Университеты как партнеры бизнеса: Ольга Никифорова рассказала о преимуществах бизнес-образования ВШМ СПбГУ
Корпоративные образовательные программы СПбГУ представлены на Саммите HR‑директоров России и СНГ в Москве.
Доцент СПбГУ Ольга Никифорова (кафедра экономической социологии) выступила на XXIV Саммите HR‑директоров России и СНГ и рассказала о значимости бизнес-образования для карьеры руководителя. В частности, в рамках доклада «Университет как партнер HR» она презентовала онлайн‑программы дополнительного профессионального образования Essentials ВШМ СПбГУ для менеджеров линейного и среднего звена.
Как рассказала Ольга Никифорова, в условиях кадрового дефицита и активного поиска сотрудников специалистами HR в России возникла острая необходимость инновационного подхода к решению этого вопроса.
Стало понятно, что на свободном рынке менеджеров, особенно менеджеров среднего звена, не найти. Чтобы их вырастить самим, нужны молодые, готовые к развитию и работе сотрудники — их нужно где‑то искать.
Доцент СПбГУ Ольга Никифорова (кафедра экономической социологии)
Ольга Никифорова отметила, что СПбГУ уже много лет приглашает работодателей к партнерству, одной из ключевых форм которого является участие представителей организации в работе учебно‑методических комиссий и методических советов, советов образовательных программ СПбГУ, государственных экзаменационных комиссий и т. д.
«До сих пор у многих HR‑директоров и топ‑менеджеров срабатывают старые стереотипы о том, что с вузами работать неэффективно. По их мнению, эти затраты рабочего времени, энергии часто не приносят реальной пользы компании: практиканты не возвращаются в компанию, они владеют только теоретическими, не пригодными к практике знаниями. И это большая ошибка», — уверена Ольга Александровна.
Сегодня в процессе обучения студенты СПбГУ приобретают все необходимые компетенции, согласованные не только с требованиями профессиональных стандартов, но и с актуальными запросами компаний, готовых к сотрудничеству для развития своего кадрового потенциала. Такие компании активно включились, предлагая темы ВКР, для участия в государственной итоговой аттестации со своими кейсами и совместно разработанными программами стажировок.
Компании ведут партнерский диалог, который направлен не на формальное решение задачи «взаимодействия с вузом», а на стратегическое партнерство, в том числе формирование профессионального экспертного сообщества с собственным участием. Студенты видят заинтересованных работодателей уже в первые годы обучения и, конечно, защищая свой диплом, зачастую уже знают свое будущее место работы, поэтому их невозможно «выловить» на свободном рынке труда.
Ольга Никифорова подробно рассказала и о другой актуальной проблеме управления развитием человеческих ресурсов — огромном количестве недобросовестных поставщиков программ дополнительного обучения. «Сегодня кто угодно может создать свой курс, марафон или мастер‑класс и продавать его на свободном рынке. И некоторые компании попадают под стереотип: то, что звучит актуально и продается на известной онлайн‑платформе, кажется более привлекательным. Но зачастую под красивой обложкой и привлекательной маркетинговой кампанией нет ни серьезной методологической базы, ни профессионального преподавательского состава, ни экспертизы, — рассказала Ольга Никифорова. — Мы продемонстрировали на саммите линейку программ Essentials Цeнтра онлайн‑ДПО ВШМ СПбГУ, которые могут быть наиболее актуальны для развития компетенций среднего менеджмента, что вызвало большой интерес у аудитории HR‑директоров России. Судя по вопросам и откликам после нашего выступления, мнение многих участников в отношении взаимодействия с вузами изменилось».
Эксперт уверена: вузам необходимо продолжать диалог с бизнесом и демонстрировать не только свои возможности, но и успешный опыт реализации действующих партнерских программ, а также перспективы сотрудничества в интересах образования, бизнеса, молодежи и государства.