Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Создание институтов в составе СПбГУ
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что в соответствии с решениями Ученого совета СПбГУ от 29 октября, 18 ноября и 23 декабря 2013 года подписаны приказы о создании в Университете учебно-научных структурных подразделений — Института наук о Земле СПбГУ, Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУи института философии СПбГУ. В состав институтов включены все кафедры и научные лаборатории, бывшие ранее в составе соответствующих факультетов. Так же, как это было при создании института химии (см. Материалы ректорского совещания от 25.11.2013, п. 3), для осуществления необходимых полномочий коллегиальных органов управления сформированы временные составы ученых советов институтов: в случае института философии — из лиц, являющихся на дату создания института членами ученого совета философского факультета; в случае института «Высшая школа менеджмента» — в составе, действовавшем до срока истечения полномочий Ученого совета Факультета ВШМ СПбГУ, в случае института наук о Земле — в объединенном составе ученых советов двух факультетов. По тому же принципу сформированы временные составы учебно-методических и научных комиссий.
Информация о средних зарплатах в 2013 году
В целом по Университету доля научно-педагогического работников, работающих не менее, чем на полную ставку, в 2013 году увеличилась на 1 %. Средняя заработная плата НПР в 2013 году составила 62 978 рублей в месяц (в 2012 году она была 55 430 рублей в месяц, то есть рост составил 13,8 %).
И. А. Дементьев сообщил некоторые данные о средних заработных платах работников СПбГУ в 2013 году (с сравнении с 2012 годом).
Изменения общих объемов фондов заработной платы (в том числе бюджетной и внебюджетной составляющей)
Для профессорско-преподавательского состава
2012 | 2013 | Разница | |
Фонд выплат всего, млн рублей | 2 340 | 2 667 | +327 |
в том числе бюджет, млн рублей | 1 879 | 2 229 | +350 |
в том числе внебюджет, млн рублей | 419 | 393 | –26 |
в том числе ДГПХ, млн рублей | 42 | 45 | +3 |
Для научных работников
2012 | 2013 | Разница | |
Фонд выплат всего, млн рублей | 196 | 231 | +35 |
в том числе бюджет, млн рублей | 148 | 185 | +37 |
в том числе внебюджет, млн рублей | 44 | 43 | –21 |
в том числе ДГПХ, млн рублей | 4 | 3 | –1 |
Увеличение доли фонда заработной платы научно-педагогических работников в общем объеме фонда заработной платы в СПбГУ
Фонд заработной платы научно-педагогических работников в общем объеме фонда заработной платы в СПбГУ составил в 2012 году 56,65 %, а в 2013 году 57,55 %. Это увеличение произошло, хотя в 2012 и в 2013 годах доля научно-педагогических работников в Университете не менялась (45 % от общего числа работников).
Рост средней заработной платы научно-педагогических работников — в разрезе коллективов факультетов
Наибольший (свыше 20%) рост значений средней заработной платы научно-педагогических работников, работающий не менее, чем на полную ставку, по сравнению с 2012 годом наблюдается в следующих коллективах факультетов:
- журналистики — 21 %
- биолого-почвенный — 22 %
- социологии — 22 %
- стоматологии и медицинских технологий — 23 %
- прикладных коммуникаций — 27 %
- физический — 29 %
- химический — 33 %
При этом наблюдается опережающий рост высоких зарплат. Наибольший (более 20 %) рост значений средней заработной платы 10% наиболее высокооплачиваемых работников наблюдается в следующих коллективах факультетов:
- физический — 21 %
- ПМ — ПУ — 22 %
- международных отношений — 24 %
- биолого-почвенный — 24 %
- журналистики — 28 %
- исторический — 29 %
- свободных искусств и наук — 39 %
- социологии — 42 %
- химический — 50 %
Отдельно следует отметить некоторое снижение средних значений заработных плат для 10 % наименее оплачиваемых работников в следующих коллективах факультетов:
- восточный — 12 %
- международных отношений — 6 %
- социологии — 3 %
- медицинский — 3 %
В связи с этим наблюдается и некоторый рост децильного коэффициента на 0,2 за год (с 6,4 до 6,6). Максимальные значения среднемесячных заработных плат — в разрезе коллективов факультетов.
Максимальные значения среднемесячных заработных плат варьируют в пределах от 101 тыс. рублей до 1 105 тыс. рублей
В коллективах восьми факультетов они находятся в диапазоне от 100 до 200 тыс. рублей
стоматологии и медицинских технологий |
101 350 |
искусств |
105 761 |
географии и геоэкологии |
126 133 |
прикладных коммуникаций |
157 318 |
психологии |
158 622 |
медицинский |
167 662 |
политологии |
183 075 |
филологический |
199 332 |
В коллективах шести факультетов они составляют
Высшая школа менеджмента |
309 941 |
юридический |
319 278 |
химический |
361 733 |
математико-механический |
521 006 |
физический |
827 381 |
биолого-почвенный |
1 105 751 (учитывая зарплату победителя конкурса мегагрантов Правительства РФ О'Брайена) |
Далее И. А. Дементьев говорил о средних зарплатах в разрезе должностей научно-педагогических работников.
Средние значения заработной платы — в разрезе должностей научно-педагогических работников
заведующий кафедрой (должность) |
132 344 |
заведующий кафедрой (функции) — профессор |
137 506 |
профессор |
84 297 |
заведующий кафедрой (функции) — доцент |
98 177 |
доцент |
59 113 |
старший преподаватель |
37 120 |
преподаватель |
23 701 |
ассистент |
38 392 |
главный научный сотрудник |
311 200 |
ведущий научный сотрудник |
60 334 |
старший научный сотрудник |
40 321 |
научный сотрудник |
35 138 |
младший научный сотрудник |
29 307 |
Проректор И. А. Дементьев сообщил также, что до 50 % выплат зарплаты происходит по решению деканов факультетов. В общей сложности в их распоряжении находится более 1,5 млрд рублей. И. А. Дементьев подчеркнул, что, поскольку деканы обладают всей информацией о заработной плате конкретных работников, они имеют полную картину ситуации с зарплатой в коллективах факультетов и должны делать все, чтобы этот вопрос решался справедливо.
См. также: Материалы ректорского совещания от 16.11.2015, п. 6; Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (ответ 5); В кругу звездных друзей (ответ 4); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 2, 3, 6); Он был первым (ответ 13); Правила жизни Университета (ответы 4–5).
О результатах конкурса мегагрантов Правительства РФ
Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил, что определены победители четвертого конкурса грантов Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах РФ (так называемого конкурса мега-грантов Правительства РФ). В Санкт-Петербургском государственном университете будут реализованы два новых научных проекта: в области химии и психологии. Профессор Университета Вильгельма Лейбница (Ганновер, Германия) Детлеф Вернер Бахнеманн создаст в СПбГУ лабораторию «Фотоактивные нанокомпозитные материалы», а группа исследователей под руководством Елены Леонидовны Григоренко (Йельский университет) изучит влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка.
С. П. Туник отметил, что научные исследования 42 победителей «четвертой волны» мега-грантов будут реализованы на базе 23 российских вузов и 13 научных учреждений. Но только шесть из них (в том числе СПбГУ) выиграли по два гранта. С. П. Туник обратил внимание на то, что, в отличие от предшествующих конкурсов, в МГУ новых лабораторий в этот раз организовано не будет. Среди регионов лидерами являются Москва и Санкт-Петербург (по восемь победителей), Нижегородская область (четыре победителя)... Помещения для размещения новых лабораторий в зданиях СПбГУ будут освобождены и подготовлены в ближайшее время, отметил С. П. Туник.
И. А. Дементьев добавил, что работа по подготовке помещений для размещения новых лабораторий требует особого внимания не только хозяйственных служб Университета, но также деканов и руководителей лабораторий. Это касается прежде всего формирования технического задания на ремонт помещения лаборатории.
В связи с этим ректор привел пример, когда в техническом задании одного из приглашенных ведущих ученых, работающих теперь в СПбГУ, было указано требование к температуре в помещении: +20 градусов Цельсия. И на соблюдении этих условий профессор настаивал, ссылаясь на то, что в научном центре за рубежом, где он работал, у него были именно такие условия. Заметим, что для создания условий с такой точностью (до десятых долей градуса) необходимо дорогостоящее оборудование — стоимостью порядка 12 млн рублей. Учитывая высокую стоимость этого оборудования, проректор Г. С. Васильев на совещании у ректора задал вопрос руководителю гранта о том, действительно ли нужны именно такие условия: +20 градусов Цельсия, и получил утвердительный ответ: да, именно +20,0 градусов Цельсия. Тем не менее через некоторое время Г. С. Васильев вновь спросил: "А каковы возможные отклонения?" И только тогда выяснилось, что на самом деле ученого устроит температура в пределах от +18 до +23 градусов, ведь он имел в виду не специальные условия для научных исследований, а создание комфортных условий для сотрудников. Просто, памятуя о том, что именно комфортом обычно жертвовали в целях экономии денег, он решил настаивать на наличии кондиционирования. Но такой температурный режим может обеспечить и... бытовой кондиционер, затраты на установку которого в сто раз меньше!.. Ректор призвал ученых быть ответственными при решении подобных вопросов.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов задал вопрос о сроках действия и объеме финансирования мега-грантов. С. П. Туник ответил. что гранты Правительства РФ выделяются в размере до 90 млн рублей на каждый проект на проведение научных исследований в течение трех лет (2014–2016) с возможным продлением на два года.
См. также: Быть в тренде (ответ 2); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 3); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1 и 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); Университету кризис не страшен (ответ 7).
Декан Факультета стоматологии и медицинских технологий Ю. А. Щербук попросил рассказать о содержании работы лаборатории «Фотоактивные нанокомпозитные материалы» в связи с разработкой новой образовательной программы в сфере медицинских нанотехнологий. Н. М. Кропачев подчеркнул, что новые лаборатории открываются не «у физиков» и не «у психологов», — эти лаборатории (как и все предыдущие лаборатории, созданные по итогам конкурсов мега-грантов Правительства РФ и конкурса крупных грантов СПбГУ, а также лаборатория исследования экономического роста под руководством К. А. Писсаридеса) открыты в Университете. И поэтому все сотрудники СПбГУ могут общаться с работниками и руководителями лабораторий (в том числе и напрямую, как предложил работающий в СПбГУ профессор Йелльского университета Р. Хаймер, публично сообщив адрес своей электронной почты — см. Материалы ректорского совещания от 23.12.2013, п. 11). Ректор поручил С. П. Тунику организовать встречи руководителей новых лабораторий сначала с деканами факультетов и директорами институтов, а на втором этапе организовать встречи с научно-педагогическим работниками СПбГУ. С. П. Туник ответил, что такие встречи будут организованы в феврале-марте, когда руководители лабораторий приедут в Петербург. Он попросит их заранее подготовить доклады о перспективах деятельности лабораторий для выступлений перед работниками СПбГУ.
О кадровых изменениях
Ректор напомнил о том, что СПбГУ первым в России начал разрабатывать и внедрять собственные образовательные стандарты. Сегодня в России 45 вузов наделены правом разрабатывать и реализовывать собственные образовательные стандарты. По данным Минобрнауки, из студентов, которые обучаются по образовательным программам в соответствии с собственными образовательными стандартами, больше половины обучаются в СПбГУ (почти 20 тыс. из 38 тыс.). Среди вузов России число собственных образовательных стандартов в СПбГУ самое большое — 133 (см. Материалы ректорского совещания от 02.12.2013, п. 4)
Анализ ситуации за прошедший год показал, что качество учебно-методической работы в СПбГУ требует дальнейшей серьезной работы (см. Материалы ректорского совещания от 23.09.2013, п. 5; от 23.12.2013, п. 1). Ректор сообщил: в штатное расписание СПбГУ будет возвращена должность проректора по учебно-методической работе. Со 2 марта эту должность займет М. Ю. Лаврикова, а Е. Г. Бабелюк вернется из отпуска по уходу за ребенком и вновь займет должность проректора по учебной работе. Одной из задач М. Ю. Лавриковой станет расширение открытости и гласности в работе учебно-методических комиссий, привлечение активных сотрудников Университета и представителей работодателей к участию в их деятельности. Ориентация на лучшие примеры лучших университетов мира должна стать нормой в СПбГУ.
М. Ю. Лаврикова сообщила, что на заседаниях Студсовета СПбГУ, которые происходят каждую пятницу (сейчас пауза в связи с зимней сессией и предстоящими каникулами), часто звучат вопросы студентов, относящиеся к сфере учебно-методической работы. Эти вопросы конструктивно и эффективно могут разрешаться на уровне факультетских студсоветов. Напомнив, что в конце 2013 года студсоветы факультетов разработали планы работы на 2014 год, проректор поручила деканам в начале семестра встретиться со студсоветами, обсудить со студентами их планы и помочь в их реализации.
Общественное обсуждение
Ректор проинформировал собравшихся: в связи с дискуссией, развернувшейся в коллективе по поводу предложений, представленных заведующим кафедрой музеологии СПбГУ профессором А. В. Майоровым, и обсуждениями на ректорских совещаниях (см. Материалы ректорского совещания от 23.12.2013 п. 3), в адрес ректора поступило письмо профессора К. К. Худолея, которое опубликовано в разделе «Общественное обсуждение» портала СПбГУ.
О стипендии имени М. В. Ломоносова для студентов СПбГУ
Декан Факультета журналистики Л. П. Громова сообщила, что журналисты поддерживает инициативу коллег-химиков об учреждении стипендии имени М. В. Ломоносова (см. Материалы ректорского совещания от 30.12.2013, п. 5) и сборе средств в эндаумент-фонд СПбГУ для соответствующей стипендии также и для студентов-журналистов. Это решение было принято в связи с тем, что М. В. Ломоносов, как известно, был ученым-энциклопедистом, разработал первый в мире этический кодекс журналиста, руководил изданиями Академии наук. Л. П. Громова предложила объявлять о присуждении стипендии имени М. В. Ломоносова на заседании Ученого совета СПбГУ (см. также: Материалы ректорского совещания от 26.05.2014, п. 9; В кругу звездных друзей, ответы 6 и 8; Кризис образования — общая проблема глобализации, ответы 15и 16; Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне ответ 3; За Нобелем, ответы 10–14).