Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О российско-китайском форуме
В преддверии 19-й регулярной встречи глав правительств России и Китая Д. А. Медведева и Ли Кэцяна 12 октября в столичном «Президент-отеле» прошел форум «Российско-китайские культурные обмены и сохранение традиционных культурных ценностей» под председательством вице-премьеров О. Ю. Голодец и Лю Яньдун. Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский рассказал об участии делегации СПбГУ в этом форуме: Студенты СПбГУ — пример для российской и китайской молодежи. С каждой стороны в форуме приняло участие примерно по 50 человек. Одним из трех докладчиков, представлявших Россию, стал студент 4 курса СПбГУ Денис Четвериков. В своем выступлении на тему «Образ Китая в глазах российской молодежи» он рассказал о том, как меняется образ Китая после изучения китайского языка, знакомства с богатейшей китайской культурой, а также стажировки в КНР. Выступление студента на прекрасном китайском языке вызвало живой отклик вице-премьеров России и Китая. Г-жа Лю Яньдун высоко оценила конкретные предложения по улучшению взаимопонимания между двумя странами на уровне молодежи, прозвучавшие в докладе Д. Четверикова, и высказала пожелание, чтобы как можно больше молодых россиян и китайцев говорили на языке друг друга так же хорошо, как студенты СПбГУ.
И. А. Горлинский напомнил, что в 2014 и 2015 годах правительства России и Китая проводят Годы дружественных молодежных обменов. Их цель — сделать более тесными контакты между молодежью двух стран. В реализации этих программ активно участвует и СПбГУ, имеющий давние традиции изучения Китая и богатый опыт сотрудничества с крупнейшим соседом России. Напомним, что совсем недавно заместитель председателя КНР г-н Ли Юаньчао во время визита в СПбГУ сказал: «Переговоры между Китаем и США всегда идут сложно, так как много позиционных противоречий. Переговоры между Китаем и Россией тоже бывают сложными, но эти сложности вызваны не разницей позиций — позиция у нас одна, мы гармонично дополняем друг друга, — а языковыми барьерами» (см. Материалы ректорского совещания от 26.05.2014, п. 1). А вице-премьер Госсовета КНР г-жа Лю Яньдун в книге почетных гостей СПбГУ оставила запись об Университете: «Колыбель столпов государства, мост дружеского сотрудничества между Китаем и Россией» (см. Материалы ректорского совещания от 31.03.2014, п. 1).
О конкурсе им. Г. Ламе «Приглашенный профессор»
В СПбГУ 10 октября прошла торжественная церемония чествования победителей первого конкурса им. Габриеля Ламе «Приглашенный профессор». В ней приняли участие ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, посол Франции в России Жан-Морис Рипер и директор дирекции по правовым вопросам ОАО «Газпром нефть» Роман Квитко (см. Материалы ректорского совещания от 29.09.2014, п. 7). Победителями конкурса имени выдающегося французского математика, физика и инженера Габриеля Ламе, много лет проработавшего в Санкт-Петербурге, стали лучшие из 18 участников: Александр Звонкин из университета Бордо, Фредерик Клопп (Frédéric Klopp) из университета Пьера и Марии Кюри (Париж VI), Гаральд Хельфготт (Harald Helfgott) из парижской Высшей нормальной школы. Заявки на участие в конкурсе могли подать математики, работающие во французских государственных учреждениях. В состав жюри вошли представители университетов и математических институтов Франции и Петербурга. Каждый из приглашенных профессоров прочтет курс лекций, а также проведет в СПбГУ семинары и конференцию по своей научной тематике за счет средств гранта.
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил, что на состоявшемся после церемонии фуршете в честь лауреатов конкурса — приглашенных профессоров из Франции — посол Французской республики в Российской Федерации г-н Жан-Морис Рипер отметил, что через два года заканчиваются его полномочия, и он с большим интересом рассматривает возможность продолжить свою трудовую деятельность в качестве преподавателя. Ректор СПбГУ подхватил идею и предложил ему стать профессором первого университета России. Получив согласие Жана-Мориса Рипера, ректор тут же подписал приказ о принятии его на работу в Университет. Нового профессора политических наук СПбГУ с воодушевлением поздравили все участники и гости церемонии.
Уникальный для нашей страны конкурс им. Г. Ламе, призванный укрепить научные связи математических сообществ двух стран, организован Университетом, посольством Франции и ОАО «Газпром нефть». На эти цели в 2014 году выделены средства в размере 6 миллионов рублей (940 тыс. рублей от посольства Франции и 5 млн рублей от ОАО «Газпром нефть»). В 2010 году за счет мегагранта Правительства РФ Материалы ректорского совещания от 18.03.2013 в Университете была создана лаборатория имени П. Л. Чебышёва под руководством профессора СПбГУ, лауреата Филдсовской премии Станислава Смирнова. Для обеспечения ее работы в 2010–2013 годах из федерального бюджета было выделено 122 млн руб. и из средств СПбГУ (в том числе привлеченных пожертвований) 17 млн рублей. В конце 2013 года профессор С. К. Смирнов выступил с инициативой организации конкурса для приглашения ведущих профессоров Франции для работы в лаборатории СПбГУ. Ему удалось убедить в необходимости реализации этого проекта и руководство посольства Франции в РФ, и руководство компании «Газпром нефть». В начале 2014 года для обеспечения работы коллектива лаборатории в 2014 году компания «Газпром нефть» предоставила Университету финансирование в размере более 700 тысяч евро (30 млн рублей). Успешная реализация крупных начинаний зависит не только от содействия государства, но и от участия в проектах крупного бизнеса.
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев отметил успешное развитие сотрудничества российских и французских ученых и поблагодарил «Газпром нефть» и посольство Франции за оказываемую поддержку работы ученых двух стран. Ректор подчеркнул, что в ходе презентации он заметил удивление в глазах членов коллектива лаборатории, когда слова благодарности за финансовую поддержку прозвучали в адрес руководства компании «Газпром нефть». Чуть позже члены коллектива подтвердили, что они ничего не знали о финансовой помощи «Газпром нефти». Тогда ректор рассказал им, что еще в 2013 году закончилось финансирование лаборатории из средств мегагранта Правительства РФ. И осенью 2013 года надо было решить вопрос о финансировании работы лаборатории.
См. также: Материалы ректорского совещания от 08.12.2014, п. 3; Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответы 1–5); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 10); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 12, 16); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 2 и 5); Повышение профессиональных компетенций, Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); Правила жизни университета, Санкт-Петербургские ведомости, 29.12.2014, ответы 1-8, 12).
После переговоров с руководством нескольких крупных компаний, в которых активное участие принимал и профессор С. К. Смирнов, была достигнута договоренность о финансовой поддержке этого проекта СПбГУ со стороны ОАО «Газпром нефть». Руководитель ОАО «Газпром нефть» А. В. Дюков запросил развернутый план работы лаборатории, а через пару месяцев сообщил, что принял решение о финансировании работы лаборатории. Таким образом, все финансовое обеспечение деятельности лаборатории в 2014 году составляет 22 млн руб. из средств СПбГУ, в том числе полученных в качестве пожертвования от ОАО «Газпром нефть», и 943 тыс. руб., пожертвованных посольством Франции. Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин попросил директоров институтов и деканов факультетов широко информировать и универсантов, и СМИ о случаях спонсорской помощи коллективам лабораторий и научных групп.
О российско-германской неделе молодых ученых
6–10 октября в СПбГУ прошла четвертая российско-германская Неделя молодого ученого на тему «Глобальная история: российско-германский взгляд», впервые организованная на площадке СПбГУ Германской службой академических обменов (DAAD) и Немецким научно-исследовательским сообществом (DFG): Глобальная история: взгляд из России и из Германии. Более 50 аспирантов и профессоров, кандидатов и докторов наук из обеих стран представили здесь свои проекты и научные исследования. В рамках этого мероприятия прошли переговоры ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с президентом Германской службы академических обменов (DAAD) профессором Винтермантель и вице-президентом Немецкого научно-исследовательского общества (DFG) профессором Функе.
О сотрудничестве с университетом Осло
3 октября состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с ректором ведущего университета Норвегии — Университета Осло, председателем Ассоциации вузов Норвегии д-ром Оле Петтером Оттерсеном: Встреча с делегацией Университета Осло (Норвегия). В ходе беседы были затронуты вопросы расширения программ академической мобильности, концентрации усилий на развитии прорывных исследований в области биомедицины, геологии и геоэкологии, а также взаимодействия по развитию новых магистерских программ (например, в области научной журналистики). Норвежские коллеги выразили крайне высокую заинтересованность в развитии взаимодействия с СПбГУ для подготовки совместных проектов в рамках общеевропейской инициативы «Горизонт 2020».
Об открытии совместной магистерской программы СПбГУ и Свободного университета Берлина International Journalism
6 октября с участием президента Германской службы академических обменов (DAAD) в СПбГУ прошла церемония торжественного открытия новой магистерской программы «Глобальная коммуникация и международная журналистика» (International Journalism), реализуемой совместно со Свободным университетом Берлина по модели двух дипломов. В первый же год на эту программу поступали больше 70 претендентов из 27 стран, а поступили и учатся 18 студентов из восьми стран: Студенты из восьми стран мира приехали изучать журналистику в СПбГУ; СПбГУ и Свободный университет Берлина расширят возможности академических обменов. Процесс разработки этой программы, организации приема на нее и учебного процесса — образец для изучения и подражания для различных коллективов Университета. Пресс-секретарь А. А. Заварзин обратил внимание директоров институтов и деканов факультетов на необходимость использования положительного опыта коллег в целях увеличения в Университете количества образовательных программ, востребованных на международном уровне.
Поселение обучающихся в общежития СПбГУ в 2014 году
Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев рассказал о том, как прошло в этом году поселение обучающихся в общежития СПбГУ. На поселение были направлены 4243 человека, это на 10 % больше, чем в 2013 году. Отработан четкий алгоритм действий служб Студгородка, поэтому среднее время поселения в этом году — всего 5–7 минут! А еще года три-четыре назад поселение каждого студента занимало несколько дней... Г. С. Васильев отметил, что каждый год выделяются крупные средства на ремонт общежитий. Жалоб от обучающихся стало меньше на 20 % по сравнению с прошлым годом. Уже многие студенты сегодня воспринимают общежития СПбГУ как комфортные, удобные для проживания. По отзывам тех студентов, которые имели опыт проживания в разных общежитиях, этот положительный момент учитывается ими при выборе вуза (см. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответы 3–5)).
О выполнении научными руководителями постдоков и самими постдоками взятых на себя обязательств
Проректор И. А. Дементьев напомнил, что прошло больше года с момента проведения первого конкурса постдоков в Университете. Научные руководители, приглашающие постдоков, и сами постдоки давали определенные обязательства, которые были включены в их трудовые договоры, в том числе и по количеству статей, опубликованных в высокорейтинговых журналах, индексируемых в WoS и Scopus (см. Материалы ректорского совещания от 24.06.2013, п. 2.1; от 15.07.2013, п. 10). Проректор по научной работе проводит анализ этой работы (изучаются результаты работы и возникающие проблемы). И. А. Дементьев отметил, что некоторые научные руководители постдоков и сами постдоки не по всем параметрам выполнили принятые ими год назад обязательства. Содержание каждого постдока обходится Университету в 1 млн рублей в год, не хотелось бы тратить эти деньги неэффективно.
И. А. Дементьев рассказал об организационных мерах, которые будут приниматься в отношении не выполнивших обязательства научных руководителей постдоков и самих постдоков. От соблюдения работниками условий договоров зависит и размер премий научных руководителей постдоков, и возможность участия этих руководителей в новых конкурсах СПбГУ, и другие возможности, которые предоставляет Университет. Проректор сообщил также, что подобный анализ будет проводиться и в отношении научных руководителей аспирантов и самих аспирантов, от результатов анализа будет зависеть выделение аспирантских мест и аспирантских стипендий.
См. также: Материалы ректорского совещания от 13.10.2014, п. 7; Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 10); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 3 и 12); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 15); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 8).
Ректор подчеркнул, что организационные меры будут применяться индивидуально: не в отношении коллектива, к примеру, физиков или химиков, а в отношении конкретного научного руководителя и конкретного постдока, не выполнивших свои обязательства.
О совещании по утверждению программ развития общего среднего образования в ведущих вузах РФ
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что в Министерстве образования и науки РФ прошло совещание, посвященное утверждению программ развития общего среднего образования в ведущих вузах РФ. В совещании приняли участие представители четырех вузов: СПбГУ, МГУ, Новосибирского университета и Уральского федерального университета, которые выступили с презентацией своих программ. Е. Г. Бабелюк отметила, что программы развития четырех вузов сильно отличаются друг от друга. Программа развития общего образования в нашем Университете четко увязана с Программой развития СПбГУ до 2020 года. В ходе обсуждения на совещании заместителем министра А. Б. Повалко были высоко отмечены подходы СПбГУ к обеспечению эффективного использования всех ресурсов Университета для решения этих задач (библиотеки, аудиторного фонда, спортивных сооружений, лабораторной базы) для развития общего среднего образования в СПбГУ.
Но и у коллег из других вузов есть чему поучиться, добавила Е. Г. Бабелюк. Например, в Новосибирском университете, по словам директора специализированного учебно-научного центра при НГУ, около 60 научно-педагогических работников ведут занятия по физике со школьниками. Наш собственный опыт показывает эффективность этого подхода: неслучайно образовательная программа СПбГУ по биолого-географическому направлению, в реализации которого самое активное участие принимают научно-педагогические работники коллектива Биологического факультета, признана лучшей в стране. А вот наши историки, литературоведы, преподаватели иностранных языков и многие другие пока «не дошли» до гимназистов СПбГУ.
Ректор отметил, что долгое время в Университете было принято действовать так: назначили руководителя гимназии, выдали генеральную доверенность, открыли счет в банке и сказали: «А теперь работай!» В такой ситуации были и руководители коллективов всех факультетов. Каждый выкручивался, как мог. Кто-то пытался создать более или менее комфортные условия работы для сотрудников и обучающихся (см. Материалы ректорского совещания от 05.09.2011, п. 5), а кто-то в условиях вседозволенности и бесконтрольности главным образом думал о личной наживе и открывал рынки, рестораны, частные поликлиники, продуктовые магазины, мастерские по изготовлению надгробных камней, гостиницы, ветеринарные клиники (см. Материалы ректорского совещания от 22.08.2011, п. 3.2; от 02.04.2012, п. 3; от 04.06.2012, п. 3.2). Но даже те, кто действовал во благо «своих» студентов и «своих» преподавателей, действовал сугубо самостоятельно, изолированно от других и внимательно оберегал «свои» материальные ресурсы от «чужих» взглядов и поползновений. В результате в Университете и появились здания, перегороженные решетками, разделяющими свои и чужие аудитории, гардеробы, столовые... Некоторые здания разделяли даже не решетки, а кирпичные стены (см. Материалы ректорского совещания от 17.09.2012, п. 3). Как это все отразилось на обеспечении жизни наших гимназистов? Они могли пользоваться только «своей» библиотекой, «своими» программными ресурсами, «своими» спортивными объектами, «своими» лабораториями… А если школьников и допускали на «чужую» территорию, это всегда обставлялось такими оргпреградами и психологическими трудностями, что желание вновь просить пустить в помещения (разрешить пользоваться оборудованием…; присутствовать / посещать занятия по…; пустить посмотреть…; разрешить провести конференцию / семинар в…) быстро пропадало.
За последние годы в Университете сделано много для того, чтобы наладить коллективное существование, обеспечить всем равную доступность ко всем ресурсам СПбГУ по открытым правилам:
- доступ к дорогостоящему оборудованию в Научном парке СПбГУ
- открытые правила предоставления мест в общежитиях СПбГУ
- открытые конкурсы на замещение должностей научно-педагогических работников
- открытые конкурсы на организацию конференций
- открытые конкурсы на поездки на стажировки и конференции
- открытые конкурсы на финансирование научных исследований
- правила премирования за публикационную активность
- прозрачные критерии для формирования фондов премирования коллективов научно-педагогических работников институтов и факультетов
Безусловно, все эти правила еще несовершенны, но это и не удивительно. Во-первых, таких правил никогда не было раньше в Университете. Все эти вопросы приобретения и использования оборудования, использования мест в общежитиях, направления в командировки и многие другие решались «по понятиям» в тиши ректоратских кабинетов и кабинетов деканов. А во-вторых, те, кому еще совсем недавно «принадлежали» все университетские ресурсы, усиленно противятся отдавать «свою» собственность для коллективного использования.
Уже достигнутые положительные результаты в деле обеспечения для всех универсантов равной доступности ко всем основным университетскими ресурсам по открытым правилам значительно изменили жизнь наших гимназистов. Но этого недостаточно для продвижения вперед. Обязательно надо решить еще одну задачу. Нашим гимназистам должны преподавать лучшие из лучших научно-педагогических работников всего многотысячного коллектива СПбГУ. Так сейчас и происходит, например, в коллективе Новосибирского университета! Правовые основания для этого в СПбГУ созданы: во все вновь заключаемые трудовые договоры на должности НПР включены обязательства по участию в программах общего среднего образования. Но кого именно из НПР пригласить преподавать гимназистам, должны решать проректор по учебно-методической работе и директор гимназии, по представлению директоров институтов и деканов факультетов (см. также: Материалы ректорского совещания от 16.02.2015, п. 3; от 18.03.2013, п. 7).