Материалы ректорского совещания
Организация образовательной деятельности с 1 по 11 мая
Обсуждался вопрос организации образовательной деятельности Университета в период с 1 по 11 мая (приказ от 30.04.2020 № 3808/1 «О реализации образовательных программ»).
Было отмечено, что образовательный процесс в СПбГУ в дистанционном формате продолжается больше месяца. В Виртуальную приемную продолжают поступать вопросы от студентов о том, когда же закончится этот период. К сожалению, строить прогнозы трудно. Порядок жизни Университета и дальше будет определяться порядком, установленным в субъекте РФ.
О ходе учебного процесса
В конце марта директора институтов и деканы факультетов определили порядок реализации каждой учебной дисциплины в дистанционном формате (Материалы ректорского совещания от 23.03.2020, п. 11).
На совещании директора и деканы рассказали об организационных и психологических проблемах, которые возникали в период перевода работы Университета в дистанционный формат, а также о поступивших за это время обращениях преподавателей и студентов. В том числе — об обращениях обучающихся с просьбой о предоставлении академического отпуска, предоставлении индивидуальных учебных графиков, индивидуальных учебных планов по причине перевода образовательного процесса в дистанционный формат (пока таких заявлений совсем немного).
Декан юридического факультета С. А. Белов, декан факультета социологии Н. Г. Скворцов, декан факультета ПМ-ПУ Л. А. Петросян и директор ВШЖиМК А. С. Пую рассказали об обращениях, которые поступили за последний месяц дистанционной работы, от студентов и преподавателей. Обращений немного. Большинство поднимаемых в них вопросов оперативно решено.
Как известно, уже давно в трудовых договорах с преподавателями зафиксирована их обязанность владеть современными дистанционными образовательными технологиями, которые используются в образовательном процессе СПбГУ. Последние годы для всех преподавателей, желающих освоить эти технологии или улучшить уровень владения ими, в Университете регулярно проводились обучающие семинары. К сожалению, не все преподаватели хотели получать эти знания и навыки. Сейчас им приходится оперативно решать эту задачу. Активную помощь в этом им оказывают сотрудники Центра развития электронных образовательных ресурсов Университета. Так, в первые недели перехода на дистанционный формат обучения сотрудниками ЦРЭОР были подготовлены детальные видеоинструкции по использованию различных инструментов, таких как Zoom, Kahoot и Microsoft Teams и др. (СПбГУ поможет преподавателям организовать дистанционный учебный процесс). В ходе совещания также приводились примеры, когда преподаватели (в том числе старшего поколения) с помощью коллег успешно осваивали новые формы проведения занятий по видео-конференц-связи. Было отмечено, что обучающиеся по всем образовательным программам работают интенсивно.
По результатам обсуждения директорам и деканам поручено проанализировать, какие инструменты для проведения занятий в дистанционном формате оказались наиболее эффективными.
Организация промежуточной аттестации в весеннем семестре
Промежуточная аттестация в весеннем семестре 2019/20 учебного года будет организована в формах, предложенных директорами и деканами. Утвержден порядок использования онлайн-курсов при реализации дисциплин в дистанционном формате (приказ № 3559/1 от 24.04.2020 «О проведении промежуточной аттестации по дисциплинам, реализуемым с использованием онлайн-курсов», а также СПбГУ стал первым вузом по количеству онлайн-курсов на платформе «Открытое образование»).
В приложении к приказу перечислено более 1000 онлайн-курсов на платформах «Открытое образование» и Coursera. Определена одна из трех возможностей использования онлайн-курсов: полностью, частично или в качестве рекомендованного материала — по каждому учебной дисциплине СПбГУ и по каждому онлайн-курсу. Указаны формы аттестации по каждому онлайн-курсу. Директорам и деканам поручено проанализировать эффективность применения разных форм использования онлайн-курсов в образовательном процессе.
Организация государственной итоговой аттестации
В связи с пандемией COVID-19 отменены выпускные экзамены для обучающихся образовательных программ, где в рамках ГИА, помимо выпускных экзаменов, предусмотрена защита выпускной квалификационной работы (приказ от 28.04.2020 № 3706/1 «О внесении изменений в учебно-методическую документацию в части государственной итоговой аттестации в 2019/20 году», а также Санкт-Петербургский университет сокращает число государственных итоговых испытаний в связи с пандемией COVID-19).
Защита ВКР будет проходить с использованием системы информационной поддержки образовательного процесса Blackboard СПбГУ. Процедура защиты разделена на четыре этапа:
- сбор материала к защите (загрузка в систему Blackboard СПбГУ текста ВКР, отзывов и рецензии)
- формирование вопросов к обучающимся со стороны членов ГЭК, загрузка в систему Blackboard СПбГУ текстов вопросов
- защита с использованием системы прокторинга, письменные ответы обучающегося на поставленные вопросы, загрузка в систему Blackboard СПбГУ текстов ответов
- оценка работы членами ГЭК, загрузка в систему Blackboard СПбГУ текста итогового протокола комиссии
Регламент проведения защит ВКР будет подготовлен рабочей группой в составе директора Института химии И. А. Баловой, декана юридического факультета С. А. Белова, первого заместителя первого проректора по учебной и методической работе С. В. Бегеза, начальника управления — службы информационных технологий С. Ю. Севрюкова. Проект регламента будет направлен всем директорам и деканам. Обсуждение проекта регламента состоится 6 мая на следующем ректорском совещании.
После утверждения регламента сотрудниками Главного управления по учебной и методической работе и сотрудниками УСИТ будет организовано проведение тестовых сессий по подключению обучающихся к системе прокторинга и проведению пробных государственных аттестационных испытаний. По предложению директоров и деканов порядок тестирования будет определяться расписанием экзаменов и зачетов (те обучающиеся, у которых сессия начинается раньше, будут протестированы раньше). По предложению директора Института химии профессора И. А. Баловой с участием директоров и деканов будут проведены рабочие совещания со всеми председателями государственных экзаменационных комиссий (ГЭК), а в случае необходимости — и с членами ГЭК.
Продлен срок полномочий членов президиумов студенческих советов
С учетом важности деятельности студенческих советов продлен срок полномочий членов президиумов студенческих советов учебно-научных подразделений СПбГУ (приказ от 17.04.2020 № 3192/1 «О продлении срока полномочий членам президиумов студенческих советов учебно-научных подразделений (институтов, факультетов) СПбГУ»).
Студенты помогают горожанам
Студенты Университета помогают жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ходе реализации клинических форм обучения в СПбГУ (Врач, бизнесмен, домохозяйка: кому требуется психологическая помощь в условиях пандемии; Социальный центр переводов СПбГУ организовал работу в дистанционном режиме; СПбГУ открыл линию «Скайп доверия» для оказания психологической помощи во время пандемии), а также оказывают волонтерскую помощь нуждающимся, ветеранам и сотрудникам СПбГУ («Это не конец света, это пандемия». Как волонтеры помогают горожанам справляться с трудностями изоляции).
На совещании также отмечалось, что 27 ординаторов Университета оказывают практическую медицинскую помощь жителям Санкт-Петербурга.
Исследования ученых СПбГУ по вопросам, связанным с коронавирусной инфекцией (СOVID-19)
Разработка вакцины против SARS-CoV-2 может стать определяющей для профилактики развития этого заболевания, однако разработка и клинические испытания вакцины потребуют времени (по разным расчетам, один-два года). В связи с этим на передний план выходят проекты, связанные с разработкой альтернативных способов лечения и профилактики COVID-19. В СПбГУ идет работа над несколькими приоритетными проектами. В частности:
- «Исследование экзома больных, переболевших COVID-19» (в партнерстве с городской больницей № 40).
Суть проекта: в связи с тем, что COVID-19 у разных людей протекает по-разному, имеется большое количество бессимптомных носителей, возникает вопрос: какие генетические особенности организма человека определяют, как будет протекать заболевание. Зная генетические детерминанты, определяющие течение COVID-19, можно изолировать группы риска, давая остальным людям возможность вернуться к нормальной жизни. Для выполнения этого проекта предполагается секвенировать (NGS) клинически значимый экзом людей (небольшую часть генов человека, имеющих клиническое значение), переболевших COVID-19, и контрольной группы для выявления генетических особенностей. - «Быстрое получение биопрепарата для профилактики и лечения COVID-19» (инициативный проект СПбГУ, руководитель — кандидат биологических наук А. Ю. Аксенова, старший научный сотрудник лаборатории амилоидов; партнер — Институт гриппа)
Суть проекта: коронавирус (SARS-CoV-2) имеет характерные выросты-шипы (они образуют корону), которые образованы белком S. Для входа в клетку вирус использует белок для узнавания и прикрепления к клеточному рецептору ACE2. Белок ACE2 находится на поверхности клеток различных тканей, что и обуславливает их поражение вирусом. Если заблокировать рецептор ACE2 доменом другого вируса, это будет мешать взаимодействию вируса SARS-CoV-2 с клетками и препятствовать распространению вирусной инфекции. Такой препарат может быть выпущен как спрей для носа и горла, а также нижних дыхательных путей и должен являться эффективным средством борьбы с COVID-19. Максимальная простота бактериальной системы экспрессии и очистки позволит получить этот препарат уже через месяц после старта работ. Таким образом, в случае успешной реализации проекта появится новый препарат, что позволит резко уменьшить заболеваемость COVID-19 в популяции и отменить карантинные мероприятия. - «Использование содержащей нейтрализующие антитела плазмы переболевших COVID-19 пациентов для лечения больных COVID-19». Это клиническое исследование предложено осуществлять силами консорциума городских и федеральных лечебных учреждений в сотрудничестве с клиникой Университета Дрездена.
Победа СПбГУ в конкурсе ГУП «ТЭК»
СПбГУ выиграл в конкурсе ГУП «ТЭК» на проведение НИОКР «Роботизированная платформа для внутритрубной диагностики» (Материалы ректорского совещания от 02.03.2020, п. 9).
О работе над аппаратом ИВЛ
Коллектив малого инновационного предприятия «СПбГУ Дайнэмикс» работает над новой моделью аппарата искусственной вентиляции легких.
К Дню Победы
Накануне Дня Победы
Заседание Ученого совета СПбГУ 27 апреля
27 апреля 2020 года состоялось очередное заседание Ученого совета СПбГУ, проводившееся в дистанционном режиме с использованием электронных средств заочного голосования. Материалы к повестке дня как обычно были заранее разосланы членам Ученого совета СПбГУ и размещены на сайте Университета (Повестка дня заседания Ученого совета СПбГУ). Там же размещены результаты подсчета голосов при заочном голосовании (Протокол заочного голосования членов Ученого совета СПбГУ).
На позицию заведующего кафедрой аналитической химии избран профессор С. С. Ермаков, кафедры госпитальной хирургии — профессор П. К. Яблонский. О. В. Рыбальченко представлена к присвоению ученого звания профессора. На должности научно-педагогических работников избрано 33 человека.
В разделе «Разное» был утвержден дополнительный список студентов (42 человека) — кандидатов для назначения государственной социальной стипендии в повышенном размере в весеннем семестре 2019/20 учебного года, а также рассмотрены другие вопросы.
Кроме того, решением Ученого совета СПбГУ принято Положение о почетном звании «Человек года Санкт-Петербургского государственного университета». Согласно этому положению, почетное звание «может присваиваться ежегодно лицам, являющимся (являвшимся) сотрудниками и обучающимися (обучавшимися) Санкт-Петербургского университета за выдающиеся достижения в науке, образовании, культуре, общественной и государственной деятельности». Решение о присвоении звания принимает коллегия почетных профессоров СПбГУ по представлению сотрудников Университета.