Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О премировании преподавателей по итогам прошедшего учебного года
Премия по итогам учебного года будет выплачена в конце августа лучшим преподавателям факультетов. На эти цели выделяется специальный фонд, равный 50 % месячного бюджетного фонда зарплаты преподавателей конкретного факультета. Премия будет выплачена приказами проректоров по обеспечению работы факультетов по представлению деканов факультетов. Срок направления деканом представления до 5 августа 2011 года. Отвечая на замечание одного из деканов, что премия преподавателям не может выплачиваться в августе, так как преподаватели находятся в отпуске, ректор объяснил, что для таких возражений нет никаких юридических оснований и предложил деканам сосредоточить свое внимание на определении лучших по итогам учебного года. Вопрос же о правильности процедуры начисления зарплаты находится в сфере ответственности проректоров по обеспечению работы факультетов (см. также: Материалы ректорского совещания от 21.01.2013, п.3).
Прием документов и дополнительные вступительные испытания продолжаются
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк подробно рассказала о работе по приему документов и первых результатах дополнительных вступительных испытаний. В том числе, прозвучала информация и об имевших место отдельных нарушениях в ходе проведения вступительных испытаний: проверка преподавателями письменных работ абитуриентов до шифрования этих работ (!) и выполнение абитуриентами письменной работы в такой форме, которая исключает возможность шифрования этих письменных работ (часть работ выполнена на титульном листе, на котором, естественно, есть данные об авторе работы). Все эти нарушения были подробно рассмотрены на заседании приемной комиссии 13 июля 2011 года под председательством первого проректора по учебной и научной работе И. А. Горлинского. В заседании, наряду с членами комиссии, среди которых был и помощник Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО В. Н. Голощапов, принимали участие журналисты газеты «Деловой Петербург» и издания «Фонтанка». Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что журналисты городских СМИ и далее будут приглашаться на заседание приемной комиссии.
Комиссия пришла к выводу, что в первом нарушении (проверка работ до шифрования) безусловно виноваты преподаватели, приступившие к проверке работ до шифрования. Поэтому результаты экзамена отменены, председатель экзаменационной комиссии отстранен от дальнейшей работы, назначен новый председатель предметной комиссии, работы будут проверять вновь, но другие преподаватели.
По второй ситуации после продолжительного обсуждения комиссией было принято решение о невозможности проверки выполненных подобным образом работ (часть работы выполнена на титульном листе), поскольку абитуриенты были предупреждены о правилах выполнения письменной работы. Как и в первом случае, комиссия пришла к выводу о необходимости служебного расследования произошедшего.
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что по результатам приема ректором студентов ей дано поручение провести тщательную проверку действий преподавателей, участвовавших в организации проведения экзамена, поскольку, как рассказали абитуриенты на приеме у ректора, именно действия преподавателя (указание сдавать работу, выполненную на титульном листе, то есть в нарушение существующих правил приема) и послужили главной причиной допущенных нарушений. Результаты проверки должны быть представлены на заседании приемной комиссии 19 июля 2011 года.
Ректор рассказал и о примере иного поведения абитуриента и его «защитников». На ректорском приеме 15 июля 2011 года один из абитуриентов, поступающих в магистратуру сообщил, что сдав выпускные экзамены и защитив диплом в бакалавриате, он «расслабился» и пропустил последний день подачи документов в магистратуру. Абитуриент запасся письмами от заведующего кафедрой и и. о. декана в свою поддержку и надеялся, что именно ему будет сделано исключение, поскольку его в Университете знают как хорошего студента.
На совещании деканом Биолого-почвенного факультета А. Д. Харазовой был поднят вопрос о том, «как мы будем поступать в том случае если все критерии, которые необходимо учитывать при решении вопроса о зачислении будут у двух абитуриентов абсолютно одинаковыми?» Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк ответила, что такая ситуация маловероятна. Ректор сказал, что если такая ситуация произойдет, то в таком случае нам надо принимать обоих абитуриентов (одного на бюджет, другого на платное отделение, но оплачивать обучение за счет средств университетского фонда). В связи с этим вопросом ректор напомнил, известную историю, которая имела место в Университете лет десять назад. Именно в такой ситуации сотрудником приемной комиссии то ли философского, то ли Исторического факультета была брошена монетка — и «правильный ответ» одного из абитуриентов (орел или решка) определил судьбы абитуриентов. К сожалению, «проигравший» безропотно согласился с плачевным для него результатом вместо того, чтобы обратиться с заявлением в Центральную приемную комиссию, к ректору Университета или в суд.
Ректор отметил и приятную тенденцию: в отличие от 1990-х годов и абитуриенты и студенты не боятся защищать свои права, стараются приводить понятные аргументы в обоснование своей позиции, что, по мнению ректора, вселяет надежду, что отношению к абитуриенту и к студенту как к бесправным «объекта образовательного процесса» вскоре придет конец. Надо сделать все возможное для того, чтобы и абитуриенты, и студенты стали нашими равными партнерами в образовательном процессе.
Ректор, а также участвующие в совещании деканы, в прошлом работавшие в приемных комиссиях факультетов, предметных комиссиях и в аппарате ЦПК Университета, отвечая на вопросы недавно избранных деканов, подробно рассказали о действовавшей ранее в СПбГУ практике организации приема студентов, в том числе: о закрытости от общественности информации о работе приемных и предметных комиссий; о том почему, как правило, у абитуриентов просто не могло быть полупроходного бала; о том как представитель ЦПК на экзамене контролировал выполнение «списка ректора» и «списка ЦПК»; что означают слова «поставить медалистов на минус» и др.
Ректор, отвечая на вопросы деканов, рассказал о том, как в начале 1990-х годов только что избранный декан Юридического факультета проф. В. С. Прохоров впервые в современной истории Университета отказался предоставить в аппарат ЦПК перед письменным экзаменом (сочинением) список медалистов, подавших документы для поступления на Юридический факультет. Предоставление в ЦПК такого списка было негласной обязанностью декана факультета. Представителя ЦПК, который пытался сам проверить документы абитуриентов с целью составления списка медалистов, декан даже не пропустил в помещение, где хранились личные дела абитуриентов. Надо учитывать, что декану было уже далеко за 60, и он только что перенес инсульт. В результате действий декана многолетняя «традиция» при которой на 150 бюджетных мест дневного отделения из 150/200 медалистов, подававших каждый год заявления, поступали (причем не по результатам первого экзамена) 1–2, а из 500 не медалистов поступали 148-149 абитуриентов, была сломана. В тот год по результатам первого письменного экзамена на дневное бюджетное отделение Юридического факультета сразу же были зачислены более десяти абитуриентов-медалистов (см. также: Материалы ректорского совещания от 08.08.2016, п. 2).
Критерии эффективности работы коллективов факультетов
Ректор предложил деканам факультетов в срок до 10 сентября 2011 года представить предложения первому проректору по учебной и научной работе И. А. Горлинскому и первому проректору по экономике И. П. Бойко о том, какие показатели необходимо учитывать при распределении дополнительных средств (как бюджетных так и внебюджетных) для увеличения фондов заработной платы коллективов факультетов (после достижения 30-процентного объема стимулирующих фондов для коллективов всех факультетов).
Об организации проведения конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава СПбГУ
Начальник Главного управления администрирования трудовых отношений и документооборотов В. П. Журавлев представил деканам первый вариант примерного перечня вопросов, которые планируется отразить в приказе об организации проведения конкурсов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава СПбГУ. Обсуждение основных положений проекта приказа состоится на ректорских совещаниях 25 июля и 1 августа.
Ректор обратил внимание деканов на то, что приказ должен закрепить в Университете общий минимум требований в вопросе организации проведения конкурсных процедур и общий для всех минимум условий проведения конкурса. По представлению декана факультета могут быть введены дополнительные правила организации проведения конкурсных процедур и дополнительные условия проведения конкурса, которые будут распространяться лишь на какую-то часть коллективов факультетов СПбГУ (например, на коллектив какого-то из факультетов). В частности, исполняющий обязанности декана Высшей школы менеджмента не исключает, что для преподавателей, работающих на образовательной программе «Менеджмент» в качестве одного из дополнительных условий участия в конкурсе буде уровень знания преподавателем иностранного языка и возможность преподавания на иностранном языке.