Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Об открывшейся возможности использования счета СПбГУ
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев сообщил о том, что разблокированы все средства Университета. 10 февраля он получил информацию об открытии счета СПбГУ для выплаты стипендий и расчетов по линии реализации Программы развития. Ректор дал поручение первому проректору по экономике И. П. Бойко и главному бухгалтеру Н. В. Гаврилюк произвести выплату стипендии за январь в ближайшие дни. Проректор И. П. Бойко предложил подождать и выплатить сразу вдвойне (за январь и февраль), ректор возразил: «Мы обещали выплатить стипендии сразу же после разблокировки счетов. Обещания надо выполнять».
Н. М. Кропачев напомнил, что в Университете смогли произвести выплату январской стипендии за счет внебюджетных средств. Это получилось в результате последовательно проводимой единой политики управления университетскими ресурсами, в данном случае финансовыми. Ректор подчеркнул, что в случае необходимости мы были готовы и за февраль платить из того же источника.
Позиции СПбГУ в рейтинге Webometrics
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил о том, что испанское рейтинговое агентство Cybermetrics Lab два раза в год публикует рейтинг университетов разных стран на основе анализа их сайтов. Этот рейтинг показывает эффективность работы вуза по открытости его информационных ресурсов, отражающих деятельность вуза — прежде всего научную.
Опубликован январский рейтинг Webometrics. В нем ранжировали 20 300 университетов мира. В прошлом рейтинге (в июле 2011 года) СПбГУ был на 1004 месте. А в новом рейтинге наш Университет занял 538 строчку, то есть за полгода поднялся на 466 мест. За это время МГУ поднялся с 274-го на 147 место (то есть продвинулся на 127 мест). По скорости движения вперед в рейтинге наш Университет — первый в России.
В рейтинге университетов Восточной Европы СПбГУ на 20 месте (а был на 42-м), среди российских университетов стали третьим вузом в России — после МГУ и Томского университета. А были на четвертом месте. По всем позициям мы поднялись, отметил И. А. Горлинский. Это обусловлено реализацией стратегии открытости Университета. Теперь на нашем сайте больше информации, важной для пользователей (в этом рейтинге фиксируется популярность университета в поисковых системах Google, Yahoo). В СПбГУ почти завершен переход на единый домен, увеличилась «англоязычность» сайта — и это тоже положительно сказалось на рейтинге. Есть серьезный потенциал для роста. Один из факторов — цитируемость научных публикаций в системе Google Scholars, ведь там статьи цитируются на всех языках (в том числе на русском), если они доступны в Интернет-пространстве.
Н. М. Кропачев напомнил, что в прошлом году было дано поручение проректору И. А. Горлинскому принять меры по изменению положения СПбГУ в этом рейтинге. Такое поручение дается и дальше, чтобы двигаться вперед. Ректор призвал более сдержанно оценивать достигнутые результаты. Ведь, если сравнивать, то МГУ тоже почти в два раза повысил свой рейтинг, и их результат лучше — ведь наверху двигаться тяжелее. А 20-е место в Восточной Европе — это далеко не предел (например, ВШМ — первая бизнес-школа в Восточной Европе, а не 20-я). И нам надо двигаться к первому месту среди университетов России. Ректор поручил проректору И. А. Горлинскому представить свои предложения по развитию этой деятельности («Университету кризис не страшен», ответы 1 и 6, Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 7).
О совершенствовании материально-технического обеспечения научной и учебной работы
Проректор по обеспечению материально-технической базы Г. С. Васильев развернуто рассказал о работе складского хозяйства Университета, которое играет обслуживающую роль, но эта деятельность важна для обеспечения научной и учебной работы в Университете. Еще несколько лет тому назад в области складского хозяйства ситуация выглядела следующим образом:
- значительная часть химических реактивов (в том числе все реактивы, приобретаемые за счет средств грантов) в СПбГУ не стояла на бухгалтерском учете и вообще никак не учитывалась
- химические отходы, образующиеся в результате учебного и научного процесса, хранились неорганизованно в учебных и научных помещениях, их организованная утилизация не осуществлялась; вследствие чего они нередко выкидывались в баки с бытовыми отходами или сливались в канализацию, а Университет регулярно платил штрафы за превышение норм загрязнения сточных вод; порой деканы факультетов, пользуясь тем, что отсутствует централизованная информация о хозяйственной деятельности подразделений, легко оплачивали такие штрафы из так называемых «своих» средств
- отработанная масляная эмульсия из криогенной лаборатории не утилизировалась многие годы
- уже не одно десятилетие в химических лабораториях СПбГУ в ПУНКе находилось на хранении свыше 500 кг ртути, что создавало угрозу для здоровья сотрудников и студентов
- газовые баллоны хранились во временной ветхой постройке, куда любой желающий мог без труда проникнуть
- на территории складов СПбГУ, расположенных на ул. Астрономическая, д. 6, ворота не закрывались, что создавало угрозу несанкционированного проникновения
- значительная часть помещений склада была не приспособлена для хранения материальных ценностей: отсутствовали стеллажи; полы на первом этаже склада были настолько неровными, что паллеты невозможно установить в горизонтальном положении. Линолеум на полу порвался много лет назад, и из-под него поднималась цементная пыль; в результате при длительном нахождении сотрудников в этом помещении создавалась угроза для их здоровью
- в течение нескольких десятилетий не проводилась процедура списания неиспользуемого движимого имущества. Поэтому очень остро стоял вопрос о местах его хранения; сотрудники Университета уже стали привыкать к тому, что подлежащее списанию имущество может храниться только в коридоре по соседству с аудиториями, кафедрами и лабораториями, что, безусловно, не только мешало учебному и научному процессу, но и приводило к систематическим предписаниям и штрафам за «загромождение путей эвакуации»
- по результатам инвентаризаций основных средств на 2009 год по складу № 1 числилось расхождение с данными бухгалтерского учета на сумму 2 012 980 рублей
- в Университете отсутствовало специально оборудованное помещение для хранения бланков дипломов о высшем специальном образовании; не удивительно, что происходили открытые кражи бланков
- до недавнего времени не проводилось списание основных средств, числившихся в расхождениях по данным бухгалтерского учета (по результатам инвентаризаций) и впоследствии найденных в результате проведения служебных расследований
- несколько десятилетий сотрудники складов работали без каких-либо должностных инструкций, отсутствовали также и нормативно закрепленные алгоритмы действий в различных ситуациях, связанных с исполнением сотрудниками их служебных обязанностей; в частности, не был отработан порядок действий при приемке и выдаче товарно-материальных ценностей, работники недостаточно хорошо знали требования к условиям хранения отдельных видов товаров. Как следствие – хорошо всем известная история с хищением трех ноутбуков со склада (Материалы ректорского совещания от 28.03.2011, п. 5)
С целью устранения выявленных недостатков в 2011 году была организована и проведена следующая работа.
По складу химических реактивов:
- поставлены на складской и бухгалтерский учет химические реактивы на сумму 1,2 млн рублей, ранее находившиеся на складе, но не числившиеся на бухгалтерском учете
- организованы сбор и отправка на полигон «Красный Бор» 6 400 кг химических отходов, образовавшиеся в результате учебной и научной деятельности наших химиков, физиков и биологов; эти работы были начаты в 2010 году и можно утверждать, что в течение 2011 года окончательно отлажен механизм утилизации отработанных химических реактивов.
- на складе химических реактивов организовано хранилище химических отходов, образующихся в результате использования химреактивов в учебной и научной деятельности наших химиков, физиков и биологов в зданиях ПУНКа. Определен порядок их сбора и хранения до момента отправки на полигон «Красный Бор».
- оборудован склад для хранения обменного парка газовых баллонов
- в конце 2010 года проведена утилизация более чем 500 кг ртути
Г. С. Васильев сформулировал задачи на 2012 год в этой области:
- организовать ремонт помещений склада химических реактивов (требуется, в частности, полная замена вентиляции)
- оборудовать помещение для хранения отходов ртути до момента отправки их на полигон «Красный бор»
- приобрести технологическое оборудование для работы с химреактивами (респираторы, насосы для перекачки кислот и растворителей, гидравлическую тележку для погрузки баллонов и реактивов)
- отработать порядок сбора и передачи на временное хранение отходов, во всех зданиях ВУНКа
- разработать инструкции по технике безопасности при работе с химреактивами
По складу № 4 ПУНК (ул. Астрономическая, д. 6/10).
В 2011 году в целях ограничения несанкционированного доступа посторонних лиц на склад СПбГУ № 4 по адресу ул. Астрономическая, д. 6/10:
- на всех помещениях склада № 4 были установлены металлические двери и ворота
- на складе № 2 установлены входные металлические двери и металлические двери на чердак
- установлен автоматический механизм открывания и закрывания ворот при въезде на территорию складского комплекса
Задача на 2012 год в этом направлении — дальнейшее усовершенствование мер по охране склада, а именно — установление охранной и пожарной сигнализации на складе № 4.
В конце 2010 года были приобретены и установлены металлические грузовые стеллажи, что позволило, во-первых, значительно увеличить емкость хранилища, а во-вторых, упорядочить хранение материальных ценностей по номенклатуре. Производится ремонт полов на первом этаже — изготавливаются наливные полы, что позволит обеспечить требуемые условия хранения материальных ценностей, а также использование на складе средств малой механизации.
В конце 2010 года утвержден регламент сдачи материально-ответственными лицами оборудования, подлежащего списанию, на склад б/у, активная работа по реализации соответствующих положений на практике проводилась в течение всего 2011 года. Налажен механизм приема основных средств, подлежащих списанию, на склад б/у, что позволило материально-ответственным лицам СПбГУ высвободить площади, загруженные неиспользуемым оборудованием, а также выполнить предписания пожарной инспекции по освобождению путей эвакуации. Таким образом, если ранее повсеместное складирование неиспользуемых вещей было, безусловно, следствием бездействия руководства хозяйственных служб, то на сегодняшний день такие случаи встречаются гораздо реже и говорят скорее о неисполнении своих обязанностей должностными лицами среднего управленческого звена. На сегодняшний день на склад б/у перемещено 12 433 единиц, подлежащих списанию. Начат процесс списания и утилизации основных средств со склада б/у.
В 2011 году удалось организовать процесс утилизации основных средств, почти не требующий финансовых затрат. Списание основных средств может считаться завершенным только после завершения утилизации имущества. Иными словами, акт об утилизации — часть комплекта документов, необходимого для списания. Поэтому, не запустив процедуру утилизации, мы обрекали склады на зарастание никому не нужными вещами.
На сегодняшний день проведена утилизация 3 042 единиц списанных основных средств, а также подготовлены заключения технической экспертизы и акты на списание еще 1 330 единиц основных средств. К сожалению, процесс списания и утилизации идет медленнее, чем хотелось бы, поэтому задача на 2012 год в этой области — такая организация процесса утилизации, при которой все поступающие для списания основные средства утилизируются в течение небольшого промежутка времени.
По складу № 1 ВУНК (Университетская наб., д. 7/9): в 2011 году на складе № 1 велась активная работа по выявлению причин расхождений с данными бухгалтерского учета по результатам инвентаризации основных средств. В результате проведенных мероприятий удалось найти на рабочих местах у сотрудников СПбГУ 72 единицы основных средств — оборудования и оргтехники — на сумму 1 543 808 рублей, числящиеся на складе № 1. Таким образом, расхождения с данными бухгалтерского учета значительно сократились и на сегодняшний день составляют уже 469 172 руб. в отличие от начальной суммы — 2 012 980 рублей.
Задачи на 2012 г. в этом направлении: завершение работы по выявлению причин расхождений с данными бухгалтерского учета и реорганизация работы складского хозяйства в связи с тем, что здание склада № 1 на Университетской наб., д. 7/9, лит. М, вероятнее всего будет разобрано из-за его аварийного состояния. В контексте развития территории бывшей Академии тыла и транспорта можно будет рассмотреть и расширение складских площадей ВУНКа, что позволит сократить временные и денежные затраты по доставке материальных ценностей потребителям со склада в ПУНКе
По складу хранения бланков строгой отчетности: в 2011 году сотрудниками Управления складского хозяйства проводилась работа по переводу склада хранения бланков строгой отчетности в помещение бывшей кассы в подвале здания Центра питания и досуга. Был заключен договор с ФГУП «Охрана» МВД России, которое осуществило разработку проекта и провело работы по монтажу охранной сигнализации в помещении. В декабре в помещении установлены сейфы и к ним подведена сигнализация. Как только помещение будет поставлено под охрану, все бланки строгой отчетности будут храниться в нем.
Задача на 2012 год: автоматизировать складской и бухгалтерский учет бланков строгой отчетности. Завершение инвентаризации основных средств 2009 года.
Сотрудниками Управления складского хозяйства в 2011 году ведутся активные работы в направлении списания основных средств, числившихся в расхождениях с данными бухгалтерского учета по результатам инвентаризации 2009 года и впоследствии найденных в результате проведения служебного расследования. На сегодняшний день обработано 1 095 актов на списание оргтехники и оборудования по ПУНКу и около 400 актов на списание оргтехники и оборудования по ВУНКу. Составлены акты демонтажа и извлечения из электроаппаратуры, приборов, электронной техники и иных изделий, узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы. Определено содержание в них драгметаллов и сдано 200 кг узлов и деталей, содержащих драгметаллы в организацию, зарегистрированную в Пробирной палате. Определено количество металлолома, который образуется в результате демонтажа оборудования. Определено количество приборов и оборудования, которое не может быть превращено в материалы и, следовательно, подлежит утилизации лицензированной организацией.
Для того, чтобы завершить процедуру списания и получить все необходимые для бухгалтерии документы (акты утилизации, акты приема металлолома и драгметаллов) заключен договор с ЗАО «Завод "Рецикл"», который осуществляет прием узлов и деталей, содержащих драгметаллы и их переработку, заключен договор на сдачу металлолома с ООО «Мегамет», заключен договор с ООО «Красный бор», который произвел вывоз и утилизацию оборудования, которое не может быть превращено в материалы (акты выполненных работ сданы в бухгалтерию СПбГУ).
На 16 ноября 2011 года завершена процедура списания по 241 акту на списание техники и по 139 актам на списание мебели (акты утилизации сданы в бухгалтерию СПбГУ) тех основных средств, которые числились в расхождениях с данными бухгалтерского учета по результатам инвентаризации 2009 года, а затем были найдены в результате проведения служебного расследования.
К числу недостатков в работе Управления складского хозяйства, отметил Г. С.Васильев, можно отнести кражу ноутбуков на складе № 4 в начале года на сумму 120 000 рублей — ущерб полностью возмещен работниками склада.
Ректор подчеркнул, что за последние два года в этом направлении в Университете сделано больше, чем за предыдущие 20 лет (Материалы ректорского совещания от 02.04.2012, п. 3).
Об организации новой системы учета и реализации заявок
В связи с докладом проректора Г. С. Васильева ректор поставил вопрос, описав характерную ситуацию: научная группа получила грант на несколько лет, оборудование закуплено еще в 2011 году, а деньги на расходные материалы по этому гранту будут только в конце 2012 года. Что делать, чтобы не простаивало оборудование? Этот вопрос ректор недавно задал проректору по экономическому развитию М. Н. Кудилинскому. Тот рассказал, что ведется строгий учет всех заявок, поступающих от проректоров по направлениям. Сотрудники Университета, как правило, обращаются с заявками к проректору по направлениям, он объединяет заказы, предлагает унифицировать их и организует закупку. Но сколько заявок пришло к проректору, сколько он вернул, сколько времени они там пролежали — неизвестно.
Ректор подчеркнул, что ничто не мешает вести систему учета заявок уже на стадии поступления к проректору по направлению. Это позволит решить вопрос с оплатой расходных материалов, командировок и т. п., запланированных в смете по внешним грантам, но не финансируемых по причине того, что средства по внешним грантам, как правило, приходят ближе к концу календарного года. Ведь если нет денег по внешнему гранту, то это не значит, что в СПбГУ нет денег вовсе (выплата январских стипендий – тому яркое подтверждение). Необходимо учиться получать выгоду от нашего коллективного существования.
По оценкам И. П. Бойко и М. Н. Кудилинского, общий объем средств, расходуемых на эти цели достигает 100 млн руб. Ректор поставил задачу: вести централизованный учет всех заявок с момента их поступления к проректору по направлению и проработать вопрос о возможности исполнения таких заявок за счет временного использования внебюджетных средств СПбГУ. Надо продумать логистику использования внебюджетные средства, которые можно временно использовать как оборотные средства до прихода грантовых средств.
Ректор поручил проректорам И. П. Бойко и М. Н. Кудилинскому проанализировать ситуацию и представить свои предложения. А М. Н. Кудилинскому кроме того — создать систему централизованного учета всех заявок, поступающих к проректорам по направлениям. А деканов ректор попросил сообщить ученым и преподавателям о новой системе учета заявок (Материалы ректорского совещания от 22.07.2013, п. 6).
Еще раз о коллективном существовании
Ректор сообщил о том, что недавно начальник юридического управления Ю. В. Пенов получил на согласование проект договора от одного из работников, подчиненных проректору С. И. Богданову (это бывший заместитель руководителя одной из образовательных программ, сейчас начальник отдела ректората по соответствующему направлению). Он решал чисто юридический вопрос и интересовался наличием у лица, сдающего Университету в субаренду помещения с оборудованием, соответствующих прав на сдачу в аренду. И, ознакомившись с представленными по его просьбе документами (договором аренды с правом субаренды), убедился, что такие права договор предусматривает. Но из первоначального договора аренды Ю.В. Пенов увидел и другое: что помещения та фирма арендует за 460 тыс. рублей в месяц, а Университет собирался арендовать на три дня в феврале и на четыре дня в марте — и должен был заплатить этому арендатору уже 740 тыс. рублей! Да и сам первоначальный договор аренды (с правом сдавать имущество в субаренду) заключен только накануне (Об усилении мер контроля за обеспечением эффективности расходования средств на закупку товаров, работ, услуг для нужд СПбГУ).
Получив служебную записку Ю. В. Пенова, ректор подумал и о том, что ставит под сомнение саму целесообразность заключения такого договора даже на меньшую сумму. Помещение, которое собирались арендовать у сторонней фирмы на несколько дней, — вполне стандартное, на 50 человек, которое оборудовано стандартными компьютерами, микрофоном, лазерной указкой и пр. В Университете таких помещений десятки. К примеру, тот же проректор С. И. Богданов недавно обращался к проректору М. Ю. Лавриковой с просьбой предоставить помещения для проведения конференции на 70 человек в здании, которое находится в ее распоряжении. И конечно же, не платил никакой арендной платы. Но С. И. Богданов сказал, что не знал о действиях начальника отдела. Сейчас все упомянутые сотрудники представили объяснительные записки о том, как готовился этот договор. Материалы внутренней проверки будут направлены начальником службы безопасности СПбГУ в правоохранительные органы.
Ректор дал поручение проректору И. А. Горлинскому в течение двух недель опубликовать на сайте СПбГУ список аудиторий — с указанием перечня находящегося в них оборудования и порядка решения вопроса об их использовании (помещения могут быть в зоне ответственности разных проректоров по направлениям). А начальнику ГУАТОиД В. П. Журавлеву и начальнику юридического управления Ю. В. Пенову ректор поручил провести анализ за последние три-четыре года: заключались ли подобные договоры ранее. Для сравнения: на недельную аренду помещений, которые легко можно было найти в университете, планировалось потратить средства в пять раз (!) превышающие месячный стимулирующий фонд всего коллектива факультета. К сожалению, приходится думать, что причина этих действий — не просто непонимание единства Университета.
Ректор подчеркнул, что единство ресурсов Университета должно вновь стать нашим конкурентным преимуществом. И деньги, и здания, и оборудование, и общежития — все должны использовать совместно. Нельзя допускать, чтобы аудитории, компьютеры, автомобили простаивали, а мы бы закупали или арендовали новые. Тем более нельзя допускать, чтобы это делалось в корыстных интересах.
О начале работы по подготовке «Книги памяти»
Ректор сообщил, что начинается работа по подготовке «Книги памяти» к 70-летнему юбилею Великой Победы. Предложение поступило от председателя Совета ветеранов войны и труда И. П. Зиновьева и В. А. Фомичева, заместителя проректора СПбГУ по эксплуатации МТБ. Это предложение поддержал и председатель профсоюзной организации сотрудников СПбГУ О. Л. Иванов. Цель работы — увековечить память о людях, принесших нам победу в Великой Отечественной войне. Задача — составить наиболее полный список универсантов, участвовавших в боях Великой Отечественной войны, с фотографиями и краткими справками. И издать «Книгу памяти» как в бумажном, так и в электронном формате. В течение месяца нужно определить формы этой работы, готовится соответствующий приказ ректора по ее организации.
Н. М. Кропачев попросил деканов предложения и документы об участниках войны направлять В. А. Фомичеву. Он выразил надежду, что студсоветы и профсоюзы примут в этой деятельности активное участие. Ведь, кроме книги, могут быть и другие формы работы: портретная галерея, развернутый материал о каждом ветеране на сайте и т. п. Герои великой войны достойны памяти и уважения, надо постараться, чтобы отдавать им должное постоянно и, конечно же, в памятные даты.
Об успехах наших студентов
Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва сообщила, что 8 февраля в Москве состоялся 11 российский чемпионат международного Конкурса по международному праву им. Филипа Джессопа. В этих престижных соревнованиях приняли участие команды студентов-юристов из 42 вузов России. Команда СПбГУ в финале победила команду МГУ имени М. В. Ломоносова. В марте наша команда отправится в Вашингтон для участия во всемирном раунде.
Конкурс имени Ф. Джессопа — это игровой судебный процесс, проводится с 1959 года. Это крупнейшее и самое известное в мире студенческое судебное соревнование. Россия в нем принимает участие недавно, и студенты-юристы СПбГУ стабильно побеждают в российском туре конкурса. А в международном туре всегда побеждают только американцы — хотя зарубежные организаторы высоко оценивают успехи команд СПбГУ.
Ректор отметил, что соревнования этого конкурса проводятся на английском языке, и выступления студентов оценивают судьи из Страсбургского суда и другие независимые эксперты. На ректорских совещаниях не раз уже говорилась об успехах в международных олимпиадах наших математиков, астрономов, менеджеров, юристов. Н. М. Кропачев попросил деканов сообщать ему, если требуется помощь или материальная поддержка в организации работы подобных команд. Студенты СПбГУ должны участвовать хотя бы в одном международном конкурсе по каждому профильному направлению — и добиваться высоких результатов (Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4-6, 8).
Об эпидемической ситуации
Проректор М. Н. Кудилинский сообщил, что в городе зафиксирован вспышка заболевания кори — более 100 случаев. Студент, проживающий в общежитии СПбГУ на ул. Кораблестроителей, д. 20, к. 3, госпитализирован с подозрением на корь. Это первый случай у нас. Позже анализы подтвердили заболевание, но на данный момент студента уже выписали по месту жительства.
Первичные мероприятия проводятся в соответствии с санитарными правилами и нормами: после госпитализации студента были осмотрены обучающиеся, проживающие в общежитии № 3. Никаких признаков заболевания у других студентов на данный момент не выявлено. Оснований для карантина пока нет, но ограничения на посещение гостей введены. В общежитии развешаны информационные листы и объявления, чтобы студенты были более внимательны к своему здоровью и в случае плохого самочувствия незамедлительно обращались к врачу.
В Университете, объяснил М. Н. Кудилинский, существует система реагирования в случае выявления или подозрения на инфекционные заболевания: автоматически проводится комплекс предусмотренных законодательством мер. Он попросил с пониманием относиться к предложениям врачей об осмотрах и вакцинации студентов и преподавателей. Ректор поручил деканов привлечь внимание сотрудников и студентов к материалу на сайте — важно, чтобы все были проинформированы о том, как следует действовать.
Итоги отборочного тура олимпиады школьников СПбГУ
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что в 2011/12 учебном году число участников отборочного этапа Олимпиады школьников СПбГУ превысило 52 500 человек — это более чем на треть больше, чем в прошлом году: тогда было 39 000 участников.
Вот наиболее яркие примеры того, как возросло число участников Олимпиады школьников СПбГУ по отдельным предметам или комплексам предметов:
- по информатике — с 317 до 1290 участников (306 %)
- по социологии — с 1241 до 3661 (195 %)
- по филологии — с 581 до 1273 (119 %)
- по химии — с 1975 до 4210 (113 %)
- по экономике — с 1233 до 2466 (100 %)
И еще по семи предметам (комплексам предметов) увеличение числа участников Олимпиады школьников СПбГУ по сравнению с предыдущим учебным годом составило более 50 %. Незначительное снижение наблюдалось только по двум предметам: на 18 % по географии (но в прошлом году по данному предмету было достигнуто четырехкратное увеличение числа участников) и на 17 % по истории (до этого было трехкратное увеличение числа участников). При этом, в Олимпиаде и по географии и по истории в 2011/12 году приняли участие более 2500 школьников (по каждому из предметов).
Успехи Олимпиады школьников СПбГУ в 2011/12 учебном году ставят СПбГУ на один уровень с нашим стратегическим партнером и главным инициатором проведения вузовских олимпиад школьников во всероссийском масштабе — МГУ имени М. В. Ломоносова. Число участников олимпиад школьников обоих ведущих вузов страны в этом учебном году сопоставимо. Олимпиада школьников «Ломоносов», организатором которой является МГУ, проводится по 21 предмету, Олимпиада школьников СПбГУ — по 15. По девяти предметам олимпиады проводят и МГУ, и СПбГУ. В этом году пальма первенства по числу участников у Олимпиады СПбГУ по географии, информатике, математике, обществознанию, праву, физике, химии, экологии. Аналогов Олимпиады школьников СПбГУ по медицине, социологии, филологии, экономике в рамках олимпиады школьников «Ломоносов» пока нет.
Ректор отметил, что таких успехов СПбГУ добился на фоне резкого падения числа выпускников школ. Он поручил проанализировать результаты и представить предложения по всем предметным областям. Если есть успех в некоторых сферах, значит, можно добиться его и в других и двигаться вперед! Кроме того, нам необходимо найти надежного информационного партнера — федеральный телеканал, федеральную газету и пр.
Е. Г. Бабелюк ответила, что, по ее мнению, в этом году значительный вклад в общий результат внесло партнерство с порталом «Дневник» (Материалы ректорского совещания от 14.11.2012, п. 7), в этом случае более эффективными оказались именно Интернет-ресурсы, а не традиционные СМИ. Но главное — были объединены ресурсы внутри Университета: в этом году в СПбГУ в структуре ректората введен один куратор проведения олимпиады по одному предмету — например, по математике, биологии, хотя эти предметы считаются профильными для нескольких направлений и специальностей, являющиеся базовыми для разных факультетов.
Раньше олимпиады по таким предметам организовывали сотрудники, подчиненные деканам соответствующих факультетов. Они и проводили олимпиады, и рекламировали такие («свои») олимпиады сами. В этом году, решая общую для всего Университета задачу — организации олимпиад и рекламирования всех (а не только «доходных») образовательных программ Университета, сотрудники Управления по организации приема посетили больше 40 регионов. Задача была сформулирована следующим образом: необходимо проводить олимпиаду по всем предметам которые есть в Университете, не ориентируясь, как это бывало ранее, на финансовые возможности, имеющиеся в распоряжении каждого конкретного декана факультета. (Более кратко эта мысль обычно излагалась так — «деньги факультета». Такая формула не раскрывала, а, наоборот, скрывала истинный смысл ситуации: и деньги, и другое имущество никогда не находились (да и не могли ни юридически, ни фактически находиться) в распоряжении всего коллектива факультета — ими всегда распоряжался конкретный декан, руководитель института. А вот любое решение декана в коллективе факультета преподносилось как решение «декана» или «ученого совета» или «ректората» - в зависимости от ситуации, что было выгоднее. А «в ректорате» — как решение «факультета». При закрытости информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности не только Университета в целом, но и отдельных направлений его работы, такая университетская терминология не одно десятилетие успешно прикрывала безобразия в этой сфере).
Раньше приезжавший в регион уполномоченный декана факультета порой не только рекламировал «свою» образовательную программу, но и всячески объяснял, что поступать в Университет надо именно на эту образовательную программу (убеждал поступать на этот факультет). А теперь представитель всего Университета рекламирует все образовательные программы Университета и предлагает выбирать именно наш Университет (убеждает поступать в Университет на наши образовательные программы). Такой подход дает прекрасный результат. Так, например, школьники Нижнего Новгорода в этом учебном году проявили значительный интерес к Олимпиаде школьников СПбГУ: из этого региона в олимпиадах СПбГУ участвовало 1 300 школьников — больше было только из Петербурга.
Н. М. Кропачев подчеркнул, что достигнутый результат — следствие объединения, консолидации ресурсов СПбГУ. Это наше важное конкурентное преимущество. Эффект дает именно консолидация ранее распыленных ресурсов Университета — для решения и общих, и отдельных задач (Материалы ректорского совещания от 16.04.2012, п. 3).
Разное — объявления
Проректор по научной работе Н. Г. Скворцов рассказал о недавно проведенной научной конференции «Канторович — 100» и напомнил, что в октябре исполнится 100 лет со дня рождения Л. Н. Гумилева. В Университете готовится конференция, которая пройдет 2 и 3 октября в рамках большого конгресса на площадках Университета и города. Он попросил деканов оказать содействие в подготовке конференции — присылать предложения по перечню мероприятий в связи с празднованием юбилея Л. Н. Гумилева.
Проректор К. К. Худолей сообщил, что продолжает работу российско-германский форум «Петербургский диалог». Недавно было принято решение совместить празднования года Германии в России и года России в Германии с проведением «Петербургского диалога». К. К. Худолей попросил в течение двух дней представить предложения о крупных мероприятиях большой общественной значимости, которые могли бы быть проведены — причем не только в рамках «Петербургского диалога». Правительство РФ должно принять решение до 1 марта. Потом на оставшиеся средства будет конкурс открытых проектов.
Декан Геологического факультета С. В. Аплонов сообщил, что два месяца назад Ученый совет СПбГУ принял решение о вступлении нашего Университета в сетевую организацию «Университет Арктики». Эта организация объединяет университеты северных стран для проведения совместных научных и образовательных проектов. Заявка СПбГУ отправлена и в марте-апреле ожидается наше вступление. В марте намечен визит президента «Университет Арктики» в СПбГУ. Инициаторами вступления Университета в эту организацию были геологи, но деятельность ее гораздо шире — существует арктическая медицина, биология, юриспруденция. С. В. Аплонов пригласил коллег-деканов к участию в работе организации, чтобы в марте можно было обсуждать эту инициативу и сотрудничество в более широком составе. Россия пока недостаточно представлена в этой организации, но туда входят наши давние партнеры из Финляндии, Норвегии, Швеции, Канады. А Норвегия выделяет крупные средства на развитие студенческих связей.
Ученый секретарь Университета Л. П. Громова попросила деканов обратить внимание на подготовку документов к заседаниям Ученого совета СПбГУ. Когда подают предложения к предоставлению права на научное руководства аспирантами, то квалификация преподавателя очень важна. Некоторые только двумя курсовыми работами руководили, а им хотят доверить руководство аспирантами. Пока единых критериев назначения доцентов научными руководителями пока в Университете нет. Л. П. Громова попросила на заседаниях факультетских ученых советов обсудить этот вопрос и представить ей свои предложения.
Л. П. Громова напомнила также о необходимости более внимательного отношения деканов к подготовке документов, выносимых на рассмотрение Ученого совета Университета, в том числе документов преподавателей и научных сотрудников, участвующих в конкурсных процедурах. Кроме того Л. П. Громова попросила деканов своевременно представлять документы — за десять дней до заседания Ученого совета.