Около 80 % партнеров СПбГУ оказались готовы принять студентов на дистанционную практику
В каких компаниях проходят стажировки студенты СПбГУ, чего от них ждут потенциальные работодатели и почему развитие у будущих специалистов «мягких навыков» становится все более актуальным для высокотехнологичных компаний, рассказала первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова.
Марина Юрьевна, сегодня информационные технологии, химико-биологические науки и технологии, энергетика, а также машиностроение и промышленность — ключевые высокотехнологичные сферы. Какие у СПбГУ есть работодатели-партнеры в данных сферах?
Санкт-Петербургский университет уже многие годы поддерживает взаимодействие с работодателями в различных отраслях — и важно отметить, что речь не только о вышеперечисленных. СПбГУ — классический университет, с обширным кругом изучаемых дисциплин: на сегодня у нас реализуются более 450 образовательных программ, и по каждому из этих направлений ведется взаимодействие с потенциальными работодателями наших выпускников.
Если говорить о таких высокотехнологичных сферах, как IT, энергетика, фармацевтика и химико-биологические науки, машиностроение, промышленность, — вот лишь небольшой список наших партнеров из этих сфер: ООО «Газпромнефть НТЦ» и ПАО «Газпром нефть», «Роснефть», BIOCAD, «ОДК-Климов», «Объединенная энергетическая компания», JetBrains, «Яндекс», EPAM Systems.
Помимо коммерческих организаций, среди партнеров Университета, конечно, множество учреждений науки — ведь это тоже потенциальные работодатели. Например, петербургское отделение Математического института имени В. А. Стеклова (ПОМИ РАН), НИЦ «Курчатовский институт» — ПИЯФ, Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН, Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН, Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии, Институт физиологии имени И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, Институт высокомолекулярных соединений РАН, Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ в Дубне), Институт электрофизики и электроэнергетики РАН, Крыловский государственный научный центр — партнеров можно перечислять долго.
В общей сложности в этой сфере мы сотрудничаем более чем с 2000 коммерческих компаний, научных и образовательных организаций, органов власти.
Какие программы стажировок сегодня существуют для студентов СПбГУ в данных компаниях? Насколько сложно или легко попасть в такие программы? Сколько студентов ежегодно участвуют в них?
С работодателями-партнерами у СПбГУ заключены договоры об организации и проведении практики обучающихся. Практика — это форма учебной работы, предусмотренная учебным планом основной образовательной программы и расписанием учебных занятий.
Ежегодно более 75 % обучающихся проходят практику в компаниях-партнерах на основании заключенных Университетом договоров, остальные 25 % проходят практику в структурных подразделениях СПбГУ или по месту работы, если они уже работают по специальности. В некоторых компаниях высокотехнологичного сектора экономики существует конкурсный отбор на практику, основные компоненты которого — резюме, средний балл академической успеваемости и собеседование. Дополнительно работодатели-партнеры обращаются в Университет с предложениями для молодых специалистов, информацией об открытых вакансиях, конкурсах и программах стажировок для обучающихся и выпускников. Информация о стажировках, конкурсах и вакансиях публикуется на портале СПбГУ и на страницах профильных учебно-научных подразделений, рассылается на корпоративные электронные адреса обучающихся и размещается в социальных сетях.
Но отмечу, что стажировка — это форма получения опыта профессиональной деятельности вне рамок учебного процесса, она предполагает параллельную с освоением основной образовательной программы занятость. Несмотря на сложности, которые могут возникнуть в процессе стажировки, которая идет параллельно с обучением, такой подход имеет ряд конкурентных преимуществ. Студент достаточно быстро понимает, какие из приобретенных навыков особенно необходимы в ситуации реальной работы. Обучающимся очень важно уметь конструктивно воспринимать критику, с которой можно столкнуться, общаясь с реальными работодателями и решая реальные задачи. Именно так студент сможет определить, каких компетенций ему пока не хватает, и сосредоточиться на них совершенствовании в процессе обучения.
Как изменилось взаимодействие студентов и компаний во время пандемии? Какие новые форматы пришлось освоить для продолжения этой работы?
Многие наши партнеры оказались готовы к взаимодействию с применением дистанционных технологий. По результатам опроса партнеров СПбГУ из числа крупнейших российских и международных компаний, около 50 % опрошенных (из сфер FMCG (товары повседневного спроса), консалтинга, IT) были готовы к переходу в онлайн, 30 % выжидали и надеялись на нормализацию ситуации (при этом дистанционный формат не отвергали), 20 % отвергали возможность проведения практики дистанционно. Среди наиболее востребованных форматов организации взаимодействия назывались удаленная работа над бизнес- и консультационными проектами, онлайн- и дистанционное консультирование. С инструментарием дистанционных практик ранее активно работали IT-стартапы, так как функции таких компаний в основном распределены территориально и удаленный формат работы является привычным для их сотрудников.
Спрос на каких выпускников СПбГУ сегодня ощущается особенно остро? Из-за развития технологий обработки больших данных складывается ощущение, что во всех высокотехнологичных отраслях нужны именно математики. Так ли это?
Конечно, IT и математика сегодня крайне популярны, но специалисты не только этих направлений интересуют работодателей. Также крайне востребованы наши выпускники — менеджеры, геологи, нефтяники, химики и биологи. Нельзя сказать, что какое-либо одно направление подготовки у нас сегодня является лидером по популярности среди работодателей.
Партнеры-работодатели активно участвуют в формировании учебных планов, входят в советы образовательных программ. Представители компаний проводят лекции, семинары и мастер-классы для студентов, участвуют в комиссиях по приему курсовых и дипломных работ. Такая работа ведется по всем направлениям подготовки, это уже сложившаяся привычная практика для нашего университета.
Но мы постоянно держим руку на пульсе, изучаем запросы работодателей в рамках различных сообществ, проектов, партнерских инициатив. Если говорить о высокотехнологичной сфере, один из примеров такой работы — вступление СПбГУ в Альянс по развитию искусственного интеллекта. В это объединение входят такие компании, как Сбербанк, «Яндекс», МТС, «Газпром нефть», Mail.ru Group, Российский фонд прямых инвестиций. Компании альянса разработали перечень из 36 базовых тематик, необходимых для подготовки квалифицированных специалистов в областях, связанных с искусственным интеллектом и науками о данных. Планируется, что специалисты альянса будут проводить углубленный анализ образовательных программ СПбГУ, соответствующих базовым тематикам. В настоящее время такая работа проводится в пилотном режиме на примере образовательной программы СПбГУ «Программирование и информационные технологии».
Другой подобный пример — партнерское объединение «Лига вузов», организованное компанией «Газпром нефть». В рамках этого объединения студенты СПбГУ получают возможность пройти в компании производственную практику, а преподаватели — получить стажировку, принять участие в обучающих мероприятиях компании или получить грант.
На какие ключевые компетенции сегодня ориентируется работодатель при приеме на работу выпускников вузов?
Большинство работодателей хотят видеть молодых специалистов, готовых к практической работе и уже имеющих определенный опыт работы, хотя бы в рамках обучения в университете. Особенно ценятся такие качества, как обучаемость, способность быстро адаптироваться к различным изменениям, готовность работать в условиях многозадачности и умение работать в команде. То есть «мягкие навыки» востребованы в первую очередь — и это объяснимо, особенно учитывая, что в большинстве крупных компаний всегда есть свои программы корпоративного обучения, позволяющие нарастить сугубо профессиональные компетенции уже после обучения в университете.
Как, по мнению работодателей, за последние пять-десять лет изменился уровень подготовки выпускников? Какие их навыки и знания стали расширяться, а какие нуждаются в развитии?
На этот вопрос единого ответа быть не может. Все зависит от области профессиональной деятельности, предметной области и направления подготовки. Мы стараемся собирать обратную связь от наших партнеров, и, если попробовать составить некий «усредненный» отзыв о выпускниках, работающих в высокотехнологичных сферах, можно сказать, что уровень удовлетворенности качеством их подготовки остается стабильно высоким. Многие партнеры отмечают, что уровень наших выпускников значительно выше среднего по стране.
И глобальный вопрос — должен ли современный вуз делать уже готового сотрудника, заточенного под конкретную компанию? Или его задача заложить твердую основу (эрудицию, определенный склад ума, навыки обучения и поиска информации и так далее), чтобы выпускник уже самостоятельно добирал недостающие компетенции на своем рабочем месте?
Если работодатель смог с первых курсов заинтересовать студента, а такая возможность в СПбГУ есть — через определение тем курсовых работ, участие в проектах компании, организацию практик и другие инструменты, то он сможет получить практически готового сотрудника, обладающего всеми необходимыми навыками и понимающего корпоративную культуру.
Однако мы стараемся искать баланс между интересами компании-партнера как представителя отрасли и интересами студента, который имеет право на высокий уровень образования, позволяющий ему выбирать дальнейшее место работы, не останавливаясь на одном-единственном варианте.
Безусловно, необходимо качественное образование, которое закладывает основу, но при этом формирует человека умеющего и готового продолжать учиться и повышать свой профессиональный уровень, а также владеющего в полной мере «мягкими навыками».
Миссия СПбГУ — готовить компетентных высококвалифицированных специалистов, потенциальных руководителей. Тех, кто не только имеет узкоспециализированные знания и навыки, но и понимает системную организацию явлений на основе широкого кругозора и эрудиции, умеет учиться и работать с информацией и на основании этого может предложить решение для самых разных фундаментальных и прикладных задач.