Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Результаты анализа заявок на преподавание учебных дисциплин
Были проанализированы результаты очередной подачи заявок на контактную учебную работу (чтение лекций, ведение семинаров), направленных как научно-педагогическими работниками СПбГУ, так и работающими в других российских и иностранных научных и образовательных организациях с помощью электронного сервиса «Самозапись на учебные дисциплины». Этот ресурс используется в СПбГУ с 2017 года (Материалы ректорского совещания от 09.10.2017). В этом году 2712 преподавателей СПбГУ воспользовались возможностью сформулировать свои пожелания и заявить о готовности вести учебные занятия (в том числе на новые для них дисциплины) — около половины научно-педагогических работников Университета. Заявки должны были проанализировать директора институтов и деканы факультетов. К сожалению, во многих случаях они не предоставили свое мнение о предложениях научно-педагогических работников. В отношении 403 дисциплин сложилась конкурсная ситуация, и решение о распределении педагогической нагрузки принималось с учетом заключения декана факультета или директора института. От сотрудников других образовательных и научных организаций поступило 103 заявки относительно 357 дисциплин.
В 2018 году подача заявок не была обязательной, и, как следствие, примерно половина научно-педагогических работников Университета не воспользовалась этой возможностью. В результате более половины учебных дисциплин (около 2000), которые реализуются в текущем учебном году, не были выбраны теми, кто подавал заявки. Поэтому при распределении педагогической нагрузки на 2018/19 учебный год далеко не все возможности системы были использованы.
На совещании обсуждалась возможность сделать для научно-педагогических работников подачу заявки на контактную учебную работу с помощью данного электронного сервиса в 2019 году обязательной. Также необходимо сделать обязательными заключения на поданные заявки деканов факультетов и директоров институтов (а возможно, и иных экспертов). Для организации этой деятельности будет также совершенствоваться и работа данного электронного сервиса.
Использование графических идентификаторов в документах об образовании
Подведены промежуточные итоги обсуждения предложений директоров институтов и деканов факультетов по использованию графических идентификаторов (QR-кода) в документах об образовании и (или) о квалификации СПбГУ для обеспечения доступа работодателей к электронному портфолио выпускников. В частности, руководителями коллективов были высказаны предложения:
- расширить практику включения QR-кода в документы об образовании для всех уровней образования
- расширить информацию, к которой предоставляется доступ по QR-коду: включить перечень прослушанных дисциплин / курсов, ФИО преподавателей, данные диплома, тему ВКР, ссылку на текст ВКР, сведения о научном руководителе, публикациях выпускника за время обучения, пройденных учебных и производственных практиках, участии в научных проектах, стажировках, а также другую информацию об успехах выпускника за время обучения (олимпиады, гранты, премии, конференции, в которых он принял участие; участие в волонтерском движении и т. п.)
- дополнительную информацию можно включать в электронное портфолио выпускника по личному заявлению обучающегося
На совещании обсуждалась возможность организации взаимодействия с порталом «Госуслуги» для того, чтобы в личном кабинете гражданина также был доступ к информации о его документах об образовании. По инициативе СПбГУ использование графических идентификаторов (QR-кода) в документах об образовании и (или) о квалификации всех вузов России будет обсуждаться в рамках работы межведомственной рабочей группы по совершенствованию системы государственной регламентации образовательной деятельности (Материалы ректорского совещания от 24.09.2018).
Круглый стол «Роль образования в развитии гражданского общества»
19 октября в СПбГУ состоялось совместное заседание Совета ректоров СЗФО и Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в формате круглого стола «Роль образования в развитии гражданского общества». На основе практики СПбГУ и других вузов СЗФО обсуждались вопросы образования и развития гражданского общества (Роль образования в развитии гражданского общества обсудили в СПбГУ).
Интерес участников круглого стола вызвали сообщения о воспитании правовой культуры (использование студентами и научно-педагогическими работниками своих прав) и открытости Университета (возможность задать вопрос любому должностному лицу через Виртуальную приемную и получить содержательный публичный ответ; возможность для любого желающего предложить изменения в нормативный акт или обратиться за разъяснениями к его автору, публичное обсуждение установления правил назначения работникам надбавок за публикационную активность (Материалы ректорского совещания от 27.08.2018); публикация на портале вуза выпускных квалификационных работ студентов СПбГУ, материалов приема граждан, разъяснений содержания приказов; участие представителей студсоветов и профсоюзной организации сотрудников в приемке работ и услуг (Приказ № 9567/1 от 03.10.2018) и др.).
Результаты работы заседания будут сформулированы в качестве предложений и рекомендаций к дальнейшей работе Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Об объектах интеллектуальной собственности
Научно-педагогические работники СПбГУ теперь смогут в системе PURE направить уведомление о факте создания любого объекта интеллектуальной собственности (научной статьи, монографии, изобретения, полезной модели, программы для ЭВМ, баз данных, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем, ноу-хау и т. д.), заполнив простую форму. Подготовлен проект приказа «О порядке уведомления о создании результата интеллектуальной деятельности с помощью системы PURE». Директорам и деканам дано поручение: направить предложения по доработке этого проекта приказа.
О работе системы PURE СПбГУ
Проанализированы результаты опроса директоров и деканов по работе в информационной системе PURE. Основные замечания сводились к недостаточному объему информации, перенесенной из ранее использовавшейся системы ИАС НИД, и к настоящему времени они устранены. Поскольку в процессе переноса информации из ИАС НИД в PURE могли быть допущены технические ошибки, всем сотрудникам Университета следует информировать о таких фактах службу технического сопровождения по корпоративной электронной почте: support.pure@spbu.ru. Поступившие предложения директоров и деканов легли в основу поручений должностным лицам СПбГУ.
Премия за звание «Почетный профессор» другого университета
Критерии назначения единовременной стимулирующей выплаты научно-педагогическим работникам СПбГУ, получившим звание «Почетный профессор» другой образовательной организации, усилены требованием к вузу: он должен занимать место не ниже СПбГУ хотя бы в одном из трех ведущих международных рейтингов университетов.
Участие представителей общественности в контроле за финансово-хозяйственной деятельностью СПбГУ
В целях совершенствования комплекса мероприятий СПбГУ, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности и противодействие коррупции, на портале СПбГУ обеспечена открытая публикация перечня соответствующих договоров (независимо от суммы договора) с указанием по каждому из них как минимум следующих сведений: направлялись или нет приглашения профсоюзным организациям или совету обучающихся об участии их представителей в приемке результатов работ (услуг) / проверке текущего исполнения договора; принимал ли кто-нибудь из представителей общественности (лиц, для которых эта деятельность не входит в их обязанности по договору с СПбГУ) участие в приемке / проверке (Приказ № 9567/1 от 03.10.2018 «О совершенствовании системы обеспечения участия представителей общественности в контроле за финансово-хозяйственной деятельностью СПбГУ»).
Об издании «Псковского областного словаря с историческими данными»
С 1967 года в СПбГУ подготовлено 28 и издано 27 выпусков «Псковского областного словаря с историческими данными» (Материалы ректорского совещания от 05.06.2017). На работы по подготовке и изданию «Псковского областного словаря с историческими данными» СПбГУ за эти годы потратил около миллиона долларов. Однако должностным лицом СПбГУ, принимавшим решение о финансировании этого проекта, не были приняты необходимые меры по оформлению имущественных прав СПбГУ на это издание. В результате нарушенные права Университета теперь необходимо восстанавливать. Сегодня имущественные права СПбГУ оформлены только на последние выпуски этого словаря (с 20 по 27). Продолжаются переговоры с авторами предыдущих выпусков и их наследниками о передаче имущественных прав Университету. Не исключено, что Университету придется восстанавливать свои имущественные права в судебном порядке.
Инцидент в общежитии
В одном из жилых блоков общежития № 13 произошло возгорание из-за включения нескольких электроприборов одновременно в одну розетку. Частично сгорел мягкий инвентарь, необходимо проведение косметического ремонта помещений. К виновным обучающимся будут применены меры дисциплинарного воздействия и предъявлен иск о возмещении ущерба.