Материалы ректорского совещания

№ 148
от 24.03.2014

Повестка совещания

    О студенческих общежитиях и подготовке поселения иногородних студентов осенью 2014 года

    Проректор И. А. Дементьев проинформировал о проблеме подготовки поселения студентов нового набора и о количестве занятых сотрудниками мест, предназначенных для поселения студентов (см. также: Он был первым, ответы 3 и 4; Университету кризис не страшен, ответ 12).

    О работе Виртуальной приемной СПбГУ

    Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил о том, что количество просмотров материалов Виртуальной приемной СПбГУ приближается к пяти миллионам. Он подчеркнул, что популярность ресурса продолжает расти, особенно с учетом установленного в последнее время жесткого контроля за оперативностью подготовки ответов должностными лицами. Виртуальная приемная все больше демонстрирует свою эффективность как инструмента обратной связи в системе управления Университетом, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы. Часто локальный вопрос помогает выявить значительно более широкую проблему и найти пути ее решения во благо всего Университета.

    Однако вместе с растущей популярностью увеличивается и число странных запросов, в том числе от сотрудников и студентов Университета. К числу таких относятся:

    • запросы с исходно недостоверной информацией, зачастую похожие на попытки недобросовестного сведения счетов с кем-то
    • вопросы, не имеющие отношения к университетской жизни и к задачам, ради которых и был разработан такой инструмент, как Виртуальная приемная
    • обращения к ректору и проректорам за решением вопросов, находящихся в этической плоскости (аналогично тому, что происходит и во время приемов граждан ректором и другими должностными лицами — см., например, Материалы приема граждан от 11.02.2014, п. 1)
    • анонимные обращения без достаточной степени детализации, которые показывают потенциальное наличие проблемы, но из-за невозможности связи с заявителем и выяснения деталей пропадает возможность понять причины проблемной ситуации и решить саму проблему, возможно, важную для всего коллектива

    Проректор И. А. Дементьев привел конкретные примеры подобных обращений универсантов в Виртуальную приемную. Например, один из вопросов, заданных на прошлой неделе, касался оформления по совместительству. При этом автор ссылался на то, что, как он слышал, есть приказ, запрещающий это делать. И. А. Дементьев отметил, что такого приказа нет. И что вопрос оформления работника по совместительству — это, прежде всего, вопрос целесообразности. Он решается в каждом случае индивидуально тем должностным лицом, кто выполняет функции работодателя. Если в данном случае заключать дополнительный трудовой договор целесообразно, то с заявителем такой договор заключили бы. Если нецелесообразно, то ему объяснили бы причины отказа. И коллега, который обращался с этим вопросом, в любом случае ничем не рискует… Но автор прислал обращение анонимное. И поэтому невозможно предпринять никаких конкретных действий, которые могут помочь заявителю, если его права нарушены. Нельзя даже узнать, кто распространяет информацию о некоем мифическом приказе.

    Ректор напомнил, что Виртуальная приемная СПбГУ уникальна как инструмент управления, нигде в России другого такого нет. Н. М. Кропачев напомнил недавние обращения в Виртуальную приемную. В своем запросе один из обучающихся отметил, что при конкурсном отборе заявок для поддержки участия студентов в международных научных конференциях было объявлено обязательное требование для них иметь публикации в журналах, индексируемых в WoS или Scopus. Обратившийся выразил удивление, считая, что для студента бакалавриата такое требование «является малоосуществимым». Проректор по научной работе своим распоряжением отменил это требование для всех обучающихся. И поблагодарил студента за то, что тот обратил внимание на ситуацию.

    Другой пример: один из сотрудников Университета больше 2,5 лет пытался опубликовать статью в «Вестнике СПбГУ» (серия 6 «Международные отношения»), но никак не мог получить объяснений от редакции. Как оказалось, в Университете нет официальным образом утвержденных правил работы редколлегий журнала с авторами и рецензентами, нет сроков рассмотрения рукописей. А в этой ситуации члены редколлегии заявляют, что они могут и не отвечать авторам... Заметим, что раньше такие вопросы почему-то не возникали. Как известно, в прежние времена эффективно действовали неправовые меры управления. Сейчас, благодаря обращению в Виртуальную приемную, стали понятны проблемы, существующие в работе редколлегий, и будут приняты необходимые меры: будут созданы правила работы редколлегий, в трудовые договоры с НПР в случае необходимости будут включаться соответствующие положения и т. д.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 14.04.2014, п. 2; Честность и открытость (ответ 10); За Нобелем (ответ 11).

    Цель Виртуальной приемной — наладить эффективную работу и должностных лиц Университета, и НПР, и учебно-вспомогательного персонала, установить четкие правила, научить ими пользоваться, контролировать их исполнение. Вопросы, заданные анонимно, не позволяют найти причины проблемных ситуаций, исправить положение и разъяснить сторонам конфликтной / проблемной ситуации действующие правила. И. А. Дементьев поручил деканам факультетов и директорам институтов объяснить в коллективах подразделений способы повышения эффективности работы Виртуальной приемной.

    Создание архива открытого доступа (репозитория) СПбГУ

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский в форме презентации проинформировал о создании в СПбГУ архива открытого доступа (репозитория). Он напомнил о наиболее известных предметных репозиториях Pubmed и arXiv, но отметил, что репозиторий СПбГУ — институциональный, то есть это электронный архив для длительного хранения, накопления и обеспечения долговременного и надежного открытого доступа к результатам научных исследований, проводимых в Университете. В мире уже зарегистрировано более 2,5 тыс. репозиториев, в России их гораздо меньше: 17 — по данным DOAR (The Directory of Open Access Repositories), или 48 — по данным ROAR (Registry of Open Access Repositories). Репозиторий СПбГУ зарегистрирован и в том, и в другом международном реестре.

    И. А. Горлинский сообщил также о принципах и правилах работы репозитория СПбГУ (его сайт Интернете), его структуре, преимуществах размещения публикаций в репозитории:

    • быстрая индексация в Google Scholar
    • повышение видимости публикаций для мирового научного сообщества
    • потенциальное повышение цитируемости публикаций
    • повышение репутации самого ученого и Университета

    Основной язык ввода информации в репозиторий СПбГУ — английский, но есть также возможность альтернативного отображения информации, включая автора, наименование, ключевые слова и аннотации (в том числе на русском языке). В него перенесена вся информация из ранее существовавших версий репозитория. Проведено тестирование всех функций, система полностью готова к работе. Реализован поиск информации по следующим параметрам:

    • по дате публикации (By Issue Date)
    • по автору (Authors)
    • по названию (Titles)
    • по ключевым словам (Subjects)

    Система репозитория полностью готова к внесению авторами научных публикаций (статей, монографий, материалов конференций). Внесение иных типов публикаций (диссертаций, учебно-методических материалов, мультимедиа, материалов конференций, проводимых в СПбГУ) будет реализовано после формирования соответствующих регламентов. Кроме того, для помощи универсантам:

    • размещена подробная справка на английском и русском языках
    • в процесс размещения публикации в репозитории встроено двуязычное лицензионное соглашение
    • до 28 марта будут назначены администраторы разделов репозитория из библиографов научной библиотеки СПбГУ

    Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, будет ли организована связь репозитория и системы ИАС НИД. Проректор по научной работе С. П. Туник пояснил: репозиторий — это архив публикаций, здесь размещаются тексты, а в ИАС НИД — только ссылки, а не сами тексты. Свои статьи каждый автор выкладывает сам, это его зона ответственности, никто другой не может этого сделать. И. А. Горлинский дополнил: ядро репозитория — активность ученых, а не администрации. Задача интеграции ИАС НИД и репозитория поставлена, она будет решена к лету 2014 года.

    См. также: Материалы ректорского совещания от 30.03.2015, п. 4; Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 3); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1 и 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); Университету кризис не страшен (ответ 7).

    Ректор подчеркнул, что репозиторий не увеличивает количество научных публикаций, он лишь демонстрирует их наличие. Н. М. Кропачев привел данные за 2013 год: количество публикаций ученых СПбГУ в журналах, индексируемых в WoS, увеличилось на 13 %, а в Scopus — на 18 %. При этом показатели МГУ гораздо ниже: в Scopus у них изменений нет, а в WoS — снижены на 6 %. Таковы данные сравнения динамики публикаций СПбГУ и МГУ. А вот по абсолютным данным наш Университет пока отстает от Московского больше чем в два раза, хотя численность НПР у нас меньше только на 40 %... Ректор еще раз отметил: главное — увеличивать число научных публикаций в высокорейтинговых журналах.

    О новом оборудовании для актового зала и лингвистических кабинетов

    Проректор И. А. Горлинский сообщил, что 12 марта подписан договор пожертвования между СПбГУ и ООО Panasonic Rus, в соответствии с которым компания безвозмездно передает СПбГУ несколько комплектов оборудования на общую сумму около 7 млн рублей, а также помогает обеспечить его монтаж, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию.

    В передаваемое в СПбГУ оборудование входит:

    • комплект для оснащения аудиторий, предназначенных для изучения иностранных языков, включающий в себя: новейшую интерактивную доску, систему видеоконференцсвязи высокого разрешения и прочее оборудование. Это оборудование позволяет, в частности, создать интерактивный курс изучения языка, развивать дистанционные формы обучения языку
    • новое оборудование для оснащения актового зала главного здания СПбГУ, а именно: два мощных проектора, три многозадачных видеокамеры и пульт управления; это оборудование обеспечит проведение и видеотрансляции мероприятий (в частности, заседаний Ученого совета, научных конференций и других мероприятий) на новом, более высоком технологическом уровне; дополнительно у входа в главное здание СПбГУ со стороны Менделеевской линии будет установлен «пилотный» интерактивный информационный киоск новейшего поколения с возможностью дистанционного изменения контента
    • комплект оборудования для решения задачи централизованного контроля за состоянием всего парка видеопроекторов СПбГУ. Оно позволит оперативно оценивать интенсивность использования, работоспособность, потребность в ремонте видеопроекторов, снизит затраты на сервис и ремонт; в случае успеха этого проекта компания готова к сотрудничеству по развертыванию в СПбГУ систем мониторинга более сложного оборудования
    • оборудование системы эковизуализации и энергосбережения, позволяющее контролировать и снижать расходы по энергопотреблению

    Дополнительно было отмечено, что данное соглашение является первым шагом на пути реализации меморандума о взаимопонимании, подписанного СПбГУ и компанией Panasonic в октябре 2013 года.