Живописные претексты у Тарковского
В СПбГУ состоится лекция Милы Двинятиной «Живописные претексты у Тарковского».
Претексты — это те предшествующие произведения, значимые для произведения последующего, которое, возможно, в широком смысле цитирует их. Мания цитирования — обычный facon de vivre старых мастеров. Осознанная или неосознанная цитатность, стремление к соревнованию в мастерстве, которое становится особенно заметным зрителю, если оно проявляется на схожих сюжетах, темах и приемах, отталкивание от творчества предшественников и либо каноническое следование им, либо революционный разрыв с традицией — все это присуще художникам во все времена.
Мания цитирования у Тарковского точно такая же, как у старых мастеров. Это метод реконструкции мира, это игра, которую невозможно не вести. В кино Тарковский совершает в точности то, что делали художники в живописи. Он выбирает классические сюжеты и вступает в полемическое соревнование с предшественниками, демонстрируя мастерство и умение по-своему подать тему. Он перемещает героев библейских историй в современность. Он практикуется в повторении одних и тех же мотивов, как если бы они не просто были навязчивыми в выражении важнейшего смысла, но являлись бы интересными ему сами по себе. Он повторяет композицию, типажи, жанры, детали избранных авторов и сходных сюжетно или типологически картин. Короче говоря, он ведет себя как художник, у которого вместо кисти, красок и холста, — камера, пленка и экран. При этом в публичных высказываниях всячески отстраняясь от выбранного метода.
Что и зачем он цитирует из живописи, почему не хочет, чтобы это было заметно, для чего зрителю угадывать цитаты или игнорировать их и что думают по этому поводу искусствоведы и кинокритики — в лекции о живописных претекстах у Тарковского.
Спикер
Мила Двинятина — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, киновед, радиоведущая.