Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О подготовке к празднику «Посвящение в студенты»
По сложившейся традиции 31 августа состоится праздник «Посвящение в студенты» (приказ был подписан Игорем Алексеевичем Горлинским, первым проректором по учебной и научной работе, 14 июля). И. А. Горлинский предложил деканам, представителям студенческих советов, профсоюзам студентов и сотрудников СПбГУ, совету ветеранов, совету молодых ученых, коллегии почетных профессоров уже сейчас включиться в работу по организации данного праздника. В срок до 17 августа предложения, идеи и советы можно высылать на электронную почту начальника Управления по связям с общественностью СПбГУ М. В. Максимовой — m.maximova@spbu.ru. В настоящий момент идет работа над подготовкой сценарного плана мероприятия.
О подготовке к началу учебного года
В университете идет подготовка к началу учебного года. С 8 августа на каждом ректорском заседании руководители различных служб СПбГУ будут делать доклады о проводимой ими работе, направленной на подготовку к учебному году. Сегодня речь пойдет о библиотеке и общежитиях.
И. о. директора Научной библиотеки им. М. Горького М. Э. Карпова: в целом к началу учебного года библиотека готова.
- Как только в библиотеку поступят приказы о зачислении, все первокурсники будут автоматически включены в число пользователей, для них будут подготовлены, а затем выданы читательские билеты со штрих кодом. В ближайшей перспективе – переход на электронные читательские билеты. Одновременно с читательским билетом пользователю выдается логин и пароль для бесплатной работы с электронными ресурсами, на которые университет выделяет в последние годы более 40 миллионов рублей ежегодно. Правила работы с лицензированными ресурсами опубликованы на сайте библиотеки.
- Выдача учебников на первый семестр обычно происходит в последнюю неделю августа. Чтобы не создавать длинных очередей, планируется составить соответствующее расписание по студенческим группам.
М. Э. Карпова отметила, что пока не все новые образовательные программы полностью обеспечены обязательной учебной литературой в соответствии с предъявляемыми требованиями. Для достижения этой задачи необходимо, чтобы сотрудники библиотеки имели информацию о перечнях обязательных и дополнительных учебников, содержащихся в рабочих программах всех читаемых дисциплин. Но он не всегда указывается. Поэтому сотрудники библиотеки не имеют полных сведений о том, какие учебники нужны для комплектования.
В СПбГУ уже четвертый год проводится инвентаризация всего библиотечного фонда. О том, как долгое время часто хранились университетские книги, на ректорских совещаниях уже говорилось. Предварительный анализ ситуации показал, что из научного и учебного оборота была выведена значительная часть фонда библиотеки: более 500 тысяч книг были вывезены в мешках на склад в ПУНКе, совершенно не предназначенный для их хранения, часть газетного фонда, библиотека Бестужевских курсов, библиотека Общества естествоиспытателей. То же относится к 100 тысячам книг, долгое время валявшимся в подвале здания, где проводятся занятия по физической культуре, книгам, купленным руководителями различных подразделений на средства грантов и не прошедшим централизованный учет, и т. д. Только в помещениях кафедр Университета в настоящее время находится около 185 тысяч экземпляров различных изданий. Ведется работа по созданию единого учетного каталога всех книг, хранящихся в СПбГУ. Здесь необходимо подчеркнуть, что некоторые сотрудники Университета передают на временное ответственное хранение (с правом возвращения) в библиотеку свои собственные книги. (Сейчас на ответственном хранении в библиотеке СПбГУ находится значительное количество личных книг, что позволяет использовать их в учебной и научной работе всеми универсантами).
По итогам выступления М. Э. Карповой и. о. ректора И. А. Горлинский дал поручение проректору по учебно-методической работе Н. В. Каледину завершить до конца текущего года работу по формированию общеуниверситетской базы рабочих программ учебных дисциплин, содержащих полный перечень обязательной и рекомендованной литературы, что позволит целенаправленно осуществлять закупку учебников и учебных пособий в масштабах университета. Касаясь проблемы инвентаризации библиотечных ресурсов СПбГУ, он отметил, что в течение многих лет в университете учебная и научная литература закупалась разрозненно различными должностными лицами, хранилась по разным правилам, часто без надлежащего учета (полная инвентаризация библиотечного фонда последний раз была проведена более 50 лет назад, что является грубым нарушением финансово-хозяйственной дисциплины), это делало значительную часть ценнейшего библиотечного ресурса недоступной для большинства сотрудников и студентов. Некоторые коллекции были переданы в дар и тоже, в большинстве своем не были надлежащим образом учтены, а потому не были доступны для всех желающих. В 2007 году в соответствии с приказом проректора по научной работе была начата работа по полной проверке библиотечного фонда СПбГУ. Наша цель заключается в том, чтобы ввести полностью этот огромный ресурс в учебный и научный оборот университета. Тоже самое можно сказать и о научном оборудовании, информационных и иных университетских ресурсах. В связи с этим соответствующим проректорам даны поручения интенсифицировать эту работу.
Проректор по эксплуатации материально-технической базы СПбГУ Г. С. Васильев: подготовка общежитий к началу учебного года делится на два этапа. Первый — это получение санитарных паспортов. На общежития, расположенные на Васильевском острове, паспорта уже получены. До конца недели они будут получены на остальные общежития СПбГУ. Вторая часть — это постепенное улучшение быта студентов.
- В стадии ремонта находится общежитие № 10 в Петергофе. Вплоть до июня этого года подрядчик выполнял проведение ремонтных работ по графику и должен был закончить к 10 августа 2011 года. Однако в июле подрядчик выбился из графика. Ему направлены претензии. Исходя из сложившейся на данный момент ситуации, к 20 августа под заселение студентов в общежитии № 10 будут готовы восемь этажей. К 15 сентября еще четыре этажа. После завершения ремонта это общежитие примет 900 студентов.
- Мы рассчитываем, что установка оборудования на детской площадке в Петергофском студгородке завершится до конца августа. Выбор места для детской площадки будет согласован с представителями студсоветов факультетов и студсоветов общежитий. К началу учебного года по просьбам студентов будут установлены дополнительные урны, скамейки, организованы места для курения.
- Как уже говорилось ректором на ректорских и ректорских совещаниях, ректором принято решение, что все места в городских общежитиях, которые ранее традиционно отводились под поселение участников научных конференция, также будут отданы под поселение студентов. Это добавит еще 45 мест в общежитии № 3 на улице Кораблестроителей, д. 20. С начала этого учебного года в общежитие № 18, где до сих пор проживали только студенты-юристы, будут заселять также обучающихся на других образовательных программах СПбГУ.
- Администрация вуза также работает над вопросом изменения статуса общежития № 19 на Капитанской улице на Васильевском острове. В средине 1990-х годов Университету было передано знание на Капитанской улице со статусом «общежитие гостиничного типа». До 2008 года руководством Центра русского языка и культуры СПбГУ на основании доверенности возглавлявшего тогда университет ректора данное здание эксплуатировалось как гостиница. За счет средств от приносящей доход деятельности руководством Центра в здании были проведены незаконные перепланировки, затронувшие, в том числе, и несущие конструкции. Руководство Центра также изменило внешние границы здания, в результате чего в настоящее время оно занимает землю, не принадлежащую СПбГУ. В силу этих обстоятельств университет получил отказ на выдачу технического паспорта, что не позволяет пока изменить статус общежития. Сейчас готовятся соответствующие технические решения, будет заказан проект по восстановлению первоначальных границ и планировки здания. Вместе с тем найдено организационное решение, которое позволит осуществить поселение на все имеющиеся места (440) студентов, обучающихся по основным образовательным программам уже начиная с 25 августа этого года. Таким образом, общее число мест для поселения студентов в ВУНКе в этом году увеличится на 485 мест.
- Осуществляется переход на новую схему уборки. В текущем году университетом получен положительный опыт передачи уборки помещений и территорий на аутсорсинг. Принято решение распространить этот опыт на студенческие общежития. Первый аукцион уже состоялся. 1 августа подписан договор, в соответствии с которым с 1 сентября 2011 года по 1 января 2012 года общежития в ПУНКе будет убирать внешний подрядчик. Мы обратились к студентам и студсоветам общежитий с просьбой направить своих представителей в комиссию по контролю качества уборки. Нам важно получать информацию с мест обо всех конкретных фактах невыполнения подрядчиками своих обязанностей.
См. также: Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 7; от 27.04.2015, п. 10.
Об итогах университетского конкурсного отбора заявок в РФФИ на развитие материально-технической базы научных исследований
И. о. ректора И. А. Горлинский напомнил, что речь идет о возможности подать по правилам РФФИ только одну такую заявку от университета. В силу этого, при наличии нескольких заявок внутри университета встает вопрос о критериях выбора той, которая и будет представлена от СПбГУ. Как уже ранее сообщалось проректором по научной работе было принято решение формализовать процедуру отбора заявок в замен существовавшей практики негласных договоренностей и согласований. 27 июля 2011 года был издан приказ, и. о. проректора по научной работе СПбГУ о конкурсном отборе для РФФИ заявки от университета для создания материально-технической базы научных исследований. Была разработана анкета, содержащая четко формализованные критерии. По сообщению проректора по научной работе Н. Г. Скворцова на внутренний конкурс поступило пять заявок от сотрудников математико-механического, физического, биолого-почвенного, химического факультетов и совместная заявка биологов и психологов. Последняя заявка была исключена из рассмотрения, поскольку не соответствовала условиям конкурса: запрашивалось оборудование на сумму 160 000 рублей при необходимом минимуме в 300 000 рублей. Остальные заявки были сравнены по формальным показателям. Затем члены экспертной комиссии СПбГУ, среди которых, разумеется, не было авторов поступивших заявок, предложили поддержать заявку сотрудников Математико-механического факультета.
И. А. Горлинский поручил Н. Г. Скворцову не только издать соответствующий приказ по итогам состоявшегося конкурса, но и письменно известить авторов невыигравших заявок о мотивах их отклонения конкурсной комиссией.
Запуск совместного информационного проекта с интернет-газетой «Фонтанка»
СПбГУ и интернет-газета «Фонтанка» запустили совместный проект — Дистанционный консультационный центр для абитуриентов и студентов всех вузов РФ. Эксперты СПбГУ ответят на сайте на вопросы, касающиеся поступления и обучения в вузах. Льготы для поступающих, критерии для зачисления, проведение дополнительных вступительных испытаний, перевод из одного вуза в другой, переход с одного направления обучения на другое, с дневной формы обучения на вечернюю и наоборот, предоставление отсрочки от призыва в армию, проживание в общежитии, процедуры отчисления и восстановления, проведение экзаменов и зачетов, досрочной сдачи сессии и условий предоставления академического отпуска — вот далеко не полный список вопросов, по которым специалисты СПбГУ готовы дать квалифицированные разъяснения и ответы согласно законодательству Российской Федерации. Все консультации будут бесплатными. Для получения ответа на интересующий вопрос достаточно заполнить специальную форму, которая размещена на сайте «Фонтанки».
Данный проект можно рассматривать как расширение уже существующего в СПбГУ аналогичного проекта — Центра защиты прав абитуриента.
О переводах и восстановлении
Проректор по учебной работе СПбГУ Е. Г. Бабелюк: в этом году в два раза меньше мест, на которые можно осуществлять переводы из других вузов и восстановления. Данные процедуры проводятся в университете два раза в год — до начала первого и второго семестров. В прошлом году вакантных мест (на бюджетную форму обучения) было около 1300. В этом году их всего 656. По некоторым образовательным программам вакантных мест нет вообще. Скорее всего, это говорит о том, что студенты мотивированы на обучение, хорошо сдают сессии и производится меньшее количество отчислений, например, за неуспеваемость.
По статистике, заявок в университет поступает в среднем около 1000. Ожидается, что их в этом году меньше не станет. Прием заявлений осуществляется до 15 августа 2011 года.
Рассмотрение заявок будет производиться в открытом и прозрачном режиме. Управление по учебной работе уже получило согласие от представителей 10 студенческих советов на участие в работе комиссий по переводам и восстановлениям.
Об организации проведения конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава СПбГУ
Начальник Главного управления администрирования трудовых отношений и документооборотов В. П. Журавлев представил деканам вариант примерного перечня вопросов, которые планируется отразить в приказе об организации проведения конкурсов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава СПбГУ. Однако отклик поступил далеко не от всех деканов. И. А. Горлинский предложил выслать деканам имеющиеся предложения, чтобы они могли высказать свое мнение о них. Проректор попросил деканов проявить активность, так как итоговый документ по этому вопросу должен быть готов 20 августа.
О выплате премий профессорско-преподавательскому составу по итогам 2010/11 учебного года
Деканы всех факультетов уже направили соответствующим проректорам представления на премирование лучших преподавателей, которое осуществляется в соответствии с приказом первого проректора по экономике И. П. Бойко. Премии будут выплачены в августе текущего года (см. также: Материалы ректорского совещания от 21.01.2013, п. 3).
Об участии представителей студсоветов и профкомов (студенческого и сотрудников) в обсуждении и решении вопросов университетской жизни
В связи с представлением председателя профкома, сотрудников и председателя профкома студентов и аспирантов СПБГУ, и. о. ректора И. А. Горлинским приняты следующие решения по расширению участия представителей профкома сотрудников и студенческого самоуправления (студсоветов и профкома обучающихся) в обсуждении и решении вопросов университетской жизни, а проректорам даны соответствующие поручения:
- включать представителей профкома, сотрудников университета и представителя Студсовета СПбГУ в конкурсные комиссии по проведению закупок оборудования и прочих материалов, ремонта зданий, сооружений, оборудования, сдачи помещений в аренду, предоставления услуг и т. д.
- включать представителей профкома сотрудников университета и представителя Студсовета СПбГУ в комиссии по приемке работ и оказанию услуг
- в Комиссию по этике и. о. Ректора СПбГУ И. А. Горлинским направлено письмо с просьбой привлекать к участию в работе комиссии представителя профкома сотрудников и представителя студенческого совета СПбГУ. Проректору Г. С. Васильеву в срок до 20 января 2012 года:
- рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности передачи в управление профкому сотрудников базы на Черном море «Горизонт»
- включить представителей студсоветов факультетов и студенческих факультетских профкомов в факультетские переводные комиссии
- с 2011 года включить представителя студсовета университета в центральную комиссию по переводам и восстановлениям
- с 2012 года включить представителя студсовета и представителя профкома СПбГУ в университетскую Приемную комиссию
- включить представителя факультетских студсоветов наравне с представителями студенческих профкомов в факультетские стипендиальные комиссии, комиссии по материальной помощи
Прорабатываются и другие решения, в частности направленные на предоставление дополнительных возможностей участия в университетской жизни Совета ветеранов и Совета молодых ученых.
Начальнику Юридического управления Пенову поручено подготовить предложения о закреплении наших предложений в новом законе «Об образовании» как общее правило для всех вузов.
Проректору-руководителю Аппарата Ректора И. А. Дементьеву направить ректорам Ассоциации ведущих вузов России предложение принять соответствующее решение Совета.
О создании системы обратной связи
И. о. ректора И. А. Горлинский сообщил, что на сайте СПбГУ будут созданы разделы «обратная связь» с каждым проректором, деканом, руководителем службы. После этого с 23 августа 2011 года в этих разделах можно будет оставить критические замечания и вопросы к должностным лицам. Там же будут публиковаться и ответы проректоров, деканов, руководителей служб, информация о приеме граждан и т. п. Эффективность взаимодействия будет предметом регулярной оценки.