Общая и когнитивная психология

37.04.01На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Общая и когнитивная психология — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Основные учебные курсы
  • Когнитивная психология
  • Введение в понятийный аппарат современной общей психологии
  • Психолингвистика
  • Психология интеллекта и креативности
  • Конструирование идентичности
  • Общепсихологические аспекты психологии телесности
  • Переживание и смысл: исследовательское интервью
  • Познавательные процессы: исследовательское интервью
  • Практикум по диагностике когнитивных функций
  • Анализ и визуализация психологических данных в программах R и Matlab
  • Психологический потенциал культуры
  • Психология сознания
  • Компьютерные методы конструирования психологических экспериментов
Аккредитация

Программа имеет международную аккредитацию DEVA-IMPLANTA. Это гарант высокой подготовки выпускника, соответствие требованиям европейских и международных стандартов качества.

Свидетельство об аккредитации

Преимущества обучения
  • В качестве преподавателей программы работают успешные молодые ученые (специалисты в области когнитивных исследований) и известные в России профессора и доценты, основатели собственных исследовательских и теоретических традиций
  • Для программы характерна фундаментальность подготовки: современные исследовательские задачи, высокие требования, серьезная работа с первоисточниками — статьями и книгами на русском и английском языках
  • Обучающиеся имеют возможность участвовать в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах, часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов
Известные преподаватели
  • В. М. Аллахвердов — доктор психологических наук, профессор; создатель оригинальной теоретической концепции сознания (психологики), автор шести монографий и более 150 научных статей; создатель и руководитель научной группы, занимающейся экспериментальным изучением сознания на кафедре общей психологии СПбГУ, президент Санкт-Петербургского психологического общества (1997–2015)
  • Б. Роджерс — Ph. D., профессор кафедры общей психологии СПбГУ, почетный профессор департамента экспериментальной психологии Оксфордского университета, автор трех монографий, глав в учебниках и более 50 научных работ, посвященных зрительному восприятию; создатель и руководитель научной группы по изучению зрительного восприятия (Великобритания)
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор, автор двух монографий, семи учебных пособий и более 150 научных публикаций, специалист в области этнопсихологии, психологии телесности, отмечена в энциклопедиях «Кто есть кто в мире», «Кто есть кто в России»
  • О. И. Даниленко — доктор культурологии, доцент, профессор кафедры общей психологии, автор двух монографий, трех учебных пособий, более 80 научных публикаций, руководитель междисциплинарных научных семинаров «Душевное здоровье: философия и психология», «Психологический потенциал культуры»
  • О.В. Щербакова — руководитель программы магистратуры «Общая и когнитивная психология», кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ, автор более 130 научных работ по вопросам психологии интеллекта и речи, в т. ч. двух учебных пособий, обладатель ряда престижных премий за научные труды; руководитель организационного комитета Международной научной конференции «Нейробиология языка и речи», участник научно-популярных радио- и телепередач, подкастов
  • Ю.Е. Зайцева — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, специалист в области феноменологической, экзистенциальной и нарративной психологии личности, сертифицированный тренер DDI, коуч феноменологической модели гештальт-подхода в работе с группами организационного и личного развития; руководитель научных исследовательских проектов, в том числе гранта РГНФ «Метафоры времени и пространства в Я-нарративах и жизненных сценариях людей различных поколений» (2015–2017), автор более 60 научных работ, в т. ч. трех учебных пособий
  • Ю.Ю. Штыров — Ph. D., профессор Орхусского университета (Дания), НИУ ВШЭ (Москва), главный научный сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ, эксперт международного уровня в области мозговых механизмов научения и обработки языка, динамики лексико-семантических и морфосинтаксических процессов, а также нейроивизуализационных и нейростимуляционных методов — МЭГ, ЭЭГ, ТМС, ТЭС, фМРТ; автор более 100 статей в международных научных журналах
Международные связи
  • Университет Делавэр, США
  • Университет Портсмута, Великобритания
  • Эдинбургский университет, Великобритания
  • Орхусский университет, Дания
  • Университет Хьюстона, США
  • Йельский университет, США
  • Вильнюсский университет, Литва
  • Норвежский университет науки и технологий, Норвегия
  • Пловдивский университет имени Паисия Хилендарского, Болгария
  • Софийский университет имени святого Климента Охридского, Болгария
  • Университет Витаутаса Великого, Литва
  • Университет Минью, Португалия
  • Университет Бейра Интериор, Португалия
  • Ягеллонский университет, Польша
  • Университет Тохоку, Япония
  • Университет Сантьяго де Компостела, Испания
  • Сарагосский университет, Испания
Основные направления исследований
  • Когнитивные и личностные предпосылки интеллектуальной эффективности/неэффективности
  • Процессы понимания вербальных и иконических текстов
  • Понимание различных форм юмора
  • Психофизиологические механизмы мышления и речи
  • Конструирование нарративной идентичности
  • Образ времени и пространственные метафоры временной перспективы
  • Моральное сознание и доверие-недоверие как социально-когнитивные механизмы в коммуникативных актах
  • Возможности и ограничения когнитивного бессознательного
  • Восприятие и переработка противоречивых и многозначных стимулов
  • Механизмы когнитивного контроля
  • Механизмы перцептивной категоризации
  • Психологические и психофизиологические составляющие процессов внимания
  • Психофизика и перцептивные иллюзии
  • Роль имплицитных знаний в научении и принятии решений
  • Роль сознания в когнитивной деятельности человека
  • Психологический потенциал культуры и субъективное благополучие
Практика и будущая карьера
Места прохождения практик
  • Ведущие научно-исследовательские центры и лаборатории, в т.ч. уникальная лаборатория поведенческой нейродинамики, созданная в рамках мегагранта Правительства РФ, а также высшие и средние учебные заведения Санкт-Петербурга
  • Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Архитектура будущего»
  • ЧОУ ДПО «Институт тренинга»
  • Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Европейский институт психоанализа
  • Учебный центр ОАО КБ «Пойдем!»
  • ООО «СПб-Тренинг. Корпорация Успеха»
  • Автономная некоммерческая организация поддержки программы развития интеллектуально одаренной молодежи
  • ООО «Информационно-консультационный центр „Психометрика“»
  • Автономная некоммерческая организация «Институт исследования и развития стрит-арта»
  • Центр развития речи «Говоруша»
  • ООО «Нейроиконика-нейромеханика»
  • ООО «12 коллегий»
  • Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт психотерапии и консультирования «Гармония»
Перечень ключевых профессий
  • Выпускники получают универсальное и широко востребованное в научной, учебной и практической сфере образование, которое позволяет им успешно работать в качестве исследователей, преподавателей, психологов-консультантов, тренеров, аналитиков, экспертов.
  • Выпускники программы осуществляют аналитическую деятельность в различных частных и государственных компаниях (например, работают в качестве психолога-исследователя, специалиста по оценке и тестированию персонала, мониторингу поведения пользователей, профайлингу).
  • Важным конкурентным преимуществом программы является то, что фундаментальность подготовки и ориентация на гибкий набор компетенций обеспечивают выпускникам возможность успешной и быстрой адаптации к изменяющимся условиям профессионального рынка, а также развивают навыки создания инновационных продуктов, не имеющих аналогов и делающих их уникальными и высоко востребованными специалистами.
Организации, в которых работают выпускники
  • Компании, занимающиеся онлайн-образованием
  • Консультационные центры и тренинговые компании (Центр тренинга и консультирования «12 коллегий», НОУ ДО «Архитектура будущего»)
  • Крупнейшие компании гейминг-индустрии (Game-insight)
  • Научно-исследовательские и образовательные центры и университеты (СПбГУ, РАНХиГС, Исландский университет)
  • Подразделения Data mining в крупных корпорациях
  • UX и R&D подразделения технологических и сервисных компаний
  • HR-, PR- и маркетинговые отделы коммерческих и государственных компаний (BIOCAD, Буше)