Материалы ректорского совещания

№ 262
от 25.07.2016

Повестка совещания

    Обсуждаем проекты приказов об организации защит «собственных ученых степеней»

    21 июля состоялось рабочее совещание с участием ректора СПбГУ Н. М. Кропачева и заместителя министра образования и науки РФ Л. М. Огородовой, посвященное реализации закона «о собственных степенях» (см. Материалы ректорского совещания от 23.05.2016, п. 2). Обсуждались проекты локальных актов СПбГУ, подготовленные по поручению Минобрнауки (проекты подготовлены по результатам общественного обсуждения на портале СПбГУ — см. Общественное обсуждение по вопросу разработки порядка присуждения ученых степеней СПбГУ и порядка формирования диссертационных советов СПбГУ), принципы организации взаимодействия СПбГУ с ВАК (например, по рассмотрению в диссертационных советах СПбГУ направленных ВАКом диссертаций, которые рассматривались в диссоветах других организаций), с Минобрнауки, Рособрнадзором, в ответственность которых входит нормативно-правовое регулирование и контроль за соблюдением норм законодательства в этой области. На встрече также подробно обсуждались вопросы организации конкурсного отбора университетов для получения права присуждения собственных ученых степеней.

    По результатам совещания в проекты локальных актов внесены изменения и дополнения, после доработки — на портале СПбГУ открыто общественное обсуждение проектов этих документов.

    О встрече ректора с председателем коллегии Почетных профессоров СПбГУ

    Состоялась очередная встреча ректора с председателем коллегии Почетных профессоров СПбГУ Г. Г. Богомазовым, на которой обсуждались вопросы работы комиссии по этике и коллегии Почетных профессоров, участия Почетных профессоров в жизни Университета.

    Как известно, статус и роль Почетных профессоров в университетской жизни кардинально изменились после 2008 года. Все началось с приема ректором граждан. Председатель профбюро Химического факультета Т. А. Трубинская обратилась к ректору СПбГУ Н. М. Кропачеву с предложением проявить реальную заботу о людях, всю свою жизнь отдавших Университету. В то время особые права Почетных профессоров сводились к праву получить в торжественной обстановке удостоверение Почетного профессора Университета. По указанию ректора было существенным образом переработано Положение о статусе Почетных профессоров СПбГУ. И в результате был по достоинству оценен их вклад в развитие Университета — Почетные профессора получили реальные права: право самостоятельно определять вид и объем своей научно-педагогической нагрузки, право на получение медицинского полиса ДМС с привилегированным обслуживанием, право на льготное санаторно-курортное лечение и др. В Актовом зале здания Двенадцати коллегий была создана Доска почета, где устанавливаются таблички с фамилиями Почетных профессоров СПбГУ (и каждый год этот список пополняется).

    Ректор предложил в дополнение к уже установленным в Университете правам Почетных профессоров ввести еще одно: считать Почетных профессоров по умолчанию соответствующими требованиям, которые предъявляются к кандидатам на замещение должности профессора. Предложение ректора ввести должности профессоров-консультантов также нашло поддержку председателя коллегии Почетных профессоров СПбГУ. Директорам и деканам поручено в течение двух недель представить предложения по условиям введения ставки профессор-консультант и требованиям к кандидатам на эту должность. На совещании сразу же прозвучало предложение предоставлять такую возможность (по представлению директоров и деканов) профессорам Университета, достигшим пенсионного возраста (соответственно 55 и 60 лет).

    См. также: Материалы ректорского совещания от 15.08.2016, п. 2

    Кроме того, директора и деканы должны представить предложения о том, кто еще из заслуженных научно-педагогических работников СПбГУ может по умолчанию считаться лицом, соответствующим требованиям, которые предъявляются к кандидатам на замещение должностей научно-педагогических работников СПбГУ. На совещании прозвучали предложения: академики и члены-корреспонденты РАН, лауреаты премий Президента и Правительства РФ, лауреаты ведущих ведомственных премий (Российского географического общества, Российского исторического общества, Союза журналистов России и др.).

    Как изменить Положение о контрольно-пропускном режиме?

    В связи с тем, что в прошедшем учебном году в Виртуальную приемную и в ходе приемов граждан должностными лицами Университета поступило большое количество вопросов по организации контрольно-пропускного режима, директорам и деканам предложено в течение двух недель представить свои предложения по либерализации норм Положения о контрольно-пропускном режиме.

    В свое время действующая редакция Положения появилась вовсе не случайно. К середине 2000-х годов в этой области в Университете сложилась особая ситуация: практически полностью отсутствовала какая-либо система безопасности. Приведем только несколько примеров. В начале 2000-х годов из кабинета первого проректора (сейчас этот кабинет занимает первый проректор И. А. Дементьев) днем украли огромный ксерокс, легко пронеся его мимо двух постов охраны. Другой пример: в 2009 году результаты проверки Росимущества РФ показали, что в зданиях Университета располагались более 40 различных коммерческих организаций, которые, как правило, занимали площади вообще без каких-либо правовых оснований, или имея договор с Университетом на аренду, но площадь занимали в десятки раз большую (см. Материалы ректорского совещания от 04.06.2012, п. 3.2). Например, АНО «Делор» и ООО «Делор» (учредителями которых являлись руководители медфака) оплачивали аренду менее 200 кв. метров, а фактически занимали более 3 000 кв. метров.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 15.08.2016, п.3

    Владельцы столовых, расположенных в помещениях СПбГУ, как правило, оплачивали только часть занимаемых ими площадей. В общежитиях Университета незаконно проживало более 1 500 человек. Еще пример: из помещений библиотеки неоднократно совершались кражи. И их было так много, что руководство отраслевых отделов просто перестало обращаться по каждому такому случаю в правоохранительные органы (см. Злой умысел или преступная халатность?). Период массовых безобразий в этой сфере жизни Университета закончился. Отдельные, куда более мелкие эпизоды пока еще имеют место (например, см. Материалы ректорского совещания от 11.07.2016, п. 5). Изменить ситуацию во многом удалось благодаря активности универсантов. Яркий пример: незаконно проживающие в общежитиях — активная позиции профкома и студсоветов помогает решать эту проблему (см. Материалы с приема граждан 05.07.2016, п. 1; Материалы ректорского совещания от 30.11.2015, п. 2; от 07.11.2011, п. 4). Именно активная социальная позиция универсантов теперь позволяет либерализовать действующее Положение о контрольно-пропускном режиме.

    Какова структура штата научно-педагогических кадров СПбГУ?

    В 2008 году перед Н. М. Кропачевым, как кандидатом на выборах на должность ректора, на встрече с трудовым коллективом универсантами была поставлена задача: добиться введения в СПбГУ должностей научных сотрудников. Ректору удалось, во-первых, найти юридическое решение этого вопроса, а во-вторых, добиться увеличения бюджетного финансирования на финансирование науки (с 324,4 млн рублей в 2008 году до 1 020,1 млн рублей в 2015 году). В 2011 году должности научных сотрудников были введены в штатное расписание СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 03.05.2011, п. 1). Несколько лет назад ученый совет Филологического факультета обратился к ректору с просьбой — найти правовое решение для введения должностей преподавателей-практиков. Такое решение было найдено и реализовано в 2012 году (см. Материалы ректорского совещания от 10.10.2011, п. 7). Вот сведения за последние четыре года о количестве должностей научных сотрудников в штатном расписании СПбГУ (в 2013 году — 213; в 2014 году — 228; в 2015 году — 237; в 2016 году — 228), а также о количестве преподавателей-практиков (в 2013 году — 86; в 2014 году — 301; в 2015 году — 752; в 2016 году — 819). Как известно, все эти годы изменения в структуре штатного расписания Университета происходят по представлению директоров и деканов. Хорошо видно, что количество научных сотрудников с 2013 года сохраняется практически на одном уровне, а число преподавателей-практиков ежегодно продолжает расти.

    Требования к трудовым договорам научных сотрудников и преподавателей-практиков кардинально отличаются. В договоре преподавателя-практика нет требований вести научную работу. Соответственно, и в требованиях к кандидатам на эту должность нет наукометрических критериев. На участников конкурса на должность преподавателей-практиков не распространяются требования приказов о минимальных требованиях к кандидатам на замещение должностей научно-педагогических работников (см. Перечень должностей НПР, количество вакансий и минимальные квалификационные требования по областям знаний; приказы: № 3570/1, № 3573/1; № 3578/1, № 3592/1). В то же время преподаватель-практик имеет полное право претендовать на научные гранты, использовать научное оборудование СПбГУ для проведения своих научных исследований и получать доплаты за публикационную активность. В таком случае у работника, замещающего должность преподавателя-практика, впоследствии могут появиться основания претендовать на должность научно-педагогического работника или научного сотрудника.

    Ситуация с должностями научных сотрудников, с этой точки зрения, очень похожа. В требованиях трудового договора нет обязательной нормы в ведении образовательного процесса. Но это не означает, что научный сотрудник лишен права преподавать, вести занятия со студентами. Важный момент: резко различаются требования к участникам конкурса на должности научных сотрудников и преподавателей-практиков. На участников конкурса на должности научных сотрудников в полной мере распространяются требования приказов о минимальных требованиях к кандидатам на замещение должностей научно-педагогических работников (см. Перечень должностей НПР, количество вакансий и минимальные квалификационные требования по областям знаний; приказы: № 3570/1, № 3573/1; № 3578/1, № 3592/1).

    См. также: Материалы ректорского совещания от 15.08.2016, п. 2; от 05.09.2016, п. 2

    По предложению директоров и деканов обсуждался вопрос о расширении перечня должностей преподавателей-практиков за счет введения должности доцент-практик. Эти предложения не вызвали возражений ни у кого из участников совещания.

    Насколько близок переезд Университета?

    В последнее время в некоторых СМИ активно обсуждают вопросы «переезда Университета» на новые территории, высказываются различные предположения. Вопрос не нов и не только для новейшей истории Университета. Фактически он был впервые поднят более ста лет назад.

    После этого предпринимались попытки организовать работу Университета в Петродворцовом районе, где сейчас располагается около половины всех университетских площадей. Однако этот проект не был реализован до конца, в немалой степени из-за того, что права на территории, предназначенные для развития Университета, не были должным образом оформлены прежним руководством Университета.

    В конце 1990-х — начале 2000-х годов вопрос инфраструктурного развития Университета не утратил своей актуальности: тогдашний ректор Университета Л. А. Вербицкая вела активную работу по расширению университетских площадей. В результате Университет получил разрушенные здания дворцово-паркового комплекса «Михайловская дача», имеющие в силу исторических особенностей весьма ограниченные варианты использования. Л. А. Вербицкой также удалось получить для Университета здания по адресам: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 11 (официальный адрес по документам — Санкт-Петербург, 9-я линия, д. 2/11) и Санкт-Петербург, 8-я линия, д. 77 (см. Аренда университетского имущества: прошлое и настоящее).

    Кроме того, в результате активного лоббирования на уровне администрации Санкт-Петербурга в генеральном плане развития города появилось, правда, не очень определенное указание на то, что приоритетной территорией для развития СПбГУ является восточная оконечность Васильевского острова (п. 3 в разделе 3.2. «Мероприятия по учету интересов Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» Перечня основных мероприятий по территориальному планированию Санкт-Петербурга приложения № 1 «Положение о территориальном планировании Санкт-Петербурга» к закону Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга»). Нетрудно догадаться, что положение генерального плана развития города вовсе не позволяет решить проблему размещения всех университетских помещений в одном месте.

    В 2011 году по просьбе ректора СПбГУ Н. М. Кропачева председатель Правительства РФ В. В. Путин принял решение о передаче СПбГУ зданий Первого кадетского корпуса общей площадью около 60 тыс. кв. метров. Универсантам хорошо известно, что с 1944 года каждый из ректоров СПбГУ пытался решить вопрос о передаче Университету этих зданий. В 1944 году это решение позволило бы увеличить общую площадь зданий Университета более чем на 20 %. В 2011 году общая площадь зданий кадетского корпуса — это менее 10 % от необходимого для консолидации Университета на единой территории. Таким образом, и это решение в целом не изменило остроты вопроса о территориальной разобщенности Университета с точки зрения несбалансированного расположения учебно-научных зданий и студенческих общежитий. Так, в центральных районах Санкт-Петербурга обучается примерно 80 %, а в Петродворцовом районе — 20 %, соответственно. Раздроблены и рабочие места научно-педагогических работников: так университетские биологи расположены более чем в 30 зданиях. В результате отсутствует физическая возможность для организации междисциплинарных проектов и проектов в области трансляционных наук, на которых сегодня строится развитие многих научных направлений университетов и исследовательских институтов.

    В 2013 году на очередном заседании Попечительского совета Университета вопрос о необходимости создания единого университетского кампуса был вновь актуализирован (см. Материалы ректорского совещания от 21.10.2013, п. 1). Межведомственная рабочая комиссия, сформированная под руководством министра экономического развития по решению председателя Правительства РФ для проработки предложений по созданию и размещению единого кампуса СПбГУ, включает представителей федеральных государственных органов (Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, Минобнауки РФ, Минрегиона РФ), Правительства Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области, представителей СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 20.01.2014, п. 2, от 24.02.2016, п. 6; от 09.03.2016, п. 6; от 11.04.2016, п. 11). Рабочая группа рассматривает различные принципы и подходы к организации кампуса. По ходу работы группы формировались и предложения по месту размещения кампуса, которые основаны на оценке необходимой площади земельного участка для размещения всех зданий единого университетского городка.

    В связи с тем, что информацией о территориях, обладающих необходимыми для размещения университетского кампуса размерами, обладают соответствующие службы субъектов федерации, рабочей группой, в первую очередь, рассматривались предложения Администрации Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области. Руководство города официально предложило два земельных участка: намывные территории на В. О. и планируемые намывные территории в г. Кронштадт. На последних заседаниях рабочей группы руководство Университета просило рассмотреть вопрос о предоставлении территорий в районе железнодорожной станции Горская. Такую же просьбу на совещании рабочей группы 8 апреля 2016 года к представителям правительства Санкт-Петербурга в комиссии высказал и заместитель министра экономического развития, который проводил это заседание. Пока еще нет согласия города о предоставлении этих территорий для размещения кампуса.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 29.08.2016, п.7

    Правительство Ленинградской области предложило несколько вариантов земельных участков для размещения Университета. Один из наиболее подходящих — расположен на административной границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области в районе г. Гатчина.

    В связи с тем, что поиск наиболее удобного варианта размещения требует проработки сложнейших правовых и финансово-экономических вопросов, работа межведомственной группы пока не завершена.

    Сопровождение заявок на гранты Президента РФ

    Принято решение о продление периода обсуждения вопроса о сопровождении заявок на гранты Президента РФ отделом сопровождения грантов российских научных фондов УНИ СПбГУ на портале Университета. Причина проста. Хотя за месяц к этому вопросу обратилось более 7 тысяч посетителей портала СПбГУ, но практически все отзывы носят положительный характер и какие-либо предложения по существу поднятой темы пока отсутствуют.

    Когда в Петербурге будет улица академика Фока?

    В 2018 году исполняется 120 лет со дня рождения известного физика-теоретика, выпускника и профессора СПбГУ, академика АН СССР В. А. Фока. По поручению ректора подготовлены письма руководству города с просьбой — представить перечень безымянных улиц рядом со зданиями Университета. После получения информации на портале Университета будет открыто общественное обсуждение вопроса о наименовании одной из улиц Санкт-Петербурга в честь академика В. А. Фока.

    А сколько платят за общежитие не студенты?

    Издан приказ № 5863/1 от 20.07.2016 «Об установлении размера платы за проживание в общежитиях СПбГУ для лиц, не относящихся к категории обучающихся по основным образовательным программам». Предложения по содержанию приказа можно направлять по электронному адресу: t.konyaeva@spbu.ru.

    Шаги к Международному математическому конгрессу

    В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1904–р Университету доверено подготовить заявку на проведение Международного математического конгресса (International Congress of Mathematicians) в 2022 году в Санкт-Петербурге. Эта работа предполагает значительные финансовые затраты. Финансовую поддержку мероприятий, связанных с подачей заявки, оказал выпускник СПбГУ Александр Евневич.

    Университет защитил свои исключительные права на зарегистрированные товарные знаки

    Издательство «Юрайт» осуществляло размещение зарегистрированных товарных знаков СПбГУ на издаваемых им книгах, предлагало указанные книги к продаже и распространяло их без получения согласия правообладателя на товарные знаки (то есть СПбГУ). Указанный факт установлен по итогам осмотра сайта ответчика (издательства «Юрайт»), нарушение было зафиксировано составленным нотариусом протоколом осмотра соответствующего сайта. СПбГУ обратился в суд с иском о защите исключительного права на зарегистрированные товарные знаки с требованием о запрете использования товарных знаков и взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарные знаки. Законодательством установлен запрет на использование товарных знаков без согласия правообладателя, если такое использование создает возникновение смешения товаров, а также Гражданским кодексом РФ установлена ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак, в том числе в виде возмещения ущерба или взыскания компенсации по выбору правообладателя.

    СПбГУ подал соответствующий иск в суд. Доводы истца: нарушение установлено, использование товарных знаков ведет к явному смешению, продукция истца и ответчика является однородной, имеющей одних и тех же потребителей и одно и то же назначение. СПбГУ является известной во всем мире образовательной организацией, указание на книгах товарных знаков Университета в виде широко известного герба и наименования СПбГУ всегда приведет к смешению путем возникновения у потребителей впечатления о том, что СПбГУ является производителем такой продукции, что соответственно делает выбор потребителей в пользу именно продукции, на которой размещен товарный знак Университета, действия ответчика влекут ограничение конкуренции, увеличение продажи продукции ответчика, преобладающее положение на рынке, чем, соответственно, нарушаются права СПбГУ. Аргументы ответчика (издательства «Юрайт»): факт использования товарного знака не отрицает, но считает, что у истца и ответчика разная продукция, у них — книги, у нас — печатная продукция, не являющаяся книгами. Главный аргумент ответчика: авторы — работники Университета, поэтому Университет причастен к изданию книг, в подтверждение этого издательство, дескать, и разместило товарные знаки на книгах. Кроме того, ответчик заявил ходатайство о пропуске срока исковой давности в виду того, что многие авторы — сотрудники СПбГУ, многие годы имели информацию об использовании товарных знаков СПбГУ и никак не реагировали на это.

    После долгого процесса суд вынес решение: обязал издательство «Юрайт» прекратить использование товарных знаков СПбГУ и взыскал в пользу Университета компенсацию в размере 1 млн рублей, сумму госпошлины и понесенные Университетом судебные расходы. Университет будет оспаривать решение суда (в части размера компенсации) и требовать — значительно увеличить размер компенсации.

    Ученые СПбГУ примут участие в разработке концепции государственной языковой политики России

    12 июля в Москве на заседании президиума Общества русской словесности было решено разработать концепцию государственной языковой политики России (см. Профессора СПбГУ примут участие в разработке Концепции государственной языковой политики РФ; 70 учебников русского языка хотят заменить одним (Известия, 21 июня 2016года)). Три рабочих группы возглавят профессора СПбГУ: группу по разработке механизмов независимой оценки учебников, учебно-методических комплексов, словарей (профессор Сергей Богданов); группу по координации и экспертизе инициатив в сфере содержания школьного филологического образования (профессор Елена Казакова); группу по развитию программ поддержки чтения (профессор Татьяна Галактионова). В основу предложений, которые будут готовить рабочие группы, лягут наработки междисциплинарных исследований специалистов СПбГУ, которые плодотворно занимаются изучением проблем русского языка как государственного.