Итоги заседания Ученого совета СПбГУ

от 25.03.2019

На заседании Ученого совета СПбГУ 25 марта состоялись выборы заведующих кафедрами, рассмотрен вопрос о присвоении ученых званий, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. С научным докладом «Д. И. Менделеев как экономист. К 185-летию со дня рождения» выступил почетный профессор СПбГУ Г. Г. Богомазов.

По предложению первого проректора Е. Г. Черновой, ведущей заседание, члены Ученого совета почтили минутой молчания память о почетном профессоре СПбГУ, докторе физико-математических наук, заслуженном деятеле науки РФ В. С. Новоселове.

Поздравления

Первый проректор Е. Г. Чернова вручила благодарность Президента РФ почетному профессору Университета, доктору юридических наук Д. И. Луковской — за многолетний и добросовестный труд по подготовке высококвалифицированных специалистов, разработке учебно-методических материалов и выполнению научно-исследовательских работ в области юриспруденции в Санкт-Петербургском государственном университете.

Выдвижение на соискание премии

Председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе И. А. Балова сообщила, что были поданы четыре заявки от авторских коллективов научно-педагогических работников СПбГУ для участия в конкурсе на соискание премии правительства Российской Федерации 2019 года в области образования. Комиссия рассмотрела эти заявки 20 марта и приняла решение рекомендовать Ученому совету СПбГУ одну из них.

Члены Ученого совета на соискание премии правительства Российской Федерации 2019 года в области образования выдвинули (67 «за», 18 «против», пять бюллетеней оказались недействительными) работу «Создание учебных изданий по грамматике арабского языка и их интеграция в систему образования Российской Федерации» (авторы: профессор О. И. Редькин, заведующий кафедрой арабской филологии, и доцент О. А. Берникова).

Выборы

На заседании Ученого совета 25 марта был рассмотрен вопрос о присвоении ученого звания доцента (два), прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего восемь должностей, из них на должность профессора — четыре, доцента — два, главного научного сотрудника — один, младшего научного сотрудника — один) (Протокол НПР).

Как и на предыдущих заседаниях Ученого совета, основные наукометрические данные претендентов на должности научно-педагогических работников были представлены в сравнении с информацией о достижениях ученых, занимающих в рейтингах по отраслям знаний среди российских ученых не далее сотой позиции. Для сравнения использовалось число публикаций за три года в журналах, индексируемых в РИНЦ, Web of Science Core Collection и Scopus, а также минимальные требования к руководителю гранта РНФ в каждой отрасли знаний (Выборы НПР).

Все документы Ученого совета были заранее размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам совета.

Научный доклад

Председатель коллегии почетных профессоров СПбГУ, почетный профессор СПбГУ, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Г. Г. Богомазов выступил с научным докладом «Д. И. Менделеев как экономист. К 185-летию со дня рождения». Он отметил, что выдающийся химик Д. И. Менделеев, отдавший большую часть своей творческой жизни Петербургскому университету, прославил свое имя и в других областях науки и техники: в физике, метрологии, воздухоплавании, метеорологии, приборостроении, геологии. Он занимался проблемами нефтяного хозяйства, мореходства, судостроения, народонаселения, школьного и высшего образования. Кроме того, Д. И. Менделеев был высокопрофессиональным экономистом и принимал активное участие в разработке и реализации многих аспектов государственной социально-экономической политики своего времени.

Труды Д. И. Менделеева-экономиста свидетельствуют о необычайно широком диапазоне его научно-практических интересов, направленных на поиски путей хозяйственного развития России. С этой целью он внимательно изучал общий социально-экономический потенциал страны: ее географические и климатические особенности, земельные ресурсы, размещение изведанных природных богатств, возможные пути сообщения между различными регионами страны. Д. И. Менделеев систематизировал все собранные им данные и представил их в работе «К познанию России». А в книге «Фабрично-заводская промышленность и торговля России» предложил вариант хозяйственного районирования всей территории страны и обозначил перспективы промышленного будущего намеченных им 14 «экономических краев» с привязкой к открытым к тому времени природным ископаемым.

Докладчик исследовал творческое наследие Д. И. Менделеева как экономиста и его вклад в формирование социально-экономической политики России конца XIX — начала XX вв., направленной, прежде всего, на ускоренное развитие национальной промышленности. В докладе показано, что одним из важнейших факторов этого развития Д. И. Менделеев считал политику протекционизма и внес существенный вклад в ее разработку и внедрение в жизнь. При этом профессор Г. Г. Богомазов подчеркнул, что с точки зрения Д. И. Менделеева, протекционизм — это не только ввозные пошлины, хотя они и являются его «внешним явным признаком и главнейшей стороной влияния на промышленность страны». Существуют еще и внутренние условия, без которых таможенные пошлины не только не дадут положительного эффекта, но могут привести к обратному результату. Это — внутренняя конкуренция, свобода предпринимательства и покровительство просвещению.

В докладе были освещены представления Д. И. Менделеева и по ряду других проблем социально-экономического развития страны, не потерявших своей актуальности и в наше время. Это и проблема роста населения, система и ставки налогообложения физических и юридических лиц, проблемы школьного и высшего образования, роль духовности и нравственности в жизни общества.

Развитие национального хозяйства и особенно промышленности Д. И. Менделеев непосредственно связывал, наряду с инициативой и трудолюбием, с достойным уровнем просвещения народа. Он утверждал, что «образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости и опытности» и полагал, что «в начальном и среднем образовании должно преследовать преимущественно развитие личное, а в высшем образовании — общественное и государственное» и потому «высшее просвещение для одного только единоличного удовлетворения, без общественно-государственной деятельности совершенно не удовлетворительно». Поэтому именно на нем ученый сосредоточивал свое основное внимание. Он утверждал, что «истинные цели высшего образования» состоят в том, чтобы, во-первых, обеспечить понимание и возможности дальнейшего поиска истины. Во-вторых, обеспечить умение применять полученные знания в реальной жизни, в практической деятельности будущего специалиста. «В этом соединении абстрактно-бесконечного с конкретною действительностью весь смысл высших учебных заведений», считал великий ученый и педагог.

В заключение докладчик особо отметил такую важную черту творчества Д. И. Менделеева как высокий гуманизм и гражданственность. Это проявлялось, прежде всего, в социальной направленности его исследований и в том, что при решении принципиальных проблем экономической жизни страны во главу угла он ставил задачу роста благосостояния ее народа, стремился своим трудом приблизить его и был уверен в том, что «только любящие отнесутся мягко к существующим недостаткам, только они найдут выход из того, что страху и совести покажется безысходным, только с ними будет высший народный разум». (Презентация).

Доклад был с интересом воспринят членами Ученого совета, профессор Г. Г. Богомазов ответил на их вопросы.

Разное

Материалы к вопросам повестки дня в разделе «Разное» были размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам Ученого совета. Эти вопросы не вызвали дискуссии и были решены единогласно путем открытого голосования.