Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Результаты приема на программы бакалавриата и специалитета
Завершено зачисление на бюджетные места по программам бакалавриата и специалитета в соответствии с контрольными цифрами приема, установленными Министерством образования и науки. Несмотря на то, что минимальные баллы ЕГЭ, необходимые для подачи документов в СПбГУ, были одними из самых высоких в России, конкурсы на одно бюджетное место на большинство образовательных программ также остались одними из самых высоких в стране (см. Средний балл выше 90: в СПбГУ завершился прием на бакалавриат и специалитет).
В этом году среди абитуриентов стало на 40 % больше, чем в прошлом году, победителей и призеров Всероссийских олимпиад школьников (см. Число победителей и призеров Всероссийских олимпиад среди абитуриентов СПбГУ выросло на 40 %).
Ранее, в силу отсутствия доступной информации о результатах приема в различные университеты страны, в Университете было принято сравнивать показатели различных образовательных программ друг с другом. Так, например, обычно сравнивали конкурсы при поступлении на образовательные программы, реализуемые в Университете. Такой анализ не дает возможности оценивать позиционирование наших образовательных программ среди аналогичных образовательных программ, которые реализуются в других вузах России.
См. также: Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 11–14); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 4); Общество все больше не понимает друг друга (Коммерсант FM, 16 апреля 2016, ответ 2); Ректор СПбГУ Кропачев: «В России всего 5 % населения понимает смысл нормативных актов» (Право, 23 мая 2016, ответ 10); Ректорский прием (Российская газета, 23 мая 2016, ответ 1).
Однако в последние годы информация о результатах приема в вузы страны становится все более открытой, поэтому уже в конце августа у нас будет возможность сравнить наши достижения с аналогичными достижениями коллег.
Воспользуется ли СПбГУ в 2017 году своим правом самостоятельно проводить вступительные испытания?
Принятое несколько лет назад руководством Университета решение — отказаться от дополнительных вступительных экзаменов в СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 18.07.2011, п. 2; от 06.02.2012, п. 2) — было связано, прежде всего, с отсутствием процедурных и технологических возможностей обеспечить прозрачность и справедливость этих испытаний. С тех пор шла постоянная работа по выработке соответствующих технологий и процедур (видеозаписи испытаний, зашифровка имен сдающих экзамены, приглашение к работе в ГЭК работодателей и т. д.). Однако очередной опрос деканов факультетов и директоров институтов показал, что они все еще не считают необходимым проводить дополнительные вступительные испытания и в 2017 году.
Например, и. о. декана Факультета социологии Ю. В. Веселов не видит смысла вводить «профильный экзамен», потому что в школах социологию не изучают. Кроме того, введение дополнительного вступительного испытания может повлиять на конкурс, ведь большинство абитуриентов выберут те вузы, куда можно поступить, предоставив лишь результаты ЕГЭ.
Правда, есть и такой пример. Также как и в большинстве вузов страны, в СПбГУ для поступления на образовательную программу «Журналистика» необходимо успешно выдержать дополнительное вступительное испытание. Несмотря на то, что другие вузы проводят аналогичные экзамены примерно в то же время, многие абитуриенты все равно пытаются сначала поступить в Университет, и количество желающих изучать журналистику именно в СПбГУ с каждым годом увеличивается.
Директор Института истории СПбГУ А. Х. Даудов отметил, что введение дополнительного вступительного испытания для поступающих на программу «История» может привести к падению конкурса. При этом он считает, что ЕГЭ не позволяет отбирать тех выпускников школ, которые умеют хорошо анализировать информацию, мыслить логично и грамотно строить свои ответы. Поэтому дополнительные вступительные испытания позволили бы повысить качество абитуриентов, которые поступают на программу «История».
О том, как в Китае решается вопрос с дополнительными вступительными экзаменами в вузы, рассказал и. о. декана Восточного факультета СПбГУ Алексей Родионов. Там давно реализуется система приема абитуриентов по результатам ЕГЭ, но в последние годы наблюдается тенденция отхода от этой концепции. Сначала правительство выделило квоты ведущим вузам, которые стали принимать определенный процент студентов по результатам собственных экзаменов. Потом практика распространилась и на многие другие учебные заведения, и сейчас 10–15 % бюджетных мест предназначаются для талантливых детей, которые могут быть гениальными в живописи или математике, но не очень хороши в других сферах. Остальные — сдают дополнительные экзамены. В России эту задачу призвано решать олимпиадное движение.
Не видит необходимости в дополнительном экзамене для приема на программу «Лечебное дело» и. о. декана Медицинского факультета М. В. Эрман. Он считает, что именно благодаря ЕГЭ с каждым годом в СПбГУ на программу «Лечебное дело» поступает все больше и больше талантливых детей.
В Университете и дальше будет продолжаться работа по усовершенствованию процедурных и технологических возможностей, обеспечивающих прозрачность и справедливость любых экзаменов и испытаний. Вопрос о необходимости и готовности Университета к проведению дополнительных вступительных испытаний будет вынесен на общественное обсуждение.
Спасибо Виртуальной приемной
В Университете реализуется комплекс мер по оперативному решению проблем, возникающих у абитуриентов. Большую роль играет Виртуальная приемная, которая позволяет поступающим и их родителям в круглосуточном режиме задавать вопросы и получать ответы, а также разрешать проблемные ситуации.
См. также: Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 10); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 11).
Эти обращения помогают в кратчайшие сроки справляться с техническими сбоями на сайте, перебоями с электричеством или проблемами с телефонными сетями и делать процедуру поступления в Университет максимально удобной, понятной и прозрачной. За период с 20 мая по 15 августа 2016 года сотрудники Университета ответили через ресурс Виртуальной приемной более чем на 400 вопросов абитуриентов и их родителей.
Участвуют ли сотрудники СПбГУ в работе редколлегии журнала NOVATION?
В адрес ректора СПбГУ поступило письмо сотрудников Университета о работе редколлегии ежемесячного международного научного журнала Novation. В ходе подготовки ответа выяснилось, что люди, указанные в качестве членов редколлегии журнала Novation как сотрудники СПбГУ, вовсе не работают в Университете. Более того, проверка показала, что информация об учредителе и регистрации, контактные телефоны редакции, международный номер и ISSN отсутствуют, а договоры с авторами статей не заключаются. Также этот журнал невозможно найти в российских и международных базах данных.
На портале аспирантов и докторантов «Ph. D. в России» есть список научных журналов, не рекомендуемых для сотрудничества, и издание Novation в нем тоже фигурирует. Этот проект реализует группа «предпринимателей» из Украины.
Как лучше составить расписание занятий и экзаменов?
От директоров институтов и деканов факультетов поступили предложения по проекту методических рекомендаций по составлению расписаний учебных занятий, а также промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся в СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 01.08.2016, п. 7). Проект рекомендаций будет доработан с учетом полученных предложений и направлен учебно-методическим комиссиям для повторного обсуждения в конце сентября 2016 года. Эта работа позволит подготовить документ, отвечающий запросам всего Университета.
СПбГУ — в топ–100 Nature Index Rising Stars
Российские СМИ продолжают активно обсуждать успех СПбГУ — единственной российской организации в топ–100 самых активно развивающихся научных организаций мира по версии Nature Index Rising Stars (см.: Попасть в рейтинг Nature России помогли химики, физики и биологи (Известия, 5 августа 2016); СПбГУ — единственный вуз страны, вошедший в топ–100 рейтинга Nature (ТК «Просвещение», 1 августа 2016). Рейтинг учитывает публикации в 68 элитарных научных журналах, среди которых: Nature, Science, Cell, Geology, Chemical Science, Physical Review, Neuron и многие другие. Составители Nature Index 2016 Rising Stars оценили более 8 000 научных организаций мира — университетов, исследовательских центров, академий наук.
Такое достижение СПбГУ в области естественных наук, несомненно, радует. Ведь еще совсем недавно (в конце 2000-х) проректор по науке СПбГУ в ходе обсуждения в Министерстве образования и науки условий конкурсов на реализацию проектов сотрудничества промышленных предприятий с вузами, а также на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, услышал от одного из заместителей министра такие слова: «А ваш университет почему вдруг решил участвовать в этом конкурсе? В вашем университете ведь нет естественников! У вас ведь только гуманитарные факультеты». Когда проректор пересказывал на совещании у ректора этот разговор с замминистра, смеха и улыбок не было. Прошло всего 6 лет, а Университет теперь стал вторым в топ-25 «Восходящих звезд» Южной и Восточной Европыименно в области естественных наук.
См. также: Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 1 и 18); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 1 и 6); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 7).
Тема рейтингов университетов требует от журналистов высокого уровня компетенции, и благодаря последним публикациям в российских СМИ, посвященным Nature Index Rising Stars, россиянам становится легче оценивать качество работы СПбГУ и знакомиться со всеми сторонами жизни Университета. Достигнутые Университетом позиции свидетельствуют о правильности избранной политики. Однако динамика развития конкурентов также высока, и Университету потребуются большие усилия, чтобы и далее подтверждать этот статус.