Материалы приема граждан
По традиции, очередной прием граждан во вторник, 8 октября, прошел в здании Двенадцати коллегий. В связи с командировкой ректора его обязанности во время приема исполняла декан факультета психологии А. В. Шаболтас. Некоторые из вопросов имеют и общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.
Обсудить с коллегами: вопрос о командировке на конференцию
Профессор кафедры стоматологии СПбГУ обратилась к ректору за помощью. Она рассказала, что ее и профессора кафедры трудового права и охраны труда пригласили на III Социальный форум России «Социальная солидарность в действии. Человек в центре внимания», который состоится в Москве
(Уже после приема граждан по поручению ректора проректор по экономике Е. Г. Чернова выяснила, что к начальнику ПФО по направлениям медицина, медицинские технологии, стоматологи и юриспруденция Е. В. Уваровой эта профессор кафедры стоматологии по указанному вопросу не обращалась. Как сообщила начальник ПФО, профессор была в ПФО в день визита к ректору, попросила согласовать командировку без визы декана факультета, в чем ей было отказано, и сообщила, что «записана на прием к ректору по другим вопросам, но заодно задаст ему вопрос по финансированию поездки...». Сотрудник ПФО сказал ей, что вопрос находится в компетенции проректора М. Ю. Лавриковой, но так как она в отпуске, нужно обратиться к проректору по экономике, которая ее замещает. К проректору по экономике эта профессор не обращалась.).
И. о. ректора А. В. Шаболтас объяснила, что вопрос о направлении в командировку научно-педагогических работников Университета решается не ректором, а проректором по направлениям, а во время его отсутствия — начальником отдела кадров по соответствующим направлениям (в п. 8 приказа ректора от 01.07.2013 № 2420/1 «Об обеспечении реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности в период временного отсутствия проректора по направлениям...» указано: «В период временного отсутствия проректора по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям... заместителю начальника Управления кадров — начальнику отдела кадров по соответствующим направлениям в пределах полномочий временно отсутствующего проректора издавать приказы по личному составу...»).
Но прежде чем решать вопрос о финансировании, нужно вначале получить содержательный ответ о целесообразности направления специалистов в командировку. А. В. Шаболтас спросила, обращалась ли посетительница к декану факультета стоматологии и медицинских технологий. Позиция декана очень важна: именно он должен оценить, насколько полезным будет участие сотрудника в работе форума. Та ответила, что декан Ю. А. Щербук не каждый день бывает на работе, она его не дождалась, потому что спешила: ведь форум начнет свою работу уже на следующий день. И сообщила, что форум — очень важное событие в жизни страны, там будут обсуждаться вопросы, которыми она занимается в Университете (разработка программ по реабилитации инвалидов и др.).
А. В. Шаболтас обратила внимание на то, что приглашение направлено на бланке автономной некоммерческой организации. Посетительница пояснила, что, как она узнала на сайте форума, организует его Совет Федерации (в интернете организаторами форума называют: Правительство РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Общественную палату РФ и др.), а эта АНО занимается только оргвопросами. Профессор, как она рассказала, была экспертом совета по делам инвалидов при президенте РФ, поэтому ее как специалиста в области реабилитологии знают и в Москве. А одна из секций форума будет посвящена реабилитации инвалидов...
Вопрос о командировке не может быть решен без декана, объяснила А. В. Шаболтас. Она позвонила Ю. А. Щербуку, чтобы узнать его позицию. Юрий Александрович удивился, почему сотрудница к нему не обратилась: он целый день был на работе и только недавно вернулся из Университета с заседания диссертационного совета. Он сказал, что, если бы профессора обратилась к нему, то он, как советник председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко, позвонил бы в Москву и уточнил, кто проводит этот форум, насколько он важен и т. п. Ю. А. Щербук сказал, что те вопросы, которые профессор хотела излагать на форуме, надо вначале обсудить в коллективе факультета с коллегами — на заседании научной и учебно-методической комиссий. А затем уж, если будет необходимость, выходить на Совет Федерации.
А. В. Шаболтас объяснила: последовательность действий имеет очень важное значение при решении вопросов. Посетительница пыталась по какой-то причине «перепрыгнуть» через один этап, но это не помогло ей, а только запутало ситуацию. И посоветовала в следующий раз шаг за шагом выполнять предписанный алгоритм действий.
Поэтапно: вопрос о доступе к интернету в учебных аудиториях
Старший преподаватель образовательной программы «Лингвистика и межкультурная коммуникация» рассказала, что 20 лет назад она приехала в Россию из США и с тех пор живет здесь. Уже семь лет она работает в СПбГУ, преподает английский разговорный язык. Со студентами
И. о. ректора А. В. Шаболтас объяснила, что развертывание и обеспечение беспроводным бесплатным доступом студентов и сотрудников в зданиях Университета осуществляется поэтапно. Она сообщила посетительнице, что недавно завершен первый этап новой программы развертывания единой сети WiFi-доступа. Для первоочередного развертывания были выбраны читальные залы Научной библиотеки им. М. Горького, включая более 20 читальных залов ее отраслевых отделов. Общее число точек беспроводного доступа к интернету в зданиях Университета превысило 900 (подробнее см. Материалы ректорского совещания от 30.09.2013, п. 2).
Начинается следующий этап. На этот раз планируется увеличить количество зон беспроводного доступа в помещениях и холлах перед ними, используемых для проведения научных конференций, симпозиумов, семинаров, а также в общественно-значимых местах, включая общежития СПбГУ (холлы, кафе, комнаты самостоятельной работы и т. п.). А. В. Шаболтас сообщила, что первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский собирает предложения универсантов по совершенствованию интернет-доступа в зданиях СПбГУ. Любой сотрудник или студент Университета может направить ему свои идеи. Оснащение учебных аудиторий может стать одним из приоритетов второго этапа программы.
Предложения уже реализованы: вопрос о повышении позиций СПбГУ в рейтингах
Та же преподаватель рассказала, что на занятиях со старшекурсниками она обсуждает (по-английски) в том числе и тему образования. Они проводят сравнительный анализ разных систем образования, обсуждают вопросы истории и философии образования. Она обратила внимание на то, что в Правительстве России и в СМИ уделяют внимание рейтингам университетов мира. Обсудив эту тему со студентами, она собрала их предложения о том, как повысить позиции СПбГУ в рейтингах, — для того чтобы познакомить с этими идеями ректора.
И. о. ректора А. В. Шаболтас прочитала предложения студентов-филологов, изложенные посетительницей, и заметила, что многие идеи, высказанные студентами, известны руководству Университета и регулярно обсуждаются на совещаниях. А все материалы этих совещаний (деканских, заседаний Ученых советов), как и информация об этапах развертывания WiFi-доступа в зданиях Университета опубликованы на сайте СПбГУ в разделах «Новости», «Деканские совещания», «Ученый совет». Например, студенты предлагают:
- создать программы стажировок для старшекурсников (такие программы есть для всех студентов — см. Материалы ректорского совещания от 23.09.2013, п. 4)
- создать центр помощи студентам (существуют: Служба психологической помощи студентам, Юридическая клиника)
- предоставить доступ к мировым электронным библиотечным ресурсам (такой доступ есть, он постоянно расширяется с учетом заявок пользователей-универсантов)
- поднять зарплату преподавателям (эти вопросы регулярно обсуждаются, и зарплата НПР растет — см. Материалы ректорского совещания от 03.04.2011, п. 5; от 11.04.2011, п. 6; от 18.04.2011, п. 11; от 17.10.2011, п. 3; от 24.10.2011, п. 6; от 14.11.2011, п. 3; от 17.06.2013, п. 3; от 23.09.2013, п. 7)
- пригласить компетентных преподавателей (проводятся открытые конкурсы на замещение должностей НПР — см. Материалы ректорского совещания от 23.09.2013, п. 7 и п. 9; а также Общественное обсуждение предложений по совершенствованию системы аттестации научных и научно-педагогических работников на сайте СПбГУ)
- приглашать иностранных специалистов (проведен конкурс мега-грантов СПбГУ как раз для приглашения ведущих ученых со всего мира — см. Материалы ректорского совещания от 30.09.2013, п. 1)
А например, предложение студентов изменить систему оценок, объяснила А. В. Шаболтас, преподаватель может реализовать сама. В рамках учебной программы курса она может вместо одного зачета в конце семестра (так происходит сейчас) ввести, к примеру, несколько промежуточных тестирований за семестр, ввести систему суммирования баллов за тесты, за доклады студентов и т. п. Это в ее компетенции: предложить новую систему оценок коллегам-преподавателям, обсудить на заседании учебно-методической комиссии и изменить систему оценок. Если члены комиссии с этим предложением не согласятся, преподаватель может обжаловать такое решение комиссии, и будет назначена внешняя экспертиза вопроса.
Статистика
8 октября на прием пришли три человека: студенты (0), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (2), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (1). Рассматривались шесть вопросов, в том числе по темам: образование (организация учебного процесса (1)), наука (организационные вопросы (1), экспертиза (1)), общежития (0), работники и коллективы (1), социальные вопросы (0), Университет и мир (2), прочие (0). Прием начался в 16:39, закончился в 19:08.