Перспективный бизнес: как получить миллион?
Прием заявок на участие в конкурсе «Start-up СПбГУ — 2017» идет полным ходом. В этом году команда-победитель получит один миллион рублей на реализацию своего проекта.
О наиболее перспективных с точки зрения ведения бизнеса темах для стартапов рассказал исполнительный директор эндаумент-фонда СПбГУ Евгений Пен.
Евгений Александрович, почему в этом году для участников конкурса обозначен лишь определенный круг тем?
Мы решили, что это поможет участникам определить наиболее перспективные области для разработки проектов, так как в прошлом году было заявлено много не подходящих для стартапов тем. Каждая из областей является стратегически интересной, однако важно понимать, что темы являются скорее рекомендательными.
Стартап в нашем понимании — это соединение науки и бизнеса.
В прошлом же году было предложено очень много тем социального характера: по улучшению университетской столовой или презентации возможностей бесплатно путешествовать по миру.
Как социальные — проекты были достойны внимания, но ни науки, ни бизнеса здесь нет, нет источника монетизации. Уже во время презентаций многие участники понимали, что их темы не совсем подходят для нашего конкурса. В этом году мы стараемся заранее рассказать участникам о необходимой специфике проектов, чтобы создать здоровую, интересную конкуренцию.
Тогда поговорим об этих темах подробнее. Например, почему предложена биомедицина?
Сегодня биомедицина — это стремительно развивающаяся сфера бизнеса, которая очень быстро монетизируется. Перспективные проекты в этой сфере апробируются в течение пары лет, и качественные продукты быстро становятся востребованными, соответственно, начинают приносить прибыль.
Биомедицина напрямую связана с темой «Информатика и медицина».
Это также одна из самых быстроразвивающихся отраслей экономики, показывающая пример удачного симбиоза двух востребованных сфер: компьютеризации и медицины. Но, честно говоря, самая перспективная отрасль на ближайшие несколько лет у нас звучит так: «Искусственный интеллект и виртуальные помощники». Сформированного рынка здесь пока не существует, но даже без подробных экономических выкладок понятно, что через 3–5–10 лет эта тема станет самой востребованной в мире и, соответственно, разработки и проекты в этой области должны инициироваться уже сейчас. Еще одна высокотехнологичная отрасль — сохранение энергии — тоже перспективное направление для наукоемких стартап-проектов. Солнечная и ветряная энергия, электрокары и технологии сохранения энергии — за этим наше будущее.
А «Инновационные методики обучения»?
Это университетская тема. Университет является федеральным учебным заведением, которое в первую очередь должно осуществлять образовательный процесс, а инновационные методики обучения могут стать инструментами для его обеспечения. Поэтому интересные, способные к монетизации проекты мы поддержим с большим удовольствием.
Достаточно экзотично звучит тема «Новые продукты питания»...
Появление новых продуктов питания — здоровых, чистых, возможно создаваемых под конкретные потребности людей, например по медицинским показаниям, — конечно, всегда востребовано. Речь идет скорее о сублимированных продуктах и порошковом питании, а не о том, как вырастить животных на ферме. Спрос на такие продукты большой, а предложений на рынке мало.
Так проекты будут носить социальный характер!
У нас даже отдельная тема есть — «Социальные технологии». Появляется множество новых методик по управлению коллективом, принятию решений, по обучению и воспитанию, превращению людей в успешных коммерсантов и спортсменов путем формирования вокруг них правильной среды. Таким образом, в эту область включаются все методики, основанные на связи коммерческих программ обучения, психологии и социологии.
Импортозамещение сейчас у всех на слуху. Что вы ждете от проектов из области «Новых материалов и импортозамещения»?
В связи с появлением новых рынков требуются и новые материалы. В глобальном масштабе в производствах мы уходим от стали и бетона, у нас появляются композитные материалы, более легкие и прочные. Поэтому интересны варианты разработки новых видов сырья, которое можно производить локально.
Еще одна любопытная тема — «Освоение Арктики».
В ближайшие полтора года будет запущена большая федеральная программа. Поиск инструмента для развития этой сферы был бы очень интересным для команды, Университета и страны в целом.
Неожиданным оказалось увидеть, что в рамках конкурса принимаются проекты, связанные с модой (fashion).
В России существуют проблемы с развитием легкой промышленности, так как механизмы, по которым она устроена, ведут корнями в советское прошлое. Да, у нас имеются небольшие частные производства современной одежды, но есть и гигантские фабрики, на которых работают тысячи людей, до сих пор шьющих одежду по советскому стандарту. В этой сфере нужны люди, которые смогут модернизировать существующие механизмы. Fashion — это новые материалы для обувных подошв, новые виды подушек и тканей, виртуальные примерочные и многое другое. Проекты в сфере технологий для fashion-индустрии могут дать монетизацию уже через 2–3 месяца. Кстати, те, кто успешно пройдет конкурс, представляя проект в этой сфере, смогут поучаствовать в городской неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia!
А что вы можете сказать о технологиях в сфере охраны труда?
Сюда могут включаться проекты по созданию специальной одежды, приспособлений, особой вентиляции или обогревательных систем, архитектуры, мебели, офисов и множество других вариантов обеспечения работников.
Евгений Александрович, какую сферу для проекта выбрали бы вы?
Биомедицина, как мне кажется, самая перспективная область, но я считаю, что во всех сферах можно создать актуальный и быстро реализуемый проект. Есть проекты, которые приносят прибыль сразу, есть те, которые начнут приносить дивиденды через большое количество времени. Биомедицина — среднесрочный проект, освоение Арктики — долгосрочный, идею по новым продуктам питания можно успешно реализовать в течение года.
По опыту прошлого года, какие сферы для создания стартапов чаще всего выбирают студенты?
Примерно треть всех проектов были связаны с созданием мобильных приложений. Также студенты готовили проекты, касающиеся медицины и методик обучения, но большинство из них не носило признаков монетизации.
Дадите пару советов молодым ребятам, которые хотят развивать наукоемкий бизнес?
Главное — это крепкая команда, четкое распределение ролей и вера в успех, несмотря ни на что.
Но помните, если вы прошли отборочный тур, важно показать, что за три месяца работы над идеей вы чего-то достигли, показать результат, причем не только комиссии, но и самим себе.
Презентация должна соответствовать правилам, но быть оригинальной, а для защиты идеи и проекта нужно выбрать хорошего оратора. И, конечно же, важно отправлять всю необходимую информацию вовремя, по опыту скажу, 80 % заявок приходят через полчаса после крайнего срока.