Материалы ректорского совещания

№ 369
от 10.12.2018

Повестка совещания

    О компетенциях цифровой экономики

    Для реализации программы «Цифровая экономика РФ» в образовательных программах Университета разработаны формулировки универсальной (базовой) компетенции цифровой экономики, компетенция включена в стандарт СПбГУ. Например, компетенция для программ бакалавриата сформулирована следующим образом: «Способен понимать сущность и значение информации в развитии общества, использовать основные методы получения и работы с информацией с учетом современных технологий цифровой экономики и информационной безопасности». А для программ магистратуры так: «Способен использовать методы получения и работы с информацией в профессиональной сфере с учетом современных технологий цифровой экономики и информационной безопасности». Профессиональные компетенции цифровой экономики, предложенные работодателями — членами советов образовательных программ, будут учтены в образовательных программах приема 2019 года.

    Разработана универсальная для программ бакалавриата дисциплина «Цифровая культура» для реализации в электронной форме (Blackboard), которая содержит минимально необходимый набор тем для общего понимания цифровых технологий и проблем цифровой реальности. Она включает несколько тем: «Работа с информацией в Интернете», «Информационные ресурсы Интернета», «Обработка данных», «Информационные технологии», «Социально-гуманитарные аспекты информационного общества». Новая дисциплина междисциплинарна, поэтому каждую тему разрабатывали несколько специалистов разного профиля. Дисциплина «Цифровая культура» включена в учебные планы программ бакалавриата / специалитета — тех, где не отражены технологии цифровой экономики. Разрабатываются аналогичные дисциплины для программ магистратуры («Цифровая культура: технологии и безопасность») и аспирантуры («Цифровые трансформации в современном информационном обществе»), уже сделан и может использоваться в обучении онлайн-курс СПбГУ «Введение в науку о данных».

    О практике обучающихся на малых инновационных предприятиях СПбГУ

    СПбГУ является учредителем 17 малых инновационных предприятий, которые работают в разных сферах:

    Малое инновационное предприятие — субъект малого предпринимательства, который осуществляет инновационную деятельность в научно-технической сфере. В том числе такие предприятия занимаются разработкой и внедрением технических или технологических инноваций. Направлять обучающихся на практику можно в любую организацию при наличии соответствующего договора или соглашения, в том числе на малые инновационные предприятия, которые осуществляют инновационную деятельность в научно-технической сфере.

    Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по вариантам прохождения практики обучающихся Университета на малых инновационных предприятиях СПбГУ.

    О предложениях по распределению педагогической нагрузки

    Были проанализированы результаты подачи заявок на контактную учебную работу с помощью электронного сервиса «Самозапись на учебные дисциплины». Обсуждались предложения директоров и деканов по совершенствованию организации работы по распределению педагогической нагрузки и составлению расписания:

    • предложения, касающиеся информационной системы «Самозапись на учебные дисциплины»
    • предложения, связанные с объемом нагрузки научно-педагогических работников
    • предложения, касающиеся организационного аспекта составления расписания учебных занятий

    Педагогическая нагрузка научно-педагогических работников СПбГУ — это более 1,5 млн учетных строк в базе данных! И для того чтобы как можно раньше начать работу над составлением расписания необходима четкость при подаче преподавателями заявок на контактную учебную работу. Для преподавателей, как и в прошлом учебном году, будет установлен предельный срок для представления заявок на контактную учебную работу. Планируется провести такую самозапись в феврале-марте 2019 года.

    Кроме того, в информационных системах СПбГУ запланировано установить безусловную взаимосвязь между учебным планом (видом учебных занятий, количеством занятий, формой аттестации), рабочей программой дисциплины, базовой (минимальной) квалификацией преподавателя дисциплины, количеством обучающихся на курсе и количеством обучающихся в группе.

    Директора и деканы представили предложения по стимулированию научно-педагогических работников СПбГУ к использованию электронного сервиса «Самозапись на учебные дисциплины». Например, преподавателям, использующим сервис «Самозапись на учебные дисциплины», предоставлять преимущественное право на ведение учебных занятий по указанной ими дисциплине.

    Правила посещения спортивных объектов

    Доработаны и утверждены правила посещения спортивных объектов СПбГУ для обеспечения учебных и внеучебных занятий, в том числе спортивных и секционных занятий, проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также оказания физкультурно-оздоровительных услуг (приказ № 10008/1 от 17.10.2018)

    Об организации и проведении научных мероприятий

    Установлен порядок действий сотрудников СПбГУ при организации научных мероприятий (конференций, симпозиумов и др.) в Университете, утвержден соответствующий регламент (приказ № 11697/1 от 03.12.2018, приказ № 11698/1 от 03.12.2018, приказ № 11699/1 от 03.12.2018). Изданные приказы позволят более четко выстроить работу по проведению конкурсного отбора мероприятий, систематизировать действия обеспечивающих подразделений (Управления научных исследований, Управления по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами) и устанавливать конкретные сроки исполнения.

    Сборник научных статей Internet Science

    В издательстве «Шпрингер» (Германия) вышел сборник Internet Science, в который вошли лучшие статьи по исследованиям, представленным на пятой международной конференции INSCI 2018. В этом году она проходила на базе СПбГУ. Сборник получил высокую оценку медиасообщества (редактор сборника — профессор СПбГУ С. С. Бодрунова). Из 23 статей, вошедших в сборник, десять написаны при участии ученых Университета. При этом главной отличительной чертой (и главным конкурентным преимуществом при отборе) опубликованных исследований стала их междисциплинарность (авторы работают в разных научных направлениях: прикладная математика и процессы управления, прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках, социология, политология, массовые коммуникации, журналистика). В январе 2019 года будет издана вторая часть сборника в том же издательстве.

    Гран-при конкурса — студенческому порталу Университета

    Подведены итоги Всероссийского конкурса студенческих изданий и молодых журналистов «Медиавесна-2018». Гран-при конкурса завоевало интернет-издание — портал «Развилка» СПбГУ. Руководят группой студентов, выпускающих это издание, доценты Е. А. Королев и К. Р. Нигматуллина. Прежде чем была подана заявка от СПбГУ на этот конкурс, был проведен внутриуниверситетский конкурс студенческих изданий, и работодатели из нескольких претендентов выбрали именно эту команду.

    О кадровых решениях

    • Президент РФ В. В. Путин подписал указ, согласно которому правительству поручено разработать и утвердить федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019–2027 годы. В состав совета по разработке программы включен академик РАН И. А. Тихонович, декан биологического факультета СПбГУ. Приказом ректора в Университете создан Центр генетических исследований, директором центра назначен И. А. Тихонович.
    • И. А. Дементьев переведен на должность советника при ректорате в связи с переходом на работу в ПАО «Газпром нефть».