Юристы СПбГУ: университеты нуждаются в налаживании системного взаимодействия с работодателями и рынком занятости
В Санкт‑Петербургском университете состоялись Х Пашковские чтения — международная научная конференция «Роль работодателя в подготовке квалифицированных кадров». Конференция стала сателлитным мероприятием Санкт‑Петербургского международного форума труда.
Открывая конференцию, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова подчеркнула, что главная цель и задача сотрудничества СПбГУ с работодателями — обеспечить качественный результат обучения, ориентированный на запрос и требования рынка труда. «Профессиональное образование невозможно без активного участия работодателей — основных участников рынка труда и заказчиков подготовки трудовых ресурсов», — добавила она.
Среди форм и направлений взаимодействия Университета и работодателей сегодня — включение представителей работодателей в советы образовательных программ, их участие в государственной итоговой аттестации (ГЭК), участие в формировании портфеля образовательных программ.
Проведение Пашковских чтений — традиция для Санкт-Петербургского университета. Начало ей было положено в 1997 году в память о выдающемся советском ученом, профессоре Ленинградского университета, лауреате государственной премии СССР Алексее Степановиче Пашкове.
О разработке и реализации программ по заказу работодателей рассказал декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов. Он объяснил, что работодатель обращается в Университет с инициативой открыть программу по тому или иному направлению, чтобы Университет мог в соответствии с запросом подготовить кадры, которые бы обладали всеми необходимыми знаниями и компетенциями для работы в конкретной сфере. Именно так, во взаимодействии с работодателями в СПбГУ появилась программа магистратуры по банкротному праву, программа «Финансовый юрист». В этом году запрос профессионального сообщества на высококвалифицированных адвокатов вылился в создание новой магистерской программы «Адвокатская деятельность».
Участники заметили, что такой подход значительно эффективнее, чем привычный для российской системы «целевой прием», имеющий ряд недостатков. Профессор СПбГУ Нелли Дивеева объяснила: срок подготовки кадров, когда речь идет о целевом обучении, слишком долгий. Работодателю приходится ждать «своего» сотрудника 4–5 лет. За это время компания может измениться до неузнаваемости, и подготовленные кадры могут оказаться не у дел. Кроме того, стороны договора — работодатель и будущий студент — в любой момент могут по обоюдному согласию прописать любое основание для отказа от трудоустройства, и тогда вложенные средства и длительное время ожидания будут потрачены зря.
Другая проблема — информация о целевых местах сейчас закрыта, то есть потенциальные студенты, которые готовы были бы поступить в университет, чтобы потом работать в конкретной компании, могут не узнать о такой возможности.
Чтобы поменять эту ситуацию, производственные, банковские и IT-гиганты решили, что нужного сотрудника проще вырастить у себя, чем отдавать это в руки других, и начали создавать собственные корпоративные университеты.
Участники Пашковских чтений отметили, что изменения в системе труда в нашей стране требуют реформирования законодательства. Сегодня в России разрабатывается новый закон о занятости. Действующий закон был принят больше 30 лет назад, с тех пор экономическая, политическая системы претерпели значительные перемены, а значит, трансформировался и рынок труда. Например, одна из важнейших тенденций сегодня — повышение доли индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, появление так называемой платформенной занятости — работников находят с помощью цифровых платформ, как, например, в приложениях для заказа такси, в агрегаторах поиска специалистов, в интернет-сервисах для размещения объявлений.
Новое законодательство, помимо прочего, введет формы содействия начинающим предпринимателям, изменит размер пособия по безработице, позволит индивидуальным предпринимателям, отказавшимся от своего статуса, встать на учет в службе занятости. Именно этот закон должен установить механизмы взаимодействия органов службы занятости с образовательными организациями. Согласно обновленной версии закона, количество бюджетных мест в вузах будет определяться с учетом потребностей рынка труда. Такой подход позволит избежать перенасыщения рынка специалистами, которые не смогут реализоваться в профессии.