Общая и когнитивная психология

37.04.01На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Направление Психологические науки

Вступительные испытания
  • Общая и когнитивная психология — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)

Описание программы
  • Основная образовательная программа магистратуры «Общая и когнитивная психология» направлена на фундаментальную подготовку профессионально компетентных кадров, обладающих глубокими знаниями по широкому кругу теоретических и прикладных вопросов, связанных с изучением базовых механизмов и закономерностей психической жизни с акцентом на протекании процессов познания у человека; способных к участию в разработке и экспертизе технологий, направленных на диагностику, поддержку и коррекцию когнитивных функций человека в самых разных областях жизни; к сохранению педагогических и научных традиций психологической школы университета.
  • Содержание программы включает компетенции, позволяющие проводить самостоятельные научные исследования в сфере психологии, участвовать в работе междисциплинарных научных коллективов, а также работать в различных прикладных областях, требующих применения профессиональных психологических знаний.
  • Отличительной особенностью подготовки на данной программе является универсальность, позволяющая выпускникам строить успешную карьеру, не ограничивая себя какой-либо одной узкой специализацией
Основные учебные курсы
  • Когнитивная психология
  • Введение в понятийный аппарат современной общей психологии
  • Психолингвистика
  • Психология интеллекта и креативности
  • Когнитивная нейрофизиология
  • Нейроэпигенетика
  • Конструирование идентичности
  • Психология метапознания
  • Переживание и смысл: исследовательское интервью
  • Познавательные процессы: исследовательское интервью
  • Практикум по диагностике когнитивных функций
  • Анализ и визуализация психологических данных в программах R и Matlab
  • Психологический потенциал культуры
  • Психология сознания
  • Компьютерные методы конструирования психологических экспериментов
Аккредитация

Программа прошла международную аккредитацию  Direction  for  Evaluation and Accreditation  Andalusian Knowledge Agency (DEVA-AAC) в рамках институцинальной аккредитации Факультета психологии, сертификат от 03.05.2019

Преимущества обучения
  • Блестящий преподавательский состав, состоящий как из звезд, определяющих облик современной российской психологии, авторов программных статей и монографий, основателей собственных научных школ и исследовательских групп, так и молодых ученых и специалистов, владеющих современными образовательными технологиями и находящихся в курсе последних трендов
  • Фундаментальность подготовки: контакт с ведущими российскими и мировыми учеными, современные исследовательские задачи, отвечающие мировым стандартам, высокие требования, серьезная работа с первоисточниками — статьями и книгами на русском и английском языках
  • Междисциплинарность: на программе преподают специалисты в области общей, когнитивной, экспериментальной и клинической психологии, психофизиологии, психогенетике, нейро- и психолингвистике, истории психологии, философии сознания, культурологии, нарративной психологии; студенты программы слушают курсы как естественно-научного, так и социогуманитарного блоков, осваивают как количественные, так и качественные методы психологического исследования, получают объемное и полное представление о современном состоянии психологической науки и практики, а также прикладных возможностях психологии
  • Универсальность и гибкость: выпускники обладают широким набором компетенций, позволяющих успешно решать широкий круг задач за счет понимания общих принципов работы когнитивных и эмоционально-личностных механизмов
  • Возможность участвовать в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах, часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов
  • Возможность прохождения практик на базе исследовательских лабораторий мирового уровня, созданных в рамках программы мегагрантов Правительства РФ
Известные преподаватели
  • В. М. Аллахвердов — доктор психологических наук, профессор; создатель оригинальной теоретической концепции сознания (психологики), автор шести монографий и более 150 научных статей; создатель и руководитель научной группы, занимающейся экспериментальным изучением сознания на кафедре общей психологии СПбГУ, президент Санкт-Петербургского психологического общества (1997–2015)
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор, автор двух монографий, семи учебных пособий и более 150 научных публикаций, специалист в области этнопсихологии, психологии телесности
  • О. И. Даниленко — доктор культурологии, доцент, автор двух монографий, трех учебных пособий, более 80 научных публикаций, руководитель междисциплинарных научных семинаров «Душевное здоровье: философия и психология», «Психологический потенциал культуры»
  • О. В. Щербакова — руководитель программы магистратуры «Общая и когнитивная психология», кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ, автор более 180 научных работ по вопросам психологии интеллекта и речи, участник научно-популярных радио- и телепередач и подкастов
  • Ю. Е. Зайцева — кандидат психологических наук, специалист в области феноменологической, экзистенциальной и нарративной психологии личности, сертифицированный тренер DDI, коуч феноменологической модели гештальт-подхода в работе с группами организационного и личного развития, автор более 60 научных работ, в т. ч. трех учебных пособий
  • Ю. Ю. Штыров — Ph. D., профессор Орхусского университета (Дания), НИУ ВШЭ (Москва), главный научный сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ, эксперт международного уровня в области мозговых механизмов научения и обработки языка, лексико-семантических и морфосинтаксических процессов, а также методов нейровизуализации и нейростимуляции — МЭГ, ЭЭГ, ТМС, ТЭС, фМРТ; автор более 100 статей в международных научных журналах
Международные связи
  • Университет Делавэр, США
  • Университет Портсмута, Великобритания
  • Эдинбургский университет, Великобритания
  • Орхусский университет, Дания
  • Университет Хьюстона, США
  • Йельский университет, США
  • Вильнюсский университет, Литва
  • Норвежский университет науки и технологий, Норвегия
  • Пловдивский университет имени Паисия Хилендарского, Болгария
  • Софийский университет имени святого Климента Охридского, Болгария
  • Университет Витаутаса Великого, Литва
  • Университет Минью, Португалия
  • Университет Бейра Интериор, Португалия
  • Ягеллонский университет, Польша
  • Университет Тохоку, Япония
  • Университет Сантьяго де Компостела, Испания
  • Сарагосский университет, Испания
Основные направления исследований
  • Когнитивные и личностные предпосылки интеллектуальной эффективности/неэффективности
  • Процессы понимания вербальных и иконических текстов
  • Понимание различных форм юмора
  • Психофизиологические механизмы мышления и речи
  • Конструирование нарративной идентичности
  • Образ времени и пространственные метафоры временной перспективы
  • Моральное сознание и доверие-недоверие как социально-когнитивные механизмы в коммуникативных актах
  • Возможности и ограничения когнитивного бессознательного
  • Восприятие и переработка противоречивых и многозначных стимулов
  • Механизмы когнитивного контроля
  • Механизмы перцептивной категоризации
  • Психологические и психофизиологические составляющие процессов внимания
  • Психофизика и перцептивные иллюзии
  • Роль имплицитных знаний в научении и принятии решений
  • Роль сознания в когнитивной деятельности человека
  • Психологический потенциал культуры и субъективное благополучие
  • Психология символических форм поведения
Практика и будущая карьера
Места прохождения практик
  • Ведущие научно-исследовательские центры и лаборатории, в т.ч. уникальная лаборатория поведенческой нейродинамики, созданная в рамках мегагранта Правительства РФ, а также высшие и средние учебные заведения Санкт-Петербурга
  • Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Архитектура будущего»
  • ЧОУ ДПО «Институт тренинга»
  • Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Европейский институт психоанализа
  • Учебный центр ОАО КБ «Пойдем!»
  • ООО «СПб-Тренинг. Корпорация Успеха»
  • Автономная некоммерческая организация поддержки программы развития интеллектуально одаренной молодежи
  • ООО «Информационно-консультационный центр „Психометрика“»
  • Автономная некоммерческая организация «Институт исследования и развития стрит-арта»
  • Центр развития речи «Говоруша»
  • ООО «Нейроиконика-нейромеханика»
  • ООО «12 коллегий»
  • Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт психотерапии и консультирования «Гармония»
Перечень ключевых профессий
  • Выпускники получают универсальное и широко востребованное в научной, учебной и практической сфере образование, которое позволяет им успешно работать в качестве исследователей, преподавателей, психологов-консультантов, тренеров, коучей, аналитиков, экспертов
  • Выпускники программы осуществляют аналитическую деятельность в различных частных и государственных компаниях (например, работают в качестве психолога-исследователя, специалиста по оценке, тестированию и обучению персонала, мониторингу поведения пользователей, профайлингу)
  • Важным конкурентным преимуществом программы является то, что фундаментальность и широта подготовки, а также ориентация на гибкий набор компетенций (в противовес узкой специализации и ограниченному набору умений), обеспечивают выпускникам возможность успешной и быстрой адаптации к постоянно и стремительно изменяющимся условиям профессионального рынка, а также развивают навыки создания инновационных продуктов, не имеющих аналогов, которые делают их уникальными и высоко востребованными специалистами
Организации, в которых работают выпускники
  • Научно-исследовательские и образовательные центры и университеты (СПбГУ, РАНХиГС, НТУ «Сириус», Университет ИТМО, Институт эволюционной биологии и биохимии им. И.М. Сеченова, Институт Дондерса, Университет Хьюстона, Исландский университет)
  • Компании, занимающиеся онлайн-образованием
  • Консультационные центры и тренинговые компании (Центр тренинга и консультирования «12 коллегий», НОУ ДО «Архитектура будущего»)
  • Крупнейшие компании гейминг-индустрии (Game-insight)
  • Подразделения data mining в крупных корпорациях
  • UX и R&D подразделения технологических и сервисных компаний (JetBrains)
  • HR-, PR- и маркетинговые отделы коммерческих и государственных компаний (BIOCAD, «Буше»)