СПбГУ принял участие в заседании членов правления Всемирного союза МООК
Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко поделился с зарубежными коллегами опытом Университета по применению прокторинга и рассказал о планах по созданию в России ассоциации академической честности.
Открывая ежегодное заседание, ректор Университета Цинхуа профессор Ван Сицинь, возглавляющий правление Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов, отметил важность международного сотрудничества в области развития доступного онлайн-образования и внедрения инноваций. Он подчеркнул, что необходимо привлекать внимание общественности к цифровой трансформации образования будущего, которая ставит перед образовательными организациями все новые задачи, требующие совместного рассмотрения и общих усилий для их решения. В их числе прозрачность и честность образовательного процесса.
Для удобства участников, находящихся в разных часовых поясах, мероприятие прошло в формате трех сессий. В рамках одной из них встретились представители Университета Цинхуа, Чжэцзянского университета, международной образовательной онлайн-платформы XuetangX, тайской образовательной онлайн-платформы Thai MOOC, Монгольского университета науки и технологии и Санкт-Петербургского университета.
Глава секретариата Всемирного союза МООК Ван Сяосяо представила подробный отчет о деятельности организации за прошедший год и рассказала о реализованных инициативах. Так, в рамках проекта по повышению цифровой грамотности были проведены мероприятия, призванные помогать университетам в расширении возможностей учебных ресурсов с целью развития цифровизации и инклюзивности образовательного процесса. В частности, студенты и преподаватели могли посетить различные лекции и практические занятия. Также в 2022 году союзом MOOK была организована серия «Диалогов об онлайн-образовании» (Online Education Dialogues), в ходе которых эксперты входящих в него организаций получили возможность поделиться друг с другом опытом и идеями в области онлайн-обучения. Всего встречи привлекли более 470 тысяч участников.
В России создали Ассоциацию цифровых инноваций в образовании
В ходе заседания были представлены доклады представителей университетов и других организаций — членов союза о последних достижениях и разработках в сфере онлайн-обучения. Глава международной образовательной онлайн-платформы XuetangX, где реализуются и онлайн-курсы СПбГУ, Ван Шуайго сообщил, что количество слушателей в этом году превысило 100 миллионов. Представители онлайн-платформы Thai MOOC рассказали о развитии функционала различных сервисов для обучающихся, а профессор Чжэцзянского университета У Цзянь поделилась опытом применения технологий дополненной реальности при проведении гибридных занятий.
Санкт-Петербургский университет на заседании представил член исполнительного комитета Всемирного союза МООК, и. о. первого проректора по цифровой трансформации и информационной безопасности, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко. Он выразил позицию Университета в отношении обеспечения доступности обучения, отметив, что СПбГУ, как крупнейший вуз и центр развития онлайн-образования России, видит важнейшей и неотъемлемой частью своей деятельности содействие каждому, кто стремится к получению знаний.
Именно этот принцип отразился в работе Университета после блокировки всего российского контента на международной образовательной платформе Coursera.
Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко
«Наблюдая высокую заинтересованность слушателей в продолжении обучения на онлайн-курсах СПбГУ и руководствуясь желанием как можно быстрее вернуть им такую возможность, Университет не только в кратчайшие сроки осуществил перенос более 100 обучающих онлайн-продуктов на национальную образовательную онлайн-платформу "Открытое образование", но и оказал большую поддержку зарубежной аудитории, предоставив бесплатный доступ ко всем англоязычным онлайн-курсам СПбГУ», ― рассказал Владимир Старостенко.
В своем докладе директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ обратился к вопросу обеспечения прозрачности и честности оценивания знаний в академической среде в условиях текущей цифровой трансформации вузов, который уже поднимался им на предыдущем заседании правления Всемирного союза МООК. Онлайн-курсы СПбГУ с дистанционным тестированием активно используются при реализации модели смешанного обучения в образовательном процессе как Университета, так и других вузов. Например, в рамках 2021/22 учебного года было проведено 48 918 итоговых тестирований слушателей курсов. Накопленный опыт позволяет выявить проблемы и несовершенства процессов, связанных со сдачей экзаменов в дистанционном формате, а также помогает в создании и развитии инициатив, способствующих решению данных вопросов.
Владимир Старостенко рассказал, что на протяжении 2022 года Университет вел продуктивную работу в этом направлении и достиг значительных результатов. Прежде всего, по инициативе СПбГУ Ассоциацией ведущих университетов России были утверждены Единые правила прохождения промежуточной аттестации и итоговой аттестации с использованием процедуры контроля за ходом дистанционных испытаний (прокторинга). По его словам, такая унификация поможет достичь максимальной справедливости онлайн-оценивания, избежать возникающих на данный момент трудностей и облегчить процесс как для обучающихся, так и для вузов.
Еще одним вектором развития СПбГУ в области проведения испытаний в дистанционном формате в этом году стала разработка и продвижение концепции ассоциации «Лига академической честности Российской Федерации» — объединения образовательных организаций высшего образования в России. Ее главной целью станет повышение качества образования путем продвижения принципов академической честности и научной этики, а также содействие в реализации направленных на их развитие образовательных инициатив и расширение взаимовыгодного сотрудничества между вузами. Деятельность лиги предполагает следование принципам открытости, справедливости и уважения прав и свобод всех участников образовательного процесса. В завершение доклада Владимир Старостенко предложил всем собравшимся войти в состав рабочей группы по созданию «Лиги академической честности», а также рассмотреть возможность разработки единой глобальной системы оценки знаний слушателей в дистанционном формате.
Организаторы и участники заседания позитивно отреагировали на предложения директора Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ и проявили живой интерес к представленной теме, обсуждение которой продолжилось на последовавшей за докладом дискуссии. Собравшиеся подтвердили актуальность вопроса справедливости и прозрачности процесса онлайн-оценивания — как в рамках повышения эффективности учебного процесса их организаций, так и в качестве серьезного шага для глобального развития сферы онлайн-обучения. В связи с этим идея создания рабочей группы по разработке международных стандартов была широко поддержана и отмечена как важная инициатива в достижении совместных целей.
В завершение заседания проректор Университета Цинхуа профессор Пэн Ган выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество и объединение усилий в развитии сферы онлайн-образования на международном уровне.