Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О заседании Совета при президенте по науке и образованию
29 ноября в Кремле на заседании Совета при президенте по науке и образованию обсуждались вопросы научно-технологической политики в контексте реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев поднял вопрос о совершенствовании финансовых инструментов и развитии научной инфраструктуры, предложил использовать опыт нормативного регулирования СПбГУ для создания общих правил доступа к оборудованию центров коллективного пользования (Ректор СПбГУ принял участие в заседании Совета при президенте по науке и образованию).
О Российско-индийском стратегическом диалоге
25–26 ноября в Санкт-Петербурге состоялся первый Российско-индийский стратегический диалог (экономический форум). Организаторами мероприятия выступили Министерство экономического развития России, Национальный институт трансформации Индии (NITI Aayog). По приглашению министра экономического развития РФ ученые СПбГУ выступили модераторами всех пяти тематических круглых столов форума: по транспорту и логистике (Ю. В. Федотов), сельскому хозяйству (И. А. Тихонович), поддержке малого и среднего бизнеса (М. А. Евневич), цифровой трансформации (М. К. Ценжарик) и промышленной кооперации (Ю. Е. Благов). На ректорском совещании обсуждался вопрос о том, что возможности и высокий уровень специалистов Университета реализуются не в полной мере: научно-педагогические работники СПбГУ могут выступать в качестве модераторов и в других крупных международных мероприятиях.
Итоги совместного проекта СПбГУ и Следственного комитета РФ
30 ноября на презентации-совещании в СПбГУ с участием председателя Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкина, ректора СПбГУ Н. М. Кропачева ученые и практики подвели итоги проекта «Саморазрушающее поведение подростков: причины и профилактика», проводимого Университетом совместно со Следственным комитетом Российской Федерации (Ученые СПбГУ: ни одного случая суицида детей под влиянием администраторов «групп смерти» не выявлено).
Ученые СПбГУ (психологи и социологи) провели исследование материалов, собранных Следственным комитетом в рамках расследований по фактам происшествий подобного рода. На основе анализа факторов и механизмов формирования у несовершеннолетних саморазрушающего поведения исследователи предложили проект междисциплинарной и межведомственной программы профилактики, которая может быть разработана учеными и реализована на федеральном и региональном уровне. Результаты исследования получили высокую оценку руководства Следственного комитета РФ. Университет имеет большой опыт практико-ориентированных междисциплинарных исследований в области семьи и детства, что позволило ему выступить одним из основных разработчиков программы «Десятилетия детства» в Санкт-Петербурге.
Экспортная модель СПбГУ
Проведен анализ практики СПбГУ по развитию экспортного потенциала образования. Отмечены основные составляющие экспортной модели, реализуемой Университетом.
- Увеличение количества основных образовательных программ высшего образования, реализуемых полностью или частично на иностранных языках (в 2008 — четыре программы, в 2018 — 177).
- Специальные ориентационные мероприятия для студентов, прибывающих в СПбГУ по программам академической мобильности — программа «Бадди» (открыта в 2014 году) и программа «Послы СПбГУ» (открыта в 2017 году).
- Проведение семинаров в формате Staff Training Week (проводятся с 2017 года).
- Проведение Университетом самостоятельного отбора иностранных граждан в пределах установленной правительством РФ квоты мест, выделяемой для обучения за счет средств федерального бюджета Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства и соотечественников, постоянно проживающих за рубежом.
- Реализация с 2018 года дополнительной образовательной программы «Подготовительное отделение (для иностранных граждан)».
- Выдача Санкт-Петербургским государственным университетом с 2016 года дипломов, содержащих графические идентификаторы (QR-код): Материалы ректорского совещания от 17.04.2017, п. 2; Материалы ректорского совещания от 15.05.2017, п. 6; QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций.
- Развитие портала СПбГУ на английском и китайском языках.
Определены возможности в реализации экспортной модели.
- Все образовательные программы СПбГУ реализуются с использованием всех (а не «институтских и факультетских») ресурсов Университета (Почему нет «занятий на факультете»?; На пути к единому Университету: проректоры по направлениям): материально-технических и кадровых ресурсов СПбГУ с обеспечением со стороны работодателей (членов советов образовательных программ, учебно-методических и научных комиссий, членов ГАК) необходимого контроля качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся (Работодателям).
- С 2015 года у поступающих появилась возможность подачи документов и участия в конкурсе (как на бюджетную основу обучения, так и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг) дистанционно через систему «Личный кабинет» на сайте Университета. Это обеспечивает участие в отборе максимального количества иностранных граждан без необходимости предварительного прибытия их в Российскую Федерацию. В первый же год введения дистанционной подачи документов число заявлений увеличилось в два раза.
- С 2011 года работники СПбГУ, ответственные за организацию приема иностранных граждан на все образовательные программы СПбГУ, ежегодно принимают участие в международных образовательных выставках и семинарах, что позволяет предоставить информацию о возможностях обучения в СПбГУ более широкому кругу граждан.
- С 2016 года для иностранных граждан регулярно организуются и проводятся очные информационные встречи, онлайн-мероприятия и тренинги с целью наиболее полного информирования о возможностях поступления и обучения в СПбГУ.
- Иностранные граждане имеют возможность принимать участие в интеллектуальных соревнованиях, организуемых СПбГУ.
- СПбГУ осуществляет визовую поддержку иностранных абитуриентов, которым требуется виза для въезда в Российскую Федерацию.
Также обсуждались риски, проблемы и перспективы в реализации экспортной модели СПбГУ.
Университетский диктант и Дни русской орфографии
По инициативе первого проректора по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой 4 декабря в СПбГУ на трех площадках (на Васильевском острове, в Смольном и Петергофском кампусах) прошел Университетский диктант, в рамках которого проверить знание русского языка смогли студенты любых курсов и направлений подготовки, а также гимназисты и обучающиеся Медицинского колледжа СПбГУ. Цель акции заключалась в проверке, с одной стороны, общего уровня грамотности обучающихся, а с другой — умения работать с научным стилем («Учитесь учиться»: в СПбГУ прошел первый Университетский диктант).
После проверки эксперты провели показ работ, который состоялся 11 декабря в здании по адресу: Университетская наб., д. 11, где прокомментировали допущенные универсантами ошибки. Университетский диктант стал первым событием цикла «Дни русской орфографии», в рамках которого также были организованы два круглых стола: «Университетский диктант в СПбГУ: итоги и размышления» (состоялся 17 декабря тоже на Университетской наб., д. 11) и «Русский язык сегодня и вопросы культуры речи» (состоялся 20 декабря там же).
О сотрудничестве СПбГУ и Свободного университета Берлина
В честь 50-летия сотрудничества СПбГУ и Свободного университета Берлина в Университете прошла серия праздничных мероприятий (СПбГУ отмечает 50-летие сотрудничества со Свободным университетом Берлина). На ректорском совещании обсуждались результаты сотрудничества СПбГУ и Свободного университета Берлина в сфере образования и в области исследований. За период с 2015 года СПбГУ выделил на организацию совместных со Свободным университетом Берлина научных мероприятий около 3 миллионов рублей. Это конкурсы первых контактов (типа стартапов), которые ставят одной из целей — привлечение внешнего финансирования на проведение дальнейших исследований. Всего поддержано 15 проектов в следующих областях: науки о Земле, математика, физика, химия, журналистика, медицина. За это время написано и опубликовано около 60 совместных статей (причем 40 % их них — в журналах первого квартиля), подано 16 заявок на получение финансирования в российские и зарубежные научные фонды (из них девять — поддержано).
Недавно объявлен конкурс на участие в первой совместной стипендиальной программе постдоков (СПбГУ и Свободный университет Берлина проводят первый совместный конкурс для постдоков), а также конкурс на участие в 2019 году научно-педагогических работников СПбГУ в программе поддержки совместных проектов СПбГУ и Свободного университета Берлина (приказ № 11536/1 от 28.11.2018).
Для организации научно-исследовательской работы аспирантов
Создана рабочая группа по разработке рабочей программы дисциплины «Научно-исследовательская работа», определяющей основные цели, задачи и требования к научно-исследовательской составляющей обучения в аспирантуре (распоряжение № 3467 первого проректора по учебной и методической работе).
Компьютерный класс и базовый курс для будущих IT-специалистов
Активно используется студентами открытая 31 октября 2018 года в Санкт-Петербургском государственном университете лаборатория «IoT Академия Samsung», которая уже стала базой для запуска курса в области промышленного интернета вещей для будущих IT-специалистов (СПбГУ получил это право, выиграв конкурс). Компьютерный класс оборудован при содействии ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» (Ректор СПбГУ и президент штаб-квартиры Samsung подписали соглашение о сотрудничестве). Студенты СПбГУ получили уникальную возможность разрабатывать собственные проекты, направленные на развитие городской среды, цифровой мобильности, защиту экологии, совершенствование систем безопасности. Программа рассчитана на учебный год. Финал предполагает защиту проектов перед экспертами и вручение сертификатов об успешном окончании IoT Академии Samsung.
Позиция СПбГУ в Московском международном рейтинге вузов
28 ноября опубликован второй выпуск Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета». Подготовка и публикация международного рейтинга в России была поддержана Международной группой рейтинговых экспертов (International Ranking Expert Group, IREG), под пристальным вниманием которой происходили отбор и международное обсуждение критериев. В качестве оператора выступила Ассоциация составителей рейтингов (АСР). Благодаря особому подходу к ранжированию, к двум традиционным пакетам показателей (образование и наука) в этом рейтинге добавились еще и показатели, отражающие социальную миссию университетов. Всего в рейтинговый список попали 333 университета, в том числе 17 российских.
По сравнению с первым, пилотным выпуском 2017 года СПбГУ переместился вверх на 11 позиций и занял 61 место в мире (СПбГУ улучшил свои позиции в российском международном рейтинге вузов «Три миссии университета»).