Эксперт СПбГУ: работники знаний больше удовлетворены жизнью, чем информационные служащие и работники физического труда
Как сотрудники адаптируются к изменениям в условиях цифровизации, и влияет ли характер труда на субъективное благополучие? Об этом ученые СПбГУ рассказали на секции «Дизайн труда в цифровой экономике» в рамках IV Санкт-Петербургского международного форума труда.
Ассистент кафедры эргономики и инженерной психологии СПбГУ Владимир Грицков вместе с Ириной Вартановой из Института исследования будущего (Стокгольм) провел исследование, посвященное управлению человеческим капиталом. Ученые сделали выводы о возможной корреляции характера труда и субъективного благополучия. Основные гипотезы экспертов подтвердились. Во-первых, у работников знаний (специалисты в областях физики, математики, прикладных наук, наук о здоровье и других) уровень удовлетворенности жизнью выше по сравнению с информационными служащими и работниками физического труда. Во-вторых, более высокий уровень удовлетворенности жизнью работников знаний по сравнению с информационными служащими и работниками физического труда частично объясняется более высоким уровнем удовлетворенности работой. В-третьих, доход, автономия и дисбаланс между работой и личной жизнью частично опосредуют связь между характером труда, удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью.
Модераторы мероприятия — профессор СПбГУ Сергей Маничев и профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Тахир Базаров — поделились результатами исследований о способах адаптации сотрудников организации к изменениям, в особенности — связанным с цифровизацией.
Начал дискуссию профессор Базаров, выступив с докладом о стилях реагирования на изменения при внедрении современных форм дизайна труда со стороны руководства компании. Главной проблемой цифровизации с точки зрения организационной психологии спикер назвал противоречие между скоростью технологических решений и динамикой организационных изменений.
Изменения становятся непрерывным и постоянным процессом, в который вовлекается весь персонал. Мы уже не рассматриваем организации как стабильный объект. Это непрерывные потоки. В изменениях крайне важна «человеческая составляющая» процесса изменений — поведение сотрудников.
Профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Тахир Базаров
В исследовании рассматривалась роль руководителей в процессе изменений «сверху». Психологами был разработан концепт стилей реагирования на изменения, которых было выделено четыре. Среди них: «консерваторы», реагирующие на изменения раздражением, тревогой и упрямством; «реактивные», которые отвечают стрессом, отрицанием и неверием в свои силы; «реализаторы», готовые идти на риск; «инноваторы», испытывающие возбуждение и желание экспериментировать в преддверии изменений.
Профессор СПбГУ Сергей Маничев дополнил коллегу и представил свое исследование, которое демонстрирует, как на цифровизацию реагируют сами работники, какие изменения происходят «снизу».
Идеальный случай: когда работники проявляют инициативы, и существует механизм, который интегрирует эти инициативы в изменение процесса работы и организационные изменения.
Профессор СПбГУ Сергей Маничев
Для благоприятных изменений необходима проактивность работников — способность смотреть в будущее и быть готовым к изменениям. Проактивность лежит в основе современного дизайна работы, то есть содержания, структуры и организации задач и деятельности работника: от характеристики задач и знаний до социальных характеристик и эргономики рабочего места.