Стартовал региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике
В СПбГУ прошел первый тур регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике. На решение заданий отводилось пять часов, в распоряжении участника были только лист бумаги и собственные знания. В состязании приняли участие 156 будущих выпускников школ, нацеленных на поступление в ведущие вузы страны.
«Олимпиада проходит в четыре этапа: школьный этап, районный, региональный и заключительный. Этот этап, региональный, состоит из двух туров. Второй тур зачастую бывает практическим, например, на олимпиаде по физике или биологии дети ставят эксперимент, который требует дополнительного оборудования. Здесь это письменная часть, — рассказала Марина Николаевна Воронина, заведующий сектором естественных наук Центра олимпиад Санкт-Петербурга. — Количество победителей выявляется в процентном соотношении: в нашем городе это до 35 % от общего числа участников. Дипломы получают только на заключительном этапе, а на всех остальных — грамоты за первое место, грамоты победителя или призера. В некоторых вузах котируются и грамоты регионального этапа: по решению приемных комиссий начисляются баллы к портфолио».
В школьном и муниципальном этапах участвуют ученики 5-х — 7-х классов, для них это возможность проверить свои силы в решении нестандартных задач. В восьмом классе школьники оправляются на Олимпиаду имени Леонарда Эйлера. И только начиная с девятого класса открывается выход на региональный и заключительный этапы, участие в которых дает шанс поступить в самые престижные вузы России.
На региональный этап я пришел в первый раз, поскольку учусь в девятом классе. А в олимпиадах участвую каждый год — школа такая. Куда буду поступать, пока не решил, еще есть три года, чтобы подумать.
Учащийся 533 лицея, посещающий занятия Юношеской математической школы при СПбГУ, Владимир Зыряев
По своему формату задания олимпиады не похожи ни на ЕГЭ, ни на математический конкурс «Кенгуру» — это совершенно другой уровень. Справляется с ними лишь тот, кто изначально нацелен на углубленное изучение математики и дополнительно занимается в кружках или с репетитором, обычная школьная программа не предусматривает необходимый для олимпиад уровень преподавания. Поэтому большая часть участников регионального этапа — ученики физико-математических лицеев: № 239 и ФТШ, лицея № 533, № 30, Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ и лицея № 366.
«Задания олимпиадного типа требуют не произведения вычислений, а поиска собственного решения. Здесь ребятам предлагается думать, а не считать, — говорит Дмитрий Андреевич Ростовский, член оргкомитета регионального этапа олимпиады. — И чтобы это получалось, необходимо иметь не особый склад ума, а скорее тренировку: если сюда с улицы придет обычный человек, он половину условий просто не поймет, потому что ничего подобного никогда в жизни не видел. Различие между этими заданиями и теми, что детям даются на уроках, просто колоссальное».
В завершении Д. А. Ростовский добавил: «Далеко не все становятся математиками, многие становятся программистами, инженерами. Главное: кем бы они ни стали, они будут делать свою работу хорошо».