Материалы ректорского совещания

№ 427
от 25.05.2020

Повестка совещания

    Деятельность хора СПбГУ в период распространения COVID-19

    Ректорское совещание началось с того, что все участники смогли послушать запись песни Л. Тихомирова «Наш Университет» в исполнении хора СПбГУ под руководством Э. Е. Кротмана.

    Это не первое произведение университетского хора, записанное в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Ранее коллектив уже исполнил в дистантном формате песню композитора Сергея Плешака «Коронавирус не пройдет».

    О пожаре в общежитии СПбГУ

    22 мая в 23:30 в общежитии № 16 (Петергоф, Ботаническая улица, 64/4, общежитие квартирного типа) на 9 этаже в подсобном помещении произошло возгорание. Противопожарная АПС сработала в автоматическом режиме, а вот система автоматической передачи сигнала на центральный пульт кризисного центра МЧС, установленная по требованию МЧС и обслуживаемая специализированной организацией, нет. Дежурными поста охраны были вызваны пожарные расчеты. Из соседних помещений было эвакуировано 13 человек. В 23:55 пожар был ликвидирован. Пострадавших нет. МЧС проводит проверку причин возгорания.

    На совещании отмечалось, что в Университете в год происходит не один пожар. К сожалению, в большинстве случаев причиной возгорания является человеческий фактор, курение в неположенном месте. Раз в квартал во всех общежитиях проводится плановая проверка технического состояния всех инженерных систем, включая электросети. В этих проверках всегда принимают участие представители студенческого сообщества. В общежитии № 16 во время последней проверки не было серьезных нарушений. 23-24 мая во всех общежитиях Университета была проведена оперативная проверка состояния электрощитов.

    О программном обеспечении

    Директора, деканы, руководители ряда подразделений направляют предложения по приобретению Университетом самых разных ресурсов для обеспечения видео-конференц-связи для проведения занятий, онлайн-конференций, защиты ВКР. Поступают и предложения от студентов и преподавателей с просьбами приобрести как индивидуальные для всех, так и корпоративные подписки на программное обеспечение самых разных систем обеспечения видео-конференц-связи. Эти заявки аккумулируются, вопрос анализируется. Решение будет принято после оценки всех предложений и по итогам промежуточной и итоговой аттестаций. Директорам и деканам дано поручение направить предложения в адрес С. Ю. Севрюкова и Е. Г. Черновой.

    О совещании по текущей ситуации в системе образования

    21 мая состоялось совещание «О ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» в режиме видеоконференции. Его провел президент РФ В. В. Путин. В совещании принял участие ректор СПбГУ Н. М. Кропачев.

    Об изменении некоторых показателей образовательной деятельности СПбГУ в период распространения COVID-19

    На ректорском совещании рассматривались вопросы изменения некоторых показателей образовательной деятельности СПбГУ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). С самого начала при переходе на дистанционную работу директора и деканы представили предложения по внесению изменений в учебные планы. В основном это касалось тех дисциплин и практик, которые требуют работы с оборудованием или требуют обязательного личного присутствия (например, дисциплины в рамках образовательных программ в области искусств). Сейчас в Университете реализуются 403 образовательные программы. В рамках этих программ в текущем семестре заявлено 12 187 дисциплин. По 406 дисциплинам в соответствии с предложениями деканов и директоров было принято решение об использовании онлайн-курсов либо как полной замены дисциплины, либо как части дисциплины. 79 позиций из учебных планов, из них 17 практик и 62 дисциплины, перенесены (или произведена рокировка дисциплин — например, дисциплины последующего осеннего семестра перенесены на текущий семестр, а дисциплины текущего семестра, реализовать которые сейчас невозможно, на осенний семестр).

    Об обращениях о качестве образовательного процесса

    На протяжении всего семестра директора, деканы внимательно контролируют процесс реализации учебных дисциплин. Безусловно, возникают определенные сложности, однако если студент, преподаватель оперативно информирует о проблемах, они и оперативно решаются. Помимо прямого обращения к директорам и деканам у всех универсантов с 2011 года есть возможность обращаться в Виртуальную приемную. На совещании было отмечено, что с момента перехода на дистанционное обучение в Виртуальную приемную поступило всего 506 обращений. Из них вопросов, связанных с содержательным наполнением или с преподаванием дисциплин, всего 11. В основном речь шла о проблемах, связанных либо с неправильным оцениванием результатов экзаменов, зачетов (О проведении зачетов в колледже физической культуры и спорта СПбГУ), либо, как в случае с учебной группой студентов-юристов, с неготовностью и нежеланием конкретного преподавателя проводить очные занятия в онлайн-режиме. По всем обращениям, поступившим в Виртуальную приемную, оперативно были приняты необходимые меры.

    Директора и деканы рассказали о том, какие вопросы от студентов и преподавателей поступали к ним в течение последней недели. Как и в предыдущие недели, большинство директоров, деканов и на минувшей неделе провели совещания с заведующими кафедрами и обсуждения со студенческими советами. Так, декан юридического факультета рассказал, что в ходе такого обсуждения со студенческим советом рассматривались вопросы организации работы в Blackboard, в том числе проверки на плагиат студенческих работ, загружаемых в эту систему, методического обеспечения преподавания некоторых дисциплин.

    Декан факультета международных отношений сообщила, что за последнюю неделю обращений студентов и преподавателей, требующих оперативного решения, не поступало. Ранее в апреле и в начале мая председатель студсовета дважды представлял декану материалы собственного студенческого исследования, что позволило незамедлительно принять меры и решить все выявленные проблемы. Декан подчеркнула, что все эти вопросы решались и решаются по мере поступления в постоянном взаимодействии со студенческим советом. О работе с результатами студенческих опросов рассказал и директор Института истории. По его словам, все трудности, которые были выявлены в ходе этих опросов, удалось преодолеть.

    Деканы факультетов политологии, социологии и ПМ-ПУ рассказали о решении в ходе последней недели вопроса, касающегося расписания зачетов и экзаменов. Обращений по иным вопросам к ним не поступало.

    Директор Института наук о Земле сообщил о том, что к нему поступали устные жалобы по реализации конкретных дисциплин. Эти вопросы были быстро решены в ходе общения с преподавателями. Директор Института философии рассказал о работе, проведенной с преподавателями, которым было трудно перейти на новый формат обучения, они своевременно получили необходимую помощь от других коллег по институту, а также от сотрудников УСИТ.

    Директор ВШЖиМК рассказал о студентке четвертого курса бакалавриата образовательной программы «Журналистика», которая сейчас находится в изоляции. Приняты все меры для того, чтобы студентка, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, могла защитить ВКР.

    Декан факультета психологии рассказала о поступивших вопросах, связанных с форматом отработки педагогической практики, о предложениях студентов, связанных с покупкой системы для осуществления видео-конференц-связи. Она подчеркнула, что студенты-психологи всегда готовы к конструктивному взаимодействию.

    Заместитель директора ВШМ СПбГУ сообщил, что преподаватели и студенты интересуются тем, как будет организовано включенное обучение в следующем учебном году. Первый проректор по учебной и методической работе пояснила, что организация обмена зависит от решений, которые будут приняты на государственном уровне, а также от эпидемиологической обстановки в странах, где находятся вузы-партнеры.

    Первый заместитель декана экономического факультета рассказал, что сейчас преподавателей и студентов в большей степени волнует вопрос промежуточной аттестации. Вся необходимая информация по этому вопросу обучающимся предоставляется. Также он рассказал о том, как был решен вопрос защиты преддипломной практики одного из студентов.

    Декан филологического факультета рассказал о встрече с членами студсовета, которая состоялась 22 мая. В ходе встречи студентам было разъяснено, что в случае отсутствия у них необходимого оборудования для проведения ГИА это оборудование им будет предоставлено Университетом — во временное пользование на период проведения ГИА. Выдавать оборудование студентам будут директора, деканы или их заместители. Кроме того, обсуждались вопросы работы Социального центра переводов, а также перенос празднования Дня филолога и восточника на конец сентября. Также студенты интересовались форматом церемонии вручения дипломов. Им сообщили, что церемония, как и во всех других вузах, пройдет в онлайн-формате, студенты могут вносить свои предложения по организации церемонии. Также обсуждался вопрос последующего поступления в магистратуру.

    Деканы факультетов искусств, иностранных языков, математики и компьютерных наук, стоматологии и медицинских технологий, медицинского, восточного, биологического, математико-механического факультетов, директора Института педагогики, Института химии сообщили, что за последнюю неделю обращений по учебному процессу к ним не поступало.

    Декан физического факультета рассказал, что студентов волнует организация процесса защиты ВКР в части процедуры прокторинга. Со всеми обучающимися, обеспокоенными этим вопросом, ведется разъяснительная работа.

    Как и раньше, все вопросы и жалобы, которые будут поступать деканам и директорам в связи с переходом на дистанционное обучение, также будут направляться первому проректору по учебной и методической работе для проведения подробного анализа и внесения соответствующих корректировок в организацию образовательного процесса.

    Престижная научная награда — руководителю лаборатории СПбГУ Арто Уртти

    Руководитель лаборатории биогибридных технологий СПбГУ профессор Уртти был удостоен престижной научной награды Takeru & Aya Higuchi Memorial Lectureship Award, учрежденной Академией фармацевтических наук и технологий Японии (Профессор СПбГУ Арто Уртти получил награду от Академии фармацевтических наук и технологий Японии). Обладателем премии каждые два года становится ученый, внесший значительный вклад в исследования лекарственных препаратов.

    Возглавляемые профессором Уртти российский и финский коллективы разрабатывают и исследуют системы направленной доставки лекарств в клетки и ткани человеческого организма, а также создают новые вычислительные и клеточные фармакокинетические модели, предназначенные для офтальмологии.

    Прототип аппарата искусственной вентиляции легких

    Проректор по научной работе С. В. Микушев рассказал об успехах молодой команды МИП «СПбГУ Дайнемикс» в разработке аппарата искусственной вентиляции легких (Материалы ректорского совещания от 02.05.2020). Очевидным достижением команды является скорость работы над возникающими идеями: всего за две недели с нуля удалось создать прототип аппарата ИВЛ. Конечно, до начала широкого использования продукта предстоит еще долгий путь, поэтому очень своевременным оказалось предложение помощи от декана медицинского факультета П. К. Яблонского в экспертизе используемых при разработке решений с точки зрения требований к медицинскому оборудованию и предложение поделиться накопленными в коллективе ноу-хау, что может привести к созданию более качественного продукта в итоге.

    Научные фонды признают электронную подпись СПбГУ

    30 апреля по инициативе СПбГУ между СПбГУ и РНФ было подписано Соглашение о признании простой электронной подписи равнозначной собственноручной подписи, т. е. электронные документы в адрес РНФ, подписанные простой электронной подписью уполномоченного от лица организации сотрудника, равнозначны документам на бумажных носителях, подписанных собственноручной подписью указанного лица.

    Наличие данного соглашения дает возможность представления в фонд промежуточных отчетов о выполнении проекта в электронном виде, при этом фонд имеет право запросить у организации, а организация обязана предоставить в установленные соглашением сроки распечатанные электронные версии документов на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом. Итоговые отчеты о выполнении проектов (как и ранее) необходимо предоставлять в фонд в установленные сроки в печатном виде, заверенные соответствующим образом.

    Также наличие Соглашения дает возможность представлять в фонд заявки на открытые публичные конкурсы на получение грантов фонда в электронном виде. В случае принятия фондом решения о предоставлении гранта необходимо обязательно представить в фонд печатную форму заявки, подписанную собственноручно руководителем организации (уполномоченным представителем, действующим на основании доверенности или распорядительного документа), руководителем проекта и основными исполнителями проекта (при наличии).

    О подготовке предложений о дополнении Кодекса универсанта

    Рабочая группа по подготовке предложений о дополнении Кодекса универсанта положениями, регламентирующими вопросы корпоративной этики, продолжает свою работу (Материалы ректорского совещания от 23.12.2019).

    Председатель рабочей группы, декан факультета психологии А. В. Шаболтас рассказала о промежуточных результатах деятельности группы. К работе группы подключился заведующий кафедрой прикладной этики СПбГУ В. Ю. Перов, обратившийся с просьбой о включении его в состав РГ через Виртуальную приемную. С момента начала работы рабочей группы состоялось несколько заседаний. По словам А. В. Шаболтас, все члены рабочей группы представили свои предложения и комментарии по поставленному вопросу.

    По мнению членов рабочей группы, в целом действующий Кодекс универсанта определяет все базовые нравственные и этические основы университетской жизни (Как решаются в Университете этические вопросы?), именно поэтому за годы работы предметами рассмотрения Комиссии по этике СПбГУ становились различные факты дискриминации по половому, национальному, религиозному признаку и многие другие. В то же время члены комиссии считают, что существует необходимость в конкретизации отдельных положений и в разъяснении использованных в кодексе понятий для того, чтобы обеспечить единое понимание всеми универсантами этических норм университетской жизни. В частности, в документе необходимо более детально прописать недопустимость проявлений дискриминации, а также недопустимость других неэтичных форм поведения, например проявления неуважения к коллегам, неэтичное разрешение конфликтных ситуаций и т. п.

    Участники совещания вспомнили конкретные обращения в этическую комиссию, которые касались конкретных фактов неэтичного поведения, включая протекционизм, оскорбления и сексуальные домогательства.

    Например, были два случая, когда преподаватели принимали решение уволиться из Университета по собственному желанию, чтобы избежать рассмотрения Комиссией по этике жалоб, связанных с проявлением, как полагали заявители, сексистских убеждений. Декан одного из факультетов попросил освободить его от должности после рассмотрения комиссией обращения относительно оскорблений подчиненных. Заведующий одной из кафедр также был освобожден от занимаемой должности после обращения в Комиссию по этике группы студентов, сообщивших о допускаемых в отношении них оскорблениях.

    При этом Алла Вадимовна отметила, что члены рабочей группы пришли к выводу о необходимости открыто и конкретно прописать положения о недопустимости в том числе названных действий, так как некоторые универсанты ранее отмечали, что попросту не задумывались об их последствиях, а также о том, что в университетском сообществе давно сформирована четкая и однозначная позиция по соответствующим вопросам. Участники совещания также вспомнили инцидент с одним из сотрудников СПбГУ, дворником Н. П. Богиничем. Он не только оскорблял своих коллег, но и допускал действия, которые некоторые члены коллектива расценили как сексуальные домогательства (Решение комиссии по этике от 27 июня 2019). Речь зашла и о том, насколько важно, чтобы в случае возникновения подобных проблем пострадавшие не боялись своевременно сообщать о них. Именно отсутствие информации зачастую не позволяет принять меры в отношении нарушителей этических норм. Так, известны случаи, когда информация о нарушениях публиковалась пострадавшими только после того, как преподаватель/сотрудник уволился (или был уволен) из Университета, а студент окончил обучение или был отчислен из Университета. В такой ситуации исключается возможность применения каких-либо мер. Рабочей группой также было предложено разработать рекомендации по применению положений кодекса, а также регламент работы Комиссии по этике СПбГУ. Директора и деканы выразили желание обсудить данный вопрос в коллективах и представить свои предложения по дополнению норм Кодекса универсанта.

    Все заинтересованные лица могут направлять свои предложения по дополнению Кодекса универсанта на электронный адрес a.shaboltas@spbu.ru.

    О проведении ГИА

    23 мая прошел вебинар по вопросам проведения ГИА с участием директоров и деканов, председателей ГЭК и координаторов.

    Первый проректор по учебной и методической работе также сообщила, что на прошлой неделе прошли защиты ВКР 56 студентов. Сбоев в защитах не было. Технические неполадки, иногда возникавшие при подключении членов ГЭК, оперативно устранялись.

    Перед началом защит, в том числе и на прошлой неделе, проходили тестовые сессии по апробации системы прокторинга. В рамках этих сессий выявлялась возможность и готовность студентов к участию в ГИА. Кроме того, на прошлой неделе было проведено анкетирование студентов. По результатам тестовых сессий и анкетирования были выявлены те студенты, которые не участвовали ни в одном из этих мероприятий. По всем таким случаям директора и деканы связывались со студентами, чтобы прояснить ситуацию. Так, например, выяснилось, что трое обучающихся вообще не планируют участвовать в ГИА. А кто-то просто не успел заполнить анкету. Работа по выявлению таких студентов продолжается, им будет оказана необходимая поддержка.

    Первый проректор рассказала о некоторых вопросах, поступивших в связи с проведением государственной итоговой аттестации. Студенты продолжают интересоваться возможностью переноса защиты ВКР. Перенос возможен по уважительным причинам, в том числе и обусловленным противоэпидемическими мерами и переходом работы в дистанционный формат. Для этого необходимо написать заявление в учебный отдел с просьбой либо предоставить академический отпуск, либо сделать перенос на следующий период защиты.

    Еще один вопрос касался объема ВКР (в программе ГИА рекомендовано до 55 страниц текста): есть ли ограничения, связанные с системой Blackboard, в которую загружаются работы. Первый проректор сообщила, что никаких технических ограничений нет, но посоветовала придерживаться рекомендаций, обозначенных в программе ГИА.

    Также обсуждался вопрос, поступивший в Виртуальную приемную, связанный с составом государственной экзаменационной комиссии. Благодаря тому, что все приказы о составе комиссий публикуются в открытом доступе и каждый желающий может внести свои предложения по изменению приказа, было выявлено несоответствие аффилиации одного из членов ГЭК по направлению «Журналистика» организации, указанной в приказе. Другой член ГЭК уже после издания приказа прекратил сотрудничество с организацией, в качестве сотрудника которой он был обозначен в приказе. Об этом Университет проинформировала эта организация. Благодаря этим обращениям в приказы были внесены необходимые изменения. Первый проректор призвала директоров и деканов еще более внимательно относиться ко всей информации о кандидатах в члены ГЭК, когда они готовят свои предложения об их включении в состав комиссий.