Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Приемная кампания — 2013: «вторая» волна
И. о. проректора по учебной работе Александр Вячеславович Бабич представил итоги приема на программы бакалавриата и специалитета (см. также Материалы ректорского совещания от 29.07.2013, п. 1 и от 05.08.2013, п. 6) по итогам второй волны зачисления. Всего на образовательные программы бакалавриата и подготовки специалистов по состоянию на 12 августа 2013 года зачислены 2680 человек. Из них 186 —на программы подготовки специалистов. Средний балл (приведенный к 100) по результатам вступительных испытаний (подавляющая часть которых для абитуриентов СПбГУ как и ранее проходила в форме ЕГЭ) составил 88,85 балла для поступающих в рамках общего конкурса и 87,82 балла, если включить в рассмотрение абитуриентов, имеющих право на прием вне конкурса или прошедших на места, выделенные для целевого приема органам государственной власти и органам местного самоуправления. Для сравнения: в 2012 году эти же показатели составили 83,71 балла и 82,92 балла соответственно.
Минимальная сумма баллов (по результатам три вступительных испытаний) при приеме на 1 курс в 2013 году составила 201 балл (в 2012 году —171 балл), при этом по значительной части образовательных программ бакалавриата и подготовки специалиста минимальная сумма баллов, необходимая для зачисления на обучение за счет средств федерального бюджета, выросла по сравнению с 2012 годом на 10–30 пунктов.
Что касается качества подготовки поступивших, которые 1 сентября пополнят ряды студентов СПбГУ, то сами за себя говорят следующие цифры: среди будущих первокурсников 92 победителя и призера Всероссийской олимпиады школьников; более 450 победителей и призеров олимпиад школьников (в том числе более 250 победителей и призеров Олимпиады школьников СПбГУ, которая в 2013 году по результатам экспертной оценки Российского совета олимпиад школьников получила наивысший первый уровень сразу по четырем предметам), а также 1042 человека имеют документ об образовании предшествующего уровня с отличием (это 38,9 % от общего числа зачисленных; аналогичный показатель в 2012 году — 35,5 %). Средний балл аттестата абитуриентов, зачисленных в 2013 году в СПбГУ на 1 курс для обучения за счет средств федерального бюджета, составил 4,89 балла. Таким образом, уровень подготовки поступивших на первый курс в СПбГУ весьма высок. Это демонстрируется не только показателями ЕГЭ, но и оценкой обучения в школе.
Помимо этого Александр Вячеславович сообщил, что по состоянию на 12 августа 2013 года на места с полной оплатой стоимости обучения зачислены 638 человек. Эта цифра не окончательная. Желающие обучаться за свой счет на программах подготовки бакалавров и специалистов имеют возможность предоставить оригиналы документов до 17:00 по мск времени 18 августа 2013 года и будут зачислены в число студентов СПбГУ 20 августа 2013 года.
Как отметил и. о. ректора И. А. Горлинский, высокие баллы ЕГЭ сами по себе дают неполную картину качества подготовки выпускников школ. Поэтому важно, что у будущих первокурсников СПбГУ прослеживается четкая корреляция между высоким баллами ЕГЭ и средним баллом школьного аттестата.
См. также: Он был первым (ответ 1); В кругу звездных друзей (ответ 1); Правила жизни Университета (ответы 9–11); За Нобелем (ответ 1); Университету кризис не страшен (ответы 11–14).
Что касается приема на места с полной оплатой стоимости обучения, то по состоянию на 12 августа 2013 года на коммерческую форму обучения зачислено больше человек, чем в аналогичный период прошлого года.
Обсуждение проекта приказа о порядке присуждения собственных ученых степеней СПбГУ
И. о. ректора И. А. Горлинский напомнил, что на сайте Университета опубликован проект приказа о порядке присуждения собственных ученых степеней СПбГУ, подготовленный на основе опыта первых защит по математике и биологии, а также предложений деканов и НПР. Этот текст переведен на английский и отправлен в университеты-партнеры (более 20), в том числе и Оксфордский университет, для того чтобы получить отзывы и отклики.
См. также: Быть в тренде (ответ 3); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 3); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 3); Он был первым (ответы 7–9, 22).
Участие экспертов СПбГУ в работе Coimbra Group
И. о. ректора И. А. Горлинский сообщил, что от исполнительного директора Coimbra Group Инге Кнудсен (Inge Knudsen) поступило письмо. В этом письме Инге Кнудсен отметила, что пожелания Университета о включении специалистов СПбГУ в рабочие группы этой ассоциации удовлетворены. В рабочую группу Doctoral Studies and Research Task Force включен проректор по научной работе Сергей Павлович Туник, в группу Education, Training and Mobility – начальник управления образовательных программ Иван Михайлович Григорьев, в группу European Neighbourhood — советник первого проректора по учебной и научной работе Сергей Вадимович Алешин.
О включении Академической гимназии в мероприятия, проводимые городским правительством
В течение многих лет отмечалось, что Академическая гимназия СПбГУ, на базе которой реализуются образовательные программы для школьников, никак не включена в мероприятия, проводимые городским правительством, Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Эту ситуацию удалось разрешить очень быстро. Проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова направила соответствующее письмо в адрес председателя Комитета Ж. В. Воробьевой. Ответ последовал очень быстро. Из него становится ясно, что городское правительство в лице Комитета по образованию будет в обязательном порядке включать Академическую гимназию во все профильные мероприятия.
Условия финансирования участия НПР в конференциях и симпозиумах
И. о. ректора И. А. Горлинский отметил, что университетское академическое сообщество позитивно восприняло новость о проведении конкурса на право финансировать участие научно-педагогического работников в разнообразных конференциях. Однако анализ участия в конференциях показывает, что преподаватели и ученые СПбГУ участвуют в конференциях очень различного уровня и ранга. В этой связи представляется необходимым ранжировать конференции и симпозиумы при планировании Мероприятия 5 для определения того, какие заявки будут поддерживаться и в каком приоритете. И. А. Горлинский представил проект такого ранжирования в порядке убывания приоритета.
- Конференции и симпозиумы, организованные профессиональными ассоциациями и исследователями, материалы которых издаются в виде conference preceding или в виде специальных научных журналов, входящих в базу Web of Science и Scopus. В 2012 году было проведено более 2000 таких конференций.
- Иные научные конференции и симпозиумы, материалы которых индексируются в базах Web of Science и Scopus. В 2012 году было проведено более 3000 подобных конференций.
- Периодические конференции и симпозиумы, проводимые профессиональными ассоциациями и сообществами с публикацией материалов докладов и сообщений на английском языке. Ежегодно проводятся десятки тысяч таких конференций.
- Прочие конференции с дополнительным анализом целесообразности участия в них. Иногда проводятся небольшие конференции, которые не подпадают под три первых пункта, но имеют особую значимость. Решение по учету такой заявки остается в компетенции проректора по научной работе.
Предложенный проект ранжирования конференций направлен деканам факультетов. Предложения и пожелания по его корректировке можно направлять первому проректору по учебной и научной работе.
Елена Григорьевна Чернова, проректор по экономике, отметила, что к участию в Мероприятии 5 допускаются сотрудники, работающие по темам, финансируемым на основании грантов Университета. Количество таких грантов в гуманитарной области существенно ниже, чем в естественнонаучной. Поэтому из-за наличия такого условия, исследователи-гуманитарии не могли принимать участие в конкурсе. Е. Г. Чернова высказала мнение, что такое ограничение следует снять, если будет утвержден порядок ранжирования конференций.
См. также: Честность и открытость (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 6); Университету кризис не страшен (ответы 8–9).
Проректор по эксплуатации материально-технической базы СПбГУ Геннадий Сергеевич Васильев обратил внимание собравшихся на тот факт, что после продолжительного обсуждения разработаны алгоритмы действий и правил, по которым организаторы конференций могут получить от хозяйственных служб ту или иную помощь в части подготовки помещений, предоставления автотранспорта, организации банкетов, фуршетов или поселения участников конференции в общежитиях. Эти алгоритмы и правила размещены на сайте СПбГУ в разделе «Сотруднику». Проректор попросил ознакомиться с ними и высказать свои предложения по их корректировке. Если в адрес проректора не поступит никаких замечаний, то течение месяца эти правила и алгоритмы действий будут утверждены и станут обязательными в Университете.
Новый порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное
19 июля 2013 года в Минюсте РФ был зарегистрирован приказ министра образования и науки, в котором утвержден новый порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное. По заключению юристов СПбГУ, приказы Министерства образования и науки РФ в части реализации государственной политики в области образования являются обязательными к исполнению в Университете даже несмотря на то, что СПбГУ подчиняется напрямую Правительству РФ. И. о. проректора по учебной работе А. В. Бабич сообщил, что до сих пор перевод студентов с коммерческого на бюджетное обучение в Университете осуществлялся в соответствии с порядком, закрепленном в п. 50 Устава СПбГУ. В соответствии с ним, правом перевода обладали студенты, сдавшие две последние сессии на «хорошо» и «отлично». В случае, если остаются вакантные бюджетные места, то претендовать на перевод могут и обучающиеся, имеющие одну оценку «удовлетворительно» в двух последних аттестациях (если у них ухудшилось материальное положение).
Теперь в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ, право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из следующих условий:
- сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично»
- отнесения к следующим категориям граждан:
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- граждан в возрасте до двадцати лет, имеющих только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации
- утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя)
Решение о переводе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией с учетом мнения представителя студенческого совета образовательной организации. И. А. Горлинский отметил, что такая практика применяется в Университете уже давно.
А. В. Бабич уточнил, что в соответствии с приказом Минобрнауки, при наличии двух и более кандидатов одной очереди на одно вакантное бюджетное место приоритет отдается:
- в первую очередь — обучающимся, имеющим более высокие результаты по итогам промежуточной аттестации двух семестров, предшествующих подаче заявления о переходе с платного обучения на бесплатное
- во вторую очередь — обучающимся, имеющим особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации
И. А. Горлинский подчеркнул, что приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» вступает в силу с 1 сентября 2013 года. В связи с этим Комиссия по переводам и восстановления, которая будет работать в СПбГУ до 1 сентября, будет использовать ныне действующие в Университете нормы.
Поручение о внесении соответствующих изменений в нормативные документы СПбГУ уже даны и будут осуществлены в ближайшее время.
Стоимость обучения в СПбГУ
Е. Г. Чернова проинформировала о том, что Отделом экономического анализа по нормативам, утвержденным Министерством образования и науки РФ на сегодняшний день, рассчитана нормативная стоимость обучения по основным образовательным программам. Нормативную стоимость обучения сравнили с действующей стоимостью обучения в СПбГУ. Анализ показал, что практически по всем образовательным программам нормативная стоимость почти в 1,5–2 раза превышает ту цену, по который сегодня Университет оказывает образовательные услуги. Это означает, что в ближайшее время придется принимать решения: либо повышать стоимость обучения до норматива (составив дорожную карту такого повышения), либо принять решение о нецелесообразности коммерческого обучения на тех или иных образовательных программах. Такое решение вынужденное. Оно связано с тем, что при переходе на нормативно-душевое финансирование (что с 2014 года станет абсолютной юридической нормой) не приведение в соответствие показателей нормативов и действующих цен в вузе будет рассматриваться как нарушение законодательства и нецелевое использование бюджетных средств.