Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О «Неделе СПбГУ» и продолжении празднования 290-летия СПбГУ
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил об основных мероприятиях, состоявшихся в рамках «Недели СПбГУ» с 8 по 15 февраля. Он отметил вклад всех тех, кто сделал эту неделю знаковой и интересной как для самого Университета, так и для окружающего мира. Подчеркнул, что деятельность Университета становится более открытой и понятной в обществе:
- мы представили научный парк СПбГУ проректорам по научной работе вузов Санкт-Петербурга и представителям ведущих научных школ Санкт-Петербурга на совещании, организованном проректором С. П. Туником и сотрудниками управления научных исследований
- собрали журналистов, ориентированных на научную тематику, представили примеры наших исследований, обновленную версию журнала «Санкт-Петербургский университет» на Science-ланче, организованном сотрудниками управления по связям с общественностью
- свыше 100 студентов при поддержке проректора М. Ю. Лавриковой и сотрудников управлений (по работе с молодежью и по организации приема обучающихся) провели открытые уроки в школах города
- ректор СПбГУ провел встречу с директорами школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области (без малого 300 человек), получился неформальный и интересный разговор с определением конкретных перспектив для совместной работы и взаимодействия Университета со школами
- межвузовская студенческая конференция «Участие студентов в деятельности вузов: накопленный опыт и перспективы развития» собрала более 100 представителей студенческого актива города и области
- состоялись лекции университетских ученых для всех желающих, открыли двери университетские музеи, прошел день открытых дверей для абитуриентов и их родителей, и массовый интерес гостей Университета показал привлекательность таких форм работы СПбГУ
А. А. Заварзин отметил как один из итогов: более 100 позитивных публикаций в СМИ всего за неделю! В ряду праздничных событий — также подарки от партнеров Университета. В первую очередь, это балет «Сильфида», подаренный нам коллективом Мариинского театра, а также эксклюзивный подарок — вечер в Эрмитаже для универсантов. Очень приятно, что руководители знаковых учреждений и организаций откликаются на предложения ректора СПбГУ Н. М. Кропачева и приглашают универсантов.
См. также: Быть в тренде (ответ 5); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 1); Он был первым (ответ 20).
Прорабатывается программа следующих мероприятий в рамках празднования 290-летия Университета (от футбольного матча «Зенита» в 1/8 Кубка УЕФА 25 февраля, где целый сектор будет отдан СПбГУ, до специального праздника в Петродворце, который будет посвящен 290-летию Университета). Идут переговоры с партнерами Университета, в том числе и с участием деканов факультетов. В ближайшее время перечень следующих мероприятий будет опубликован на сайте СПбГУ.
Премии Правительства РФ — молодым ученым СПбГУ
Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил, что среди лауреатов премии Правительства РФ в области науки и техники для молодых ученых — авторский коллектив нашего Университета под научным руководством доцента кафедры региональной геологии СПбГУ В. Н. Войтенко. Премия присуждена за разработку и внедрение нового метода геологоразведки при поисках золоторудных месторождений и за открытие нового золоторудного месторождения в Якутии.
С. П. Туник отметил, что это событие может послужить позитивным примером того, как исследования ученых СПбГУ применяются на практике. Такое направление научных исследований очень важно, с точки зрения общества.
Об установлении доплат за научные публикации
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что 14 февраля были подведены итоги конкурса доплат стимулирующего характера за научные публикации на 2014 год. Опубликован приказ проректора по научной работе С. П. Туника (см. Приказ № 460/1 от 14.02.2014 «Об установлении доплат стимулирующего характера за научные публикации работникам СПбГУ на 2014 год»). Размер ежемесячных доплат научно-педагогическим работникам СПбГУ в этом году составит от 3195 рублей до 120 тыс. рублей (причем оба «рекордсмена» сами предложили ограничить им размер дополнительных выплат).
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (ответ 5); В кругу звездных друзей (ответ 4); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 2, 3, 6); Он был первым (ответ 13); Правила жизни университета (ответы 4–5).
И. А. Дементьев напомнил, что при проведении этого конкурса в текущем году будет — по устоявшейся уже традиции — дорабатываться Положение об установлении доплат стимулирующего характера за научные публикации на 2015 год. Он поручил деканам и предложил всем универсантам направлять предложения по совершенствованию Положения в адрес проректора по научной работе С. П. Туника.
Статистический портрет универсанта
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что в связи с празднованием 290-летия СПбГУ были проанализированы среднестатистические показатели научно-педагогического работника Университета. Наиболее интересным представляются следующие:
- за 25 лет работы в Университете научно-педагогический работник публикует 23 статьи в журналах, индексируемых в РИНЦ, с импакт-фактором 0,56
- за 25 лет работы публикует семь статей в журналах, индексируемых в WoS с импакт-фактором 0,07
- за 25 лет публикует четыре монографии без соавторов
- за 20 лет один раз выигрывает индивидуальный внешний грант на научные исследования (или в коллективе из пяти человек выигрывает один грант за четыре года); эти гранты дают ему ежемесячную прибавку к зарплате в размере 4 тыс. рублей
- за 15 лет один раз выигрывает индивидуальный внутренний (университетский) грант на научные исследования один раз за 15 лет (или в коллективе из пяти человек выигрывает один грант за три года); эти гранты дают ему ежемесячную прибавку к зарплате в размере 5 тыс. рублей
- делает доклад на научной конференции один раз в шесть лет
- имеет 26 часов образовательной нагрузки в неделю (из них — 17 часов учебной / аудиторной нагрузки)
- сделал взнос в эндаумент-фонд СПбГУ в размере 359 рублей
И. А. Дементьев добавил, что далее эти данные будут анализироваться в разрезе коллективов факультетов.
Предложения деканов факультетов, директоров институтов и активных научно-педагогических работников по срокам контрактов с НПР
Проректор В. В. Еремеев напомнил, что Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев после заседания Попечительского совета СПбГУ 18 октября дал поручение Минобрнауки РФ рассмотреть совместно с МГУ и СПбГУ вопрос по введению собственных должностей профессоров и доцентов указанных университетов и наделению данных университетов правом самостоятельно устанавливать порядок проведения конкурсного отбора на эти должности (см. Материалы ректорского совещания от 02.12.2013, п. 1). И в настоящий момент в рамках этого поручения ведется разработка Положения о замещении собственных должностей профессоров СПбГУ и доцентов СПбГУ. Проректор сообщил о предложениях деканов факультетов, директоров институтов и активных научно-педагогических работников о категориях сотрудников, с которыми может быть заключен такой контракт (см. также Материалы ректорского совещания от 20.01.2014, п. 5).
Среди предложений чаще других встречаются «академик и член-корреспондент РАН», «Почетный профессор СПбГУ» и «лауреат Государственной премии». При отборе кандидатов на собственные должности СПбГУ принадлежность к названным категориям предлагается рассматривать наравне с не менее важными параметрами, такими как:
- количество успешно реализованных и/или реализуемых научных проектов
- руководство крупными международными проектами или участие в них
- отзывы обучающихся
- возрастные характеристики
- активность в части популяризации научного знания
- опыт успешной коммерциализации результатов научной деятельности
В. В. Еремеев назвал и другие предложения, касающиеся категорий научно-педагогических работников, с которыми целесообразно, по мнению коллег, заключение бессрочных трудовых договоров:
- все научно-педагогические работники, кроме ассистентов и младших научных сотрудников (предложила декан Биолого-почвенного факультета А. Д. Харазова)
- когда возраст работника достигает 70 лет, а сам работник награжден медалью «Санкт-Петербургский государственный университет» (профессор И. Г. Уралов)
- работники, получившие гранты за пять лет, предшествующих моменту заключения договора (декан Факультета международных отношений И. Н. Новикова)
- работники, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства, готовые использовать инновационные методы преподавания; работники, использующие творческий подход при структурировании и отборе содержания преподаваемых курсов; а также те, основным местом работы которых является СПбГУ, и их опыт работы в Университете составляет от 3 до 6 лет. Кроме того, на курсы таких работников должно регистрироваться достаточное количество студентов (декан Факультета свободных искусств и наук А. Л. Кудрин)
- деканы, доктора наук, профессора, заведующие кафедрами, кандидаты наук, доценты, а также главные специалисты города, области, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (декан Факультета стоматологии и медицинских технологий Ю. А. Щербук)
- целесообразно отмечать лауреатов университетских премий «За научные труды» и «За педагогическое мастерство» (профессор С. А. Белозеров)
- уделять особое внимание профессорам, имеющим стаж работы в СПбГУ не менее 50 лет, а также лицам, оказавшим содействие в пополнении эндаумент-фонда СПбГУ на сумму не менее 15 млн рублей (декан Филологического факультета Л. А. Вербицкая)
Проректор заострил внимание на том, что иногда предложения носят диаметрально противоположный характер. Одни считают, что отнесение определенного работника к той или иной категории (а в некоторых предложениях к двум категориям одновременно — например почетный профессор СПбГУ плюс член-корреспондент РАН) может служить достаточным основанием для принятия решения о заключении бессрочного трудового договора. А другие убеждены, что статус академика или члена-корреспондента, почетного профессора СПбГУ или лауреата Государственной премии не имеет, как следует из предложений, решающего значения при определении указанного срока.
Многие отмечали, что нельзя упускать из виду показатели текущей профессиональной активности. Ведь заключение трудового договора влечет за собой определенные финансовые обязательства со стороны СПбГУ, и, в случае принятия недостаточно эффективного кадрового решения, возможность поощрять более эффективных, но менее статусных работников будет ограничена в течение срока действия договора. Другими словами, при рассмотрении вопроса о сроке заключения трудового договора принадлежность к наиболее часто встречающимся категориям, по мнению многих, следует воспринимать как весомое преимущество, но окончательное решение все равно должно приниматься по совокупности различных критериев в каждом случае индивидуально.
Ряд руководителей коллективов факультетов и институтов предлагают при решении вопроса о возможности заключения бессрочного трудового договора учитывать следующие характеристики:
- величина разрыва показателей публикационной активности кандидата за период пять лет, предшествующих процедуре отбора, относительно средних показателей публикационной активности в рассматриваемой области знаний в целом и относительно средних показателей публикационной активности работников СПбГУ в рассматриваемой области знаний в частности
- показатели публикационной активности в соответствии с данными баз Web of Science и Scopus за период пять лет, предшествующих процедуре отбора
- опыт педагогической деятельности, опыт руководства магистрантами и аспирантами
- руководство научными проектами, финансируемыми российскими фондами
- руководство научными проектами, финансируемыми зарубежными фондами
- участие в крупных международных проектах
- наличие государственных и ведомственных наград, званий, премий, знаков отличия в области образования и науки, как отечественных, так и зарубежных (а также учитывалась их значимость, актуальность для отрасли на момент проведения отбора)
- опыт коммерциализации результатов научной деятельности, востребованность результатов исследований на мировом или отечественном рынке, практическое применение изысканий (не обязательно личное, возможно, через механизм передачи авторских прав)
- опыт проведения занятий на востребованном иностранном языке
- отзывы обучающихся (в том числе сведения об отзывах обучающихся в других вузах, если речь идет о внешнем кандидате)
- научный резонанс (эффект экстрацитирования)
- общественный резонанс деятельности, в частности, за счет популяризации научного знания
- отзывы и рекомендации представителей профессионального сообщества, признанных экспертов в рассматриваемой области знаний, руководителей образовательных и/или научных учреждений
- опыт руководства коллективом преподавателей, например, руководство образовательной программой, кафедрой, факультетом, институтом
- подтвержденный российскими и/или зарубежными органами государственной власти статус эксперта в рассматриваемой области или смежных областях знаний
- значимость имеющегося опыта работы в СПбГУ — для самого СПбГУ
В. В. Еремеев обратил внимание на то, что названные характеристики перечислены не в рейтинговом порядке. В них отражены предложения деканов факультетов, директоров институтов и активных научно-педагогических работников. Все они важны для оценки достижений того или иного кандидата, но следует выбрать приоритетные характеристики.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (ответ 2); Честность и открытость (ответ 2); Правила жизни университета (ответ 6); Университету кризис не страшен (ответы 8–9).
О правах студентов и сотрудников СПбГУ
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев привел несколько ярких примеров, почерпнутых из встреч и бесед со студентами, преподавателями и учеными Университета, из материалов Виртуальной приемной СПбГУ, которые характеризуют их низкий уровень знания своих прав и обязанностей, предусмотренных не локальными актами СПбГУ, а действующим законодательством об образовании:
На экзамене преподаватель ставит студенту оценку неудовлетворительно и говорит, что эта оценка «без права пересдачи»! При этом и сам преподаватель, и студент верят, что такое возможно! В результате студент может не прийти на пересдачу (и быть отчисленным!), а преподаватель «ломает судьбу» молодого человека! Хотя оба ошибаются: у студента есть права, закрепленные законом (см. в Виртуальной приемной СПбГУ ответ проректора по учебной работе Е. Г. Бабелюк от 05.02.2014: О проставлении оценки неудовлетворительно без права пересдачи).
Молодые ученые-химики во время встречи с ректором рассказали, что «их кафедра» опубликовала статью, которую на самом-то деле подготовил молодой аспирант, а остальные ему только помогали. Этот аспирант, по их словам, «выдающийся, даже гениальный», но доплаты за публикации не получает, и поэтому они просят ректора найти возможность ему заплатить за эту публикацию. Ректор спросил: «Если вы взяли чужое, что нужно сделать?» — «Отдать» (не сразу, но все же ответили...) — «Но отдать свое или чье-то?» — «Конечно, свое!..» И тогда ректор предложил молодым ученым (если им неловко «из-за несправедливости») отдать аспиранту их деньги (которые, выходит, они получают несправедливо...). А они просили, чтобы ректор откуда-то взял другие деньги и отдал аспиранту. Откуда? Забрать у них же и не финансировать, например, конференцию, о которой они говорили чуть раньше?.. Это одна сторона вопроса. Есть и другая: почему этот аспирант не подавал документы на конкурсы на должность НПР, которые проходят в Университете регулярно? Ведь он же выдающийся и даже гениальный, его шансы выиграть в конкурсе велики. Но он же без степени, объясняли молодые ученые. Но в Университете немало НПР без степени... Видимо, дело в том, что ни аспирант, ни молодые ученые не знают своих прав.
На встрече ректора с преподавателями и научными сотрудниками один из постдоков сказал, что будет участвовать в конкурсе на должность ассистента — если научный руководитель разрешит. Н. М. Кропачев спросил: «А если не разрешит?» — «Тогда не буду участвовать. Ведь тогда я не смогу победить...».
На приеме у ректора преподаватели рассказали, что их коллега не может участвовать в конкурсе на должность доцента (не хватает количества публикаций, требуемого по условиям конкурса). Если бы ему сказали пять лет назад, что от него требуется, он бы, дескать, поднажал... Но от него никто ничего не требует, отметил ректор. Объявлены условия конкурса — не для него одного, а для всех! А если бы он баллотировался на конкурсе в Гарварде, Ганновере или Йелле, его бы взяли с теми публикациями? Вряд ли... А мы будем брать только потому, что «он же наш...»? Как же тогда СПбГУ сможет стать самым лучшим университетом?
В заключение ректор напомнил о среднестатистическом портрете НПР. И подчеркнул: в коллективах факультетов, он убежден, много специалистов, которые могут эффективно работать — но они пока «не проснулись»! От деканов, от заведующих кафедрами требуются усилия, чтобы «разбудить» коллег. Они должны научиться пользоваться своими правами (см. на сайте СПбГУ в разделе «Сотруднику»: Права научно-педагогических работников СПбГУ). Ректор поручил деканам и предложил Студсовету СПбГУ представить предложения о мерах по повышению уровня правовой грамотности студентов и сотрудников СПбГУ.
Информирование о магистерских программах СПбГУ
В связи с приемной кампанией в СПбГУ декан Факультета журналистики Л. П. Громова обратилась к коллегам с просьбой представить информацию о магистерских программах, реализуемых в СПбГУ, для того чтобы сообщить ее выпускникам-бакалаврам Университета. Ректор поручил проректору по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой и пресс-секретарю СПбГУ А. А. Заварзину разработать систему действий по развертыванию информирования о магистерских программах СПбГУ — как в Университете, так и за его пределами.