Материалы ректорского совещания
О мероприятиях, посвященных восьмидесятой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
27 января Санкт‑Петербургский университет вместе со всей страной отметил восьмидесятую годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Накануне студенты и сотрудники СПбГУ собрались на митинг у стелы «В бессмертие ушедшим», чтобы почтить память универсантов, жителей и защитников Ленинграда. Первый проректор СПбГУ Елена Григорьевна Чернова отметила, что день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады является для Ленинграда и Санкт‑Петербурга вторым Днем Победы. Ленинградцы и универсанты сохранили город, несмотря на тот ужас, который им довелось пережить в первую блокадную зиму, их подвиг стал одной из самых трагических страниц в истории страны. К началу Великой Отечественной войны в ЛГУ насчитывалось порядка десяти тысяч сотрудников и студентов, более 2500 из них ушли добровольцами на фронт. Остальные остались в Ленинграде и принимали участие в обороне города: копали окопы, работали в госпиталях и читали лекции для раненых, обучали ленинградцев оказывать медицинскую помощь. В здании исторического факультета был развернут госпиталь. В первые дни войны Университет организовал на своей территории курсы по подготовке медицинских сестер. После прохождения 400‑часовой программы 160 специалистов были выпущены уже к ноябрю. В госпиталях Ленинграда в первые месяцы войны в качестве гематологов, сестер и дружинниц работали 250 женщин из числа профессоров Университета, преподавателей и научных работников.
Первые эшелоны с сотрудниками разных факультетов и небольшой частью оборудования были эвакуированы в Елабугу в августе 1941 года. В Саратов Университет уехал в конце февраля — марте 1942 года. Таким образом, научный и образовательный процессы продолжались. Ректор Александр Алексеевич Вознесенский издал указ о консервации Университета. 130 человек остались на работе в блокадном Ленинграде и, по сути, сохранили Университет. Они сберегли все книжные, научные коллекции и оборудование, которое не успели эвакуировать.
Подвиг тех, кто ушел на фронт, кто не вернулся, подвиг универсантов, которые пережили блокаду и отстояли Ленинград, боролись за свободу нашей Родины и смогли ее сохранить, должен навсегда остаться в сердцах их потомков. Участники митинга почтили минутой молчания память тех, кто погиб на фронте, на оккупированных землях, в осажденном Ленинграде, в концентрационных лагерях. Возложение цветов к монументу «Универсантам 1941‑1945» и к памятным доскам, установленным в честь универсантов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 26 января состоялось и в Петергофе.
Торжественные мероприятия в честь памятной даты проходили в СПбГУ на протяжении всей недели. Волонтеры доставили подарки универсантам — ветеранам и жителям блокадного Ленинграда, а в Доме юриста состоялся концерт, организованный при участии регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области, для ветеранов‑юристов.
В рамках всероссийской патриотической просветительской акции «Трамвай памяти», которая в Петербурге организована региональным отделением и филиалом Российского общества «Знание» совместно с предприятием «Горэлектротранс», профессор СПбГУ Александр Большев (кафедра истории русской литературы) рассказал о том, как отображены в произведениях писателей блокадные реалии, как блокада Ленинграда отразилась в дневниковых записях и воспоминаниях современников. Местом проведения этой лекции стал ретротрамвай ЛМ‑33 («американка»), который в блокадные дни помогал жителям перемещаться по осажденному городу.
Инициативу регионального отделения Российского общества «Знание» по Санкт‑Петербургу и Университета поддержали активисты общества «Знание» в Краснодарском крае, Северной Осетии‑Алании, Омской, Ульяновской и Свердловской областях, таким образом патриотическая просветительская акция «Трамвай памяти» стала всероссийской. Ученые СПбГУ — лекторы Российского общества «Знание» в эти дни прочитали на различных площадках Петербурга открытые лекции о работе городского транспорта во время войны и блокады, рассказали о малоизвестных фактах, связанных с изучением этого трагического периода в истории нашей страны, о современных музейных и театральных проектах, основанных на личных историях переживших блокаду деятелей литературы и искусства.
К восьмидесятой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады был выпущен специальный номер журнала «Санкт‑Петербургский университет». В Научной библиотеке имени М. Горького СПбГУ открылась выставка «Даты на книжных формулярах рассказывают...», на которой представлены книги из фонда отраслевого отдела по направлению «Филология», воспоминания студенток военного времени и материалы газеты «Ленинградский университет».
Ректор СПбГУ, член‑корреспондент РАН Николай Михайлович Кропачев 27 января принял участие в городских мероприятиях, посвященных восьмидесятой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
О международной деятельности
Как сообщил проректор по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, недавно были проведены следующие мероприятия.
Научно-практическая конференция в рамках семьдесят четвертой годовщины установления российско-вьетнамских дипломатических отношений
23 января в Санкт-Петербургском государственном университете совместно с комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга проведена ежегодная научно-практическая конференция, посвященная 74-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30 января 1950 года — 30 января 2024 года). На мероприятии обсуждались идеологические ценности Хо Ши Мина, современное состояние российско-вьетнамских отношений, развитие сотрудничества двух стран, а также вопросы преподавания русского языка во Вьетнаме.
Участие представителей СПбГУ в V форуме Ассоциации вузов России и Беларуси
24 января в Москве состоялся V форум Ассоциации вузов России и Беларуси. В ходе мероприятия проректор по международной деятельности С. В. Андрюшин провел переговоры с ректором Международного университета «МИТСО» (Республика Беларусь) Владимиром Михайловичем Поздняковым, в рамках которых обсуждены подходы к организации работы Белорусско-российского центра современных образовательных технологий, а также подготовка церемонии открытия центра. Подписан договор «О реализации проекта "Белорусско-российский центр современных образовательных технологий"».
О реализации программы СПбГУ «Менделеев» в 2023 году
Санкт-Петербургский государственный университет в целях повышения конкурентоспособности высшего образования и расширения вклада СПбГУ в достижение результатов, определенных национальными приоритетами технологического и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, с 2020 года реализует программу — научно-образовательный кластер «Менделеев». Информация о структуре программы, принципах функционирования кластера представлялась проректором по научной работе Сергеем Владимировичем Микушевым на ректорском совещании, проректором по стратегическому развитию и партнерству Анастасией Сергеевной Ярмош — на заседаниях ученых советов учебно-научных подразделений Университета.
Как рассказала проректор по стратегическому развитию и партнерству А. С. Ярмош, в реализации программы в 2023 году произошли изменения. Принято решение о включении в дорожные карты сотрудничества сквозных, объединяющих несколько субъектов мероприятий, имеющих важное значение в рамках федеральной научно-технической и социально-экономической повестки. Примером такой работы является развитие в сетевом формате подходов к организации деятельности карбоновых полигонов. В 2022 году к этой сетевой инициативе СПбГУ присоединились Калининград и Хабаровск. В 2023 году рабочая группа по карбоновым полигонам, деятельность которой координирует проректор по научной работе С. В. Микушев, объединила Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Дальневосточный федеральный университет, Южно-Уральский государственный университет, другие вузы этих регионов.
Развитие программы «Менделеев» в 2023 году также предусматривало интенсификацию работы с предприятиями: их более активное включение в разработку проектов и реализацию дорожных карт. Интерес бизнеса к программе был продемонстрирован в ходе рабочих выездных совещаний с представителями профильных органов исполнительной власти и руководителями предприятий Магаданской области, Республики Карелия, Омской области. Например, в интересах предприятий Омской области в рамках реализации соглашения с регионом и вузом-партнером — Омским государственным техническим университетом в Научном парке СПбГУ в 2023 году проведены исследования новых твердосплавных материалов. В мае 2023 года в ходе расширенного визита представителей СПбГУ в Омск состоялись встречи с сотрудниками АО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения», АО «Центральное конструкторское бюро автоматики», АО «Омский завод транспортного машиностроения» и другими. Возможности реализации разработок и выпуска новой продукции с участием в технологических цепочках коллективов Университета вызвали большой интерес у коллег.
Задача по оказанию субъектам Российской Федерации содействия в социально-экономическом и промышленном развитии легла в основу заключенных в рамках ПМЭФ-2023 соглашений с другими регионами. Так, СПбГУ приступил к реализации проектов в интересах Магаданского края, Пермского края, Ярославской области. Готовятся к подписанию в 2024 году договоры с руководством Амурской области, Камчатского края, Республики Дагестан, Сочи, Хабаровского края, Челябинской области.
Продолжается работа с научными и образовательными организациями. Подписаны соглашения с Балтийским федеральным университетом имени И. Канта, Дагестанским государственным университетом, Северо-Осетинским государственным университетом, Сочинским государственным университетом, Тихоокеанским государственным университетом. Прорабатывается вопрос о заключении соглашения с Белгородским государственным технологическим университетом. Ведется работа по обновлению состава мероприятий и актуализации проектов с действующими участниками кластера.
Осенью 2023 года запущено новое направление сотрудничества — организация экспертно-просветительской деятельности в интересах организаций высшей школы. Так, в рамках реализации договора о сотрудничестве совместно с Балтийским федеральным университетом имени И. Канта подготовлен и проведен круглый стол по вопросам контрольно-надзорной деятельности (В СПбГУ обсудили, можно ли снизить количество проверочных мероприятий в сфере высшего образования).
Сегодня научно-образовательный кластер «Менделеев» представлен в 28 субъектах Российской Федерации, работа ведется с более чем 30 образовательными и научными государственными организациями. Запущено 20 основных сетевых образовательных программ и 13 совместных онлайн-курсов, в Научном парке СПбГУ проведено более 200 исследований, реализуются программы научных стажировок для научных сотрудников из Владивостока, Томска и других городов, готовятся совместные с органами исполнительной власти и организациями-партнерами документы стратегического планирования, касающиеся значимых федеральных вопросов, связанных с туризмом, природосберегающими технологиями, миграцией, кадровым обеспечением регионов и др.
В целях информирования как партнеров, так и универсантов о работе в рамках программы запущен соответствующий информационный ресурс. Принято решение о ежегодной подготовке информационно-аналитического материала о результатах работы СПбГУ и партнеров научно-образовательного кластера «Менделеев». Первый выпуск запланирован на весну 2024 года.
Предложения о включении проектов в действующие дорожные карты, а также предложения об организации сотрудничества с новыми партнерами (научно-образовательными учреждениями, предприятиями и др.) необходимо направлять проректору по стратегическому развитию и партнерству А. С. Ярмош (officepartnership@spbu.ru).
Об организации образовательного процесса
За прошедшую неделю первому проректору по учебной работе М. Ю. Лавриковой поступило 26 обращений. Большинство обращений касалось получения различных документов, а также вопросов перевода в СПбГУ. Проведен анализ информации об организации образовательного процесса, представленной руководителями учебно-научных подразделений. Промежуточная аттестация завершена, у большинства студентов программ высшего образования — каникулярное время.
Встречи, посвященные организации образовательного процесса, со студенческим активом: старостами групп, представителями студенческих советов (советов обучающихся), студенческих научных обществ и др. состоялись в Институте наук о Земле, Медицинском институте, Институте философии, Институте химии, на биологическом факультете, физическом факультете, филологическом факультете, экономическом факультете, в колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии.
О результатах опроса аспирантов о качестве подготовки в аспирантуре СПбГУ (2023‑2024 годы)
Центр мониторинга качества образования СПбГУ подвел итоги опроса аспирантов о качестве подготовки в аспирантуре СПбГУ. Опрос проводился в период с 28.11.2023 по 31.12.2023. Цель исследования состояла в изучении мнений аспирантов СПбГУ о поступлении в аспирантуру, подготовке аспирантов к сдаче кандидатских экзаменов и прохождении практики, а также о перспективах защиты кандидатской диссертации и дальнейшего трудоустройства. Участниками опроса выступили аспиранты с первого по четвертый год обучения всех групп специальностей и направлений. Всего в исследовании приняли участие 720 аспирантов (около трети от общего количества аспирантов СПбГУ).
Как рассказала руководитель Центра мониторинга качества образования СПбГУ Майя Михайловна Русакова, привлечение аспирантов к участию в исследовании происходило через рассылку на адреса корпоративной почты аспирантов. Было проведено пять волн рассылки аспирантам первого и второго курсов и четыре волны рассылки аспирантам третьего и четвертого курсов. Также для информирования аспирантов о необходимости участия в опросе были задействованы руководители учебно‑научных подразделений.
Результаты исследования подчеркивают осознанный подход аспирантов к решению о поступлении в аспирантуру и выбору образовательной траектории в целом: наиболее значимыми группами факторов, которые могли повлиять на принятие решения о продолжении обучения в аспирантуре, стали карьерные перспективы после завершения аспирантуры, а также научные возможности и образовательные ресурсы, которые предоставляет аспирантура СПбГУ. Также при поступлении в аспирантуру СПбГУ была отмечена важность высокой квалификации преподавателей. В свою очередь такие факторы как стоимость обучения или отсрочка от армии были оценены как наименее значимые при выборе подготовки в аспирантуре.
Аспиранты отметили улучшение многих навыков и расширение знаний в конкретных областях за период подготовки в аспирантуре СПбГУ. В контексте прогресса за период обучения в аспирантуре были названы усовершенствование и расширение профессиональных знаний и навыков в рамках своей специальности, улучшение общепрофессиональных навыков, повышение качества проведения исследований, улучшение подготовки и оформления научных текстов, повышение уровня преподавательских навыков, расширение полезных связей в профессиональном и научном сообществе и другие.
Процесс обучения в аспирантуре СПбГУ большинством был оценен как эффективный. Высокие оценки удовлетворенности аспирантов были получены как по вопросам организации образовательного процесса в целом, так и при рассмотрении основных учебных дисциплин в аспирантуре («История и философия науки», «Иностранный язык», «Дисциплина по специальности»).
Каждая из дисциплин, по которым предполагается сдача кандидатских экзаменов, по мнению аспирантов, помогает в подготовке к сдаче экзаменов, а также способствует расширению общепрофессиональных знаний. Подготовка в аспирантуре в целом, по мнению аспирантов, в актуальном ее виде в большей степени способствует упрощению «входа» в академическую и научную сферу, но в меньшей степени помогает трудоустройству вне академической сферы.
Большая часть аспирантов участвовала в научно‑исследовательской и педагогической практике в период обучения в аспирантуре СПбГУ. В целом, прохождение практики было оценено высоко. В единичных случаях были упомянуты недостаток информации о сроках, формате отчетности и других организационных аспектах прохождения практики и формальный подход к ее проведению.
Большинство аспирантов на момент участия в исследовании работало с научным руководителем над текстом диссертационного исследования. Многие аспиранты, которые приняли участие в опросе, при поступлении были намерены работать с конкретным научным руководителем, что свидетельствует об осознанном подходе к выбору образовательной траектории в аспирантуре. Большинство аспирантов имело опыт работы со своим научным руководителем ранее, что стало основной причиной выбора для дальнейшей совместной работы над диссертацией.
Большая часть аспирантов определилась с темой диссертационного исследования. Также большинство отметило, что они понимают, как успешно использовать результаты диссертации в дальнейшей работе, и согласны с тем, что тема диссертации соответствует актуальным требованиям рынка труда. Тем не менее многие респонденты не знали или не обладали полной информацией о процессе и порядке формирования диссертационного совета и соблюдения формальных требований к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Большинство отметило, что знакомо лишь с требованиями к количеству и качеству необходимых публикаций для допуска к защите диссертации.
Говоря о карьерных перспективах после выпуска из аспирантуры СПбГУ, в качестве рассматриваемой дальнейшей траектории в большинстве случаев аспиранты указали научно‑исследовательскую и преподавательскую деятельность в вузе или другой образовательной организации.
Большая часть аспирантов, принявших участие в исследовании, отметила, что они планируют защиту диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Многие аспиранты указали на необходимость защиты для прохождения по конкурсу на преподавательскую должность в вуз или другую организацию. Большая часть аспирантов рассматривала для себя возможность построения карьеры в СПбГУ в качестве преподавателя или научного сотрудника. Вместе с тем большинство из них не было знакомо с необходимыми требованиями, предъявляемыми к кандидатам, и не знало, где соответствующая информация представлена, что подчеркивает проблему низкой информированности аспирантов о возможностях дальнейшего трудоустройства в СПбГУ.
Аспиранты также отметили необходимость в дополнительных консультациях по вопросам поиска работы и каналам, в которых размещается соответствующая информация, консультациях с экспертами из конкретных отраслей, а также по вопросам построения карьерного плана и постановки карьерных целей (Результаты опроса).
Об участии внешних специалистов, в том числе иностранных, в работе диссертационных советов СПбГУ
В Университете проанализировали активность участия иностранных специалистов в работе диссертационных советов СПбГУ в 2022–2023 годах. Отмечено, что список стран, ученые из которых принимают участие в работе университетских диссоветов, принципиально не претерпел изменений (включая США, Германию, Швецию, Польшу, Австралию, Литву и другие), число специалистов из этих стран тоже существенно не изменилось. Но заметен тренд к увеличению доли представителей стран ближайшего зарубежья, стран СНГ. Значительно увеличилось число ученых из Беларуси, также выросло количество специалистов из КНР.
Участники совещания говорили о необходимости акцентировать внимание на целях приглашения иностранных ученых к участию в работе диссоветов СПбГУ — для обеспечения высокого качества защит, а также о механизмах контроля соответствия специализации иностранных членов диссоветов тематике обсуждаемых диссертаций.
О предоставлении беспроцентных займов работникам СПбГУ в 2023 году
Правила предоставления беспроцентных займов работникам Санкт-Петербургского государственного университета регулируются двумя локальными нормативными актами — Порядком предоставления беспроцентных займов в качестве меры дополнительной материальной поддержки и стимулирования работников СПбГУ (утвержден Приказом от 12.08.2022 № 8690/1) и Планом мероприятий по вводу в действие Порядка предоставления беспроцентных займов работникам СПбГУ (утвержден Приказом от 08.12.2022 № 13064/1). В соответствии с названными документами распоряжением проректора по организации работы с персоналом В. В. Еремеева от 23.03.2023 № 981/1р сформирована комиссия для рассмотрения и ранжирования (оценки) заявлений о предоставлении беспроцентных займов в качестве меры дополнительной материальной поддержки и стимулирования работников СПбГУ.
Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, в рамках предоставленных полномочий комиссией было принято решение о проведении в 2023 году двух заявительных кампаний: 15.05–15.06 и 15.09–15.10. Одновременно комиссия определила условия предоставления беспроцентных ссуд и установила, что их получателями могут быть научно-педагогические и научные работники, имеющие как минимум трехлетний стаж работы в СПбГУ, отличающиеся высокими профессиональными качествами и демонстрирующие высокие результаты в педагогической и научной деятельности. Такой выбор круга получателей займов был связан с необходимостью всесторонней поддержки талантливых и результативных преподавателей и ученых в рамках решения задач качественного совершенствования состава трудового коллектива, поставленных в Программе развития СПбГУ на 2021–2030 годы. Максимальный размер займа был ограничен миллионом рублей. Заемщик должен вернуть денежные средства в пределах срока действия трудового договора.
Также комиссия исходила из того, что беспроцентные займы должны, помимо прочего, являться одной из мер социальной поддержки сотрудников, поэтому при подведении итогов конкурса преимущество должно отдаваться заявителям, направляющим заемные средства на улучшение жилищных условий, оплату образования детей, возмещение стоимости дорогостоящего лечения самого заявителя или его близких родственников. Особое внимание должно уделяться заявкам, поданным многодетными родителями.
Формулируя условия предоставления беспроцентных займов для первой заявительной кампании, комиссия приняла решение о том, что в качестве категории работников, которым адресована данная форма социальной поддержки, следует рассматривать молодых научно-педагогических работников, отличающихся высокой результативностью в работе. Для получателей денежных средств были определены возрастные ограничения (до 35 лет), а также предусмотрены требования, касающиеся их грантовой активности (получатель в рейтинге грантовой и публикационной активности должен относиться к высшим 30 % как минимум по одной научной специальности).
Информация о возможности подать заявку на получение беспроцентной ссуды в рамках первой заявительной кампании была разослана работникам по адресам корпоративной электронной почты и опубликована на портале СПбГУ.
На рассмотрение комиссии поступило два заявления, оба отклонены: одно по причине несоответствия работника возрастным ограничениям, другое — из-за низких показателей грантовой и публикационной активности претендента.
Изучив итоги первой заявительной кампании, комиссия пришла к выводу о необходимости расширения круга работников, которые могут претендовать на получение ссуд. Из перечня условий предоставления займов исключены возрастные ограничения, изменены рейтинговые показатели грантовой и публикационной активности участников конкурса — с 30 до 50 %. Информация об изменении условий предоставления беспроцентных займов была размещена на информационных ресурсах Университета, разослана работникам по адресам корпоративной электронной почты.
В результате во второй заявительной кампании приняли участие восемь работников. Комиссия пришла к заключению о том, что условия предоставления займов выполнены тремя претендентами. На основании решения комиссии проректором по организации работы с персоналом В. В. Еремеевым издано распоряжение от 15.11.2023 № 4124/1р. С работниками заключены договоры займа.