В СПбГУ состоялось открытие Экологической клиники
Торжественная церемония состоялась в преддверии Всемирного дня охраны окружающей среды и Дня эколога в России.
Для гостей были подготовлены лекторий и мастер-классы, экскурсии и квесты по Ботаническому саду Университета, где также можно было ознакомиться со специальным стендом «Музей вторсырья». Кроме того, во время церемонии открытия прошло финальное голосование за выбор символики Экологической клиники СПбГУ.
Тема экологии близка многим универсантам, отметила в ходе мероприятия первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова: «Когда-то именно наши студенты проявили инициативу по раздельному сбору отходов. В тот момент администрация Университета с воодушевлением поддержала начинание студентов, поскольку мы всегда понимали, как важно думать о природе и экологии».
Наша Экологическая клиника уже прошла период апробации, в ее портфолио ряд успешных проектов. Именно это дает нам возможность сегодня провести торжественную церемонию открытия, рассказав о наших достижениях.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова
Как подчеркнул директор Института наук о Земле, вице-президент Русского географического общества Кирилл Чистяков, открытие Экологической клиники СПбГУ входит в ряд событий, из которых складываются традиции преемственности поколений ученых и исследователей Университета. «Надо отметить, что направление работ, связанных с взаимодействием человека и природы, интенсивно развивалось в Санкт-Петербургском университете еще в XIX веке, — сообщил Кирилл Чистяков. — Например, вся выдающаяся школа отца-основателя отечественного почвоведения Василия Васильевича Докучаева была сконцентрирована на вопросах взаимодействия человека и природы. Его Нижегородская, Полтавская, Особая степная экспедиции и другие начинания создали хорошую экологическую традицию в нашем Университете».
Слово «экология» предложил в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель. Интересно, что его ближайшим ассистентом был знаменитый русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, именем которого Русское географическое общество назвало одну из своих наград.
Руководитель рабочей группы по развитию клинического подхода СПбГУ, руководитель Социологической клиники СПбГУ Майя Русакова оценила Университет как уникальное средоточие новых идей и практик.
«Санкт-Петербургский университет объединяет в себе все лучшее из классического образования, но при этом не боится и экспериментировать. Неслучайно уникальный клинический подход в образовании внедряется именно у нас, — рассказала Майя Русакова. ― Каждая клиника СПбГУ неповторима, но их работа подчинена единому принципу: студенты могут получить практические навыки прямо во время обучения. И на многих направлениях это происходит уже с первых курсов бакалавриата».
Нацпроект «Экология»: 15 регионов начинают новые мероприятия по оздоровлению рек
Для любого выпускника важно иметь подтвержденный трудовой опыт, поэтому основу работы каждой университетской клиники составляют взаимоотношения с работодателями, которые могут ставить задачи перед будущими специалистами. Это могут быть государственные заказчики, коммерческие организации и, конечно, сам СПбГУ.
Наши студенты — это самый потрясающий ресурс Университета. Своим энтузиазмом и нестандартным подходом к решению поставленных задач они двигают вперед и науку, и реальные проекты, и образование.
Руководитель Социологической клиники СПбГУ Майя Русакова
По словам руководителя Экологической клиники СПбГУ, и. о. заведующего кафедрой геоэкологии СПбГУ Ирины Федоровой, еще два года назад, когда клиника только начинала развиваться, многие не понимали, как будет происходить работа в таком формате и каким образом он поможет находить решения для сложных ситуаций в сфере экологии. «Сейчас к нам обращаются как жители Петербурга и Ленобласти, так и различные организации. А наши студенты пытаются решить имеющиеся экологические проблемы, используя весь свой потенциал, и предлагают неординарные решения, казалось бы, простых задач, — поделилась руководитель Экологической клиники СПбГУ Ирина Федорова. — Могу сказать, что отбоя от обращений у нас нет. Число экологических проблем в настоящее время растет не только в России, но и в мире. Люди уже начали понимать, что жить экологично — это не только красиво, но и полезно».
Правительство вложит 9,4 млрд рублей в создание восьми экотехнопарков к 2025 году
С поздравлениями также выступили заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Серебрицкий, учредитель ООО «Тасис» — партнера Экологической клиники СПбГУ Катерина Спирова, и. о. заместителя начальника управления по работе с гимназистами Управления по работе с молодежью Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ Анастасия Жилина, координатор ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «Раздельный сбор» Ольга Лавочкина, директор центра коучинга СПбГУ Мария Дорохина и сами студенты Экологической клиники СПбГУ.
В Экологической клинике студенты и аспиранты проходят практику в уникальном «клиническом формате»: универсанты решают задачи, а также реализуют проекты и мероприятия по запросам внешних заказчиков и подразделений СПбГУ. Заявки поступают как от жителей Санкт-Петербурга и области, так и от государственных учреждений и организаций, которые являются потенциальными работодателями для будущих экологов и других специалистов в области наук о Земле.
По запросам жителей Петербурга и Ленинградской области исследовано мелеющее озеро Сювеярви Всеволожского района, проведено независимое геоэкологическое обследование водных объектов юго-западного района Санкт-Петербурга. В портфолио клиники также находятся разработка экологической тропы в Новгородской области по запросу ООО «Живая рыба» и проект по компостированию листьев в Ботаническом саду СПбГУ.
Кроме проектной и консультационной работы, участники экологических проектов в клинике ведут просветительскую деятельность и популяризируют естественно-научные и экологические знания. Студенты и преподаватели, участвующие в работе клиники, проводят публичные опросы, мастер-классы, выступают с докладами.