Профессор В. М. Аллахвердов об онлайн-курсах: «Мне хотелось ошеломить слушателя»
На платформах «Открытое образование» и Coursera — представлены 19 онлайн-курсов, подготовленных преподавателями Санкт-Петербургского университета.
Все курсы стартуют в весеннем семестре 2016/17 учебного года: с 15 февраля планируется запуск 10 уникальных онлайн-курсов, с 1 апреля — еще девяти. Курсы охватывают самые разные темы и области знания — от истории России и биоинформатики до ядерной физики и китайского языка.
>30 000
человек уже записались на курсы СПбГУ, созданные на платформах «Открытое образование» и Coursera.
В подготовке онлайн-курсов принимали участие более 60 преподавателей СПбГУ и 23 специалиста (профессиональные режиссеры, операторы, звукорежиссеры), которые обеспечивали методическое сопровождение и съемку каждого курса. В настоящее время идет подготовка к записи еще более 50 онлайн-курсов. Редакция планирует интервью с авторами разных курсов, каждый из которых является авторским, а значит, уникальным.
Один из онлайн-курсов — «Психология сознания» — разрабатывался командой из пяти преподавателей во главе с доктором психологических наук, профессором Виктором Аллахвердовым. Курс имеет вводный характер, его основное содержание представлено в виде законов работы сознания, которые позволяют обобщить накопленный исследователями материал.
В течение десяти недель слушателям будут предложены лекции, демонстрационные материалы, а также задания по пройденному материалу.
Виктор Михайлович, какие задачи вы ставили перед собой при создании онлайн-курса? Почему в качестве темы выбрали именно психологию сознания?
Сознание — самое очевидное и самое загадочное из всего, что есть на свете. Каждый знает, что у него есть сознание, нет желающих жить исключительно в бессознательном состоянии, но при этом ведь никто не знает ни как сознание у него появилось, ни что, собственно, оно делает. Среди ученых споры о сознании идут столетиями. Но обычно курсы для студентов читаются так, будто все давно всё знают. Мне же хотелось ошеломить слушателей отсутствием ответов на самые простые вопросы и показать те варианты решения, которые разрабатывает наша группа. Я уже много лет читаю (и каждый год перерабатываю) авторский курс по психологии сознания в Санкт-Петербургском университете, в качестве приглашенного профессора читал курс под таким названием в МГУ. Мои коллеги и ученики предложили мне именно с него начать делать онлайн-курсы и взялись мне помочь.
На какую аудиторию вы ориентировались в первую очередь?
Мы сделали онлайн-курс по психологии сознания вводным, не требующим специальных знаний. Но мы показываем в курсе, что работа сознания очень логична, потому и рассчитываем на людей с интеллектуальным азартом, любящих парадоксы и способных вдохновиться оригинальными экспериментальными результатами. Нам бы хотелось также заинтересовать слушателей магистратурой по когнитивной психологии, открывающейся в Университете. Ведь там уже в полном объеме можно будет ознакомиться и с экспериментальной, и с теоретической психологией сознания.
На ваш взгляд, отличается ли такая форма от других дистанционных форм обучения — например, от курсов, которые представляют собой запись лекций без контроля обучающихся?
Во-первых, простая запись лекции на видеокамеру так же отличается от записи онлайн-курса, как спектакль на сцене, снятый на камеру, отличается от кинофильма (оптимальный выбор «взгляда» камеры, монтаж, возможность пересъемки и т. п.). Во-вторых, в онлайн-курсе можно не только рассказывать об экспериментах, но и некоторые показать, дать возможность обучающимся самим почувствовать возникающие неожиданные эффекты. В-третьих, мы рассчитываем на бурное обсуждение наших материалов на форуме. В-четвертых, обучающийся по ходу получает обратную связь, правильно ли он понял сказанное. Все это очень важно.