Материалы приема граждан
По традиции, во вторник, 3 апреля, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев провел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Некоторые из вопросов имеют и общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.
Последняя надежда: вопрос об оплате дорогостоящей операции для студентки
За помощью к ректору пришли мать и бабушка, сотрудники Университета. Их дочь и внучка, студентка-второкурсница Университета, тяжело больна. Деформация позвоночника была обнаружена в 8 лет, в 2003 году (еще в начальной школе) ее признали инвалидом. Сейчас помогает специальный пластиковый корсет — благодаря ему девушка живет. Но болезнь прогрессирует. Ее осматривал главный хирург Санкт-Петербурга: срочно нужна операция. Нашли профильную клинику в Германии, в Гамбурге. Но операция стоит 50 тыс. евро. Поэтому на свой визит к ректору посетительницы возлагали, как сами признались, последнюю надежду.
Мать рассказала, что дочь выросла деловая и волевая, учится с удовольствием. Сессию сдала отлично, сейчас пишет сразу четыре курсовых работы. Семья обращалась в правительство города — там выделили материальную помощь в размере 50 тыс. рублей. Хватило только на то, чтобы расплатиться с долгами, которые накопились за время постоянного лечения дочери.
Н. М. Кропачев рассказал посетительницам, что в те годы, когда он был деканом Юридического факультета, к нему тоже обращались за помощью — в том числе и для оплаты медицинской операции или для покупки квартиры. В коллективе юристов существовала понятная всем схема таких расходов: в начале года приказом декана устанавливался фонд материальной помощи, предложения же по расходованию этих средств принимала комиссия из авторитетных профессоров, мнению которых все доверяли. Когда в Университете будет фонд материальной помощи, тогда такие вопросы решать будет проще. А сейчас есть эндаумент-фонд, который, например, с осени 2011 года начал оплачивать обучение детей преподавателей СПбГУ, но пока только первокурсников. Университетский эндаумент-фонд не очень велик, но главное, что на подобные цели средства этого фонда не могут расходоваться.
Николай Михайлович уверил посетительниц, что будет искать решение этой проблемы и навскидку предложил несколько вариантов. Один из этих вариантов уже реализуется.
Оценки — за знания. Вопрос об обучении студентов-целевиков
Говорят, что студенты, которые поступают в Университет по договору о целевом обучении, учатся хуже других студентов. Они хуже сдают экзамены, чаще отчисляются. Об этом ректору рассказала мать одной из студенток 4 курса Юридического факультета. Девушка учится в СПбГУ по договору с одной из южных республик России. Мама недовольна тем, что ее дочь в летнюю сессию трижды получала неудовлетворительные оценки, пытаясь сдать один из зачетов, и была вынуждена перейти на коммерческое отделение. Мать удивляется, как студентка, которая, по ее мнению, добросовестно работала на лекциях и семинарах, могла не получить зачет. Правда, она же признается, что сама дочь-студентка считает эту ситуацию нормальной: на Юридическом факультете СПбГУ учиться очень трудно.
В своем «праведном» гневе мать студентки обращалась в министерство образования своей республики, к президенту, в правительство, ездила и в Москву, жалуясь на «несправедливое», по ее мнению, отношение в СПбГУ ко всем студентам-целевикам. Она показала ректору свои жалобы: в них написано о коррумпированности преподавателей Университета, которая выражается в том, что они умышленно занижают оценки студентам, приехавшим из этой республики, с целью отчисления таких студентов и освобождения бюджетных мест при сохранении бюджетного финансирования, и о том, что она не могла встретиться с ректором в течение четырех лет. Н. М. Кропачев очень удивился в ответ на ее обвинения и сказал, что ему известно только об одном ее визите: когда она пришла к ректору в неприемные часы, ей, естественно, отказали.
Поскольку никаких конкретных фактов посетительница не привела, то ситуацию в целом обсуждать было нецелесообразно, поэтому ректор предложил обсудить успехи ее дочери, возможные проблемы с обучением. Но посетительницу волновало предвзятое, по ее мнению, отношение ко всем студентам-целевикам. Н. М. Кропачев объяснил ей, что в СПбГУ оценки на экзаменах и зачетах преподаватели ставят за знания, независимо от того, как абитуриент попал в число студентов — по договору о целевом обучении, по результатам олимпиад или по конкурсу ЕГЭ. И если студент учится плохо, то он «вылетит» из Университета в два счета. Причем «вылетают» не только целевики, но и дети преподавателей! И многие дети преподавателей не могут поступить на бюджетные места, а идут на платные. А их «коррумпированные», как утверждает посетительница, родители-преподаватели ничего не могут сделать. Потому что правила едины для всех. Оценки — за знания.
В том факте, что ее дочь перевели на коммерческое отделение, посетительница усмотрела «коварную» цель. Она была убеждена, что Университету выгодно брать целевиков на бюджетные места, а затем переводить их на платные. Ректор объяснил ей, что так было несколько лет назад, но уже не первый год Университет не получает за это ни копейки. И это хорошо. Количество целевых мест не увеличивает бюджетное финансирование. Цифры бюджетного финансирования СПбГУ утверждаются Правительством РФ еще в декабре, эта сумма идет отдельной строкой в Законе о бюджете РФ. И только через полгода после этого, в мае-июне следующего года, приходит документ из министерства образования и науки РФ, где Университету предлагают принять студентов из республик и регионов РФ для целевого обучения — в счет тех бюджетных мест, которые уже были выделены и обозначены как контрольные цифры приема в СПбГУ (именно «в счет», а не сверх и не за дополнительную плату). Количество бюджетных мест от этого не увеличивается, финансирование не возрастает. А кандидатуры студентов-целевиков выбирают в регионах, и Университет никак не может влиять на эти решения, поскольку прием осуществляется по результатам ЕГЭ. Но даже в том случае, если в вузе прием на эту образовательную программу проводится с учетом прохождения дополнительного вступительного испытания, в конкурсе участвуют только те абитуриенты, которые имеют направление от руководства этой республики.
Посетительница была очень удивлена этими фактами. Но сказала, что будет добиваться, чтобы министерство образования и науки РФ приняло специальный документ, который бы предусматривал дополнительные права студентов-целевиков. Н. М. Кропачев ответил, что он против таких привилегий, потому что они будут нарушать конституционные права других студентов. Льготами могут пользоваться инвалиды и лица с ограниченными возможностями, а целевики — это обычные студенты. И их знания оцениваются, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания, национальности и региона, где они родились. И, видимо, дочь посетительницы прекрасно видит это равное отношение ко всем студентам и не возражает против своих оценок. Наверное, понимает, что получает их заслуженно.
Н. М. Кропачев предложил посетительнице вариант решения тех проблем, которые она считает важными. Раз ей не нравится организация учебного процесса в Университете, не нравится качество обучения и существующие правила, она может посоветовать дочери забрать документы и идти учиться в любой другой вуз, чьи правила будут ее устраивать. Но посетительница ответила, что дочери-то нравится здесь учиться! И что мать пошла на прием к ректору, даже не сообщив дочери об этом. Посетительница рассказала, что те бывшие студенты из республики, которые недоучились в СПбГУ, пошли в другие вузы: например, в Академию государственной службы или в столичный университет в той республике. И учатся там на «отлично». Один из них прямо говорит, что он после обучения в СПбГУ знает больше, чем преподаватели этих вузов. Но оставшиеся в СПбГУ однокурсники, которые формально учатся хуже их, смеются над ними и обзывают двоечниками. А им это очень обидно, обидно и родителям этих студентов-двоечников. При этом, как сказала посетительница, «понты в нашей республике имеют большое значение». Хотя, призналась посетительница, тех знаний, которые ребята получили в СПбГУ, им хватает для прекрасной учебы в любом вузе.
Николай Михайлович рассказал об одном студенте, который учился на Юридическом факультет СПбГУ на «тройки». А его отец пошел получать второе высшее образование, тоже юридическое, в Северо-Западную академию госслужбы и учился там на «отлично». И вот как-то раз сын-студент решил обсудить некоторые вопросы гражданского права с отцом. И легко посадил того в лужу, доказав, что отец плохо разбирается в правовых вопросах — и со своей «пятеркой» не смог бы на юрфаке СПбГУ сдать даже вступительный экзамен. Так что, заключил ректор, дочка сделала правильный выбор — она хочет стать настоящим юристом. На что посетительница ответила, что ректор «не учитывает их местные понты...»
Подводя итог разговора, Николай Михайлович посоветовал матери найти общий язык с дочерью. Возможно, студентка, которая не требует для себя привилегий и особого статуса, а просто добросовестно учится, сможет объяснить матери «что понты не так и важны» (Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4-6, 8).
Учиться жить мирно: вопрос об открытии надконфессионального теологического факультета
В прошлый раз протоиерей Кирилл Копейкин, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ, член Ученого совета СПбГУ, приходил на прием к ректору с предложением создать в структуре СПбГУ межконфессиональный теологический факультет. Он рассказал, что эта идея активно обсуждается в Университете и за его пределами. После того, как материалы приема граждан ректором были опубликованы на сайте СПбГУ, отец Кирилл успел услышать весь спектр мнений: от «Зачем это нужно?..» до «Давно пора!..» Есть и горячие сторонники, и убежденные противники создания такого факультета в Университете.
В коллективе факультета искусств СПбГУ отношение к созданию теологического факультета положительное. Отец Кирилл принес текст решения Ученого совета Факультета искусств — с предложением рассмотреть в установленном в Университете порядке вопрос об открытии в СПбГУ основной образовательной программы по направлению 033400 «Теология» и вопрос о создания в СПбГУ теологического факультета, где изучение разных религий происходило бы в общем пространстве культуры в духе взаимного уважения и терпимости. Заседание состоялось 29 марта, и все 14 присутствовавших членов Ученого совета проголосовали «за».
Кроме того, принято решение в мае-июне провести в Университете круглый стол «Теологическое образование в классическом университете». Для участия в круглом столе планируется пригласить университетских ведущих специалистов в разных аспектах теологии и религиоведения, а также внешних экспертов — представителей различных конфессий. И ректор, и священник в беседе подчеркивали надкофессиональность будущей теологической образовательной программы. В современном обществе немало конфликтов возникает на почве религиозных разногласий. И создание среды, где студенты, изучающие теологию и имеющие разные взгляды, могли бы вместе учиться и жить, поможет им лучше понимать друг друга, будет способствовать созданию атмосферы мирного сосуществования людей с разными мировоззрениями.
Н. М. Кропачев объяснил, что процесс создания факультета в Университете проходит в несколько этапов. Предложение инициаторов вначале будет всесторонне изучаться специальной комиссией, которую создаёт ректор. Комиссия рассмотрит концепцию теологической образовательной программы, учебные планы. Затем вопрос обсуждается комиссиями Ученого совета СПбГУ (учебной, научной, правовой и др.), слушается на заседании Ученого совета СПбГУ. Когда будет разработана образовательная программа, подготовлены учебные планы, объявлен и проведен прием студентов — только после этого может быть принято решение о создании теологического факультета (Материалы приема граждан от 11.03.2012, п. 2).
Как успеть? Вопрос об участии в конкурсе на стипендии Президента РФ для обучения за рубежом
В январе Министерство образования и науки РФ объявило о проведении Всероссийского открытого конкурса на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2012/2013 учебном году (Материалы ректорского совещания от 30.01.2012, п. 7). Для каждого из 40 студентов и 60 аспирантов из вузов России выделяются в среднем от 20 до 24 тыс. долларов США на десять месяцев. Но сроки подачи документов очень сжатые: заявки принимаются до 15 апреля. Мать студентки, которая обучается в магистратуре Факультета международных отношений СПбГУ, пришла на прием к ректору и рассказала, что ее дочь еще осенью подала документы в Лондонскую школу экономики и политических наук, но ответ получила только на днях. Девушка хочет участвовать в этом конкурсе на получение стипендий Президента РФ. Как считает мать, студентка подходит по всем требованиям к участникам конкурса. Декан Факультета готова ее представить, но есть проблемы организационного характера.
Как выяснилось, для участия в конкурсе нужно подать 13 документов, в том числе рекомендацию ученого совета вуза (п. 5.2). И подать до 15 апреля! А заседание Ученого совета СПбГУ, сообщил ректор посетительнице, состоялось 26 марта и следующее будет только в конце апреля. Как успеть попасть в уходящий поезд?
Н. М. Кропачев предложил два варианта решения вопроса. Первый: провести заочное голосование членов Ученого совета СПбГУ по этому вопросу. Такого в Университете за всю трехвековую историю никогда не проводилось. Поэтому ректор поручил проработать вопрос Ю. В. Пенову, начальнику юридического управления, Л. П. Громовой, ученому секретарю Университета, и В. П. Журавлеву, начальнику ГУАТОиД: понять, возможно ли это, и как это осуществить. Второй вариант: собрать Ученый совет Факультета международных отношений и принять рекомендацию там. А в отборочную комиссию конкурса, кроме рекомендации Ученого совета Факультета, подать еще пояснительную записку ректора СПбГУ, где изложить причины такого решения.
Николай Михайлович позвонил декану Факультета международных отношений И. Н. Новиковой и рассказал о возможных вариантах решения вопроса. Он попросил Ирину Николаевну подготовить все необходимые документы (письмо-представление вуза с краткой характеристикой научной деятельности претендента; копии документов, подтверждающих научные успехи претендента; список научных работ и публикаций; полную биографическую справку; обоснование целесообразности обучения за рубежом по заявленной тематике; справку кафедры иностранных языков о степени владения иностранным языком претендента; письменное согласие принимающей организации о приеме на обучение или стажировку; смету расходов и др.). Читая документ о конкурсе из министерства образования и науки, Н. М. Кропачев перечислил декану, кто должен подготовить, подписать и заверить каждый из этих документов. Посоветовал, кроме рекомендации российского ученого, представить в отборочную комиссию рекомендацию и зарубежного ученого — это повысит шансы нашей претендентки. И. Н. Новикова подчеркнула, что обучение студентки СПбГУ в таком престижном британском вузе, как Лондонская школа экономики и политических наук, важно для Университета — и она сделает всё необходимое, чтобы эта магистрантка смогла участвовать в конкурсе.
Н. М. Кропачев также поручил А. А. Соловьеву, начальнику секретариата ректора, проработать организационный вопрос. На опыте решения этой проблемы выработать общие и понятные всем правила — для того чтобы все студенты Университета и их родители знали из информации на сайте Университета, как такие вопросы решаются в СПбГУ: какие документы готовит декан, проректор по учебной работе, проректор по направлениям, секретариат ректора. В том числе и для того чтобы сын посетительницы (который, как оказалось, сейчас заканчивает школу и готовится поступать в Университет, вслед за сестрой) знал, что, когда и как следует делать, — если он, став студентом, захочет участвовать в подобном конкурсе.
Кроме того, ректор поручил проректору И. А. Дементьеву и ученому секретарю Университета Л. П. Громовой подготовить и доложить на деканском совещании 9 апреля вопрос об организации в Университете выдвижения на премии, стипендии и т. п. (Материалы ректорского совещания от 09.04.2012, п. 11). Поскольку конкурсы на стипендии , гранты и т. п. (Президента РФ, Правительства РФ, правительства Санкт-Петербурга, правительства Ленинградской области и т. д.) проводятся регулярно и, как правило, в одно и тоже время, необходимо соответствующим образом планировать работу ученых советов факультетов и Ученого совета Университета.
Решение вопроса
5 и 9 апреля декан Факультета международных отношений И. Н. Новикова направила ректору докладные записки, в которых сообщила, что по поручению ректора проведена следующая работа по подготовке документов студентки 1 курса магистратуры Факультета международных отношений для участия в конкурсе на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом:
- подготовлено личное заявление студентки на имя ректора
- подготовлена биографическая справка
- оказана помощь в подготовке сметы расходов на пребывание за рубежом
- оказано содействие в получении справки об уровне владения иностранным языком
- подготовлено два рекомендательных письма двух российских учёных
- подготовлено рекомендательное письмо зарубежного ученого: Кари Лиухто, Университет Турку (Финляндия)
- подготовлен проект письма-представления ректора с краткой характеристикой научной деятельности претендента за период его обучения в вузе (проект отправлен в приемную ректора 9 апреля 2012 года)
- подготовлены копии документов, подтверждающих научные успехи студентки
- написано обоснование (на русском языке и английском языке) целесообразности обучения студентки в Лондонской школе экономики и политических наук
- сделаны копия диплома и выписка из зачетной ведомости за весь период обучения студентки в магистратуре
- сделаны копия сертификата IELTS, подтверждающий знание английского языка
- подготовлена медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая возможность обучения студентки за рубежом
- получено письменное согласие принимающей организации (Лондонской школы экономики и политических наук) о приеме на обучение
Заседание Учёного совета Факультета международных отношений назначено на 10 апреля. А к 11 апреля будет подготовлен весь комплект документов. Банковские реквизиты принимающей организации для перевода финансовых средств запаздывают в связи с пасхальными каникулами в Европе
Определить, кто же прав: вопрос о неудовлетворительной сдаче экзамена и возможном отчислении
Экзамен по функциональному анализу студент 3 курса Математико-механического факультета сдал комиссии 15 марта, в третий раз получил оценку «неудовлетворительно» и был представлен к отчислению. В понедельник 2 апреля он был на приеме у проректора по учебной работе Е. Г. Бабелюк, которая показала ему объяснительные записки преподавателей, членов аттестационной комиссии. Е. Г. Бабелюк выдала ему копию своего приказа о его отчислении. Но, по мнению студента, в объяснениях преподавателей изложена искаженная, неверная картина экзамена.
Для доказательства правоты студент показал ректору ксерокопию своих записей на экзамене. Там приведены ответы на вопросы, на которые он, якобы, не ответил, если верить объяснениям преподавателей. На Факультете копию его записей, как он рассказывает, ему сначала не хотели давать — и дали только после того как студент обратился к начальнику учебного отдела. Студент попросил ректора разобраться в ситуации и принять справедливое решение.
Н. М. Кропачев спросил студента, что бы он сам сделал, будь он на месте ректора. Вот приходит к нему студент, не сдавший экзамен, и преподаватели, которые этот экзамен принимали и поставили «неуд», — и обе стороны доказывают свою правоту. Как определить, кто из них прав? Студент ответил, что проблема сложная, ему трудно сходу принять решение, но он бы стал разбираться по справедливости.
Ректор объяснил студенту, что он приостанавливает решение Е. Г. Бабелюк о его отчислении. Ректор поручил проректору по учебной работе еще раз проверить процедуру проведения экзамена, интерпретацию фактов преподавателями и студентом, и подготовить проект ответа заявителю. После этого анализа ситуации, который даст Е. Г. Бабелюк, и будет принято решение (Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 4, Сделать из хорошего – отличный, ответ 1).
На приеме граждан ректором присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).
Статистика
3 апреля на прием пришли девять человек: студенты (2), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (3), сотрудники (1), не работающие в СПбГУ (3). Рассматривались восемь вопросов, в том числе по темам: образование (1), наука (0), студенческая жизнь (учеба (4), досуг (0), поселение (0), другие (0)), жилье, хозяйство, быт (1), трудовые отношения (1), отношения в коллективе (0), Университет и мир (1), прочие (0). Прием начался в 16:38, закончился в 19:34.