Роль образования в развитии гражданского общества обсудили в СПбГУ

В круглом столе, посвященном этой теме, приняли участие члены Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, а также руководители и преподаватели ведущих вузов Северо-Западного федерального округа. Сопредседателями круглого стола стали члены совета Анита Соболева и Наталия Евдокимова.

Открывая мероприятие, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, вице-президент Европейского института омбудсмана, выпускник СПбГУ («Юриспруденция» и «Математика») Александр Шишлов подчеркнул, что место для дискуссии выбрано неслучайно — Санкт-Петербургский университет в качестве старейшего вуза России и лидера мнений является важным центром работы по внедрению идей гражданского общества не только в своей работе, но и в науке и образовании всей страны.

Наталия Евдокимова, член совета и ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга, выпускник СПбГУ («Юриспруденция»), юрист, заметила, что сегодня роль образования в развитии гражданского общества не меньше, чем роль гражданского общества в образовании. Чтобы научить вчерашнего студента принимать участие в жизни общества, по ее словам, процесс нужно запускать во время учебы: «Почему выпускники не проявляют активности в обычной жизни? Думаю, потому что они этого не умеют, не во всех вузах есть возможность влиять на принятие решений администрацией, нет обратной связи».

О принципе открытости в качестве основополагающего принципа жизни СПбГУ рассказал первый проректор СПбГУ Илья Дементьев. Так, он обратил особое внимание участников мероприятия на два важных механизма, направленных на постоянный диалог сотрудников и обучающихся с администрацией СПбГУ. Первый — Виртуальная приемная. С ее помощью любой желающий может обратиться к более чем 70 должностным лицам Университета. При этом все ответы публикуются на сайте организации. Примечательно, что среди всех российских вузов Виртуальная приемная первой появилась именно в СПбГУ еще в 2011 году.

Второй механизм предусматривает, что приказы в Университете не просто публикуются на официальном сайте, но и содержат пункт, согласно которому любой желающий может предложить внести изменения в нормативный акт или обратиться за разъяснениями к его автору. Разъяснения по приказу также публикуются на сайте вуза.

Студенты СПбГУ также не остаются в стороне и от самых важных решений — помимо участия в Студсовете, который помогает узнавать о правах и поддерживать возможности универсантов, они состоят в учебных и научных комиссиях и даже в комиссиях по приемке работ и услуг — например, ремонтных и строительных.

Иван Засурский, член Совета при президенте РФ, советник ректора СПбГУ по вопросам развития учебной и научной коммуникации, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ, рассказал, что именно в процессе обмена идеями родилось сотрудничество его проекта «Научный корреспондент» и Санкт-Петербургского университета, — тогда ректор СПбГУ первым в стране принял решение об обязательной публикации в сети Интернет всех выпускных квалификационных работ.

Только уверенный в качестве образования вуз не стесняется научных работ своих выпускников. Кроме того, открытая публикация — единственный способ защитить право на авторство в XXI веке.

Член Совета при президенте РФ, советник ректора СПбГУ по вопросам развития учебной и научной коммуникации Иван Засурский

По словам эксперта, самое главное сегодня — это право на информацию, и гражданское общество не может развиваться без свободного доступа к знаниям. Несмотря на, казалось бы, огромный масштаб информационного поля современного человека, возникают серьезные вопросы о качестве этой информации. Университеты могут помочь в этой миссии — наполнить общество проверенным и полезным контентом.

Участники встречи также обсудили, как можно выстраивать акценты в образовании таким образом, чтобы укрепить фундамент правозащитной деятельности в нашей стране. Сергей Цыпляев — декан юридического факультета Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ — сказал: «Больше трети Конституции — это права и свободы человека и гражданина. Мы видим, как сложно входит весь этот комплекс в жизнь общества, хотя Конституция формулирует, что соблюдение прав является основным содержанием деятельности государства. Сейчас мы работаем над созданием образовательной программы уровня магистратуры, посвященной этой теме». По его словам, программа будет ориентирована не только на подготовку правозащитников, но и сотрудников органов, занимающихся регулированием этой сферы в нашей стране: Роскомнадзора, Следственного комитета, прокуратуры, полиции.

Нужно, чтобы было понимание, что права человека должны быть обеспечены, и это не вызывало бы прений.

Декан юридического факультета Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Сергей Цыпляев

В рамках круглого стола участники коснулись нескольких проблем современного образования, в том числе аспектов, которые тормозят развитие научного потенциала вузов. Такими проблемами Анита Соболева, член совета, доцент кафедры теории и истории права Высшей школы экономики, считает бюрократизацию, большое количество бумажной отчетности, а еще — возрастающее значение наукометрических показателей для оплаты труда преподавателя. По ее словам, это порождает «научный флуд». «Не лучше ли издать две хороших статьи вместо четырех посредственных? — обратилась Анита Соболева к участникам круглого стола. — Такой формалистский подход опасен для науки. Критерии оценки значимости того или иного ученого должны быть понятны и прозрачны».

С этим мнением согласился и Сергей Рукшин, профессор Российского государственного университета имени А. И. Герцена. Он подчеркнул, что единый порядок нуждается в дифференциации — по разным дисциплинам и даже по конкретным ученым, с учетом их особенностей и перспектив исследования: «Решение серьезной научной задачи, тем более задачи столетия, не может укладываться в определенные сроки».

Илья Дементьев поделился опытом разработки правил публикационных надбавок: участие в работе над ними приняли более 700 человек — ученые из самых разных областей, поскольку СПбГУ как классический университет учит и медицине, и нефтегазовому делу, и филологии, и юриспруденции. Такая гибкая, согласованная с исследователями система работает восемь лет и уже доказала свою эффективность.

Эксперты согласились, что без научных знаний невозможно не только решить, но иногда даже объяснить множество повседневных проблем — экологических, экономических и социальных. Именно вовлечение в общественную экспертизу вузов, их коммуникация с обществом позволили бы сделать большой шаг в сторону повышения качества жизни обычных людей.

Результаты работы заседания будут сформулированы в качестве предложений и рекомендаций к дальнейшей работе Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.