзывы ведущей организации на диссертации и отзывы ученых СПбГУ как оппонентов кандидатских и докторских диссертаций. Это позволяет не только показать научный потенциал Университета, но и повысить контроль качества работы коллег в диссертационных советах на базе СПбГУ и других организаций (Материалы ректорского совещания от 04.02.2013, п. 2). На заседании совета Ассоциации ведущих вузов России с участием министра образования и науки РФ в июне 2011 года все инициативы СПбГУ по повышению открытости деятельности Университета были признаны обязательными для внедрения в вузах АВУ.

Естественно, что эти меры вовсе не были приняты в коллективе «на ура». Когда в Университете вводили процедуру интернет-трансляции защит диссертаций — после соответствующего приказа ректора об обязательных трансляциях заседаний диссертационных советов, в СПбГУ были случаи отказа от защиты и даже... переноса защиты на год (по инициативе диссертанта и его научного руководителя)! В 2012 году в документах, представленных на подпись ректору для направления в ВАК информации о научных публикациях, у претендентов на включение в состав диссертационных советов были случаи искажения года публикации (с целью обеспечения выполнения требования ВАК о необходимом числе публикаций за последние три года), а также случаи искажений в тематике научных исследований (в документах указывались работы, не имеющие отношения к тематике диссертации). Было несколько случаев, когда при защите не было кворума, а документы направлялись в ВАК за подписью председателя диссертационного совета — например, бывшего декана Факультета журналистики М. А. Шишкиной, которая отсутствовала на заседании совета (Материалы ректорского совещания от 04.02.2013, п. 2). Поэтому приказом Рособрнадзора от 12.02.2010 председатель диссертационного совета М. А. Шишкина была исключена из состава диссертационного совета.

В 2012 году в Университете прошла реорганизация 43 из 63 диссертационных советов, действовавших на базе СПбГУ. До этого, например, параллельно существовали (так «исторически сложилось») по два совета по математическим наукам, по экономике и менеджменту, по истории, философии. Были объединены дублирующие советы (реализован принцип: «одна научная специальность — один диссертационный совет»).

Изменены составы многих действующих советов на основе новых правил

  • научно-педагогическим работникам СПбГУ, имеющим степень доктора наук по соответствующей специальности и отвечающим требованиям ВАК, предъявляемым к членам диссертационных советов, было предоставлено право предложить свою кандидатуру для включения в состав совета
  • был введен запрет на вхождение в состав советов лицам, занимающим административно-управленческие должности в СПбГУ
  • любой член совета мог предложить свою кандидатуру на пост председателя, его заместителя и ученого секретаря диссовета кандидатуры обсуждались публично на заседании совета
  • кандидатуры на пост председателя диссовета, его заместителя и ученого секретаря утверждались ректором с учетом предложений, высказанных во время обсуждения на собрании всех членов каждого совета

В результате было обновлено руководство 39 советов (Материалы ректорского совещания от 27.04.2012, п. 4; от 10.09.2012, п. 3; от 17.12.2012, п. 2).

Недавняя история

Первая попытка в новейшей истории получить для вузов право самостоятельно присваивать ученые степени была сделана в начале 2011 года. Ректоры СПбГУ и МГУ и председатель ВАК направили совместное письмо в Министерство образования и науки РФ. Минобрнауки поддержало эти предложения и сообщило, что готово предоставить такое право специализированным советам, работающим при ведущих университетах России, в том числе МГУ и СПбГУ. В письме было указано, что принятие такого решения будет сделано на основании предварительной аттестации работы специализированных советов (Материалы ректорского совещания от 28.03.2011, п. 2).

С сентября 2012 года по инициативе ректора вопрос защиты собственных ученых степеней СПбГУ активно обсуждался в нашем университете. Были предложены конкретные меры: как формировать диссертационные советы, какие требования предъявлять к диссертациям и диссертантам (Материалы ректорского совещания от 10.09.2012, п. 3).

В результате обсуждений были выработаны новые правила

  • диссертационный совет создается для рассмотрения каждой диссертации в отдельности
  • все члены диссертационного совета должны быть специалистами в соответствующей области знаний — иметь научные труды по проблематике, близкой к теме рассматриваемой диссертации
  • в число членов диссертационного совета должны обязательно входить иностранные ученые
  • председателем и ученым секретарем диссертационного совета должны быть только сотрудники СПбГУ
  • каждый член диссертационного совета обязан представить письменный отзыв на диссертацию, отзывы размещаются на портале СПбГУ
  • вся информация о работе диссертационного совета публикуется на двух языках — русском и английском (Материалы ректорского совещания от 04.03.2013, п. 5)

Раньше членов диссертационного совета подбирали по специальности (все должны быть физиками, или филологами, или математиками), а в какой области той же физики или филологии они являются специалистами, было не столь важно. В результате довольно часто складывалась ситуация, когда по узкой теме защищаемой диссертации члены диссовета не могли и высказаться, они ничего в ней не понимали!.. А теперь все члены диссертационного совета должны быть специалистами в той области знаний, по которой защищается диссертация. И каждый член диссертационного совета обязан представить письменный отзыв на диссертацию, который публикуется (то есть его обсуждать, и любой внешний посетитель портала СПбГУ может прислать свой комментарий). А научный руководитель диссертанта не может входить в диссовет (поскольку он аффилирован с диссертантом, прямо заинтересован в результатах защиты).

Условия и порядок присуждения ученых степеней СПбГУ публично обсуждались на портале СПбГУ, а затем были установлены локальными нормативными актами. Области (отрасли) науки, по которым присуждаются ученые степени СПбГУ, утверждались на основании решений Ученого совета СПбГУ.

В результате в 2013 году в нашем университете была восстановлена давняя традиция присуждения собственной ученой степени СПбГУ, которая существовала почти сто лет назад. Первые защиты по новым правилам прошли в июне 2013 года, присутствовавший на них председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ В. М. Филиппов высоко оценил нововведения Университета (В СПбГУ начали новую главу в истории российского образования). По инициативе ректора СПбГУ три года шел пилотный проект, в ходе которого была апробирована новая модель защиты диссертаций. Состоялось 13 защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук СПбГУ (Ph. D. SPbSU) по математике, биологии, физике и геологии. Всем соискателям приказом ректора присуждена ученая степень кандидата наук СПбГУ (Ph. D. SPbSU).

В Положении о порядке присуждения ученых степеней (постановление Правительства РФ № 842 от 24.09.2013) был учтен опыт СПбГУ по организации собственных защит диссертаций, новое положение было разработано после консультаций работников ВАКа со специалистами СПбГУ и их знакомства с организацией проведения собственных защит СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 07.10.2013, п. 3).

Новый этап

В целях реализации Федерального закона от 23.05.2016 № 149–ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"» были разработаны проекты документов, регламентирующих защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук СПбГУ. В проектах учтены предложения, высказанные во время общественного обсуждения на портале Университета (Общественное обсуждение по вопросу разработки порядка присуждения ученых степеней СПбГУ и порядка формирования диссертационных советов СПбГУ). Это обсуждение привлекло всеобщее внимание (больше 20 тысяч просмотров; более 500 положительных откликов и 50 комментариев).

По результатам рабочего совещания 21 июля 2016 года с участием ректора СПбГУ Н. М. Кропачева и заместителя министра образования и науки РФ Л. М. Огородовой, посвященного реализации закона «о собственных степенях» (Материалы ректорского совещания от 25.07.2016), в проекты локальных актов были внесены изменения и дополнения. После доработки было открыто общественное обсуждение проектов этих документов на портале СПбГУ (Открытое общественное обсуждение проектов локальных актов СПбГУ, регламентирующих порядок присуждения ученых степеней СПбГУ). Поступило более 455 положительных откликов и 57 комментариев, было более 11 тысяч совокупных просмотров. По итогам обсуждения приказом № 6821/1 от 01.09.2016 были утверждены соответствующие локальные акты: «Порядок присуждения в Санкт-Петербургском государственном университете ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук» и «Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в Санкт-Петербургском государственном университете».

Защиты в новых диссертационных советах проходят по научным специальностям в соответствии с номенклатурой научных специальностей, утвержденной Министерством образования и науки РФ на основании рекомендаций ВАК Минобрнауки (их утверждено порядка 400). Но Университет наделяется правом самостоятельно формировать советы и определять, какие именно это будут специальности. В сентябре-октябре 2016 года Ученый совет СПбГУ утвердил перечень из 46 научных специальностей, по которым Университет может проводить защиты диссертаций. Этот список дополняется по мере появления претендентов, желающих защищаться в СПбГУ по другим научным специальностям. При необходимости Университет будет организовывать специальные комиссии для сдачи экзаменов кандидатского минимума соискателями.

Диссертационные советы по защите ученых степеней СПбГУ — не постоянные, каждый создается только для рассмотрения конкретной диссертации (или нескольких, по близкой тематике). Формирование состава каждого диссертационного совета происходит открыто (Эльмира Викторовна Васильева), в них входят работники СПбГУ и других научных организаций и вузов России и других стран. В диссертационный совет входят только специалисты по тематике защищаемой работы, не менее пяти. Их квалификация должна быть подтверждена опытом и публикациями в изданиях на соответствующую тему. Каждый член совета должен подготовить свой отзыв на диссертацию, все отзывы заранее (не меньше чем за 15 дней до защиты) публикуются на портале СПбГУ  (Софья Борисовна Ямпольская). Требования к кандидатам в члены диссертационных советов СПбГУ и к диссертациям, защищаемым в СПбГУ по конкретным научным специальностям, могут совершенствоваться по предложениям директоров институтов и деканов факультетов. Эти требования могут быть разными для разных научных специальностей, но не могут быть ниже, чем рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Защита может происходить на русском или на английском языках (с обязательным синхронным переводом на другой язык). В СПбГУ отказались от требований к объему диссертации и отменили отзыв ведущей организации. Диссертантам не нужно печатать и рассылать автореферат диссертации — полный текст диссертации (на русском и английском языках) публикуется на портале СПбГУ в открытом доступе до защиты (Елена Ивановна Первичко).

Как показала практика первых защит по новым правилам, создается максимально благоприятная ситуация для глубокого научного обсуждения представленной работы, профессионального разбора задач, методов и результатов, для дискуссии специалистов по тематике научной работы диссертанта. Защиты проходят в специально оборудованных помещениях. Осуществляется их онлайн-трансляция на портале СПбГУ. Некоторые члены диссоветов участвуют в защите дистанционно в интерактивном режиме — правила СПбГУ предусматривают такую возможность, обеспечивающую максимальную открытость и публичность процесса (Первая в России защита диссертации по собственным правилам вуза прошла в СПбГУ; В СПбГУ прошла очередная защита диссертации по собственным правилам). Видеозапись защиты затем размещается на портале СПбГУ.

После обсуждения члены диссертационного совета, как обычно, голосуют за присуждение ученой степени СПбГУ (но голосование открытое). Решение диссовета публикуется на портале СПбГУ в открытом доступе. Окончательное решение принимает ректор Университета только после того, как диссертация и все материалы защиты пройдут трехмесячную общественную экспертизу на портале Университета.

«Прежние» диссоветы

Согласно федеральному закону от 23.05.2016, до 1 сентября 2017 года в МГУ и СПбГУ должны быть закрыты действующие диссертационные советы, созданные в соответствии с разрешением Минобрнауки на основании рекомендаций Высшей аттестационной комиссии. 26 августа на форуме «Развитие высшего образования» ректор нашего университета обратился к председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву с предложением продлить срок переходного периода еще на год. Премьер-министр согласился с аргументами и дал соответствующее поручение Министерству образования и науки (Материалы ректорского совещания от 29.08.2016, п. 1).

В этом учебном году 82 аспиранта и сотрудника планируют защищаться в диссертационных советах, созданных приказом Минобрнауки. Всего таких советов на базе СПбГУ — 52 (около 100 научных специальностей). В переходный период в Университете по одним и тем же специальностям будут существовать параллельно два способа организации защиты диссертаций. Это позволит диссертантам выбирать, какую процедуру защиты пройти — по прежним правилам либо по новым.

По новым правилам

Сегодня первый университет России своей репутацией отвечает за каждую ученую степень, защита которой прошла в стенах СПбГУ по новым правилам. Диплом о присуждении ученой степени, подписанный ректором СПбГУ, становится показателем высокой репутации в научной среде и важной строкой в списке профессиональных достижений.

В 2016/17 учебном году больше 20 претендентов (аспирантов и работников Университета, соискателей из других организаций) проявили интерес к защитам по новым правилам СПбГУ: историки, филологи, юристы, математики, психологи, востоковеды, биологи, социологи, физики, геологи, экономисты, политологи (в том числе из Германии, Франции и Саудовской Аравии). По решению ректора были проведены встречи и индивидуальные консультации директора Центра экспертиз СПбГУ с учеными, планирующими защищаться в Университете, а также с их научными руководителями (в том числе и с теми, кто не работает в СПбГУ), чтобы разъяснить каждому изменения в организации защиты ученых степеней в Университете (Прием граждан директором центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветковой от 08.09.2016). Все соискатели отмечают престижность самого факта защиты работы в СПбГУ и особый статус диплома о присуждении ученой степени, полученного в первом университете России.

С января по июнь 2017 года в СПбГУ успешно прошли 13 защит диссертаций, в том числе первая защита по юриспруденции (Первая защита юриста по собственным правилам состоялась в СПбГУ; Один день — две защиты по собственным правилам СПбГУ). Постоянно формируются новые диссертационные советы (Защита ученой степени СПбГУ).

В Университете разработаны и утверждены формы дипломов кандидата и доктора наук СПбГУ и технические требования к ним. Минимальный состав информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в документах об ученых степенях, определен приказом Минобрнауки от 19.08.2016 № 1078 (как и в аналогичных дипломах кандидата и доктора наук, выдаваемых Минобрнауки РФ): ФИО диссертанта, полное наименование вуза, полное официальное наименование диссертационного совета, наименование отрасли науки (согласно перечню Минобрнауки РФ), дата и номер решения о присуждении ученой степени кандидата / доктора наук, дата и номер решения о выдаче документа об ученой степени. Как и в дипломах выпускников основных образовательных программ, в дипломах кандидатов и докторов наук СПбГУ будет размещена дополнительная (по сравнению с дипломами, выдаваемыми Минобрнауки РФ) информация: о составе совета, о решениях коллегиальных органов и должностных лиц СПбГУ, а также QR-код и ссылка на постоянную интернет-страницу со всеми материалами защиты, включая текст диссертации и отзывы, состав диссовета, видеозапись процедуры защиты, заключение диссовета по диссертации, отзывы на диссертацию во время ее общественного обсуждения на портале СПбГУ. Эти материалы не только будут подтверждать достоверность выданного диплома, но и позволят ознакомиться со всеми отзывами на диссертацию, включая отзывы всех членов совета (Материалы ректорского совещания от 03.07.2017, п. 6).

Обладателю ученой степени СПбГУ планируется выдавать защищенный бланк, а также поздравительный бланк для личного архива и личного портфолио. В соответствии с современными возможностями планируется уменьшить объем информации на бумажном носителе до минимально необходимого и расширить электронное портфолио защитившихся на портале СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 23.01.2017, п. 1; от 13.02.2017, п. 2).