Елена Казакова: «Если люди будут читать, есть надежда не проиграть битву с искусственным интеллектом»
В СПбГУ состоялся Петербургский семинар по когнитивным исследованиям. С докладом «Современный учебный текст в контексте трансформации образовательных технологий» выступила профессор, член корреспондент РАО директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова.
Участники встречи обсудили, каким сегодня должен быть учебный текст. Этим вопросом сегодня задается не только наука об образовании и познании, рассказала Елена Ивановна, теперь этот вопрос важен для тех, кто создает, внедряет и использует технологии искусственного интеллекта. «Потому что искусственный интеллект нужно как‑то учить», — объяснила Елена Казакова. Она пояснила: ученые обнаружили, что искусственный интеллект, который кормят» правильными академическими текстами с четко выраженным понятийным рядом, с явно выраженными закономерностями, прогрессирует гораздо быстрее, чем тот, в который загружают свободный массив случайных текстов, в которых много «воды», плохо выражены связи, нет логической последовательности в использовании понятий. Более того, известно, что если после обучения искусственный интеллект тестируют на знание пройденного материала, то процесс обучения становится еще быстрее и эффективнее.
Также вопрос, какие учебные тексты эффективны, а какие нет, сегодня чрезвычайно актуален для области онлайн- или цифрового образования.
В момент зарождения онлайн‑образования было очень легко создавать цифровой контент. Раньше, даже если преподаватель вел занятие как «говорящая голова», если он пользовался приличной презентацией и на видео что‑то двигалось, это уже было интересно зрителю, просто потому что был эффект новизны.
Профессор, член корреспондент РАО директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова
Сейчас же, подчеркнула эксперт, рынок онлайн‑образования перенасыщен, а значит, продается только тот продукт, который чем‑то привлекает пользователя, отличается от всего остального.
Традиционные «поставщики» образовательного контента, издательская индустрия, также задается вопросом — какие учебники сегодня нужно издавать.
Елена Ивановна уверена: «Образование — это средство сохранения и развития культуры. Процесс обучения — это система, в которой человек взаимодействует с текстом культуры ради его присвоения и преобразования». Именно поэтому главным инструментом образовательного процесса является чтение. И как раз с чтением, убеждены эксперты, у современного человека есть проблемы, которые закладываются еще в детстве.
Родители не прививают детям интерес к чтению, потребность в чтении для получения удовольствия, радости постепенно сходит на нет. Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития психики — приходится на возраст до 10 лет, и ученые отмечают: если до этого времени ребенок не полюбил читать, то позднее это, скорее всего, уже не произойдет.
Отсюда возникает вопрос: если человек не любит читать, а чтение — важнейший и неотъемлемый элемент обучения, как быть? Елена Ивановна рассказала: учебный текст — учебники, пособия, обучающий контент — должен быть построен так, чтобы в нем была внутренняя система навигации. Ученику нужно проходить путь внутри этого текста, обращать внимание на те или иные постулаты, не «пролистывать» важные моменты. Текст должен быть систематизирован, в нем должны быть отражены концепты. Пройдя один фрагмент текста, ученик должен иметь возможность остановиться, систематизировать пройденное, поработать с учебной задачей. Здесь пригодится базовая методика проверки знаний — вы можете быть уверены, что текст прочитан, только тогда, когда вы дали задание и ваш читатель породил ответный текст.
Кроме того, объяснила лектор, не надо создавать такой текст, который перекрывает всю информацию. «Принцип воздуха в тексте провозгласил когда-то Жан-Жак Руссо. Надо давать возможность читателю делать открытия», — отметила профессор.
Нельзя также забывать, что образовательная деятельность не является индивидуальной. Это значит, что текст должен содержать задачи или посылы, которые позволят дискутировать, вместе текст дополнять, изменять.
«Говоря о современном учебном тексте, мы понимаем, что он должен выполнять несколько функций. Он должен помогать понять собственные мотивы и смыслы чтения этого текста. Каждый должен понимать, почему он это делает, ради чего».
При этом, как объяснила Елена Казакова, современная школа сама рождает парадокс. С одной стороны — все учителя озабочены вопросом, как научить учеников исследовать учебные тексты, с другой, сами же и отучают их от чтения в самом широком смысле слова. От 70 до 85 % учителей на вопрос «если нужно что‑то объяснить школьникам, вы дадите прочитать учебник или сами расскажете содержание параграфа» отвечают, что объяснят все сами. Связано это чаще всего с экономией времени (так быстрее), плохим качеством учебников (много ошибок и сложное изложение) и уверенностью, что иначе ученик ничего не поймет.
«Если сначала атрофируется семейное чтение, а потом в школе 11 лет мы учим, что чтение не является инструментом познания, ни на одном нашем уроке не надо читать учебный текст, если нет этой естественной практики чтения, то как же человек ее сформирует?» — спрашивает Елена Казакова.
Кроме того, ученые пришли к выводу, что современная педагогика предпочитает ставить перед учащимися очень простые задачи, упрощать тексты и тесты. Хотя уже сегодня становится понятно, что очень скоро решение простых задач может быть полностью делегировано искусственному интеллекту. Он очень быстро прогрессирует, и все рутинные, так называемые репродуктивные задачи, готовый ответ на которые можно найти в учебных материалах, он либо уже умеет решать, либо научится решать в самое ближайшее время. Человеку остаются только сложные задачи, которые требуют интуиции, творчества, воображения. Сложное чтение — как базовый инструмент сохранения и развития культуры, важнейшая часть образования — как раз может стать одним из инструментов решения сложных задач.
«Надо любой ценой продолжать читать. И тогда есть надежда не проиграть в битву с искусственным интеллектом», — подытожила Елена Ивановна.