Материалы приема граждан
По традиции очередной прием граждан в пятницу, 1 июля, прошел в здании Двенадцати коллегий. Обязанности ректора во время приема исполнял проректор И. А. Дементьев. Некоторые из вопросов имеют общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.
Вслед уходящему поезду. Вопрос о поступлении на Факультет военного обучения
Студент 1 курса, обучающийся по программе «Экономика», пришел к ректору решить проблемы, возникшие у него при поступлении в СПбГУ на образовательную программу подготовки офицеров запаса. Он рассказал, что 9 июня прошел военно-врачебную комиссию в Василеостровском райвоенкомате. Две справки (о медицинском освидетельствовании и о профессиональном психологическом отборе) он должен был до 15 июня сдать на Факультет военного обучения — для того чтобы 15 июня пройти тест и получить оценку уровня физической подготовки.
10 июня студент успешно сдал экзамен и поехал в Петергоф сдавать справки. Но когда он добрался до Факультета военного обучения (по его словам, примерно к 15 часам), то никого не застал — оказалось, что там уже закончился рабочий день. Все помещения Факультета военного обучения были закрыты, а на вахте сказали, что с 11 по 13 июня — выходные дни. Студент приехал снова 14 июня, уже в рабочее время (около 12 часов), но на Факультете «какая-то женщина» ему сказала, что все офицеры уехали на военные сборы на месяц (фамилию и должность этой женщины студент не догадался спросить). И справки она принимать у него не будет, хотя он может их оставить — возможно, заберут. Студент решил, что она ни за что не отвечает, и документы оставлять не стал. Он хотел приехать на следующий день, чтобы передать справки на Факультет военного обучения и пройти тест по физподготовке.
Этот тест по расписанию должен был состояться на следующий день, 15 июня, в
Выяснилось также, что посетитель рассказывал о второй «волне» конкурса поступающих на программу подготовки офицеров запаса (так называемом резервном дне). А основной прием прошел еще в апреле, но этот студент о нем не слышал. И узнал совершенно случайно от однокурсников из другого потока, но слишком поздно. В тех группах старосты объявляли о приеме на программу подготовки офицеров запаса, а у них никто не говорил. И на страницу Факультета военного обучения на сайте СПбГУ студент прежде не заглядывал. А когда зашел, то прочитал о том, что есть резервный день.
И. А. Дементьев объяснил студенту, что подготовка офицеров запаса в СПбГУ — это дополнительная образовательная программа. И чтобы участвовать в конкурсе и попасть на эту программу, студент должен был проявить свою инициативу и самостоятельно организовать подачу необходимых документов на конкурс в рамках основного потока в установленные сроки. И тот согласился, что сам пропустил те сроки, потому что вовремя ничего не узнал. Активность он начал проявлять, когда поезд уже почти ушел.
Но есть, заметил И. А. Дементьев, и другая сторона вопроса: информация до студентов не доходит. Возможен сбой в системе — и его надо устранить, чтобы студенты в следующем году не попали в такую же ситуацию.
Студент рассказал о своих дальнейших действиях. Он пошел к начальнику учебной части — заместителю начальника Факультета военного обучения подполковнику В. В. Курочкину. Тот ответил, что может внести студента в список кандидатов, но ему нужны результаты теста физподготовки — а тест проводят сотрудники общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта. Заведующая кафедрой С. Ш. Намозова объяснила, что принять тест она может хоть в тот же день, но студента нет в приказе проректора по учебной работе Е. Г. Бабелюк.
По просьбе И. А. Дементьева студент сформулировал свои желания: сдать справки из райвоенкомата, попасть в списки кандидатов и пройти тест физподготовки — для того чтобы участвовать в конкурсе и попасть на обучение по программе подготовки офицеров запаса. Он обучается по программе бакалавриата, закончил первый курс. И если не попадет на программу подготовки офицеров запаса сейчас, то на будущий год, после второго курса, ему останется учиться в Университете только два года, а срок обучения по программе подготовки офицеров запаса — 2,5 года. Поэтому поступить на программу в следующем году, по его мнению, он не сможет... Студенту объяснили, что это не так: у него остается возможность, окончив бакалавриат, поступить в магистратуру и параллельно продолжать обучение на программе подготовки офицеров запаса.
И. А. Дементьев выяснил у В. И. Короткова, начальника Факультета военного обучения, что процесс зачисления заканчивается 29 июля. Студент получил две справки в райвоенкомате, но вовремя не представил в СПбГУ — ни в основные, ни в резервные сроки. Осталось выяснить, была ли у него возможность сдать необходимые документы и был ли организован 15 июня тест по физподготовке. Если по объективным причинам у студента не было возможности до 15 июня сдать документы и 15 июня пройти тест, то ему будет предоставлена такая возможность. Если же он не прошел тест по субъективным причинам, зависящим от него самого, значит, он сам виноват в случившемся — и сможет участвовать в конкурсе только в следующем году.
Хочу работать с удовольствием. Вопрос о пересмотре результатов экзамена и о переводе преподавателя на неполную ставку
К ректору за помощью обратилась доцент одной из кафедр английского языка. В Университете она работает семь лет. Сначала, по словам посетительницы, заведующая приняла ее на полную ставку старшего преподавателя, в нагрузку которой входила работа на вечерних курсах и преподавание по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». На следующий год ее избрали на должность доцента, и заведующая кафедрой сказала, что у нее остается полная ставка. Доцент вела занятия у студентов первого, второго и третьего курса и вечерние занятия по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
Но ее зарплата (как она увидела из расчетного листка) стала меньше, чем в предыдущем году, когда она работал старшим преподавателем, а педагогическая нагрузка увеличилась. В управлении кадров и бухгалтерии она выяснила, что «оформлена» на 0,75 ставки при нагрузке 20 академических часов в неделю. В управлении кадров лежит договор, подписанный не ее рукой.
Заведующая кафедрой, по словам посетительницы, потребовала, чтобы она доработала на этих условиях до конца учебного года, а со следующего года перевела ее на 0,5 ставки. Заявление о переводе на 0,5 ставки на имя ректора доцент написала под диктовку заведующей. Отношение к ней резко изменилось: заведующая стала разговаривать командным тоном — «не как с коллегой, а как с преступником». Ее перестали предупреждать о заседаниях кафедры по электронной почте (до этого уведомления приходили весь год) — она неоднократно звонила на кафедру, и лаборантки отвечали, что сообщат. Но в результате доцент пропустила два заседания.
В конце весеннего семестра доцент провела экзамен у студентов 3 курса, все стандарты были соблюдены, велась запись на диктофон. Перед этим она окончила курсы повышения квалификации в Центре тестирования СПбГУ, где объяснили, как проводить устную часть экзамена, как оценивать знания студентов на разных уровнях языковой компетенции.
Заведующая кафедрой провела пересмотр оценок за экзамен у нескольких преподавателей — как считает посетительница, из-за того, что студент обжаловал результаты экзамена, который принимала ее коллега в другой группе. Доцент предоставила аудиозапись устных ответов и письменные работы студентов. Но заведующая слушать записи не стала и решила всем студентам поставить более высокие оценки без повторного экзамена (в ее группе у десяти студентов из 11 оценки были пересмотрены: вместо девяти оценок «удовлетворительно» и одной «неудовлетворительно» поставили «хорошо» и «отлично»). Во время процедуры пересмотра оценок заведующая кафедрой обвинила доцента в непрофессионализме и забрала у нее учебно-методические материалы, которые та готовила к публикации.
Теперь ее переводят вести занятия у студентов другой образовательной программы — хотя за два года она разработала несколько пособий для «своих» студентов. Ей нравится преподавать и она (так доцент написала в своем заявлении на имя ректора) делает это с удовольствием: тщательно готовится к каждому занятию, получает положительные отзывы от студентов, публикует статьи и учебные пособия (шесть или семь публикаций за последние пять лет). Но в той обстановке, которую создает заведующая кафедрой, делать это становится все труднее... Недавно ее переизбрали по конкурсу на должность доцента, но заведующая сказала, что с сентября переведет ее на 0,25 ставки.
А посетительница хотела бы работать на полную ставку (лучше со студентами прежней образовательной программы), она не согласна с завышенными оценками при пересмотре экзамена, и еще хочет, чтобы ей вернули ее учебно-методические материалы.
Во время рассказа посетительницы И. А. Дементьев не раз задавал ей уточняющие вопросы, чтобы понять существенные подробности происходящего. А потом объяснил, что и преподаватели, и студенты Университета должны знать свои права и обязанности — как во время приема экзаменов, так и в трудовых отношениях. И есть механизм, позволяющий оценить справедливость тех или иных действий: выставления оценки на экзамене, например. Изложенная ситуация сложная, в ней участвуют несколько человек, и у каждого может быть своя точка зрения. Надо проанализировать все факты, для того чтобы восстановить справедливость, если она была нарушена.
Все верно: ищите спонсора. Вопрос о временном поселении в общежитие СПбГУ студентов-иностранцев из университетов разных стран
Две студентки СПбГУ (одна обучается по программе «Международные отношения» на 2 курсе, другая — по программе «Экономика» на 4 курсе) представили волонтерский проект международной студенческой организации AIESEC. Проект Open Art касается обсуждения проблем общества и молодежи, в частности вопросов культуры разных народов и толерантности.
Активисты петербургского отделения AIESEC пригласили в наш город 35 студентов из разных университетов мира (девушки показали список из 26 фамилий, но набор для участия в проекте еще продолжается). Студентки договорились с музеями, книжными магазинами, другими организациями о проведении мероприятий проекта на их площадках. И естественно, встал вопрос о поселении иностранных студентов. С этим вопросом студентки и пришли на прием: можно ли поселить гостей в общежитии Университета?
Обе студентки живут в общежитии и знают, что места летом освобождаются. А те студенты СПбГУ, которые согласны пустить в свои комнаты иностранцев, будут иметь возможность практиковаться в бытовом английском языке, общаясь с гостями. Студенты-иностранцы для участия в проекте приезжают за свои деньги, а принимающая сторона (организация «AIESEC») должна предоставить им жилье. Но поскольку эта организация некоммерческая, то внести обычную плату за проживание в общежитии СПбГУ (250 рублей в сутки) они не могут. Посетительницы предложили «сделать вариант бюджетным», чтобы платить по минимуму, как студенты, которые учатся в Университете на бюджетной основе. А жить иностранцы могут хоть в спальниках на полу...
Проректор И. А. Дементьев объяснил посетительницам, что есть правила поселения в общежития СПбГУ. Как в любой гостинице нельзя спать на своем постельном белье, так и в университетских общежитиях нельзя ночевать в спальниках. Это первое. Второе: бюджетные студенты, обучающиеся в СПбГУ, платят за проживание в общежитии меньше, чем коммерческие, потому что часть денег за них вносит государство. А на каком основании с иностранцев будут брать меньшую плату? Получается, что волонтеры предлагают руководству Университета покрыть дыру в бюджете проекта некоммерческой организации AIESEC.
Но главное: неужели активисты организации AIESEC, пригласив иностранных студентов в гости на шесть недель, не позаботились о жилье? Студентки объяснили: они подавали заявку на грант в комитет по делам молодежи правительства Санкт-Петербурга, но получили отказ. Путь они выбрали правильный, одобрил их действия И. А. Дементьев, — надо продолжать искать спонсоров, а не перекладывать свой вопрос на плечи Университета. Он готов помочь студенткам в работе со спонсорами, но предварительную работу они должны провести сами. Надо определить круг компаний, кому может быть интересен проект. После этого проректор поможет поговорить с руководителями и договориться о спонсорской помощи.
Студентки смогли назвать только музеи, арт-центры, библиотеки, которые сами кормятся от спонсоров. И. А. Дементьев добавил в этот список фонды, которые поддерживают искусство, и... промышленные предприятия.
Студенткам идея понравилась. Они хотели договориться о дальнейшем сотрудничестве организации AIESEC и СПбГУ, но проректор И. А. Дементьев предложил обсуждать не сотрудничество вообще, а реализацию их конкретных проектов.
Не стоит переходить улицу на красный свет. Вопрос о несданном зачете и возможном отчислении
Студент-физик третьего курса пришел на прием вместе с отцом. Студент не сдал комиссии зачет по математической физике и к сессии не допущен. Но он успел сдать один экзамен еще до зачетов, теперь просит о пересдаче зачета и о допуске к сессии, чтобы сдать еще один экзамен. Вместе с заявлением студент принес две медицинских справки о болезни в период зачетной и экзаменационной сессии (до 21 июня). Он уже обращался к декану Физического факультета, но А. С. Чирцов не смог ему помочь.
И. А. Дементьев объяснил студенту правила прохождения промежуточной аттестации в Университете: медицинская справка о временной нетрудоспособности студента является уважительной причиной и основанием для изменения сроков промежуточной аттестации, в том числе сдачи зачета. У студента есть законная возможность: раз заболел, лечись — а зачет сможешь сдать позже. Однако если студент, имея на руках медицинскую справку, пошел сдавать экзамен или зачет, значит, он сам считает себя достаточно здоровым для выполнения этого вида аттестации. В этом случае результат сдачи зачета или экзамена полностью законен. Студент выбрал второй вариант, а значит, тем самым выбрал и последствия своего поступка.
Посетители пытались возразить, говоря о том, что обычно считается, что неявка хуже, чем не сдача. Но эти возражения были неверными. И. А. Дементьев объяснил: вместо того, чтобы пользоваться слухами и мнением лиц, полномочия и ответственность которых невозможно даже установить, необходимо было получить консультацию у работников Учебного управления СПбГУ. Он также привел простую аналогию: все знают, что на зеленый свет переходить улицу можно, а на красный — нельзя. Но некоторые идут и на красный. Все зависит от выбора каждого конкретного пешехода. Но если он пошел на красный свет, то он сам отвечает за последствия: может избежать ДТП, а может и под колеса машины попасть.
Таким образом, отрицательные результаты зачета по матфизике (при пересдаче аттестационной комиссии) по правилам СПбГУ отменены быть не могут. Студент будет отчислен из Университета, но может быть восстановлен в следующем году. Правила для всех одинаковы, и даже руководитель Университета не вправе делать исключения.
В разговор включился отец студента, говоря о том, что сын осознал свою ошибку, «зря пошел на красный свет», но он просит его не отчислять, чтобы не призвали в армию. Сын по-другому воспринял ответ проректора и успокоил отца, сказав: если призовут, то он пойдет служить.
См. Материалы приема граждан от 17.06.2011; Материалы приема граждан от 24.06.2011
И. А. Дементьев поддержал его, заметив, что у граждан мужского пола есть конституционная обязанность служить в рядах Вооруженных Сил, но студенты очной формы обучения получают право на отсрочку. Не стоит уклоняться от исполнения своего долга, и он лично не будет защищать того, кто нарушает закон и стремится «откосить» от армии. Но если студент прав, а его незаконно пытаются призвать, то Университет встает на защиту его прав... Каждый поступок вызывает последствия, и надо научиться мужественно их принимать, приобретая жизненный опыт.
На приеме граждан ректором присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).
Статистика
1 июля на прием пришли семь человек: студенты (5), аспиранты (0), профессора и преподаватели (1), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (1). Рассматривались пять вопросов, в том числе по темам: образование (0), наука (0), студенческая жизнь (учеба (3), досуг (0), другие (1)), хозяйство, быт (0), отношения в коллективе (1), прочие (0). Прием начался в 16:33, закончился в 20:27.