Материалы ректорского совещания
Эвакуация обучающихся из общежития СПбГУ
Заместитель ректора по безопасности Д. В. Грязнов сообщил, что 17 октября в 21:40 на центральный пост охраны СПбГУ поступил звонок от неизвестного. Звонивший сообщил, что у него есть информация о проходе в общежитие СПбГУ по адресу: пр. Солидарности, д. 27, человека с гранатой. На место прибыла следственно-оперативная группа, проживающие в этом общежитии были эвакуированы. Сотрудники полиции провели поэтажный осмотр здания. Ночью 18 октября к 03:15 осмотр здания был завершен. Взрывных устройств, взрывчатых веществ и иных предметов, запрещенных к свободному гражданскому обороту, не было обнаружено. Проживающие возвращены в свои комнаты.
По непроверенным сведениям, на вахту звонил сотрудник одного из известных СМИ, который представился работником ФСБ РФ.
Награждение СПбГУ монгольским государственным орденом «Полярная звезда»
12 октября в Петровском зале здания Двенадцати коллегий состоялась торжественная церемония вручения СПбГУ высшей награды Монголии — ордена «Полярная звезда». СПбГУ был награжден этим орденом по приказу (от 15 июня № 98470) президента Монголии Халтмаагийна Баттулги. Орден учрежден в 1936 году и вручается за заслуги перед Монголией, в том числе в области образования (СПбГУ удостоен высшей награды Монголии).
Награду вручила госпожа Одонтуяа Салдангийн — вице-спикер Великого государственного хурала Монголии, председатель парламентской группы «Монголия — Россия» (выпускница ЛГУ 1988 года по специальности «Международная экономика и отношения»). В церемонии принимали участие господин Ганболд Цогсурэнгийн — советник посольства Монголии в Российской Федерации (выпускник 1983 года факультета журналистики ЛГУ), госпожа Бизьяа Раднаа — советник посольства Монголии в Российской Федерации.
Во время выступления ректор СПбГУ Н. М. Кропачев озвучил предложения о сотрудничестве, в том числе:
- о создании совместного с ведущим университетом Монголии при поддержке правительства Монголии онлайн-курса по монгольскому языку, истории и современному положению Монголии
- о создании Монгольского кабинета в СПбГУ при поддержке правительства Монголии
- о приглашении преподавателя монгольского языка для работы в СПбГУ
- об организации встречи с монгольскими предпринимателями и руководителями крупных компаний, представленных на российском рынке, при поддержке правительства и посольства Монголии в России
- о привлечении представителей монгольских компаний и иных организаций к участию в работе советов образовательных программ СПбГУ
- об издании альбома монгольских рукописей из собрания Научной библиотеки СПбГУ
- о создании центра тестирования по русскому языку на базе одного из ведущих вузов Монголии
- об организации взаимодействия монгольской ассоциации выпускников ЛГУ/СПбГУ с Управлением по работе с выпускниками СПбГУ
О текущих проблемах организации учебного процесса. О ходе переселения студентов
За прошедший период в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 33 обращения от студентов и преподавателей (в том числе 10 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы), 21 обращение зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Обращения на различные темы: о возможности дистанционного формата обучения в СПбГУ, возможности выбора элективных дисциплин, возможности получения льгот по оплате обучения, о направлении студентов СПбГУ на Всероссийскую перепись населения (О направлении студентов СПбГУ на Всероссийскую перепись населения, Будет ли реакция на обращение Студсовета по поводу практики в рамках Всероссийской переписи населения?), возможности пересдачи дисциплин в дистанционном формате, порядке выбора темы ВКР, возможности перевода в СПбГУ, о реализации дисциплин с использованием ИКТ для групп по направлениям «Филология» и «История», оформлении академического отпуска, отсутствии результатов сдачи зачета по онлайн-курсу, учебных списках для пересечения границы РФ, замене научного руководителя, внесении изменений в изучаемую образовательную программу «Психология личности», преподавании английского языка для студентов третьего курса по направлению «История». По всем запросам проводятся проверки и оперативно направляются ответы.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в смешанном формате. Обращений, жалоб и замечаний от обучающихся и преподавателей не поступало.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили.
В ходе встречи декана факультета социологии с членами студсовета обсуждались вопросы участия студентов во Всероссийской переписи населения. До сведения присутствующих доведена информация о проведенной совместно с Социологической клиникой СПбГУ работе по подготовке обучающихся по направлению «Социология» к учебной практике, проводимой в форме участия в переписи. Завершается оформление договоров, заключаемых Петростатом с каждым из участвующих в проведении переписи. Внесены изменения в расписание занятий бакалавриата второго и третьего курсов, необходимые для обеспечения возможности совмещать учебный процесс с участием в переписных процедурах. Обсуждены иные вопросы проведения практики в рамках ВПН.
Вопросы в Виртуальную приемную об участии студентов в ВПН обсуждались также во время онлайн-встречи и. о. декана факультета политологии со студентами третьего курса. На все вопросы студентов были даны развернутые ответы и разъяснения. Дополнительных вопросов не возникло. Вопросы студентов-экономистов о прохождении практики в рамках участия во Всероссийской переписи населения разбираются руководством факультета в оперативном порядке.
Во время встречи директора Института наук о Земле с членами студсовета обсуждались текущие вопросы организации учебного процесса, а также возможности восстановления и развития учебно-научной базы «Крымская».
Директор Академической гимназии провела Совет родителей. Выбраны председатель совета и его заместитель.
В службу технической поддержки УСИТ поступают запросы на оказание поддержки при возникновении сложностей с использованием MS Teams. С начала учебного года поступило 126 обращений по вопросам эксплуатации MS Teams, 42 обращения связаны с учетной записью (ошибки первого входа), большинство остальных запросов связаны с методическими вопросами. За последние две недели участились запросы на оказание поддержки пользователей MS Teams на их собственном оборудовании.
Продолжается переселение студентов между общежитиями, на данный момент этой возможностью воспользовались 453 обучающихся (Материалы ректорского совещания от 11.10.2021). По результатам будет принято решение о возможности разрешить перемещения проживающих между корпусами.
Обновление от 20.10.2021. С 21 октября 2021 года перемещение разрешено при соблюдении противоэпидемических мер. Подробнее...
Продвижение образовательных программ СПбГУ в иностранных государствах
В течение осени 2020 года и весны 2021 года, несмотря на ограничения, введенные из-за пандемии коронавирусной инфекции, СПбГУ провел масштабную международную кампанию, направленную на развитие партнерских отношений с иностранными образовательными организациями, повышение узнаваемости Университета в мировом сообществе, продвижение образовательных программ Университета, привлечение наиболее талантливых студентов, увеличение доли иностранных обучающихся с целью повышения конкурентоспособности СПбГУ на международном рынке образовательных услуг.
С октября по декабрь 2020 года сотрудники СПбГУ приняли участие в 14 международных онлайн-выставках, а также организовали и провели 15 вебинаров. Общая аудитория участников осенней серии профориентационных мероприятий составила около 30 000 иностранных граждан. С января по май 2021 года прошло более 50 онлайн-мероприятий с суммарной аудиторией участников около 15 000 иностранных граждан.
Продолжает развиваться сотрудничество Университета с представительствами Россотрудничества в иностранных государствах. В октябре и ноябре 2020 года Университет принял участие в двух международных проектах, направленных на популяризацию российского высшего образования за рубежом. Так, в рамках проекта «За знаниями в Россию», ориентированного на продвижение российских вузов в европейских государствах, были проведены онлайн-выставки в Республике Словении, Румынии, Республике Хорватии, Боснии и Герцеговине. Кроме того, Университет участвовал в выставках в рамках проекта Россотрудничества «Еду учиться в Россию» в Королевстве Таиланд, Лаосской народно-демократической республике, Монголии, Республике Индия. В результате участия в этих мероприятиях Университет был представлен аудитории в несколько тысяч участников в десяти иностранных государствах.
Отмечено, что в рамках развития сотрудничества с представительствами Россотрудничества в иностранных государствах, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, были проведены и мероприятия в очном формате. В частности, 14 мая 2021 года в Минске (Республика Беларусь) прошел День Санкт-Петербургского университета, в рамках которого прошла торжественная церемония подписания Дорожной карты. Этим планом взаимодействия определен перечень ключевых совместных мероприятий для белорусских школьников, студентов и их родителей: проведение Олимпиады школьников СПбГУ, профориентационные лекции, студенческая олимпиада СПбГУ Petropolitan Science (Re)Search и многое другое (СПбГУ расширяет взаимодействие с представительством Россотрудничества в Республике Беларусь). Развитие сотрудничества с представительством Россотрудничества в Республике Беларусь является особо важным ввиду того, что у граждан Республики Беларусь СПбГУ является самым популярным для поступления российским вузом (СПбГУ — самый популярный российский вуз среди абитуриентов Беларуси).
Во взаимодействии с коллегами из российских центров науки и культуры в иностранных государствах весной прошла серия онлайн-мероприятий «Дни СПбГУ в иностранных государствах», таких как Кипр, Япония, Финляндия, Венгрия, Польша, Босния и Герцеговина, Латвийская Республика, Турция, Республика Таджикистан, Сербия, Эстонская Республика, Республика Казахстан, Камбоджа, Республика Беларусь.
Помимо мероприятий Россотрудничества, представители СПбГУ участвовали в других онлайн-выставках образовательных услуг в разных регионах мира. Выставка «Эдуадвайзор», в которой представители Университета приняли участие в октябре 2020 года, охватила страны регионов Северной Африки и Арабского полуострова и собрала около 16 000 посетителей. На выставке «Международное образование» с участием абитуриентов из Народной Республики Бангладеш, Республики Индия, Федеративно-демократической республики Непал и Демократической социалистической республики Шри-Ланка стенд СПбГУ посетили около 1000 человек. На выставке «Международное образование», проходившей в Республике Азербайджан, Грузии, Украине, Республике Беларусь, за четыре часа выставку посетили также около 1000 человек. В ноябре 2020 года на выставке «Международное образование (Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Узбекистан)» образовательными программами и международными проектами Университета заинтересовались более 1500 человек. В ноябре 2020 года прошли выставки, ориентированные на конкретные страны, например онлайн-выставка «Выбирая профессию — выбираешь будущее», которая охватила школьников, студентов и преподавателей из Киргизской Республики (в ней участвовали более 7000 человек), а «Российская образовательная выставка» проходила для слушателей из Монголии (ее посетили около 6000 человек).
В период с октября 2020 по май 2021 года сотрудники Университета организовали и провели серию вебинаров для иностранных граждан на русском, английском, китайском, арабском и испанском языках. Иностранные слушатели получили информацию об образовательных программах, возможностях поступления в СПбГУ, международном образовательном проекте «Онлайн-школа» СПбГУ, об интеллектуальных мероприятиях (Олимпиаде по русскому языку как иностранному, Олимпиаде школьников СПбГУ, студенческой олимпиаде Petropolitan Science (Re)Search), возможностях использования сертификата ТРКИ и многом другом.
Подготовлен план профориентационных мероприятий для иностранных граждан на 2021/22 учебный год.
Организация взаимодействия с выпускниками
В результате совместной работы сотрудников Управления по работе с выпускниками и Управления по связям с общественностью открыт раздел «Выпускникам» на сайте СПбГУ. Там представлена основная информация о возможностях участия выпускников в жизни Университета: это посещение мероприятий СПбГУ, участие в деятельности программных комитетов мероприятий; реализация научных проектов с помощью инфраструктуры Научного парка СПбГУ; участие в партнерских и научных проектах; участие в деятельности советов образовательных программ; членство в составе государственных экзаменационных комиссий и учебно-методических комиссиях; влияние на повышение качества обучения; возможность поделиться практическим опытом с новым поколением студентов и т. д. Активное вовлечение выпускников в деятельность СПбГУ способствует сохранению прочных связей между Университетом и универсантами, что является основополагающей миссией. В разделе «Выпускникам» приведена регистрационная форма, где каждый выпускник может оставить контактные данные, информацию о своем образовании, трудовой деятельности, подписаться на рассылки и т. д. Кроме того, в разделе предусмотрена электронная форма для предложений и инициатив самих выпускников.
30 сентября был издан приказ № 9327/1 «О внесении изменений в приказ от 03.12.2018 № 1699/1 "Об утверждении Регламента организации и проведения научных мероприятий СПбГУ"» (с изменениями и дополнениями), согласно которому в состав программного комитета мероприятия необходимо включать как минимум одного представителя сообщества выпускников СПбГУ. На данный момент ведется совместная работа с Управлением по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами СПбГУ над привлечением выпускников к участию в составах программных комитетов мероприятий: предложено более 90 кандидатур выдающихся выпускников по профильным для мероприятий областям в программные комитеты 24 мероприятий СПбГУ.
Собранная информация по результатам запроса контактов выпускников, состоящих в коллегиальных органах СПбГУ, была проанализирована и систематизирована. Тем самым база данных выпускников пополнилась на более чем 300 выдающихся выпускников.
В соответствии с приказом № 7081/1 от 07.08.2020 «Об утверждении Порядка ежегодного мониторинга трудоустройства выпускников, а также мнений выпускников и работодателей по оценке качества обучения в СПбГУ» совместно с центром мониторинга качества образования СПбГУ и отделом организации практики и содействия трудоустройству были намечены планы взаимодействия в части опросов о трудоустройстве выпускников.
Разработан проект технического задания для создания информационного видеоролика для публикации в разделе «Выпускникам», а впоследствии на сайте новой ассоциации выпускников СПбГУ/ЛГУ. На данный момент разработано пять вариантов сценария видеоролика.
Управлением по работе с выпускниками разработана концепция проекта подкастов. Участники подкастов — преподаватели, выпускники и студенты СПбГУ — в формате дискуссий обсудят актуальные вопросы науки и образования. Помимо проекта подкастов, планируется проводить серии лекций, мастер-классов и встреч для выпускников и студентов на площадках СПбГУ, а также на базе представительств СПбГУ за рубежом.
Проведение профилактических прививок против COVID-19
С учетом неблагоприятной эпидемической ситуации в Российской Федерации в настоящий момент осуществляется «экстренная» вакцинация населения — до достижения уровня коллективного иммунитета. В этой связи с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения до достижения уровня коллективного иммунитета населения необходимо проводить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по эпидемическим показаниям спустя шесть месяцев после перенесенного заболевания (в том числе у ранее вакцинированных лиц) или спустя шесть месяцев после предыдущей первичной вакцинации («экстренная» вакцинация).
В настоящий момент не существует утвержденного маркера (определенного защитного уровня антител). Работы по выработке такого параметра находятся в стадии исследований и пока не приняты, в том числе ВОЗ. Поэтому проводить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 можно без необходимости изучения и учета данных гуморального иммунитета (титра антител).
В связи с сохранением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции и ростом заболеваемости в Санкт-Петербурге вышло постановления главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Башкетовой Н. С. от 12.10.2021 № 3, в котором постановляется, что руководителям образовательных организаций в срок до 15.11.21 необходимо:
- обеспечить вакцинацию работников от новой коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, в срок до 15.12.2021 — вторым компонентом вакцины
- усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок
Вакцинировано должно быть не менее 80 % от общей численности работников (т. к. для формирования коллективного иммунитета (по последним данным) необходимо постоянно поддерживать долю вакцинированных на уровне 80 %).
Постановление не распространяется на лиц, имеющих медицинский отвод от вакцинации, оформленный в соответствии с временными методическими рекомендациями «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19» (заключение врачебной комиссии поликлиники по месту регистрации).
Руководители организаций несут персональную ответственность за исполнение этого постановления.
На ректорском совещании отмечалось, что число заболевших работников СПбГУ выросло в 10 раз за две недели (Материалы ректорского совещания от 11.10.2021). Но в настоящее время вакцинировано только около 50 % работников СПбГУ и лишь 3,5 тыс. студентов из 25 тыс. обучающихся (в том числе 139 из 1800 иностранных студентов, приехавших в Санкт-Петербург). При этом у работников и студентов Университета имеются все возможности для вакцинации: через сайт «Госуслуги», в районных поликлиниках, в центрах вакцинации. Есть договоренность с райздравотделами об организации прививок на территории СПбГУ (но нужна предварительная запись).
Также обсуждались меры стимулирования обучающихся и работников СПбГУ для проведения прививок в ближайшее время (например, участникам ректорского совещания понравилось предложение членов Студсовета СПбГУ: разрешить свободное перемещение между общежитиями только вакцинированным проживающим, проживающим, переболевшим ковидом, и проживающим, имеющим медицинские противопоказания к прививке).
Исполнение графика документооборота первичных учетных документов
Начальник Управления бухгалтерского учета и финансового контроля — главный бухгалтер Е. А. Трофимова рассказала о графике документооборота в СПбГУ. Утверждение графика документооборота в организациях бюджетной сферы установлено законодательством РФ. Основные нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 06.12.2011 №
Для чего нужен график документооборота первичных учетных документов? Федеральным законом
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом и обязательной регистрации в системе бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов, подтверждающих его совершение. Для обеспечения своевременной регистрации необходимо строгое соблюдение сроков оформления и движения первичных учетных документов между службами Университета.
Порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете утверждаются графиком документооборота. График ДО необходимо соблюдать всем лицам, ответственным за составление и обработку документов. Ответственность за соблюдение графика, а также за оперативное и качественное оформление документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, достоверность содержащихся в них данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Для СПбГУ график документооборота первичных учетных документов утвержден приказом от 28.12.2018 № 12919/1, в который приказами № 9937/1 от 10.10.2019, № 13466/1 от 31.12.2019 внесены изменения и дополнения.
График документооборота первичных учетных документов СПбГУ содержит семь разделов:
- Учет нефинансовых активов
- Учет финансовых активов
- Учет расчетов и обязательств
- Расчеты по доходам
- Расчеты по зарплате, пособиям и стипендии
- Отчетность
- Инвентаризация
График подлежит применению сотрудниками тех служб Университета, которые участвуют в соответствующих событиях хозяйственной жизни СПбГУ.
Обращалось внимание на то, что несвоевременно предоставленные первичные учетные документы влекут за собой искажение бюджетной и бухгалтерской отчетности СПбГУ. Поэтому коллегам напомнили о необходимости строгого соблюдения сроков движения документов, установленных графиком документооборота.
Особенно значимость соблюдения графика документооборота проявляется в последние два месяца финансового года, когда поток документов возрастает многократно по сравнению с другими месяцами года. Директорам и деканам поручено провести соответствующую разъяснительную работу среди подчиненных им сотрудников.
Организация работы контрольно-ревизионного управления
Начальник контрольно-ревизионного управления СПбГУ Е. А. Дмитрикова сообщила об основных требованиях к организации внутреннего финансового аудита. Полномочия участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита (ВФА), включая цели и принципы ВФА, определены Бюджетным кодексом РФ. Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита утверждены приказами Министерства финансов РФ. Деятельность контрольно-ревизионного управления СПбГУ регламентирована положением о контрольно-ревизионном управлении СПбГУ (приказ от 22.02.2017 № 1697/1).
В соответствии с планом, утвержденным ректором, в течение календарного года проводятся аудиторские мероприятия и проверки. Положением о контрольно-ревизионном управлении СПбГУ также предусмотрено проведение внеплановых проверок. Если проверки представляют собой форму самоконтроля, то заключения по итогам аудиторских мероприятий направляются в Счетную палату РФ и Федеральное казначейство. С учетом заключений контролирующие органы оценивают эффективность и надежность внутреннего финансового контроля и качество финансового менеджмента СПбГУ. В этой связи существует необходимость задействовать внутренние ресурсы Университета (результаты научной, экспертной деятельности) для повышения качества и эффективности внутреннего контроля.
Деятельность контрольно-ревизионного управления предполагает взаимодействие со структурными подразделениями Университета не только в целях выявления, профилактики нарушений и мониторинга реализации мер по минимизации рисков. Необходимо также привлечение экспертов для разработки методологии формирования программ аудиторских мероприятий и подготовки заключений по узкоспециальным вопросам (финансового аудита, финансового менеджмента, бухгалтерского учета), возникающим в ходе проведения аудиторских мероприятий и проверок. Организация и проведение финансово-экономических экспертиз, в том числе с привлечением независимых экспертов, предусмотрена положением о контрольно-ревизионном управлении.
Кроме того, учитывая направления работы контрольно-ревизионного управления, обозначился ряд вопросов, не связанных с конкретными темами аудиторских мероприятий и проверок. В их числе: оценка эффективности и результативности финансово-экономической деятельности СПбГУ, минимизация рисков финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ, методологическое обеспечение мероприятий внутреннего контроля и аудита в сфере финансово-хозяйственной деятельности, анализ типичных нарушений порядка использования бюджетных средств, роль локальных актов в повышении эффективности хозяйственной деятельности. По этим направлениям было предложено провести исследования в рамках ВКР, мониторинга правоприменения и включить контрольно-ревизионное управление СПбГУ в перечень подразделений СПбГУ, в которые студенты могут быть направлены на практику.
Кадровый состав коллектива Института химии
Продолжается анализ кадрового состава и результатов деятельности коллективов учебно-научных подразделений СПбГУ (см., например, Материалы ректорского совещания от 26.07.2021). На совещании обсуждались кадровый состав и результаты деятельности коллектива Института химии.
Общая численность профессорско-преподавательского состава Института химии в
Возрастные характеристики коллектива таковы, что группа «старше 60» сократилась с 80 в 2016 году до 53 в 2021 году. При этом группа «от 30 до 45 лет», наоборот, значительно увеличилась: с 64 в 2016 году до 105 в 2021 году. Как следствие, средний возраст научно-педагогических работников за пять лет уменьшился с 51,1 до 45,9 года, что говорит о притоке молодежи в коллектив Института химии.
Если провести сравнение коллективов Института химии СПбГУ и химического факультета МГУ, то можно констатировать, что химиков в МГУ в 4,5 раза больше и они «старше» (у МГУ 59,4 % от состава НПР составляют работники «от 45 и старше», в СПбГУ эти возрастные категории составляют только 37,2 % от общего числа НПР).
Важным показателем Программы развития СПбГУ до 2020 года являлась доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень. В СПбГУ значение этого показателя к концу исполнения Программы должно было составить 77 %. С этой задачей коллектив Института химии успешно справился: показатель у них не опускался ниже 95 %. При этом доля молодых докторов наук в 2020 году составляла 13 % против 8 %, необходимых для выполнения Программы развития, а молодых кандидатов наук — 54 % против 30 %, что тоже превышает установленные значения.
Рассмотрены объемы контактной аудиторной нагрузки преподавателей института в разрезе 14 кафедр и межкафедральной лаборатории биомедицинской химии. Наибольшая часть (более 50 %) контактной учебной нагрузки реализуется силами доцентов (наиболее многочисленная группа работников: 79 из 160), меньшую часть несут ассистенты, но это и самая малочисленная группа работников (всего 16 из 160). Средняя контактная учебная нагрузка по всем должностям в последний год имеет тенденцию к росту. Основной объем учебной нагрузки (более 95 %) реализуется постоянным составом научно-педагогических работников Института химии.
На совещании отмечалось, что наибольший доход приносит научная деятельность коллектива института. Объем привлеченных средств от грантов, а также выполнения договоров на НИР и НИОКР в целом возрастает и в 2020 году составил порядка 350 млн рублей в год, что в пересчете на одного научно-педагогического работника дает 2,1 млн руб., хотя в последний год этот рост несколько замедлился.
Проведено сравнение показателей ряда университетов из The Datapoints по конкретной области Physical Sciences, куда входит и химия (а не в целом по университетам). Наибольший интерес представляют показатели, характеризующие отношение количества защит (кандидатских) диссертаций к численности НПР (в эквиваленте FTE), а также к численности выпуска бакалавров.
Количество публикаций научно-педагогических работников Института химии, проиндексированных в наукометрической базе Scopus, возросло в 2020 году (523) и по сравнению с 2016 годом (456), и в особенности по сравнению с 2018 годом, когда наблюдалось значительное снижение показателей публикационной активности (426). Возрастает и количество индексированных в базе Scopus публикаций в расчете на одного НПР (с 2,04 до 2,40). Проанализированы доля публикаций по категориям должностей и по кафедрам, а также средний вклад одного научно-педагогического работника.
Подавляющее большинство членов коллектива Института химии публикуются в области знаний «Химия», хотя среди химиков есть сильные ученые, которые публикуются и в других областях знаний, например в области «Физика». Но в области знаний «Химия» публикуются не только работники коллектива Института химии, но и работники еще девяти коллективов. Из состава Института химии 27 научно-педагогических работников входят в топ-500 по России в этой области знаний, а в первую десятку работников СПбГУ, входящих в топ-20 Университета по области знаний «Химия», — шесть человек из коллектива Института химии, два из коллектива ИНоЗ, один из Научного парка, один из лаборатории «Фотоактивные нанокомпозитные материалы».
Если сравнивать представленность научно-педагогических работников СПбГУ и МГУ в рейтинге по области знаний «Химия», то, безусловно, в количественном отношении МГУ больше представлен в рейтингах Scopus. Однако при переводе в процентное соотношение к общему составу научно-педагогических работников картина меняется: 12,4 % у СПбГУ против 6,0 % у МГУ (в топе РФ), 0,92 % против 0,43 % (в топе вузов мира).
В абсолютных значениях количество публикаций научно-педагогических работников химического факультета МГУ превышает количество публикаций коллектива научно-педагогических работников Института химии СПбГУ почти в три раза (2,83). Однако доля публикаций на одного научно-педагогического работника в СПбГУ выше, чем в МГУ (2,4 против 1,58).
За последние годы средняя цитируемость публикаций коллектива Института химии по области Chemistry немного превысила среднюю цитируемость публикаций всего СПбГУ по области Chemistry. Тем не менее задача состоит в том, чтобы повысить уровень цитируемости в два раза.
Также проведен анализ динамики общего объема стимулирующих выплат работникам коллектива института по годам. Были проанализированы также выплаты за различные виды деятельности, структура премирования. Отдельно рассматривались источники финансирования и распределение доходов по коллективам учебно-научных подразделений.