От студенческой практики в научное будущее
Студенты СПбГУ на протяжении многих лет принимают участие в проектах, реализуемых совместно с партнерами Университета, крупными работодателями. Обучающиеся имеют возможность проявить себя в производственных процессах и разработке новых решений и продуктов. Об эффективности такого рода практик рассказала Наталья Казурова, старший научный сотрудник, заведующая аспирантурой МАЭ РАН.
Наталья Валерьевна, среди ваших практикантов есть обучающиеся двух направлений: «Философия» и «Востоковедение». Как вы считаете, могли бы вы также привлекать будущих историков и реставраторов, а также химиков, физиков и материаловедов?
Минтруд запустит механизм для прохождения студенческой практики на портале «Работа России»
Студенты Института истории уже проходят музейную практику в МАЭ РАН. Их проектная работа включает в себя изучение истории старейшей коллекции, отслеживание процессов современного музееведения в России и в мире. Кроме того, студенты знакомятся с нашими экспонатами под руководством сотрудников научных отделов и самостоятельно в медиасреде музея. И в качестве итогового отчета по музейной практике магистранты-историки, обучающиеся по образовательной программе «Этнологическая экспертиза», готовят проект по реэкспозиции этнографических залов музея.
Таким образом мы стараемся развивать коммуникации сотрудников Кунсткамеры и молодого поколения, найти точки соприкосновения между реальными возможностями музейных служб по работе над реэкспозицей и потенциальными ожиданиями посетителей. У студентов есть возможность соотнести теоретические знания в области этнографии и музееведения, полученные в стенах Университета, с реалиями пространств музейных залов.
Расскажите, пожалуйста, в каких проектах принимали участие студенты, проходящие практику в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН.
В отдельных случаях практикантам предлагается в качестве учебного задания построить маршрут обзорной экскурсии или тематической экскурсии по залам изучаемых студентами регионов.
Также во время практики студенты принимают участие в подготовке конференций и мероприятий научного характера, изучают материалы в фондах Библиотеки Академии наук.
Для практикантов подготовлены лекции опытных специалистов профильных отделов, которые знакомят их с историей музея и российской науки, а также особенностями структуры экспозиций МАЭ РАН.
Какие ценные, на ваш взгляд, уроки усвоили студенты благодаря практике в Кунсткамере? Чему их научила работа в крупном музейном комплексе с такой богатой историей?
Прежде всего это углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения базовых дисциплин в СПбГУ; изучение структуры музея и организации рабочего процесса по разным направлениям (научная работа, экспонирование, просветительская деятельность музея), методов руководства и особенностей функционирования музеев в режиме реального времени и в медиасреде; формирование профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, необходимых для научной, практической и организационной деятельности; приобретение аналитических навыков работы с экспозицией этнографических музеев, умение структурировать экскурсионный материал и изложить этот материал грамотным и профессиональным языком посетителям в доступной и увлекательной, но при этом академической манере.
Как вы оцениваете уровень подготовки студентов СПбГУ? Становятся ли некоторые из них в будущем вашими сотрудниками? Какими качествами для этого необходимо обладать?
Уровень студентов СПбГУ в целом можно оценить как высокий. Выпускники СПбГУ — историки, восточники и филологи — приходят в МАЭ РАН после окончания обучения в Университете и являются одними из главных претендентов на места в аспирантуре МАЭ РАН. Эти студенты неизменно демонстрируют высокий уровень профессиональной подготовки, владение иностранными языками (зачастую несколькими), прекрасное знание культуры, этнографии, искусства стран изучаемых регионов, следят за актуальной повесткой, критически мыслят и развивают свои профессиональные навыки.
Проходившие практику в МАЭ РАН выпускники СПбГУ впоследствии иногда становятся сотрудниками научных и вспомогательных отделов МАЭ РАН на регулярной основе.